№3 (336) март 2021 г.

Шушинский музей ковров – один из немногих спасшихся

Просмотров: 4394

Интервью газете «Ноев Ковчег» основателя Шушинского музея ковров, бывшего советника президента Республики Арцах Вардана Асцатряна.

– Г-н Асцатрян, Вам удалось вовремя вывезти ценную коллекцию старинных ковров из своего музея в г. Шуши, перешедшего в ноябре прошлого года под контроль противника. Расскажите, пожалуйста, как это происходило и где сейчас хранятся экспонаты музея?

– Да, действительно, нам удалось эвакуировать экспозицию музея за пару дней до падения Шуши. Ситуация сама подсказывала о необходимости подобных действий: боевые подразделения Азербайджана приблизились к городу Шуши на расстояние порядка 4–5 км; по городу, кроме артиллерийского обстрела, били уже оперативно-тактическими ракетами, одна из которых взорвалась вблизи здания музея и выбила все стекла и двери. У меня уже не оставалось другого выбора. Я позвонил министру образования и культуры Лусине Караханян и попросил предоставить транспорт для эвакуации экспонатов музея. Эвакуацию решили провести ближе к ночи, незаметно для вражеских беспилотников. Все делалось в большой спешке. Машина из Шуши выехала в Ереван. Сам я не поехал. Экспозиция музея была сдана на хранение в Национальный музей Армении.

Хочу отметить важную составляющую всего этого. Все участники процесса эвакуации действовали слаженно и проявили высокую порядочность. Учет количества экспонатов не велся, и при этом не было утеряно ни одного экспоната.

Особенно хочу отметить профессиональную работу министров образования и культуры Республики Арцах и Республики Армения, директора музея «Тигранакерт» Гамлета Петросяна, который настаивал на необходимости эвакуации музея ковров, директора и сотрудников Национального музея Армении, а также водителя машины, который в одиночку довез все в целости и сохранности до Еревана.

– Могли ли Вы предположить падение города-крепости Шуши?

– Из Шуши мы не эвакуировали фонд нашего музея ковров. Это порядка 120 ковров и карпетов, изделия Бронзового и Каменного веков, керамические сосуды, датируемые периодом до нашей эры (порядка 90 штук), оружие и домашняя утварь, датируемые XVII–XX веками, и т.п. У меня была еще надежда, что все образуется. Не были эвакуированы также экспонаты четырех других музеев Шуши. Все это говорит о том, что падение Шуши сложно было предположить.

– Известно, что ковроделие испокон веков было народным ремеслом в Арцахе. Девушку, не умеющую искусно ткать ковер, трудно было выдавать замуж. Как обстояло дело с ковроделием в Шуши?

– В Шуши работала фабрика компании «Карабах карпет», где ткали традиционные арцахские ковры. Также действовало несколько мастерских, в которых детей обучали ковроткачеству.

Наш музей постоянно проводил мастер-классы по ознакомлению и обучению молодого поколения орнаментальной стилистике и символизму в старинных коврах.

Каждый год Министерством культуры в Шуши организовывались поощрительные конкурсы на лучшие ковровые изделия, сотканные мастерицами по всему Арцаху.

– Сегодня со стороны официального Баку ведется активная пропаганда относительно исторической принадлежности Шуши. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Об исторической принадлежности Шуши говорит количество исторических памятников и армянских кладбищ в городе и по всем его окраинам. Конечно, есть там и мусульманское кладбище, но оно несоизмеримо мало. После увиденного никаких вопросов не должно возникнуть.

А если обратиться к топониму Шуши или Шуша, то ответ о принадлежности также не вызовет сомнений. На территории Ирана имеется древний город Шуш (Шуши, Шуша, Сузы, Суза). В словаре Брокгауза и Ефрона про город Шуша (Суза) сказано, что название города дано в честь цветка лилии, который имеет геральдическую составляющую. В армянском языке «лилия» переводится как Шушан или Шуши.

– Есть информация о том, что Турция намерена открыть в Шуши образовательное учреждение националистического толка. Какие угрозы, на Ваш взгляд, несут в себе подобные планы азербайджано-турецкого тандема?

– 100 лет назад Шуши также был взят турками, и при этом армянское население города было истреблено. Фактически город был оккупирован и населен преимущественно мусульманами, которые при советской власти стали «азербайджанцами». Нынешние события являются продолжением того периода и воплощением идей Турции по объединению тюркского мира до Сибири включительно. И я до сих пор не могу понять, почему власти России допустили подобное развитие событий, а не ввели миротворческие войска пораньше.

А учреждения националистического толка в условиях победоносной эйфории у азербайджано-турецкого тандема будут расти как грибы после дождя, и непонятно, как будут сосуществовать армянский и азербайджанский народы на фоне ненависти, которую постоянно подпитывают подобной деятельностью.

– Каким Вам видится будущее Шуши? Есть ли шанс возрождения былого армянского духа в историческом культурном центре края?

– Около 30 лет назад нашему народу удалось освободить город Шуши после 70-летней оккупации. Наш народ был организован, уверен в правильности выбранного пути и сплочен вокруг идеи независимости. Нам удалось освободить Арцах и де-факто стать независимыми, но близорукая политика руководства нашего народа, постоянные политические кризисы, непонятная борьба за власть, повсеместная коррупция привели к данному раскладу. После всего этого у нас не наступает политической стабильности, а постоянная политическая борьба между властью и оппозицией еще более усугубляет данный процесс. Это крайне недопустимо.

Армянский народ на протяжении всей истории много раз попадал в сложнейшие ситуации, но благодаря цивилизованному укладу нашего народа, сформированному на протяжении многих веков, нам удавалось возрождаться. Я уверен, что благодаря своим человеческим качествам армяне сумеют самоорганизоваться, преодолеют политический кризис и наконец-то пойдут дорогой развития и процветания.

Беседу вел Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты