Геворк Исаханян: Правительство, которое допустило поражение и предательство в Карабахе, должно понести ответственность
О борьбе с терроризмом, ситуации в Карабахе, двойных стандартах Запада, воспитании молодого поколения газете «Ноев Ковчег» рассказал Геворк Исаханян, генерал-майор запаса, Герой Российской Федерации, заместитель начальника штаба ВВПОД «Юнармия».
– Геворк Анушаванович, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Карабахе? Точка в «Карабахском вопросе», по Вашему мнению, поставлена?
– Воздержусь от политических оценок. Для меня, как военного человека, важно, что прекращены боевые действия, мирные люди возвращаются в свои дома, восстанавливается инфраструктура, налаживается обеспечение населения продуктами и товарами. Это позитивные шаги.
Что касается точки в «Карабахском вопросе», на мой взгляд, она не поставлена. Думаю, что решение «Карабахского вопроса» находится на начальной стадии, первом этапе. Проблема очень сложная, и нельзя решить ее сразу, сев за стол. Процесс будет тяжелым, трудным. У всех сторон, его участников, должны присутствовать воля и понимание. И еще одно – желание. Иногда есть и воля, и понимание, а желание отсутствует.
– Почему?
– Потому что есть кто-то, кто не хочет, чтобы процесс был урегулирован. И этот кто-то воздействует на желание и волю его участников. Именно в этом состоит самая большая сложность.
– Кого Вы имеете в виду под словом «кто-то»?
– В первую очередь США. Основная цель американской политики – Российская Федерация, а Закавказье – ее «подбрюшье». Тактика США не нова: организация разного рода конфликтов, создание проблем и условий для того, чтобы в этой части мира было постоянно «горячо». Эта тактика применялась США и во времена Советского Союза – создавать те или иные проблемы, отвлекать страну на решение локальных проблем, от достижения главных задач и стратегических целей. Думается, что в обозримом будущем США эту тактику менять не станут.
В странах функционируют различные фонды, некоммерческие организации, ведется пропаганда в средствах массовой информации, цель которых одна – сделать послушными и управляемыми государства, вынудить их выполнять задачи, полученные от США. Мы наблюдаем применение этой тактики в соседних с Россией государствах. Дается команда из-за океана, и она строго выполняется. Не видит эту проблему только тот, кто видеть ее не хочет. Закавказье сегодня – не единственная такая «горячая» точка у границ
России.
– Участие террористов в Карабахской войне – признанный факт. Сегодня появляется информация, что на занятых азербайджанской армией территориях Карабаха планируется расселять их семьи…
– Да, террористы участвовали в войне. В средствах массовой информации назывались даже конкретные цифры воевавших в Карабахе радикальных исламистов – от 2 до 5 тысяч.
Эти террористические силы выполнили задачу, которую им поставили те, кто их привлек. Но сегодня эти боевики – практически отработанный материал. Конечно, их могут использовать и дальше. Но это будет проблематично уже для самого Азербайджана.
– По какой причине?
– Дело в том, что террористы – это те, кто занимается исключительно одним – убийством. Террористы могут только убивать, грабить, делить. Последние лет десять эта уже значительная мировая группировка занята лишь этим «делом». Эти люди не могут возделывать землю, жить на ней вместе с семьей. Но самое главное, они такой жизни не хотят.
Но предположим, что карабахские земли все же заселят террористами. Что дальше? Все стороны подписанного соглашения взяли на себя определенные обязательства. И придется нести ответственность за конфликты, которые начнут возникать. А они однозначно появятся. В этих планах «заселения», мне думается, есть большая доля психологической накачки. Но если все же это произойдет, то станет, с моей точки зрения, неумным решением.
– Вы воевали с террористическими группировками на Северном Кавказе, за мужество и героизм в борьбе с ними удостоились звания Героя Российской Федерации. Как победить террористов сегодня? Тактика борьбы с ними изменилась?
– Конечно, все меняется. Известные события на Северном Кавказе имели место 20 лет тому назад и даже больше. Те хозяева, которые обучают террористов сегодня, дают им новые инструкции. Неизменно одно – террористы как были бандитами, так бандитами и остались. Другой стала тактика их использования.
Второй и очень важный момент – появившиеся в последние годы новые технические средства. Войны в окопах, как во времена Великой Отечественной войны, больше нет. Сегодня побеждает тот, кто проводит разведку, кто предвидит и кто заранее принимает решения.
В Карабахе террористы под руководством турецких военных четко выполняли их команды.
– С террористической угрозой в наше время борется весь мир. Почему, по Вашему мнению, международная общественность не отреагировала на присутствие исламистских террористических групп в Карабахе?
– А разве была надежда, что Запад отреагирует? Вот, например, действует Нормандский формат по урегулированию ситуации на востоке Украины. Обсуждаются вопросы на протяжении уже 6 лет. А что сделали европейские страны, члены Нормандской четверки для того, чтобы реализовать ими же принятые решения?
Двойные стандарты Запада действовали ранее и действуют сегодня. Вспомним, что происходило в США во время последних президентских выборов! Но это происходило в Америке. А если аналогичные события происходят в любой другой стране, США открыто вмешиваются.
Никакого осуждения использования террористов в Карабахе со стороны Запада не было и быть не могло. Так было еще сто лет назад, и убежден, что будет всегда.
– Азербайджан стремится добиться расформирования армии Карабаха. Что необходимо сделать, чтобы обезопасить мирное население?
– Как военный человек, я четко понимаю, что, прежде всего, надо оценить эту информацию и только после этого может быть принято конкретное решение. Сегодня такой информации у меня нет. И комментировать непроверенную информацию некорректно.
Другой вопрос – безопасность тех людей, которые живут в Карабахе. Это ответственность, в первую очередь, местных властей Карабаха, а также руководителей Армении. Во время войны они заявляли, что контролируют ситуацию. После войны говорят, что восстановят Карабах «своими силами». Как говорят в армии, «если у тебя хватает смелости что-то сказать или сделать, то должно хватить мужества ответить за сказанное или сделанное». Надо отвечать за свои слова.
К великому сожалению, я не наблюдаю конкретных дел, а вижу, что власти ведут политическую борьбу между собой. Что-то делят. Первоочередные задачи никто не решает и не хочет решать, тем более стратегические, главные. Я убежден, что у людей, которые вернулись на свои земли, а их около 55 тысяч, не все гладко. Их надо трудо-
устроить, предоставить возможность наладить жизнь.
Среди наших соотечественников немало людей, занимающихся бизнесом. Где эти люди, которые могли и должны были бы помочь Карабаху в этом? Не менее важно, дадут ли этим людям такую возможность? Не все и не всегда хотят слышать людей, которые знают, что и как надо делать и, главное, делать готовы. И я думаю, что не хотят этого намеренно. В решении любой гражданской или военной задачи есть два подхода: первый – выполнить стоящую задачу, второй – попытаться обосновать, почему не выполнил. Если есть желание, любой вопрос можно решить.
– Кто, по Вашему мнению, должен отвечать за ситуацию, в которой оказалась Армения?
– Народ Армении должен призвать премьер-министра и его команду к ответу. Народ должен встрепенуться, в его рядах много достойных, мыслящих людей, которые могут проявить себя.
НКО, действующие сегодня в Армении, их заокеанские хозяева не допустят прихода к власти патриотических сил. Почему в Армении, такой маленькой стране, число сотрудников посольства США насчитывает 2,5 тысячи человек? Они там для того, чтобы выполнить то, что сегодня произошло.
– Сегодняшняя власть, выполняющая задания западных хозяев, должна оставаться в стране, по Вашему мнению?
– Правительство, которое допустило поражение и предательство в Карабахе, должно понести ответственность. Перед кем? Перед армянским народом. Но сегодня сместить власть тем путем, которым она пришла, невозможно. Ни гражданская война, ни военный переворот для Армении неприемлемы.
Из истории знаю, что основная проблема Армении заключалась даже не в наличии внешнего врага, а в слишком острых внутренних противоречиях. Как говорится, два армянина, но три мнения.
Исходя из того, как была провалена операция в Карабахе, можно сделать вывод, что в республике нет сегодня военных, способных что-либо предпринять. Может быть, они и есть, но им не позволили сделать то, что они хотели и могли, прежде всего, верховный главнокомандующий.
– Как долго может продолжаться такое положение вещей в стране?
– Думаю, недолго, максимум год-два. И если ситуация не изменится, последствия будут трагическими.
– Надежда на оптимистический сценарий, по Вашему мнению, есть?
– Я верю в мудрость армянского народа, хотя червоточина очевидна. Наши предки всегда находили выход, говорили, что худой мир лучше доброй ссоры. Надо искать пути.
Государство, которое «зажато» со всех сторон, не может усидеть на двух стульях. Это может позволить себе средняя по масштабам и возможностям страна. Армения – маленькая республика, и ее возможности ограничены.
Где желание народа объединиться? Где армянская интеллигенция? Где те силы, которые выступают за единство? Где человек, который сможет объединить нацию? Вот к этому должен стремиться народ.
– Расскажите о всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом общественном движении (ВВПОД). Каковы его цели, кого оно объединяет.
– Это движение было создано в соответствии с решением министра обороны Сергея Кужугетовича Шойгу и по согласованию с президентом страны. 28 мая 2016 года движению был дан старт. В этом году мы отмечаем 5-летний юбилей ВВПОД.
Сегодня движение объединяет 800 тысяч ребят. Они занимаются в первую очередь самообразованием. Им предоставляются для этого широкие возможности. Мы понимаем, что молодежь стала другой, другой стала и ситуация, причем достаточно сложная, и в этих условиях военно-патриотическое движение взяло на себя задачу воспитания молодого поколения.
В Москве мы создали модульные программы, которые дают ребенку возможность заниматься тем, что ему не может предоставить школа. Это и преодоление чрезвычайных ситуаций, и прыжки с парашютом, и морское дело, в том числе выживание на воде. Это авиаконструкторство, создание коптеров. Участие в музыкальном ансамбле, где с ребятами занимаются профессиональные педагоги. Дети могут посещать роту почетного караула Преображенского полка. Лето они проводят в специализированных лагерях, где учатся дисциплине и, конечно, отдыхают. Уже традицией стало участие юнармейцев в парадах на Красной площади. Можно с уверенностью сказать, что в Москве без участия юнармейцев не проходит сегодня ни одно значимое общественное мероприятие.
Присоединиться к движению может каждый ребенок, начиная с 8 лет. Большинство ребят общаются друг с другом теперь через телефоны. И в юнармейских отрядах мы учим их живому общению, говорить и слушать друг друга.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии