Кому и зачем нужно искажать правду в школьных учебниках Армении?
Когда в августе 2021 года Жанна Андреасян, тогда еще в статусе замминистра образования, науки, культуры и спорта РА, заявила на встрече с журналистами, что слухи об изменении содержания учебников истории сильно преувеличены, поверили ей немногие. И не зря. Вскоре в школах Тавушского марза без особого афиширования были апробированы измененные учебные материалы, о чем своим ереванским коллегам тогда поведали учителя из армянской глубинки.
Между тем нынешней осенью разразился очередной скандал вокруг карт в учебниках по армянской истории для 7-го класса, откуда исчез топоним «Арцах». А ведь для того, чтобы подготовить учебники к сентябрю 2023 года, конкурс должен был быть объявлен не позднее сентября 2022 года. Выходит, книги были заранее подготовлены и напечатаны еще до того, когда Арцах был предан властями в местечке Евлах 21 сентября 2023 года и передан Азербайджану 29 сентября текущего года. Поразительная прозорливость? Или вполне обоснованные подозрения в том, что правящий режим продолжает целенаправленную политику «договорняков» за спиной у народа?
Что касается учебника, то, по мнению директора историко-археологического музея-заповедника «Эребуни» Микаэла Бадаляна, он написан наспех, без профессиональных консультаций, в частности по разделу «Урарту». Эксперт проанализировал материал до пятидесятой страницы и, найдя там массу ошибок, подробно сообщил об этом в социальных сетях. «Было бы неплохо поинтересоваться мнением специалистов по узкопрофессиональным темам», – резюмировал он. Отреагировал лишь издатель образовательного фонда «Школа участия», отметив, что сырая версия карты периода короля Ишпуини была по ошибке включена в учебник. «То есть была размещена неправильная, неточная карта, которой должны руководствоваться учителя и ученики?» – задался вопросом ученый. История с картами на этом не заканчивается. Тюрколог к.и.н. Варужан Гегамян также обратился к пользователям соцсетей, отметив, что тема новых учебников истории Армении остается актуальной, поскольку это будущее нынешнего поколения. При этом он представил атлас по истории для средних школ Турции и Азербайджана – от карты тюркского мира, по которой школьники получают представление об окружающем мире, до карты Великого Турана – проекта по объединению тюркских государств. Разница очевидна. Если одни перекраивают глобус под будущее с приростом своих территорий, то другие добровольно отказываются от имеющегося потенциала. Заведующий кафедрой археологии и этнографии ЕГУ Айк Аветисян тоже просмотрел «эпизоды и карты» подаренной ему книги и, обнаружив много неточностей, отметил: «Я не буду тратить время на чтение подобной чепухи. Кафедра истории Армении в ЕГУ и представители экспертного сообщества уже обнародовали свою объективную оценку».
Не стоит далее цитировать ученых мужей, поскольку совокупную оценку этому учебнику действительно должно дать научное сообщество, к которому сотрудник кафедры всемирной истории ЕГУ доцент Смбат Оганнисян и редактор учебника, его жена Мариам Карапетян, не обращались. Ни авторы, ни суперминистерство не обращались за консультацией и в Институт истории НАН РА. И хотя, по словам директора института Ашота Мелконяна, написание учебника по вновь принятым МОНКС стандартам обречено на провал, тем не менее уже подготовлен документ, в котором есть предложения по пересмотру новых стандартов, и только тогда на их основе надо будет полностью переписать учебник.
Кстати, в соцсетях на имя министра образования, науки, культуры и спорта РА Жанны Андреасян тоже была запущена петиция с подписями ведущих историков, филологов, преподавателей вузов, школьных учителей, родителей относительно исторических искажений. В комментариях зачастую указываются фальсификации, которые были выявлены чуть ли не на каждой странице нового 176-страничного учебника. При опросах на улицах горожане не менее категоричны: «В умы молодого поколения пытаются заронить мысль, что эти земли никогда не были армянскими, чтобы они еще со школьной скамьи запомнили, что Арцах принадлежат Азербайджану, а не армянам. Имеющий родину человек не может писать книги такого содержания. Если он считает, что Арцах – это Азербайджан, значит, он сам азербайджанец, не желающий нашей стране процветающего будущего». Хотя сегодня трудно представить реальное процветающее будущее Армении, поскольку хаотично меняющиеся доктрины, планы, проекты и перспективы «бархатного» правительства чередуются с такой скоростью и отсутствием логики, что своей противоречивостью лишь еще больше запутывают ситуацию.
Искажение исторических данных за последние пять лет в системе образования далеко не первый пробный мяч с целью заложить ложные данные в головы молодого поколения, как, впрочем, и населения в целом. Так, года два назад по указанию премьер-министра РА Никола Пашиняна из официальных источников постепенно стал исчезать топоним Арцах с заменой его на Карабах. А далее это стало почти каноном с наказанием за его нарушение. Например, во время брифинга в сентябре нынешнего года в Гуманитарном центре пресс-секретарь премьера Армении Назели Багдасарян извинилась за произнесенное ею название «Арцах». А случившийся в День независимости РА исход армян из Арцаха комментировать излишне, поскольку предтечей были заявления Пашиняна на всех международных площадках о признании им территориальной целостности Азербайджана площадью 86.600 кв. км с учетом «Карабаха». Якобы во имя «Эпохи мира». Однако, с провалом этой затеи она трансформировалась в новую фантазию под названием «Перекресток мира», которую армянский премьер презентовал месяц назад на международной конференции «Шелковый путь» в Тбилиси.
А пока школьники должны будут учить историю своей страны по учебнику С. Оганнисяна, где написано, что армяне соседствовали с азербайджанцами с древнейших (!) времен. И это притом что Азербайджан превратился в государство лишь в 1918 году, а кавказские турки, или татары, превратились в азербайджанцев как этнос-новодел в 1936 году. Но, чтобы самоутвердиться, наши географические соседи под эгидой Института языкознания им. Низами НАН Азербайджана недавно выпустили опус историка Ажара Исмаилова с утверждением, что Месроп Маштоц украл письмена у тюркских народов. «Но до 1922 года в Азербайджане использовали арабское письмо с дополнительными знаками. Затем там перешли на латиницу, в которую то добавляли, то убирали дополнительные литеры. В 1939 году перешли на кириллицу, которую тоже несколько раз меняли. И лишь с 1 августа 2001 года согласно указу главы государства Гейдара Алиева в Стране золотых зубов начался повсеместный переход к азербайджанскому алфавиту на основе турецкой графики. А его в свою очередь создал армянин Акоп Дилачар, урожденный Мартаян. За большой вклад в лингвистику Ататюрк наградил его титулом Dilacar, что означает «открыватель языка», «языковед». Вот такая история с «азербайджанским» алфавитом», – сообщает проект ИАП «Антитопор». Примечательно, что столь явный фейк азербайджанского языкознания всерьез не воспринял даже закормленный икоркой всезнающий Google, видимо, по совестливому принципу: хоть ты мне друг, но истина дороже.
И тем не менее Азербайджан продолжает планомерно рисовать свою историю, причем с претензией на армянские земли. Так, 30 октября на азербайджанском телеканале CBC был показан фильм «Скрытое наследие Иревана» со стенаниями по уничтожению «азербайджанского культурного наследия» в старинном ереванском квартале Конд, названном в фильме на азербайджанский манер Тепебаши. Претензии распространились и на крупнейшую в регионе, действующую в центре армянской столицы персидскую Голубую мечеть. В свое время наша газета писала (№4 (315) 2019 г.) о том, что Азербайджан разразился очередным приступом панической истерии, доказывая, что это их мастера отстроили 250 лет назад жемчужину мусульманского мира, а потому она является памятником азербайджанского, а не персидского зодчества. Также раздавались призывы оградить «азербайджанскую» мечеть от иранских притязаний, на что был получен жесткий отпор от иранского руководства. Фильм тоже привлек внимание иранской стороны, уже выразившей свое возмущение «азербайджанизацией» персидского наследия.
Каких-то новых сенсаций в измышлениях азербайджанской ленты нет. Однако для армянского общества сенсацией оказался сам факт съемок и пребывания группы азербайджанских телевизионщиков в центре Еревана. По сообщениям телеграм-каналов, это стало возможным после обращения ЮНЕСКО в армянское суперминистерство, от которого весь этот процесс курировала начальник департамента культурного наследия и народных ремесел Астхик Марабян. Лишь спустя неделю (видимо, после консультаций) на сайте профильного ведомства наконец появилось сообщение следующего содержания: «Министерство не получало каких-либо писем и обращений (письменных или устных) от какой-либо международной структуры, иностранного СМИ или лица. МОНКС не давало разрешения и не участвовало в организации проведения съемок в Ереване фильма, который циркулирует в азербайджанских тг-каналах, искажая историю Еревана. Следовательно, не имеющий никакого отношения к реальности видеоматериал является информационной манипуляцией. Обращаемся к партнерам в СМИ с просьбой не тиражировать распространяемый азербайджанскими виртуальными источниками информационный нонсенс». Замешена или нет ЮНЕСКО в данном инциденте, неизвестно, но учитывая, что первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева еще год назад была Послом доброй воли в этой структуре, несложно предположить, что связи, подкрепленные нехилым вознаграждением, сыграли свою роль в изготовлении фальшивки. Тем более эту организацию не раз обвиняли в политической предвзятости расследований в отношении карабахского культурного наследия.
Разрозненные на первый взгляд инциденты при более близком рассмотрении легко укладываются в общую картину. И хотя власти в очередной раз попытались предать забвению неудобную информацию, тем не менее у общественности появились резонные вопросы. Каким образом без разрешения властей и компетентных органов так называемая «азербайджанская съемочная группа» проникла в Армению, где свободно проводила съемки и беседовала с местными жителями в самом центре Еревана? Ведь согласно докладу Национального статистического комитета с января по сентябрь 2023 года Армению посетили всего 13 человек из Азербайджана… С другой стороны, почему компетентные органы не реагируют на обеспокоенность ереванцев по поводу фальшивки, состряпанной нашими географическими соседями? Если, конечно, этот сценарий не был разработан в недрах самой «бархатной» власти, на что указывают ее молчаливое безразличие и нежелание что-либо опровергать. Во всяком случае, нет официальной ноты протеста в международные организации.
«То, что творится в системе образования в связи с появлением вузовских и школьных учебников по истории Армении, где утверждается, что происхождение армянского народа началось с Урарту, а не с третьего тысячелетия до нашей эры, говорит о том, что сознательно делается все для забвения собственной истории, подрыва нашей духовной безопасности и наших национальных ценностей», – считает проректор Университета им. Брюсова Цолак Акопов, одновременно указывая, что именно глава МОНКС является угрозой национальной безопасности. Но жена главного интервьюера армянского премьера Петроса Казаряна по определению остается проводником интересов генеральной линии партии власти. И уж если молчаливо согласилась с изменением главных символов государства – герба и гимна, где в новой редакции последний куплет Пашинян дописал собственноручно из своего творческого наследия, то что говорить о школьных учебниках, переписать которые на скорую руку было поручено доверенным лицам. Не царское то дело – писцом быть. Никол Воваевич занят более важным делом по непосредственному перекраиванию армянской истории со своей точки отсчета.
Александр Маркосян
Оставьте свои комментарии