№4 (337) апрель 2021 г.

Георгий Мелконян: Прививка от COVID-19 поможет остановить и победить пандемию

Просмотров: 10526

Последует ли третья волна пандемии? Следует ли вакцинироваться от COVID-19? Как получить статус «Московский врач»?

На эти вопросы газеты «Ноев Ковчег» ответил главный врач клинической больницы №4 города Москвы «Павловская больница», д.м.н., профессор Георгий Мелконян.

– Георгий Геннадьевич, как Вы считаете, пик пандемии коронавируса пройден? Насколько велика угроза новой волны?

– Пандемия – термин, обозначающий вовлечение в эпидемию всех континентов планеты. Поэтому говорить о том, что пик пандемии коронавируса пройден, пока не приходится. В некоторых странах количество выявляемых случаев заболевания идет на спад. Вместе с тем немало и тех, где уровень заболеваемости еще очень высок.

В России и, в частности, в Москве в последние полтора-два месяца мы наблюдаем достаточно хорошую динамику уменьшения числа заболевших COVID-19. Если сравнивать сегодняшние показатели с данными ноября 2020-го, когда пандемия достигла своего пика и в сутки выявлялось 7–8 тысяч новых случаев заражения, то они уменьшились до 1,5 тысяч человек. Это достаточно хороший результат.

Надеюсь, что такая положительная динамика сохранится, число заразившихся станет приближаться к нулю и дальнейшего всплеска эпидемии, так называемой третьей волны, избежать удастся. Для этого в стране делается все необходимое.

– Следует ли, по Вашему мнению, делать прививку от COVID-19?

– Вопрос прививки от коронавируса очень актуален, особенно сегодня. Вообще история вакцинирования начинается с XX века. В Советском Союзе институт вакцинирования функционировал на достаточно высоком уровне. Благодаря этому мы смогли победить многие болезни, начиная с оспы и заканчивая корью. Затем произошел определенный переворот, спад, возможно, связанный с распадом Советского Союза, в результате чего мы получили не одно поколение родителей, которые ставили под сомнение само вакцинирование. Как следствие – рост числа заболеваний, которых раньше в стране не было.

– Каких, например?

– Например, полиомиелит, корь и т.д. Что касается COVIDа, прививка от него поможет остановить и победить пандемию. Думаю, любой здравомыслящий человек понимает это. Надеюсь, вакцинироваться сможет максимальное число людей. Это позволит обезопасить, во-первых, себя, во-вторых, своих родных и близких, в-третьих, окружающих. Вакцинирование поможет пресечь дальнейшее распространение заболевания.

– С начала пандемии и до сегодняшнего дня Павловская больница является профильной для лечения больных коронавирусом. В больнице вакцинироваться можно?

– Наша больница уже год как полностью перепрофилирована под лечение пациентов с коронавирусной инфекцией. Непосредственно вакцинированием больница не занимается, но у нас есть поликлиническое отделение, где прививку сделать можно.

В Москве сегодня открыто более 50 пунктов вакцинации, в том числе в больших флагманских многофункциональных центрах, что позволяет охватить значительный процент населения. Все желающие могут сделать прививку от COVID-19.

– Что позволяет Павловской больнице успешно справляться с COVID-19?

– Успех для нас – это каждый вылеченный и выписанный из больницы пациент. В больнице сложился сплоченный коллектив. Каждый понимает, что делает общее дело на благо пациентов. Мы знаем, как лечить, понимаем, чего ждать от этой болезни, и на сегодняшний день имеем достаточно неплохие результаты. Если сравнивать по определенным рейтингам результативность лечения в нашей больнице, то она находится по Москве на первых позициях.

– На сайте Вашей больницы обозначены три главных направления – терапевтическое, хирургическое и реанимационное. Что это означает?

– Эти направления имеются во всех многопрофильных больницах. Любая такая клиника имеет хирургический и терапевтический сектора и, естественно, реанимационное подразделение, где лечат самых сложных пациентов.

Наша клиника стала первой гражданской больницей в России. Павловская больница была основана в 1763 году, в самом начале царствования императрицы Екатерины II. Ее учреждение связано с драматическими событиями: тяжелой болезнью и исцелением наследника российского престола, сына Екатерины II Павла. В память о своем исцелении цесаревич попросил императрицу учредить больницу, в которой любой, «самый неимущий, страдалец» смог бы получить квалифицированную медицинскую помощь. С момента учреждения больницы были определены главные принципы ее деятельности: больница объявлялась бесплатной и предназначалась для лечения бедных и неимущих.

Павловская больница стала родоначальником многих направлений в медицине, в том числе сестринского дела, организации скоропомощной службы. Сегодня в больнице имеются также флагманские отделения, которые являются визитными карточками клиники, центрами компетенции лечения определенных заболеваний. Например, хирургия кисти. Это хирургическое направление развивается в больнице уже больше 50 лет. Мы лечим пациентов с разными травмами и заболеваниями кисти. По этому профилю к нам обращаются за помощью со всей России.

Другое направление – отделение хирургической аритмологии, которому свыше 40 лет. Мы первыми в Москве стали проводить операции по установке кардиостимуляторов, лечить аритмию хирургическим путем. На сегодняшний день в нашей больнице проводится самое большое в Москве количество операций по установке имплантируемых устройств – около двух тысяч в год.

Еще одно важное подразделение больницы – узкое ревматологическое отделение, где лечатся заболевания ревматического профиля. Мы используем в лечении больных высокотехнологичные методы, модифицированные генно-инженерные препараты. Эти лекарства имеют достаточно высокую эффективность для лечения пациентов именно этой категории.

Наряду с этими направлениями в больнице есть и такие традиционные отделения, как хирургия, гнойная хирургия, терапевтический и неврологический профили. Наличие квалифицированного персонала позволяет нам оказывать разностороннюю высокотехнологическую медицинскую помощь.

– Вы являетесь обладателем статуса «Московский врач», что это за статус?

– Несколько лет назад в департаменте здравоохранения Москвы мы обсуждали вопрос, как мотивировать врачей к саморазвитию, повышению квалификации, получению дополнительных знаний, приобретению нового опыта, современному видению вопросов медицины. По результатам обсуждения было принято решение учредить статус «Московский врач», на получение которого может претендовать любой специалист, в том числе из регионов.

Получение этого статуса подразумевает прохождение трех ступеней отбора серьезного конкурса. Первая ступень – тестирование, ответы на 100 вопросов. Чтобы его пройти, правильные ответы должны составлять 80%. Второй этап – проверка профессиональных навыков в Московском медицинском симуляционном центре. Например, необходимо выполнить на симуляторах то или иное оперативное вмешательство. И наконец, третий этап – собеседование, в ходе которого надо решить три задачи, три клинических примера: проанализировать, поставить верный диагноз и назначить правильное лечение. Оценивает результаты высокая комиссия профессоров разных специальностей, и не только хирургических, но и смежных.

После прохождения всех этапов, подтверждающих квалификацию, присваивается статус «Московский врач» с вручением диплома. Причем диплом «Московского врача» – не просто бумага, которую можно повесить на стену, это еще и надбавка к заработной плате в размере 15 тысяч рублей ежемесячно. Статус «Московский врач» присваивается на пять лет, по истечении этого срока его нужно подтверждать. Желающих получить этот статус много, несмотря на достаточно серьезные требования.

– После учебы в Ереванском государственном медицинском институте Вы окончили клиническую ординатуру в Москве, стали доктором медицинских наук, не раз проходили профессиональную переподготовку, повышали квалификацию, в том числе по государственному и муниципальному управлению, имеете сертификаты нескольких профилей, являетесь практикующим хирургом, автором почти 160 научных работ. Имеются ли профессиональные задачи, которые еще ждут своего решения?

– После окончания медицинского института в Ереване мне стало ясно, что необходимо больше знаний и опыта. Я отправился в Москву, оказался в серьезной клинике – Боткинской больнице. Именно в Боткинской больнице я получил колоссальный опыт, который мне помогает в работе до сих пор. Окончил клиническую ординатуру, потом аспирантуру. Защитил кандидатскую диссертацию, после чего заведующий кафедрой предложил мне остаться на ней в качестве ассистента. Стал доцентом, защитил диссертацию на соискание докторской степени. После возглавил хирургическое подразделение Боткинской больницы. Затем стал главным врачом Павловской больницы.

Что касается дальнейших планов и перспектив, конечно, они есть. Медицина – отрасль, которая развивается постоянно. И ее развитие сопровождается внедрением новых технологий. Новейшие технологии в первую очередь появляются в медицине. И если не развиваться самому, не повышать свою компетенцию, то начнешь отставать.

Современный врач должен знать новые веяния и уметь в них ориентироваться. Профессиональное развитие должно идти перманентно. Поэтому мы проходим курсы усовершенствования, стажировки, в том числе и за рубежом. Я стажировался в Южной Корее, Сингапуре, Испании. Мы изучаем то новое, что появилось в медицине за рубежом, перенимаем опыт, внедряем в наших клиниках. Это касается также науки. Если говорить о серьезной клинической базе, то она должна состоять из трех частей: первая – врачевание, когда мы лечим, оперируем пациентов. Вторая – научная составляющая, которая должна складываться из анализа лечения большого числа пациентов. И третья – это образовательная часть, также очень важная. Она подразумевает передачу знаний и опыта следующему поколению хирургов, которые должны стать квалифицированными и знающими. В конце концов, когда мы состаримся, нас ведь тоже должен будет кто-то лечить.

– Мы беседуем с Вами в день Вашего рождения. От имени наших читателей и от себя лично поздравляю Вас, желаю крепкого здоровья, успехов в научной и профессиональной деятельности, счастья в семье. Кстати, расскажите о ней, о Ваших родных.

– Я родился в Тбилиси в семье служащих. Мой отец, Геннадий Мелконян, был достаточно известным в Армении и России кинорежиссером, работал на студии «Арменфильм», на которой снял очень теплую и яркую картину «Шелковица», а также на «Мосфильме». Один из его фильмов, снятых на «Мосфильме» – картина «Нежданно-негаданно», в которой впервые снялась в кино Татьяна Догилева. Когда мы отмечали 75-летие отца, она прислала очень теплое видеопоздравление, в котором рассказала о работе в картине. К сожалению, отец очень рано ушел из жизни.

Моя мать преподавала фортепиано в Ереванской консерватории. Она по-прежнему с нами, и это нас радует. Родители матери, мои дед и бабушка, в свое время пострадали от трагических событий 1915 года в Турции. Им пришлось бежать. Дедушка был родом из Гюзнуда, бабушка – уроженка Абшерона. Ее семья оказалась в Новом Афоне в Абхазии, дедушка – в Тбилиси. Долгое время он жил и работал в Ташкенте. Затем дед и бабушка окончательно обосновались в Тбилиси.

Отцовские родственники родом из Кировабада и Еревана. Родной брат бабушки отца – известный архитектор Каро Алабян, знаковая фигура в архитектуре Москвы.

С сестрой моей матери мы составляем генеалогическое древо нашего рода. И мы выяснили, что отец мамы приходился племянником Гарегину Нжде. У Нжде было семь братьев, и один из них стал родоначальником нашей семьи. Конечно, есть небольшие веточки в нашем семейном древе, которые затерялись и их сложно идентифицировать. Но ту информацию о семье, которая известна, сохраняем и передаем подрастающему поколению. Каждый человек должен знать свои корни – если он не знает своих предков, прошлого своих близких, у него нет будущего.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты