№11 (343) ноябрь 2021 г.

Фотолетопись «1080 часов»: не забывая о прошлом, мы должны смотреть в будущее

Просмотров: 1712

В годовщину начала 44-дневной Арцахской войны в Союзе художников Армении состоялась фотовыставка «1080 часов» студента магистратуры Российско-Армянского университета, фотографа, участника боевых действий Микаела Назаренко. Реализация инициативы стала возможной благодаря поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА, Союза художников Армении, Национального киноцентра, а также Российско-Армянского университета.

Как отметила куратор проекта Армине Кюпелян, в общей сложности было представлено 45 авторских фотографий, каждая из которых рассказывает об одном дне войны. «Это своеобразный фотодневник, который Микаел ежедневно пополнял эпизодами фронтовых будней в минуты затишья, – отметила она. – Название выбрано не случайно. Ребята не сразу узнали о прекращении огня, а потому продолжали оставаться на позициях еще один день, что в итоге и составило 1080 часов». Предполагалось, что в память о каждых прожитых на войне сутках экспозиция будет открыта 45 дней. Но потом решили фотолетопись не растягивать. Она должна вспыхнуть сразу, чтобы стать понятной своей цельной концепцией.

Увертюрой к открытию вернисажа стала премьера документального фильма с одноименным названием «1080 часов». Большая часть цифровой ленты была снята на передовой, а интервью с ветеранами и новобранцами сделаны несколько позже. При этом эмоциональный фон скорее можно назвать оптимистичным, поскольку полные решимости лица молодых призывников еще и еще раз доказывают, что будущее в их руках. «Фильмы про войну должны быть именно такими, – сказал после просмотра картины классик современной армянской музыки, композитор Роберт Амирханян. – Считаю это посланием нам, живым, от ушедших в вечность героев. От тех, кто сражался за Родину в те тяжелые 1080 часов. Картина, как и фотовыставка, не содержит кадров жестоких военных реалий, которые для остроты сюжета характерны для подобной тематики. По словам автора проекта, несмотря на то, что он не раз испытал во время войны боль личных потерь, тем не менее изначально отказался от батальных сцен, решив показать другую сторону жизни на передовой.

«Наш главный посыл несет в себе гуманистическую идею: жизнь продолжается. Она обязана продолжаться в память о наших ребятах, – рассказывает Назаренко. – Что самое важное на поле боя? Конечно, военная миссия. А на плечи военного фотокорреспондента ложится двойная нагрузка. Будь у меня время и возможности, то попытался бы снимать по 30–40–50 кадров в день. Но я знал, что у меня в «минуты тишины», возможно, будет только один кадр, и он должен емко вобрать в себя очередную страницу задуманной летописи. Поэтому решил в первую очередь запечатлеть быт солдат, показать тех, кто раньше не был знаком с полевыми условиями.

Попав на войну, они начинают учиться жить по-новому, выполняя при этом свою главную миссию – Воина». Но обманчивость почти пасторальных пейзажей на передовой – от золотистых проблесков сентябрьского солнца до первого ноябрьского снега в горах – все же таит в себе грозные отзвуки войны: враг в любой момент может разорвать настороженную тишину временного затишья.

Среди многочисленных посетителей выставки нет праздных зевак и любителей модных тусовок, которых зачастую можно встретить на ереванских арт-показах. Сюда пришли ветераны трех войн, родители солдат, молодые люди, которым едва исполнилось двадцать. Но всех независимо от возраста объединяла общая, еще незажившая рана невосполнимых утрат. Многие пристально вглядывались в снимки, пытаясь найти на них своих погибших или пропавших без вести сыновей, мужей, отцов, братьев. Как весточку или надежду: а вдруг кто-то из них случайно попал в кадр фронтового репортера. По мнению присутствующих, выхваченные объективом мгновения военных будней стали не просто историей, а поэмой ровесника о своих ровесниках, на долю которых выпали суровые испытания. «Микаел прошел войну, владея сразу двумя видами оружия: автоматом и камерой. Ведь камера на войне тоже приравнивается к оружию, – отметила переводчик известного новостного издания Нарине Гаспарян, чей сын Эдуард с первых дней войны служил и до сих пор служит в одной из N-ских частей армянской армии. – Думаю, такие выставки должны организовываться чаще. Без лишнего пафоса скажу, что, находясь в аду, Микаел сумел найти во временном отрезке между боями те самые нужные кадры, которые не могут не тронуть сердце любого армянина и любого здравомыслящего человека. Это не реквием. Это гимн всем нашим Защитникам. Не забывая о прошлом, мы должны смотреть в будущее и найти в себе силы жить дальше ради тех, кто отдал свою жизнь, защищая нас».

Сергей Тигранян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля