№3 (336) март 2021 г.

Армянская Шемаха в «Кавказском календаре» (1845–1860 гг.)

Просмотров: 5438

«Кавказский календарь на 1850 год, изданный от Канцелярии Наместника Кавказского» (Тифлис, 1849), сообщает: «В Шемахе очень много красивых зданий. Все они по большей части каменные с плоскими крышами. В числе их находится домов 3.213, церквей 3, мечетей 11, фабрик и заводов 217, из коих важны фабрики шелковых материй, которых более 187. Лавок в городе более 900, бань 16, караван-сараев 4. В 1848 году родилось: мужского пола 272, женского – 199; умерло мужского пола 145, женского – 92». «Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851) дополняет: «Собственность города Шемахи представляется в следующем виде: городские земли до 2.852 десятин (десятина=1.0925 га. – М. и Г.М.), в том числе под выгоном 2.478 дес., и под городскими зданиями 254 десятины. Домов каменных 3.312, деревянных 4, лавок каменных 662, улиц 29, площадей 2, мостов 7. В исповеданиях город делится: на православных – 1.585 (1.276 мужчин, 309 женщин), католиков – 40 (25 муж., 15 жен.), лютеран 24 (11 муж., 13 жен.), армян – 6.238 (3.287 муж., 2.951 жен.), мусульман – 11.748 (6.256 муж., 5.492 жен.), молокан – 351 (177 муж., 174 жен.), старообрядцев – 3 (3 муж.), скопцов – 134 (96 муж., 38 жен.), евреев – 16 (10 муж., 6 жен.), грузин – 110 (67 муж., 43 жен.)».

В Шемахе (название известно со II века, в форме Кемахея) письменные упоминания армян сохранились с XV века. В 1471 – 1478 гг. через город проезжал итальянский путешественник Джозафат Барбаро, который оставил следующую запись о городе: «Это хороший город (Sammachi): имеет от четырех тысяч до пяти тысяч дымов, и производит шелк и хлопок, и другие вещи согласно своим обычаям, находится в Армении великой (Armenia grande), и большинство жителей из народа армян (sone Armeni)».

В 1721 году Шемаха подверглась нападению войска хана Хаджи Дауда Мушкурского, были убиты находившиеся там русские купцы и нанесены огромные убытки русским торговцам шелком. Армяне, количество которых в городе было весьма внушительным, подвергались постоянным нападениям и грабежам, по приказу Хаджи Дауда они наравне с евреями должны были на своей груди носить желтый отличительный знак – для того, чтобы мусульмане не приветствовали их. В 1734 году правитель Персии Надир-шах, разорив город, перевел его жителей на другое место, но вскоре город возродился на старом месте.

Шемаха, уничтоженная землетрясением 1806 года, была совершенно заброшена, и на месте города было бедное кочевье, жилища же ханов и граждан были перенесены на высокую гору, в 30 верстах (верста=1066,8 м) от Шемахи – Фит-даг. Отсюда в 1822 году снова перенесен был город в Шемаху, который отстроился по плану генерала Алексея Петровича Ермолова, командующего Отдельным Грузинским корпусом.

В 1840 году была утверждена Каспийская область, а в 1846-м – Шемахинская губерния с центром в Шемахе. 6 декабря 1859 года в связи с сильнейшим землетрясением (15 мая 1859?г.), разрушившим Шемаху, центр губернии переносится из города Шемаха в город Баку, а Шемахинская губерния переименовывается в Бакинскую губернию. Шемаха остается центром Шемахинского уезда в составе Бакинской губернии.

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Шемаха, областной город Каспийской области, уездный город Ширванского уезда. Принадлежит к числу древнейших городов и всегда был местом пребывания владетелей Ширвана. По показанию восточных историков, город построен Нуширваном, шахом персидским, в VI веке, и назначен столицею им же учрежденного Царства Ширваншахов. В разные времена Шемаха находилась во владении ширваншахов, арабов, персиян и турок. В XII и XIII веках, и потом в XVI и XVII, процветали в ней торговля и науки. Разграбленная лезгинами, в начале XVII века, она не могла уже достигнуть прежнего своего состояния. В 1735 г. Шах Надир перенес этот город на урочище Аксу. В 1747 г., когда образовались в Ширване независимые ханства: Дербентское, Кубинское, Бакинское, Ширванское и Шекинское, Шемаха осталась резиденцией одного из них, и была несколько раз перенесена из Аксу на старое место и обратно. Наконец Мустафа, хан Ширванский, защищаясь против персиян, перенес ее на гору Фит, откуда, по вступлении этого ханства в Русское владение, в 1820 г., перенесена она на прежнее место, где и находится».

«Кавказский календарь на 1849 год» (Тифлис, 1848):

«Старая Шемаха в конце XVIII столетия была в самом жалком положении. Путешественник Гмелин говорит, что город, обложенный каменною стеною, вооруженною пушками и окруженною валом, состоял из 9 частей, с узкими улицами, на которых не было ни одного порядочного здания. Народонаселение состояло из 2.000 душ обоего пола. После этого город все более и более падал, пока, наконец, страшное землетрясение совершенно его не разрушило – теперь остатки полуразвалившейся крепости свидетельствуют о прежнем существовании города.

Новая Шемаха между тем все более и более устраивалась – была обнесена каменною стеною с глубоким рвом, вела значительную торговлю, и имела много фабрик. Народонаселение ее простиралась до 8.000 семейств. Но впоследствии она была оставлена – теперь на ее месте находится деревня Аксу, окруженная роскошными садами».

Из статьи «Шемаха» в авторстве Н. Черепанова («Кавказский календарь на 1852 год», Тифлис, 1851):

«Шемаха, областной город Шемахинской губернии, уездный город Шемахинского уезда. Город расположен на склоне довольно значительной горы, у подошвы которой протекает небольшая речка Заголов-чай, и разделяется на две части: верхнюю и нижнюю. Нижняя часть, расположенная при реке, оживлена садами, живописно раскинутыми по течению реки, которая орошает также множество огородов, снабжающих город зеленью и всеми более употребительными огородными овощами. Извилистое течение реки, сады и огороды, все это вместе представляет довольно живописный вид с верхней части Шемахи.

Город правильно распланирован, все улицы довольно чисты и просторны; но плоские земляные крыши и каменная постройка зданий, без наружной штукатурки, придают ему с первого взгляда вид развалин. Средняя часть Шемахи занята караван-сараями, в которых сосредоточивается вся торговая деятельность города и как здесь, так и в верхней части города, заселенной преимущественно армянами, встречается уже много европейских построек, занимаемых вообще русским поселением города и преимущественно чиновниками и военными офицерами. Лавки с европейскими товарами помещаются также внутри города. Тут же производится продажа привозимых в город сельских произведений, между которыми занимают главное место хлеб, дрова, фрукты и огородные овощи.

Главные улицы идут с двух застав – Тифлисской и Бакинской, между бесконечным рядом караван-сараев. Верхняя часть города гораздо красивее и обстроена домами европейской архитектуры. Многие из них могли бы занять лучшие места в любом губернском городе России. В этой части города, вымощенной, как и вообще весь город, бутовым камнем, видны следы торговой и преимущественно служебной деятельности города, потому что здесь помещается большая часть правительственных учреждений губернии и здесь же сосредоточено все русское население города».

В городе Шемахе были размещены правительственные учреждения Шемахинской губернии: «Канцелярия Военного Губернатора, Губернское Правление, Казенная Палата, Палата Государственных Имуществ, Палата Уголовного и Гражданского Суда, Губернский Комитет о Земских Повинностях, Шемахинский Губернский Прокурор, Шемахинское Уездное Управление, Уездный Суд, Градская Полиция» («Кавказский календарь на 1849 год», Тифлис, 1848).

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Расстояние Шемахи, областного города Каспийской области, от С.-Петербурга – 3.002 версты, от Москвы – 2.325, Тифлиса – 415, от Одессы – 2.061, от Шуши – 304, от Эривани – 655, от Александрополя – 662 версты».

* * *

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«Ремесленная промышленность еще весьма слабо развита и в Шемахе большая часть ремесленников, не имея ни фабрик, ни заводов, заняты в открытых рядах лавок, караван-сараев производством своих работ, что придает много жизни нижней части города. В нем, рядом с маленькой лавкой азиатца, чинно продающего незначительный запас своих пестрых товаров, взор встречает и швальню (мастерскую. – М. и Г.М.) портного, и кузню кузнеца, и станок столяра, и пурию (пекарню. – М. и Г.М.) хлебника, рядом с мастерскими золотых и серебряных дел. Рядом – башмачник, вывешивающий пестрые коши (азиатские остроконечные башмаки, с высокими подкованными подборами); здесь же в его лавке вы видите красные туфли, пестрые уздечки и смежно с этой мастерскою, прилежно шьет мастер подушки, которые в его искусных руках, покрываются пестрыми цветами и небывалыми птицами».

В городе Шемахе ремесел насчиталось 26. Так называемых «европейских» мастеров значилось – 56 человек с 8 подмастерьями-учениками, «азиатских» – 481 мастер и 306 подмастерьев. «Европейские» мастеровые объединялись в цеха: плотников – 17 человек, хлебников – 8, портных – 7, столяров – 6, сапожников и печников – по 4. «Азиаты» же были представлены своими союзами: 76 шапочников, 71 башмачник, 44 плотника, 36 портных, 40 слесарей, 30 хлебников. Из «европейцев» в гордом одиночестве работали: шапочник, шорник, слесарь, серебряных и золотых дел мастер, часовщик, ткач, бондарь, штукатурщик; и один «азиат»-часовщик. Город не мог обходиться, разумеется, без своих кузнецов и лудильщиков, медников и токарей, маляров и красильщиков, кровельщиков и каменщиков.

12 «азиатских» шерстобитов занимались взбиванием шерсти для прядения и валяния, столько же мастеровых – очисткой шелка. А 13 позументщиков в своих лавках делали бахрому, шнуры и кисточки.

Подмастерья и ученики непременно жили в доме мастера-хозяина и пользовались общим столом.

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«Караван-сараи мастеровых целый день оживляются криком харчевников и продавцов чуреков, громко восхваляющих свои произведения, которые они разносят в лотках; их крик привлекает толпу или праздных рабочих или же вовсе праздных зевак, которые с удовольствием слушают рассказы иногородних сказочников. Говор и шум особенно к вечеру увеличиваются, когда прилежные мастера, окончив дневные работы, садятся на прилавках слушать местных музыкантов; увлекаясь своею страстью к музыке, они проводят иногда целые ночи в игре на 3-х струнной балалайке и в пении звучных песен.

Между тем промышленность здешняя не ограничивается открытыми лавками этих ремесленников. Главная, существенная отрасль промышленности в Шемахе, шелководство, занимает много рук и несколько фабрик, которых здесь считается 310, мастеровых в них 405 и подмастерьев 317. На этих фабриках выделываются преимущественно материи, под названием – мов, дарай, канаус, джиджим, чадры (большие платки клетчатые, служащие женщинам покрывалами).

В городе существуют следующие заводы: кожевенных 20, кирпичных 3, сальных свечей 10, горшечных 5, мыловаренных 6, красильных 26, известковых 2. Материалы для заводов приобретаются в Шемахе, Баку и Нижнем Новгороде».

В Шемахе выделывались шелковые ткани: несколько сортов «дарая» (ткань с узенькими разноцветными полосками), различавшихся по качеству, цвету, ширине и длине, различные же «канаусы» (плотная ткань полотняного переплетения), «мов», «тафта» (глянцевая плотная тонкая ткань из туго скрученных нитей – для пошива дорогой одежды), «татанлик» (особая ткань для кофт). Из шелка ткали «джиджимы» (вид паласа, ковер без ворса).

Ткани эти имели хорошее качество, благодаря чему они пользовались известностью и широко распространялись не только в Закавказье, но шли и в Персию и в Малую Азию, в значительном количестве вывозились в Астрахань, а оттуда в Россию.

«Кавказский календарь на 1849 год» (Тифлис, 1848):

«Персидские ковры и шелковые канаусы, а также шелковые мови, выделываемые в Шемахе, находят покупателей во всей России, и могли бы быть вывозимы еще в гораздо большем количестве. Все эти товары отправляются из Тифлиса сухопутно по Военно-грузинской дороге».

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«По настоящее время купечество Шемахи не разделено на гильдии и из-за отсутствия сведений о капиталах, довольно трудно определить сумму торговых, ежегодных оборотов. Все почти капиталы в руках армян, которые весьма осторожны в своих торговых предприятиях и поэтому ограничивают их покупкой шелку и других немногих здешних местных произведений, которые продают гуртом на Нижегородской ярмарке, закупая там ежегодную пропорцию товаров, нужных для потребления по всей губернии. Никто из шемахинских торговцев не решается обращать своих капиталов в торговлю с Персией, несмотря на видимую выгоду, которую эта торговля могла бы предоставить, и здешняя торговля находится еще в таком положении, что многие капиталисты предпочитают лишиться верных процентов, не решаясь отправлять своих денег, даже в местный приказ.

Приезжие в город могут найти здесь удобное помещение в особо устроенном для того, заботливостью начальства, заезжем доме. Кроме того в городе находятся: постоялых дворов – 2, кофейня – 1, питейных домов – 33».

* * *

«Кавказский календарь на 1861 год» (Тифлис, 1860):

«Ширванский (Шемиханский) уездный начальник: коллежский асессор Аветик Матевосович Мамиконов; помощник его: капитан, князь Павел Парсаданович Аргутинский-Долгорукий».

Князь П.П. Аргутинский-Долгорукий в 1858 – 1859 гг. в чине капитана значился Нухинским городничим.

«Кавказский календарь на 1860 год» (Тифлис, 1859):

«Шемахино-Бакинский уездный судья, титулярный советник Дмитрий Богданович Шахназаров».

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«Жителей Шемахи по занятиям:

Чиновников канцелярских и приказано-служителей – 226 (151 муж., 75 жен.); отставных солдат – 7 (5 муж., 2 жен.); иностранцев – 220 (125 муж., 95 жен.). Крестьян: казенных – 19.754 (10.523 муж., 9.231 жен.), помещичьих – 18 (13 муж., 5 жен.).

В городе находятся постоянно 10 казаков при полиции, заменяющих жандармов. Здесь же учрежден военный госпиталь на 164 человека».

* * *

В январе 1637 года немецкий ученый Адам Олеарий в своих заметках отмечал: «Согласно закону исламского шариата, персидский правитель Ширвана не давал армянам права на постройку новой церкви, однако как гостеприимный хозяин и в знак уважения к гостящим у него послам 18 января 1637?г. разрешает армянам строить новую церковь, что вызывает большое воодушевление».

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1850)» сообщает, что «армянский Мейсарский монастырь во имя Св. Богородицы», близ Шемахи, «неизвестно когда и кем основан, обновлен же в 1680 г. архимандритом Антонием». С 1831-го монастырь оставлен монашествующими. А Сагианский монастырь Ширванского уезда во имя первомученика Стефана «построен в 1660 г. архимандритом Киракосом». Здесь богослужение совершается лицами белого духовенства. Тот же «Календарь» приводит данные о количестве армяно-григорианских церквей в Шемахинской губернии:

«В г. Шемахе – 2, в уезде – 25 (11.103 прихожанина)».

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Ширванская епархия Армяно-григорианской Церкви. Управляющий: архиепископ Матеос Тер-Аветисьян.

Ширванская консистория. Члены: иеромонах Иоаннес Бекназаров; священники: Хачатур Челябов, Иоаннес Джабаров и Даниил Шахишахов; секретарь: Мартирос Сатуньянц».

«Кавказский календарь на 1848 год» (Тифлис, 1847):

«Шемахинская епархия. Члены: священники Хачатур Челябов, Амбарцум Александров и Иоаннес Джабаров; секретарь: Иоаннес Шахишахов».

«Кавказский календарь на 1850 год» (Тифлис, 1849):

«Шемахинская епархия. Члены: священники Амбарцум Тер-Оганесов, Оганес Джабаров и Исаак Тер-Сааков; секретарь: Иоаннес Шахишахов».

«Кавказский календарь на 1860 год» (Тифлис, 1859):

«Шемахинская епархия. Управляющий епархией: архимандрит Мовсес Магакянц. Члены консистории: священники – Микиртич Сабунчянц, Татевос Будагянц и Аветик Матевосянц».

«Духовенство армяно-григорианского: белого – 15 (6 мужского пола, 9 женского пола), черного – 1 (1 муж.), церковнослужителей – 16 (12 муж., 4 жен.)» («Кавказский календарь на 1850 год», Тифлис, 1849)».

* * *

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«Город Шемаха имеет, с 1846 года, благородное собрание, в котором члены, два раза в неделю, находят в обществе развлечение и всегда вкусный стол. Здесь отрадно встречаются и туземцы, из коих многие граждане и беки вступили в звание членов собрания и постоянными посещениями доказывают готовность туземцев принять европейские привычки, в степени, дозволенной их религией. Образованность сделала здесь, в последнее время, значительные успехи: в 1848 году, заботливостью Ея Сиятельства Княгини Елисаветы Ксавериевны Воронцовой, учреждено учебное заведение Св. Нины для воспитания девиц, также на счет пожертвований местных жителей Шемахинской губернии и преимущественно Шушинского уезда; заведение это ежегодно улучшилось в своем положении и в настоящее время, при отличном устройстве, имеет довольно значительный капитал».

«Кавказский календарь на 1860 год» (Тифлис, 1859):

«Женское Благотворительное общество Св. Нины в Тифлисе. Члены Шемахинского отделения: Анна Исааковна Мамиконова, Маргарита Герасимовна Шахназарова».

* * *

«Кавказский календарь на 1846 год» (Тифлис, 1845):

«Шемахинское уездное училище (открыто 12 мая 1838 г.): число учителей – 6, учащихся – 110. Частная школа в Шемахе (открыта 12 марта 1841 г.): число учителей – 1, учащихся – 78».

«Кавказский календарь на 1847 год» (Тифлис, 1846):

«Шемахинское уездное училище: штатный смотритель – Людвиг Карлович Кун; законоучители исповеданий: Православного – священник Василий Позоров, Армяно-григорианского – диакон Аракел Бычарев, Магометанского – Мирза Сулейман Молла Манаф-оглы; учителя 2-х высших классов – вакансия, учитель 1-го класса – Иван Елисбарович Мосидзе».

«Кавказский календарь на 1852 год» (Тифлис, 1851):

«Уездное училище в г. Шемахе: учащихся – 120; учебное заведение Св. Нины: учащихся – 24». В учебном заведении Св. Нины преподавал Ага-бек Андриасович Калантаров.

В 1844 году в городе была основана Шемахинская армянская духовная семинария, в 1869-м открыли свои двери женская гимназия Сандухтян, в 1864-м – церковная школа Св. Стефаноса, в 1872-м – армянская мужская гимназия.

* * *

Шемаха – родина многих знаменитостей. Здесь появились на свет драматург Александр Ширванзаде и актер Александр Абелян.

Ширванзаде (Мовсисян) Александр Минасович (1858, Шемаха – 1935, Ереван), писатель, драматург. Родился в семье портного. Приобрел известность опубликованным в 1898 году романом «Хаос», описывающим жизнь большого города. Автор романа «Из-за чести», повестей «Злой дух» и «Артист», политической комедии «Кум Моргана».

Абелян Александр (Ованес) Артемьевич (Арутюнович) (1858, Шемаха – 1940, Ереван), драматург, писатель и актер, автор ряда пьес и рассказов из быта армянских ремесленников. Его перу принадлежат пьесы: «Свадьба Мкича», «Обрученные», «Пыл-Пуги», «Угасающие огни». Сыграл 500 ролей, среди них: Отелло, король Лир (одноименные пьесы Шекспира), Осип («Ревизор» Гоголя), Элизбаров («Из-за чести» Ширванзаде), Пэпо (одноименная пьеса Сундукяна), храбрый Назар (одноименная пьеса Демирчяна).

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты