Артур Согомонян: Я горжусь тем, что среди наших соотечественников есть такие люди, как Армен Джигарханян и Никита Симонян
Вспоминая Армена Джигарханяна
Год назад ушел из жизни Армен Джигарханян, народный артист СССР, театральный режиссер и педагог; лауреат Государственных премий Армянской ССР, один из основателей, президент и художественный руководитель Московского драматического театра.
Об Армене Джигарханяне, своем большом друге, вспоминает Артур Согомонян, известный предприниматель, член попечительского совета российско-армянского фонда гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс».
– Артур Аршамович, Вы были близким другом Армена Джигарханяна, хорошо знали его театральную деятельность, поддерживали в самых разных ситуациях. Какое наследие оставил нам Армен Борисович?
– Если говорить о творчестве, Армен Борисович оставил неизгладимый след. Он был высоким профессионалом своего дела, будь то кино или театр. Когда он появлялся на экране или на сцене, сразу притягивал к себе внимание, от него исходила удивительная энергия. Он умел передать самые тонкие эмоции, буквально заворожить зрителя. Уровень актерского мастерства Армена Джигарханяна был действительно высочайшим.
Но Армен Борисович был не только великим актером, но и уникальным человеком и надежным другом. Многие, вспоминая Армена Борисовича, говорят, что он повлиял на их судьбу, и очень благодарны ему за это. Кому-то он дал путевку в театральный мир, кому-то просто помог в жизни. В нем органично сочетались великий художник и большой человек. Огромная популярность не влияла на него. В жизни он оставался скромным, спокойным и удивительно мудрым человеком, рядом с которым было всегда очень интересно, поэтому некоторые коллеги и режиссеры называли его «глыбой». У Армена Борисовича был особый дар, ему не надо было рассказывать о своих проблемах или бедах, он все чувствовал, это действительно поражало: глядя в глаза, он начинал рассуждать именно о том, что тебя волнует в эту минуту, и помогал найти правильный ответ.
Я помню, как изящно об этом рассказывала Наталья Георгиевна Гундарева: «Я иду из гримерки на сцену, вся в своих мыслях, никак не могу решить очень важный для себя вопрос и случайно наталкиваюсь на Армена Борисовича в лифте, мы проехали два этажа молча, а выходя из лифта, Армен Борисович посмотрел мне в глаза и сказал: «Наташенька, не волнуйся» – и дал точный ответ на мой вопрос. Он ушел, а я еще несколько минут не могла прийти в себя, не понимая, откуда он все знает и как смог так точно все сформулировать. Наверно, в этом и заключается великий талант – чувство партнера!»
С ним можно было посоветоваться на самые разные темы, пофилософствовать, поговорить о личных проблемах. Армен Борисович всегда попадал в точку, он видел не только частности, но и суть проблемы, при этом тонко и деликатно давал очень точные советы, безусловно, он был не только великим актером, но и очень мудрым человеком!
Вы теперь, наверное, поймете, почему я считаю, что мне очень повезло в жизни – общаться с таким человеком, как Армен Борисович Джигарханян! Конечно, сейчас мне бесконечно его не хватает, но он многому научил меня, и я продолжаю жить по этим правилам.
Когда я просматриваю его интервью 30–40-летней давности, вновь и вновь убеждаюсь, настолько его идеи глубокие и актуальны даже сегодня, в них Армен Борисович рассуждает о чувствах, об отношениях, о сути многих проблем, которые будут актуальны всегда.
Если говорить об оставленном нам художественном наследии, то это его роли в кино и на театральной сцене, уже ставшие классикой. Ну и конечно, это созданный им театр, который, я надеюсь, в ближайшее время громко заявит о себе.
3 октября, в день рождения Армена Борисовича, состоялось открытие нового театрального сезона, первого сезона без Армена Борисовича. Сергей Ишханович Газаров, новый художественный руководитель театра, представил очень интересную программу развития. Сегодняшнее название театра сохранило имя Армена Джигарханяна, теперь он называется «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна». Для меня очень важно, что Сергей Газаров сохранил преемственность, он хорошо знает Армена Борисовича, много с ним работал, в театр возвращаются некоторые актеры – ученики Армена Джигарханяна.
– Мы помним и любим роли, которые сыграл Армен Борисович в театре и кино. Но можете поподробнее рассказать, каким он был в общении, может, вспомните какие-то истории из жизни?
– Повторюсь, Армен Борисович был очень глубоким человеком, ему все было интересно, ко всему относился со смыслом, помогал и нам разобраться в любой ситуации. Причем он говорил всегда простым и понятным языком, часто приводя истории из собственной жизни. Одну из них я сам рассказываю, как пример. Когда Армен Борисович только начинал работать в театре, у него была небольшая личная библиотека и все ходили к нему за книгами. Один из знакомых попросил дать почитать сборник стихов Паруйра Севака, но эта книга была очень дорога Армену Борисовичу, так как была лично подарена известным поэтом, причем с автографом автора. На тот момент Севака уже не было в живых, он трагически погиб в автомобильной катастрофе. Джигарханян очень дорожил этим сборником стихов. Книга была редкая, так как Севака издавали мало. Армен Борисович вспоминал, что ему не хотелось выпускать сборник Севака из своих рук, но также не хотелось отказывать. Он дал книгу почитать. Этот человек так и не вернул ему сборник и пропал. Прошло некоторое время, и кто-то из друзей попросил другую, также много значащую для Джигарханяна книгу. Первая мысль была – отказать, вспоминал Армен Борисович, но тут же пришла другая: нельзя из-за одного непорядочного человека меняться самому. И он отдал эту книгу, ее прочитали и вернули. Плохие люди опасны тем, считал Джигарханян, что они могут повлиять и на нас. И он учил не поддаваться этому.
Армен Борисович рассказывал много интересных и поучительных историй, одного интервью не хватит, чтобы их пересказать.
– Вы говорите, Армен Джигарханян умел дружить. Есть история, которая больше всего запомнилась в ваших отношениях?
– Армен Борисович изменил мою жизнь кардинально. Расскажу одну историю, которую я запомнил на всю жизнь. Армен Борисович решил создать свой театр из выпускников своего курса ГИТИСа в 1995 году, я с удовольствием подключился к этой идее. Мы начали искать место для репетиций и спектаклей. Армену Борисовичу понравилось одно помещение, и я его купил: на Кооперативной улице (сейчас там располагается малая сцена театра). На тот момент это был красный уголок, который надо было перестроить под театр. Мы активно включились в работу, я приезжал туда рано утром, до работы, встречался со строителями, вечером вновь возвращался на стройку, оказалось, что практически все пришлось строить с нуля, работы было очень много, так продолжалось около года. Дело шло к открытию театра, уже была назначена дата, вокруг этого события было много ажиотажа, интерес СМИ был очень большим. Но, как это бывает в большом коллективе, начались какие-то интриги, кто-то хотел, чтобы театр открылся, кто-то не хотел. Я был еще молод, неопытен и тоже попал в этот водоворот, вокруг меня ходили какие-то слухи, но я не обращал на это внимания.
Армену Борисовичу на меня часто жаловались, что я многое делаю неправильно и слишком много на себя беру, хотя я все делал искренне и на собственные средства. В один день Армен Борисович сообщил мне, что назначил большое совещание со всеми действующими лицами. Я приехал на него и увидел, что Армен Борисович очень напряжен, мы обсудили несколько вопросов, а в конце он сказал: а сейчас я хочу обсудить то, что делает Артур. Он при всех достаточно жестко и прямо раскритиковал многое, что я делал. Армен Борисович спросил, почему я принимаю решения, не согласовав их с сотрудниками театра? Он был прав, я действительно не знал всех тонкостей театральной сцены. Я вышел с совещания эмоционально раздавленный, мне было очень обидно, ведь я делал все искренне, а в ответ получил жесткую публичную критику. Я уехал и несколько дней не приезжал в театр.
Через некоторое время Армен Борисович позвонил мне и попросил приехать, чтобы поговорить. Я приехал, он сел напротив и сказал: «Артур, я очень переживал, сможешь ли ты правильно меня понять. Ты знаешь, как я к тебе отношусь, – если ты попросишь мой пиджак, я отдам и не спрошу, зачем он тебе нужен. Я действительно считаю тебя своим близким другом, но когда мы делаем серьезное дело, мы должны уметь высказывать все сомнения друг другу в лицо, честно и при всех. И после этого наши отношения не должны никак измениться, это и есть настоящая дружба. Тогда никто уже не сможет вмешаться в наши отношения и что-либо изменить!»
Я понял, что именно такие отношения дорогого стоят. После этого случая уже никто в наши отношения не вмешивался. Если ему кто-то что-то обо мне говорил, он тут же набирал мой номер телефона и при этом человеке задавал вопрос, все сразу решалось на месте.
– Многие, в том числе в социальных сетях, интересуются, когда будет установлен памятник Джигарханяну. В каком состоянии его могила?
– Меня сильно огорчает, что Армен Борисович последние два-три года жизни провел в очень нервной атмосфере. Я очень корю себя за то, что не смог его от этого уберечь! Вокруг его имени было много сплетен, пересудов, интриг, притом что Армен Борисович категорически не любил пускать журналистов в свою личную жизнь. Он был человеком совсем другого масштаба. Центральные каналы телевидения постоянно обсуждали его личную жизнь, при этом все было построено на лжи, дешевых интригах, как правило, не имеющих ничего общего с правдой. Так получилось, что его популярность обернулась против него, а нечистоплотные дельцы с федеральных каналов зарабатывали на этом большие деньги, больше всех изгалялся «Первый канал», мне это очень больно вспоминать. Сложно найти человека, сделавшего больше для нашего кинематографа и телевидения, чем Армен Джигарханян, а в ответ такое циничное издевательство над уже пожилым уважаемым человеком! Страшно подумать, какую мораль несут эти программы людям и как разрушают нашу культуру!
К сожалению, это продолжается даже после его смерти. Так, в интернете пишут, что могила Джигарханяна находится в запустении и т.д., но это все выдумки нечистоплотных журналистов или тех, кто опять пытается примазаться к имени Армена Борисовича. За этот год не было и недели, чтобы кто-то из друзей не пришел к нему на могилу, там всегда лежали свежие цветы.
Что касается памятника, работы идут в штатном режиме. Мы провели небольшой конкурс, лучшую идею предложил скульптор Ваге Согоян, сын знаменитого скульптора Фрида Согояна, с которым Армен Борисович дружил на протяжении всей своей жизни. Сыновья Фрида – Микаэль и Ваге – достойно продолжают дело отца. Ваге создал очень интересный макет. Мы обсудили его с друзьями и семьей Армена Борисовича и единогласно утвердили. В настоящее время памятник в стадии изготовления. Завершена подготовка к его установке.
Открытие состоится по армянским канонам – в день годовщины смерти Армена Джигарханяна, 14 ноября этого года на Ваганьковском кладбище.
В последние несколько месяцев своей жизни Армен Борисович практически ежедневно вспоминал о трагически ушедшей из жизни дочери, на его столе всегда стоял ее портрет. Он хотел быть похороненным рядом с ней на Ваганьковском кладбище. И у нас не было выбора. Хотя, я считаю, Джигарханян заслуживает места на Новодевичьем кладбище.
На Ваганьковском, рядом с могилой дочери, не очень много места. Нам пришлось учесть это обстоятельство при работе над памятником. Ваге Согоян выполнил задачу прекрасно, смог разместить памятник в небольшом пространстве и при этом очень многое передать.
В день открытия памятника в театре также пройдет вечер памяти Армена Борисовича.
– Армен Борисович Джигарханян дружил с не менее известным человеком – Никитой Павловичем Симоняном, всемирно известным футболистом и тренером, который недавно отпраздновал 95-летний юбилей! Расскажите об этой дружбе.
– Дружба Джигарханяна и Симоняна была искренней и даже трогательной. Она длилась более 50 лет. Когда кто-то из них заболевал, обязательно навещали друг друга. Когда они встречались, вокруг все наполнялось дружбой и любовью. Армен Борисович говорил: «Мы с Никитой нуждаемся друг в друге!»
Никита Симонян часто вспоминает одну забавную историю: Армен Борисович приехал в 1967 году в Москву, он был приглашен на роль Ленина. Директор «Мосфильма» возмущался: почему «прислали актера из кавказской республики», разве не нашлось «своих»? Армен Борисович рассказывал, что и отношение руководства киностудии было к нему соответствующее. Как-то раз Симонян пригласил Джигарханяна с собой на футбол на игру «Спартака», будучи главным тренером команды. Армен Борисович приехал на базу, и они вместе поехали на стадион. Когда Джигарханян вместе с Никитой Симоняном и спартаковской командой выходил из автобуса, он мельком увидел директор «Мосфильма», стоящего возле ограждений, где собираются болельщики, чтобы приветствовать любимую команду. Он оказался ярым болельщиком «Спартака». На следующий день, когда Армен Борисович пришел на киностудию, к нему подбежала секретарша и сказала, что директор уже несколько раз его спрашивал и просил сразу к нему зайти. Встретив Армена Борисовича в кабинете, директор долго его не отпускал и расспрашивал о Симоняне и его команде. Так Джигарханян стал одним из самых любимых актеров директора киностудии «Мосфильм».
Никита Павлович считает, что есть много параллелей между театром и футболом. Он приводил слова Ильинского о том, что как футболисты выходят на поле отчитываться перед зрителем, так и актеры выходят на сцену отчитываться перед зрителем, я с ним полностью согласен!
Кстати, смотреть футбол с Джигарханяном было тоже очень интересно. Он видел то, чего не замечали многие. И, наблюдая за игрой, иногда говорил: «Смотри, какая драматургия, вот бы нам научиться так играть».
Со своей стороны, Никита Павлович не пропускал театральных постановок, он глубоко театральный человек. И его мнение было для Армена Борисовича очень важным. Симонян высказывался о постановках честно и объективно, и это Армен Борисович очень ценил. Уход Джигарханяна – тяжелая потеря для Никиты Симоняна. Но Джигарханян все равно с нами, на экране, в театре, в воспоминаниях.
О Симоняне можно говорить очень долго. Он не только уникальный футболист и тренер. Он – грандиозная личность и многого добился благодаря этому.
Я часто общаюсь в футбольных кругах и не знаю более авторитетного человека в мире футбола, чем Никита Павлович Симонян. За всю свою жизнь Никита Павлович не был замешан ни в одном скандале, хотя в футболе всегда кипят страсти, много скандалов и споров, но его мнение всеми воспринимается с уважением.
Скажу честно, в своей жизни я не встречал более интеллигентного и скромного человека, чем Никита Павлович. Несмотря на свои грандиозные достижения в футболе, Никита Павлович до сих пор очень скромен, стесняется, когда к нему проявляют большое внимание, не может равнодушно пройти, если кто-то просит сфотографироваться или просто задает вопрос – он обязательно ответит и с уважением отнесется к каждому болельщику. Никита Павлович очень трудолюбив, в свои 95 лет он каждый день ходит на работу, является первым вице-президентом Российского футбольного союза. Он также президент футбольного клуба «Кожаный мяч». Каждый год в Волгограде ребята до 14 лет проводят финал, и Никита Павлович откладывает на это время все дела и летит в Волгоград на финальный турнир, чтобы лично вручить призы победителям.
– Мы слышали, Вы принимали участие в создании фильма, посвященного Никите Симоняну, премьера которого состоялась в день его рождения, 12 октября этого года.
– Хотелось бы, чтобы о таком человеке, как Никита Симонян, знали многие, и не только футбольные болельщики. Он действительно уникальный человек с истинными ценностями, которые пронес через всю свою жизнь. Поэтому к его 95-летию фондом «Наследие и прогресс» был снят фильм о нем – и не только как о легендарном футболисте и тренере, но и как о великой личности. Картина демонстрировалась на Общественном российском телевидении и Национальном телевидении Армении. Тем, кому не удалось посмотреть, я очень рекомендую найти его в интернете или дождаться повторного показа, фильм получился очень качественным, смотрится на одном дыхании – я уверен, что он будет интересен не только футбольным болельщикам!
– В определенном смысле этот фильм может стать учебным пособием для молодых футболистов. Можете вкратце рассказать о фонде, снявшем этот фильм?
– Безусловно, он может стать учебным пособием для начинающих футболистов. И очень действенным. Это фильм на долгие времена для всех любителей футбола, и не только!
Российско-армянский фонд гуманитарных инициатив «Наследие и прогресс» основал выдающийся ученый, академик, врач и уникальный человек Армаис Альбертович Камалов. И я с большим удовольствием участвую в проектах фонда, потому что мне близки его идеи, стремление рассказать о связях между Арменией и Россией, укрепить и расширить их. Жизнь Никиты Симоняна – ярчайший пример армяно-российской дружбы. Когда Никиту Павловича спрашивают, кем он себя ощущает, он отвечает, что на 100% армянин и на 100% русский. Его любят и армяне, и русские и в Армении, и в России, и во многих странах мира.
Фонд «Наследие и прогресс» не мог пройти мимо такой даты, как 95-летие Никиты Симоняна, и вместе с компанией «Партнер-Фильм» снял документальный фильм о жизненном пути этого уникального человека!
Со своей стороны я тоже присоединяюсь к поздравлениям, желаю Никите Павловичу здоровья, еще многие годы радовать нас своим общением и оставаться всегда в прекрасной форме!
Я горжусь тем, что среди наших соотечественников есть такие люди, как Армен Джигарханян и Никита Симонян.
– От имени редакции еще раз поздравляем Никиту Симоняна с юбилеем и желаем ему долгих лет жизни и дальнейших успехов в деятельности на благо российского спорта.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии