Евгений Кисин: Заберу твою боль себе
В начале осени в рамках XXII Международного музыкального фестиваля «Ереванские перспективы» с сольным концертом в Большом концертном зале имени Арама Хачатуряна выступил всемирно известный пианист, лауреат многочисленных премий и престижных наград Евгений Кисин.
Это не первый приезд в Армению одного из самых узнаваемых исполнителей классической музыки, которого музыкальные критики часто называют наследником Артура Рубинштейна, Святослава Рихтера и Владимира Горовица. В этот раз виртуозное исполнение произведений Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена еще раз позволило жителям армянской столицы насладиться игрой легендарного музыканта. Восторженные поклонники долго не отпускали музыкального гения со сцены, и ему еще пять раз пришлось сыграть на бис.
В нынешний приезд свою пресс-конференцию музыкант начал со слов: «Я каждый раз счастлив бывать в вашей стране, которую полюбил еще 37 лет назад, когда впервые посетил Армению». Именно тогда 12-летний Женя приехал в составе оркестра под управлением Владимира Спивакова на фестиваль «Виртуозы Москвы» – трудящимся Армении». В поездках по республике увидел Гарни, Гегард, Севан, Эчмиадзин и был поражен красотой древнего зодчества, незыблемостью первопрестольного Эчмиадзина, великолепием горной природы. Сегодня с высоты пройденных лет он вновь повторяет, что большая любовь к Армении началась с той первой поездки. «К сожалению, я не понимаю армянского языка, но когда слушаю его, то чувствую, что он звучит так же, как и ваша архитектура. Это не сладкая, а суровая и величественная красота. Невозможно было это все не полюбить, не оценить ваше гостеприимство, вашу публику», – говорит собеседник.
По мнению армянских ценителей искусства, в Ереване выступает много известных музыкантов и певцов, но Евгений Кисин занимает среди них особое положение. «Благодаря своей душе, сущности, любви и преданности он для меня гораздо больше армянин, чем многие наши соотечественники», – заметил как-то основатель Международного музыкального фестиваля «Ереванские перспективы», композитор Степан Ростомян. И не случайно. По собственному признанию пианиста, в юности у него было много друзей-армян. А потом в новейшей истории его потрясли события в Сумгаите и Баку. «Естественно, я и все мое окружение не могли оставаться равнодушными к бедам Армении, – вспоминал он в один из приездов. – А еще я пережил шок во время итальянских гастролей, когда узнал о разрушительном землетрясении в Спитаке». Тогда же дал несколько благотворительных концертов, вся выручка от которых была направлена в фонд для детей, пострадавших от стихийного бедствия. В сентябре 2012 года Евгений Кисин был награжден орденом Почета Республики Армения «за укрепление и развитие армяно-российских культурных связей, а также за значительный вклад по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим от катастрофического спитакского землетрясения». Не остались в стороне и благодарные спитакцы, присвоившие ему звание почетного гражданина возрожденного города за безвозмездную помощь в те тяжелые дни.
Впрочем, он никогда не прекращал заниматься благотворительной деятельностью, передавая гонорары от своих концертов в фонды Армении на различные целевые программы. И хотя Кисин отмечает, что не политизирует свою музыку, тем не менее является одним из тех представителей искусства, кто не выступает в некоторых странах по политическим соображениям. В частности, он не раз отмечал, что отклоняет все приглашения концертировать в Турции только потому, что эта страна до сих пор не признала геноцид армян 1915 года. «Важно, чтобы вечный огонь горел в сердцах как можно большего числа людей. Поэтому продолжайте делать все, чтобы мир знал и помнил о геноциде. А я всегда с вами», – говорит пианист.
Кстати, в 2015 году известное издание The New York Times напишет, что известный российский музыкант принял участие в концерте «С тобой, Армения», посвященном столетию геноцида армян. «Для нью-йоркской публики это был необычный и значимый концерт, который состоялся в Карнеги-холле. Кисин растворился в творимых им аккордах и уносил с собой всех сидящих в зале на волнах волшебной музыки. Наряду с произведениями Шопена прозвучало несколько современных произведений, в том числе премьера хорового исполнения Псалма польского композитора Кшиштофа Пендерецки в память о геноциде, а также аранжировки литургических произведений и армянских народных песен. Овации были бурными, особенно после того, как пианист сыграл на бис армянскую песню «Крунк» о судьбе армян», – сообщала газета. Как уже отмечалось, это не единственная гуманитарная инициатива выдающегося музыканта. Во время прошлогодней войны, развязанной Азербайджаном, Евгений Кисин присоединился к призыву Ассамблеи армян и перевел свой гонорар за предстоящий концерт в фонд помощи детям Арцаха. «Дорогие армянские сестры и братья! В эти грозные дни я бы хотел от всей души пожелать вам много сил, мужества, а главное – единства. Берегите себя и друг друга, будьте вместе, а я всегда буду с вами, какие бы расстояния нас ни разделяли. Цавт танем – заберу твою боль себе», – обратился Кисин к армянам на своей странице в инстаграме.
Спустя год после войны он снова приехал в Армению вместе с женой Кариной Арзумановой. «Мы дружим с детства, а поженились в 2017 году. По матери моя супруга армянка. Думаю, она не обидится, если я скажу, что это я на самом деле приобщаю ее к армянской культуре. Нам нравятся произведения армянских композиторов – Арно Бабаджаняна, Арама Хачатуряна и, конечно, Комитаса. В апреле 2015 года Карина впервые приехала в Ереван. Мы вместе посетили мемориальный комплекс Цицернакаберд и Музей геноцида армян, где познакомились с документальными свидетельствами о чудовищном преступлении начала ХХ века, учиненном в Османской Турции», – отметил тогда пианист. А в этом году, выкроив время в насыщенном графике пианиста, чета в первую очередь посетила военный пантеон Ераблур, чтобы отдать дань памяти жертвам 44-дневной войны 2020 года в Арцахе. Также супруги побывали в знаковых местах Армении – монастырском комплексе Гегард, на озере Севан, в монастыре Севанаванк. Карина Арзуманова разместила в своем микроблоге серию панорамных фотографий, подписав их довольно эмоционально: «Монастырь в скале, заложенный в III веке. Неповрежденный, скромный, величественный и прекрасный. Горы, закат, слезы счастья. В Армении волна любви опять накрыла нас с головой».
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии