№3 (336) март 2021 г.

Возрождение собственной авиации откладывается

Просмотров: 7326

Армения: между российской авиацией и транзитом через Азербайджан?

С 1 февраля до 1 марта 2021 года включительно Армения и Россия в рамках пилотной программы возобновили авиасообщение, позволяющее вылетать гражданам РА с отрицательным тестом на Covid-19 российскими авиалиниями, поскольку собственная гражданская авиация у нас не существует уже около восьми лет. Несколько позже на своей странице в Facebook заместитель генерального директора авиакомпании «Армения» (с представительством в Москве) Геворг Хачатрян поделится информацией о том, что их авиаперевозчик тоже получил разрешение на регулярные пассажирские рейсы Ереван – Москва – Ереван, которые будут осуществляться четыре раза в неделю. Правда, попытки найти свободный билет по онлайн-регистрации почему-то всегда завершались лаконичной фразой: «Полет не найден».

«Открытие воздушного коридора можно считать нашей инициативой, которая нашла поддержку со стороны российских коллег. Надеюсь, что в скором времени восстановится весь объем пассажирских перевозок, что очень важно для туризма и наших граждан, которые работают в России», – заметил на заседании правительства глава кабинета министров РА Никол Пашинян. Впрочем, обнадеживающая перспектива «скорого времени» пока оставляет больше вопросов, чем ответов на них. Например, почему воздушные ворота открылись всего на месяц, да и то не в самый удачный туристический сезон для россиян и не в самый благоприятный период для армянских гастарбайтеров? Хотя, судя по пассажирам в ереванском аэропорту Звартноц, сегодня вылетают не только мастера-одиночки, но и их семьи. Во-вторых, почему средняя стоимость билета в первые дни февраля колебалась от 60 до 90 тысяч рублей? В былые времена по акции его можно было приобрести за 3-5 тысяч рублей. Правда, к третьей декаде месяца цена немного упала. Теперь в случае предварительного заказа билет можно приобрести в пределах 30-60 тысяч рублей, о чем не раз писали пользователи ФБ, выставляя в подтверждение скриншоты. В-третьих, почему не была четко отработана интерактивная система по ковидным справкам, из-за чего группа людей, улетевших в первые два дня, была депортирована обратно из Москвы в Ереван. И это несмотря на то, что виртуальный документ у них, как и требовалось, был внесен в мобильное приложение «Путешествую без Covid-19», на что тоже ушло немало времени. Кстати, спустя несколько дней в действующий регламент решением правительства РФ были внесены изменения, где отмечалось, что «иностранным гражданам въезд на территорию Российской Федерации разрешен только при предъявлении распечатанного медицинского документа (на русском или английском языках), подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за 3 календарных дня (72 часа) до прибытия в Российскую Федерацию». Комментарии тут излишни, поскольку в столь быстрой смене электронного носителя информации на бумажный просматривается банальное неуважение к пассажирам

Можно и дальше привести массу странных примеров, но ответа на них все равно не будет. Прокомментировать эти нестыковки не решились ни политологи, ни чиновники госструктор, в том числе в отечественном Комитете гражданской авиации, где на телефонные звонки вообще никто не отвечал. Впрочем, там все и так ясно: идея с политикой open skies, а заодно и с разрекламированными дешевыми лоукостерами слишком показательно провалилась. Причем не из-за пандемии коронавируса, когда было закрыто межгосударственное и даже межконтинентальное пространство. Мировая экономика осознала, что не вынесет второй год подряд всеобщего локаута, даже при условии, если мутировавший штамм гораздо опаснее самого коронавируса. Поэтому вопрос открытия воздушных коммуникаций постепенно выводился с повестки дня той или иной страны, а их самолеты постепенно возвращались в небо. Но в случае с Арменией приходится уповать лишь на иностранных авиаперевозчиков, поскольку проблема отсутствия собственной авиации так и осталась висеть в воздухе с момента искусственного банкротства «Армавиа» в 2013 году. И хотя бывшие и нынешние власти Армении не раз возвращались к этой теме, перспективы национального авиаперевозчика оставались настолько расплывчатыми, что говорить о конкретике не приходится. Пожалуй, единственным человеком, искренне радевшим за родное небо, был ныне покойный экс-глава ГУГА РА, заслуженный пилот СССР Дмитрий Атбашьян, постоянно обивавший пороги высоких инстанций с одной целью: возродить отечественную авиацию. В его бизнес-планах четко представлены расчеты о рентабельности, пассажиропотоке, конкурентоспособности, гарантиях государства и прочих алгоритмах развития этого сегмента армянской экономики в современном авиационном мире. Причем особо подчеркивалась важность собственной гражданской авиации в условиях блокады, военных действий, техногенных катастроф и природных катаклизмов. В принципе, названные маркеры уже сегодня очень точно выявили все проблемы безавиационной Армении, о которых когда-то говорил Атбашьян.

Теперь же, не имея собственного перевозчика, гражданам РА приходится пользоваться услугами иностранных авиакомпаний, которые и в былые годы, мягко говоря, поступали не всегда корректно. Особенно зимой, когда по погодным условиям закрывался единственный наземный путь в большой мир через КПП «Верхний Ларс». Не хочется думать, что здесь имеет место коррупционный сговор, но взлетающие до космических высот цены авиаперевозчиков непроизвольно наводят на эту мысль. Нынешняя зима тоже не стала исключением. Ежедневные сводки об эпидемиологической ситуации вкупе с отчетами КПП, где в снежном плену высокогорной трассы опять скопились сотни машин, не внушают оптимизма не только на ближайшее время, но даже на перспективу. Понимая, что довольно дорогостоящая отрасль в настоящее время не по плечу государственному бюджету, правительство РА, возможно, надеется на железнодорожный коридор по тоннелю Нахичевань-Азербайджан? Хотя вряд ли в здравомыслящую голову придет идея поехать в Россию транзитом через эту территорию. Слишком свежи в памяти резня в Баку и Сумгаите, трагедия нынешней войны. В столь сложных условиях Армения остается между молотом и наковальней: с одной стороны – дорогостоящие услуги российской (чешской, польской, английской) авиации, с другой – опасный потенциальный наземный путь через Азербайджан. Но при всем этом нельзя забывать и о тех вызовах, которые по-прежнему стоят перед Арменией: блокада, перманентная война, техногенные катастрофы, природные катаклизмы. Однако возрождение собственной авиации опять откладывается в долгий ящик, несмотря на новые многомиллионные кредиты в международных банках, которые сегодня берет правительство страны.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Серж Саргсян угробил гражданскую авиацию, а Пашинян и попыток не сделал для возрождения. Одни грабили и разрушали, другие предают и в лучшем случае наблюдают развал экономики и страны. Усилия покойного Атбашьяна, ни к чему не привели. Спасибо, хоть газета Ковчег возвращается к этой теме.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты