№11 (343) ноябрь 2021 г.

Дарить коридор, чтобы удостоиться чести встречи с Эрдоганом, Пашинян не будет

Просмотров: 2979

Председатель партии «Республика», экс-премьер-министр Армении Арам Саркисян (на фото) в интервью газете «Ноев Ковчег» комментирует последние геополитические сдвиги вокруг Южного Кавказа. В частности, ситуацию на ирано-азербайджанской границе, армяно-турецкие отношения, транзитные перспективы региона. А также анализирует причины поражения Армении в войне с Азербайджаном и Турцией, комментирует последние аресты генералов в Армении.

– Г-н Саркисян начнем с самой актуальной на сегодня темы. Последние действия армии Ирана у границ Азербайджана, заявления из Тегерана явно содержат в себе попытку принудить Баку воздержаться от определенных действий. Как, на Ваш взгляд, вся эта ситуация соотносится с интересами Армении?

– Я пытаюсь рассматривать любые проблемы с точки зрения интересов Армении. В этом свете я не рассматриваю другие государства сквозь призму постоянных врагов или постоянных друзей. Тот же Иран в ходе прошлогодних 44 дней полностью встал на сторону Азербайджана, неоднократно подтвердив его территориальную целостность. А два последующих региональных вояжа главы иранского МИД не только остались не оцененными, но и нанесли существенный удар по авторитету Тегерана. Это стало очередной ошибкой ИРИ. Первая грубейшая ошибка, кстати, была совершена в 1932 году в результате соглашения иранского шаха с турецким премьером о территориальном обмене. В результате чего в 1934-м Турция получила 17-километровую границу с Нахиджеваном. Если бы не эта сделка, положившая начало исходу армян из Нахиджевана, ситуация в регионе сегодня была бы совершенно иной, а территориальный спор велся бы не за Арцах, а за Нахиджеван. Соответственно ошибки совершались и совершаются и Ираном. При этом мы, конечно, помним и ценим, что в 90-е именно дорога в Иран являлась для нас дорогой жизни. При этом тот же Иран сегодня может создать препятствия для связи между Нахиджеваном и Азербайджаном. Для того чтобы перекрыть эту единственную дорогу, Тегеран может придумать тысячу вполне реальных и законных причин. Или же обложить азербайджанские авто данью за использование 430-километрового участка собственных автодорог, как это делает Азербайджан на 23-километровом участке в Воротане. Но взамен всего этого Иран предпочитает проводить военные учения. Впрочем, это проблемы Ирана и Азербайджана.

– Стремление ИРИ не допустить формирования наземной связи Азербайджан – Нахиджеван – Турция через территорию Армении является и нашей проблемой.

– Прежде всего Зангезурского коридора не хотим мы с вами, его не хочет Армения. Контроль над всеми дорогами в Республике Армения осуществляется Республикой Армения. И для того, чтобы это изменить, необходимо изменить Конституцию Республики Армения. Что возможно лишь посредством референдума. Таким образом, данная тема для нас предметом обсуждения не является и являться не может. Желания Ирана – дело Ирана. И если в Тегеране сегодня обеспокоены поведением Азербайджана, то эту обеспокоенность, наверное, следовало проявлять гораздо раньше. Имея тысячелетнюю государственность, иранцы приветствовали переход Худаферинского водохранилища под контроль Азербайджана. Меж тем задуматься о том, что последует вслед за этим, они могли еще тогда. При этом против коридора под контролем РФ выступает не только Иран, но и Запад. Вне всяких сомнений, это один из редких случаев совпадения позиций ИРИ и США. Скажу больше, подобное совпадение придает перспективе трансформации дороги через Сюник в коридор нулевое значение. И далее придает соответствующие перспективы всем русско-турецким коммуникационным проектам. В противном случае Иран грозит Азербайджану войной, а США – целым набором соответствующих санкционных упреждающих механизмов.

– Представляет ли в свою очередь территория Азербайджана для Армении транзитный интерес? И вообще, насколько рентабельны грузоперевозки по территории Азербайджана в обход Грузии?

– Убежден, что стыковка Армении с Ираном, почему нет – с Турцией через Нахиджеван Армении выгодна. Армения сегодня представляет собой достаточно серьезный геополитический перекресток. Причем как с востока на запад, начиная от Японии, Китая и Индии, вплоть до Ирана и дальше через территорию Армении и Грузии в черноморские порты и дальше в Европу, так и с юга на север. Для всех этих стран данный путь является альтернативным маршрутом, позволяющим обойти Турцию и Россию. И сегодня есть ряд стран, заинтересованных в его прокладке как по экономическим, так и политическим и геополитическим соображениям. И недавняя история с Афганистаном вкупе с проблемами между Индией и Пакистаном этот интерес лишь усиливают.

– А не предполагает ли участие Армении в коридоре восток – запад предоставление т.н. Зангезурского коридора?

– Зангезурский коридор я рассматриваю исключительно в качестве элемента ведущейся против нас гибридной войны. Ни о каком коридоре речи быть не может. При этом ни один народ мира нас не поймет, если мы вдруг решим жить в условиях закрытых границ только потому, что открытые дороги могут представлять для нас вред. В этом свете Армении интересен и маршрут в Россию через т.н. материковый Азербайджан. Особенно в период зимних проблем с Верхним Ларсом. Особенно в условиях потенциальных грузоперевозок из ОАЭ через Армению, Азербайджан и далее. Мы на перекрестке, что дает нам возможность транзита.

– В таком случае можно ли отметить наличие возможности сопоставления для Армении потенциальных возможностей коридоров север – юг и восток – запад?

– С экономической точки зрения такая возможность, причем достаточно серьезная, действительно есть. А в современном мире все государства пытаются рассматривать подобные вопросы именно с точки зрения экономической целесообразности. Противодействие подобному сценарию, конечно, также есть – политическое. И оно является исключительно результатом принуждения, к примеру, Индии и Китая везти свои грузы обязательно по территории России. Меж тем тот же Китай прекрасно может выйти на Европу, минуя как Россию, так и Турцию, к примеру, по территории Армении или Азербайджана.

– Какой процесс имеет место сегодня между Арменией и Турцией? Какие реалии Вы видите за всеми последними дипломатическими реверансами между Ереваном и Анкарой?

– Реалии таковы. Прекрасно осознавая вред, наносимый нашей экономике закрытыми границами, Азербайджан и в первую очередь Турция будут продолжать обуславливать установление дипломатических отношений с Арменией различными предусловиями. И это вне зависимости от всего, вне зависимости от наигранной доброжелательности Эрдогана, сквозь которую опять-таки проглядывают предусловия. В этом свете все последние заявления из Еревана и Анкары звучат для внутренней публики и международного сообщества. Я убежден, что президент Турции в своих адресованных Армении заявлениях неискренен. При этом Турции нужен коридор в Азербайджан по очень простой причине. Дорога в Азербайджан через Нахиджеван и Иран у турок есть и сегодня. Но, являясь достаточно мощным и влиятельным государством, Иран в любой момент может ее закрыть. Именно поэтому турки готовы тратить большие средства и строить дорогу через Армению, прекрасно понимая несопоставимость возможностей Тегерана и Еревана в этом плане. Турки пытаются выйти из-под влияния Ирана на этом векторе двусторонних отношений. Но, к счастью, единомышленников в вопросе коридора у них нет. Соответственно дарить коридор Эрдогану только для того, чтобы иметь счастье с ним встретиться, как того требует турецкий президент, Никол Пашинян не

будет.

– Спустя год после войны армянское общество все еще не отошло от поствоенного шока. Что стало причиной войны и особенно нашего поражения в этой войне?

– То, что все президенты Армении являлись врагами промышленности и вели себя в лучших традициях экологов. Эти люди думали, что Армения – это Швейцария, что освоение природных ресурсов можно оставить будущим поколениям. А все то, что осваивалось, эксплуатировалось варварскими методами. Более того, неправильные решения и законы по эксплуатации недр принимаются по сей день, а делается это дедовскими методами из советского прошлого. Иными словами, тотальная коррупция в процессе распродажи национальных активов, надежда, что войны не будет, что Россия нас защитит от Турции и Азербайджана, отсталость нашей экономики на фоне диверсификации Азербайджаном как экономики, так и внешней политики и привели к победе Баку в прошлогодней войне. В противном случае Алиев продолжал бы войну исключительно в Минской группе ОБСЕ, пытаясь выжать возможный максимум из Мадридских принципов.

– Насколько объективны в этом свете последние генеральские аресты?

– Я нахожу, что проблемы со всеми военными, имеющими вклад, в частности, в первую Арцахскую войну, должны решаться совершенно в иной плоскости. В частности, я говорил и говорю об этом, имея в виду Манвела Григоряна. Человека, освободившего в ту войну больше всего территорий. Это отнюдь не означает, что он не должен был нести ответственность перед законом. Но эта ответственность не должна была понижаться до уровня тушенки. Честь военного, честь освободителя, честь героя Арцаха должна быть превыше подобных явлений, ее необходимо держать высоко. Вне всяких сомнений, генералы – далеко не святые, конечно, они могли ставить на различных олигархов и брать за это деньги. Но сводить все это к тушенке, извините, несерьезно. Это мой подход, и он касается всех – и бывших, и действующих генералов. Соответственно до того, как выставлять обвинения бывшему министру обороны Давиду Тонояну, обстоятельства этих обвинений необходимо выяснить на «внутренней кухне». Уверяю, это абсолютно несложно. У кого Армения покупает оружие? У своего лучшего союзника России. Этот союзник продавал Армении просроченные боеприпасы? Проблема в этом. И я совершенно не представляю, как они намерены, как они будут ее решать. Сейран Оганян утверждает, что доказать, что эти ракеты были просрочены, невозможно даже сейчас. При этом я совершенно не считаю, что Тоноян был арестован по политическому решению с целью кого-то от чего-то отвлечь. Следственные органы представили в правительство информацию, на которую правительство просто не могло не реагировать соответствующим образом. Но вот куда все это заведет это самое следствие в конце?

– Вы считаете, что в тупик?

– Вне всяких сомнений. Это закрытая цепь. Никто не сможет доказать, что приобретенные у России вооружения были негодные или с просроченным сроком действия. Рассматривать подобные, связанные с государственной тайной проблемы исключительно в правовой плоскости невозможно и неправильно. Соответственно всего этого просто не должно было быть.

Беседу вел Давид Степанян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты