Армен Саркисянц: Арно Бабаджанян – наш бренд и гордость!
Интервью с генеральным продюсером Фонда памяти Арно Бабаджаняна
– Здравствуйте, Армен Геворкович. Мне бы хотелось начать наше интервью с вопроса о том, что было сделано фондом за прошедший год. Так, 11 ноября в Москве отмечали 40-ю годовщину памяти великого композитора Арно Бабаджаняна. Скажите, пожалуйста, в рамках Вашего фонда какие были организованы мероприятия и как работает фонд – в частности, в этом году?
– Здравствуйте, Григорий Юрьевич, очень приятно находиться у Вас в гостях. Здесь всегда такая теплая, душевная атмосфера. Спасибо большое за приглашение. Очень объемный вопрос получился. Должен сказать, что 40 лет пролетели очень незаметно. Многие, особенно представители старшего поколения, даже говорят, что как будто вчера это все было. А ведь Арно Арутюнович ушел из жизни совсем молодым – ему было всего 62 года. Вы представляете, сколько всего он еще написал бы, если бы был жив! Время пролетает очень быстро. Не успели оглянуться – прошло уже 40 лет. Много было сделано, организовано мероприятий, но до сих пор не решен главный вопрос – нет уголка на родине у Арно Арутюновича, нет его музея. Этот вопрос поднимался неоднократно…
– Вы имеете в виду в Ереване?
– В Ереване, да. Этот вопрос неоднократно поднимался при разных руководителях – не только при нынешней власти, но и при предыдущей. И как-то, знаете, то обещали что-то сделать, то даже «грозились» землю дать, чтобы что-то построить – но ничего, с мертвой точки до сих пор этот вопрос не сдвинулся.
– Здесь возникает вопрос: это делается специально или это просто такое нежелание, связанное с каким-то безразличием?
–Я лично затрудняюсь сказать, безразличие это или что-то другое, но факт налицо. А ведь у нас не так уж и много таких людей, как Арно Арутюнович.
– А фонд обращался с этим вопросом?
– Неоднократно. И письменно, и устно, были и встречи – даже с мэрами городов (еще в период правления Роберта Седраковича, и в период правления Сержа Азатовича, и нынешним властям писались письма). «Нет» – не говорят: «Да, конечно, нужно!» И вот дальше этого «нужно» до сих пор не получилось найти никакого решения. К большому сожалению. Хотя Арно Бабаджанян является визитной карточкой для многих иностранцев, которые не знают историю, не знают политику, не знают географию и узнают о народах и нациях по культуре – Армения многим известна благодаря таким именам, как Арам Хачатурян и Арно Бабаджанян. Правильно?
– Согласен, для определенного круга людей и за рубежом, да и на территории бывшего Советского Союза тоже.
– И для многих звучит просто абсурдно, когда ты говоришь, что до сих пор нет никакого уголка, нет музея. Ну неужели показать нечего? Рассказать не о чем людям? Это же глыба целая!
– Я думаю, что Вы будете продолжать работу в этом направлении.
– А что еще остается! Обязательно.
– Но сейчас вернемся к мероприятиям.
– Да, что касается мероприятий. Стартовал шлейф мероприятий, посвященных памяти великого композитора. В этом году, еще летом, в июле, в парке «Яуза» благодаря усилиям нашего сопредседателя попечительского совета Артура Согомоняна наконец-то состоялась официальная презентация книги об Арно Бабаджаняне. Еще раз хочу от себя лично выразить ему слова благодарности, потому что благодаря ему мы увековечили столетие со дня рождения композитора, а в этом году смогли презентовать эту книгу. В парке «Яуза» был большой, красивый концерт, где прошла презентация. Публика принимала очень тепло.
– Да, я присутствовал на этом мероприятии, и было очень приятно видеть большое количество людей, они хотели получить в подарок эту книгу. Было видно, как люди с теплотой относятся к великому композитору.
– Если внимательно посмотреть, в той очереди, которая рвалась получить эту книгу, не было ни одного армянина. Было вдвойне приятно, что среди русской публики, россиян вот такое отношение, такая любовь и уважение к Арно Арутюновичу.
– Ну, армяне получили эту книгу еще раньше. Поэтому их и не было.
– Можно сказать и так. Это было первое мероприятие. Осенью череда мероприятий продолжилась, и осенний сезон мероприятий открыл город Минск – Республика Беларусь. Там состоялся первый вечер памяти Арно Бабаджаняна – 22 октября. Приятно было видеть, что билеты были полностью распроданы, даже ставили дополнительные стулья, и люди стоя слушали концерт. После этого эстафету принял солнечный город Тбилиси. Там мероприятие проходило в формате концерта камерной музыки в консерватории. Организовал этот вечер президент фонда Араик Бабаджанян. После чего эстафету приняли столицы Москва и Ереван, где Арно Арутюнович жил. В Ереване региональный фонд организовал посещение памятника, возложение цветов к памятнику, а в Москве, в кафедральном соборе Преображения Господня прошла памятная литургия, после чего был большой концерт в Московском доме ветеранов войн и вооруженных сил. Следующие мероприятия памяти будут проходить уже в Казахстане 6 и 9 декабря: 6-го – в Астане, а 9-го – в Алматы, во Дворце республики.
– То есть год еще не завершен?
– Нет. Очень приятно, что участвуют Армения, Грузия, Россия, Беларусь и Казахстан. Уже в пяти странах отмечаются такие события и почитается память великого композитора.
– А какие-то еще мероприятия организовывались в 2023 году, посвященные не только Арно Бабаджаняну, но и другим деятелям культуры, например таким, как Арам Хачатурян, Давид Тухманов и другие?
– Обойти вниманием 120-летие со дня рождения Арама Ильича Хачатуряна мы не могли никак.
– «Мы» – это Фонд Бабаджаняна?
– Фонд и лично Арно Бабаджанян были очень тесно связаны с Арамом Хачатуряном. Ведь именно Хачатурян выявил талант Арно Арутюновича еще в пятилетнем возрасте. Он сыграл в судьбе Бабаджаняна немалую роль, когда тот приехал поступать в консерваторию без направления из Еревана, и именно Арам Ильич посодействовал поступлению Бабаджаняна в училище Гнесиных. Он был как старший брат в жизни композитора. В этом году отмечается годовщина памяти Арама Ильича – 45-я со дня смерти. Поэтому мы включили в программу «Элегию памяти Хачатуряна» по мотивам Саят-Новы, написанную на музыку Арно Арутюновича Бабаджаняна. Исполнялась она на инструменте, на котором играл сам Саят-Нова – на кяманче. Мы хотели подчеркнуть, что судьба этого композитора нам тоже очень близка и родна и что эти два имени – две стороны одной монеты.
Мероприятия памяти Хачатуряна силами нашего фонда начались несколько раньше, еще до концерта. С прошлого года мы стали обращаться, писать письма руководству Пермского края, чтобы присвоить одной из музыкальных школ имя Арама Ильича. В этом нам помог Вагаршак Саркисян, председатель армянской общины Пермского края. Почему Пермь? Потому что в годы эвакуации, во время войны, Арам Ильич жил в Перми. И премьера балета «Гаянэ» в 42-м году прошла именно в Перми. Там находился в эвакуации Кировский театр – ныне Санкт-Петербургский Мариинский театр, – там он жил, преподавал и работал. И мы сочли своим долгом присвоить первой школе искусств, которая, если не ошибаюсь, всего на 17 лет моложе Арама Ильича (ей тоже за 100 лет уже) имя Арама Ильича Хачатуряна. Вот такие мероприятия.
Что касается Давида Тухманова – да, это не первый проект, который мы реализовываем совместно с профсоюзным комитетом администрации президента. Первый большой проект мы с ними реализовали еще 5 лет назад – этот проект был посвящен 90-летию Алексея Гургеновича Экимяна, потом были концерты памяти Бабаджаняна, юбилейный концерт Арно Арутюновича, а позже мы решили приоткрыть еще одно имя – композитора, имеющего, так сказать, некоторую причастность к армянскому происхождению – это Давид Федорович Тухманов. И очень хороший концерт состоялся! Мне звонили из администрации и удивлялись – никто не знал, что у Давида Федоровича есть армянская кровь. Ну и вообще, это же песни советской эстрады! Это тот кладезь, на котором росло не одно поколение, и я уверен, что эти песни будут звучать. И Экимяна, и Таривердиева, и Тухманова, и Хачатуряна.
– Ну, а «День Победы» – это вершина творчества Тухманова.
– Да, пик творчества, объединяющий все народы Советского Союза. Все имели причастность в войне и к Победе, и поэтому это гимн, я бы сказал, половины земного шара, принимавшей участие в борьбе с фашизмом. Для нас с ними «День Победы» – это ода поколению.
– О концерте, посвященном Экимяну, который прошел 5 лет назад, тоже было бы интересно узнать.
– К Экимяну мы тоже обратились. Он родился в 1927 году, и вот как раз в 2017 году было его 90-столетие. Знаете, я с детства рос на песнях Бабаджаняна, Экимяна, очень любил их, слушал на грампластинках…
– О нем говорили, что днем он ловит воров и бандитов, а вечером пишет музыку.
– Я был влюблен в те песни, которые исполняли Буба Кикабидзе, Нани Брегвадзе – ну как можно не любить песню «Снегопад»? Такая мелодичная! Или «Не надо печалиться, вся жизнь впереди»? Даже в мультике «Ну, погоди!» она звучала! Это такие отложенные впечатления еще из детства. И вот поэтому мы прикасаемся к таким большим именам. И хотя прямого отношения к нашему фонду не имеют ни Экимян, ни Тухманов, ни Хачатурян – но вот как музыкант, как дирижер, как армянин, я считаю своим долгом обозначить свою причастность, сделать так, чтобы это лишний раз прозвучало, чтобы об этом знали.
– На вечере памяти Бабаджаняна выступал Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации. Почему все-таки военный коллектив? Расскажите, пожалуйста, о Вашем сотрудничестве, это будет интересно.
– Дружба с этим военным коллективом началась еще у Арно Арутюновича в 1973 году. Когда он написал марш советской милиции. И кстати, фотографии марша во время этого концерта были использованы на экране. Этот марш советской милиции презентовали, если говорить сегодняшним языком, министру внутренних дел Щелокову. Он присутствовал на концерте, а Арно Арутюнович дирижировал Центральным военным оркестром. Тогда он назывался немного иначе – Образцово-показательный оркестр внутренних войск МВД СССР. И вот фактически полвека назад зародилась дружба, которую мы уже продолжили в добрых традициях с этим коллективом с 2016 года, когда учреждали фестиваль «Главное – Отчизне служить». Первый фестиваль прошел в Армении в 2017 году, очень ярко. Проходил в разных городах Армении – и в Ванадзоре, и в Гюмри (там находится 102-я российская военная база), и в исторически победоносном Сардарапате они выступали. Гала-концерт прошел в Ереване. Первая поездка была очень яркая, запоминающаяся.
Вторая поездка, которую мы инициировали, была посвящена 2800-летию города Еревана в 2018 году. К сожалению, я не могу это как-то объяснить – прием был не очень, мягко говоря, дружелюбный. Мы же поехали после так называемой «бархатной революции» – может быть, это было связано с тем, что старые еще не ушли, новые не при-
шли – это был переходный период. Ереван отмечал свой юбилей, и хотелось большим концертом это отметить – чтобы это стало ярким международным событием, чтобы в Ереван приехали поздравлять наши друзья и музыканты из России. Концерт на площади состоялся. Коллектив выступал, с парадным шествием проходил по улицам города... Но, к сожалению, это не было даже освещено в прессе. Не было об этом сказано. Вы об этом знали?
– Нет, я не слышал.
– И многие об этом не знали. И не слышали. Хотя парадным шествием проходили и военные коллективы Армении – там были и оркестр Министерства обороны Армении, и оркестр МЧС Армении, и полиции Армении. И вот прибывает Центральный военный оркестр как главный гостевой коллектив, учредитель военно-патриотического фестиваля «Главное – Отчизне служить», люди приехали поздравить… Даже не нашлось автобуса, чтобы их встречать – вот так скажу, чтобы не углубляться во все остальные подробности.
– Это печально. Но 2018 год не только этим событием был омрачен. Скажите, пожалуйста, чтобы завершить тему об оркестре: ваше сотрудничество продолжается и ваши добрые отношения сохраняются?
– Да, слава Богу, в коллективе есть очень хорошие руководители, которые умеют отделять мух от котлет, скажем так. И они понимают, что имена Арно Бабаджаняна и Арама Хачатуряна и наша дружба и деятельность фонда никак не связаны с тем, что происходит. И ярким примером тому было, что 2 года назад они открывали юбилей Арно Арутюновича, выступали в консерватории в день его рождения – 21 января 2021 года. В день столетия Арно Арутюновича открывал серию юбилейных мероприятий именно Центральный военный оркестр. Только состав был симфонический. И в этом году, когда мы отмечали 40-ю годовщину памяти, этот коллектив вновь рядом с нами.
– Армен Геворкович, а что не сделано и предстоит сделать – не в этом году, так в будущем?
– Очень много не сделано. Масштаб личности Арно Арутюновича такой грандиозный, что охватить все невозможно. И тяжело искать средства только среди меценатов. Тут должна быть политика государства. Должно быть присутствие государства. Потому что сейчас, например, у нас остался нереализованным музей Бабаджаняна – как в Москве, так и в Ереване. Пока ничего в этом направлении не происходит, к сожалению. Надеюсь, что ситуация изменится. Далее, мы готовим к изданию полное собрание сочинений Арно Бабаджаняна. Это 30 томов. Это грандиозная работа, это почти как полное издание Большой Советской энциклопедии – осилить очень тяжело. С учетом того, что, по подсчетам, одна энциклопедическая твердая парадная обложка стоит 500 рублей… Вот умножьте эту сумму – только обложку! – на тысячу экземпляров и умножьте на 30 томов. Это грандиозная сумма.
– Пожалуйста, обратитесь сейчас к меценатам с нашей трибуны. Может быть, Вас услышат.
– Обращаюсь. Ко всем тем, кто хочет, у кого есть желание увековечить память Арно Бабаджаняна и увидеть 30 томов сочинений любимого композитора.
– Кто уважает, кто любит эту музыку.
– Да. Кому небезразлична возможность собрать все его творчество воедино в одном месте, чтобы оно не было забыто, разбазарено и потеряно – ведь это наша национальная культура! – пожалуйста, мы приглашаем всех, кто имеет желание присоединиться. 30 томов должно быть издано. Это главная задача. И из глобальных проектов, связанных с Арно Арутюновичем Бабаджаняном, осталась нереализованной постановка балета. Балетную сюиту мы уже исполняли в 2021 году на юбилее, а балет так и не смогли пока поставить. И вот в Мариинском театре готовы его поставить. Этот вопрос обсуждался лично с нашим сопредседателем совета попечителей Валерием Абисаловичем Гергиевым. Театр готов заняться постановкой.
– Что-то мешает?
– Нужны финансы для постановки. Декорации, костюмы, все это организовать. Мы не говорим об аренде, о зарплате оркестру – в чем люди идут нам навстречу. Элементарно для постановки нужны деньги. Это будет большой балет, трехактный, это будет триптих, а все остальное – потом.
– Армен Геворкович, я вот смотрю на вашу деятельность – на деятельность фонда, на Вашу личную работу – и восхищаюсь тем, что Вы очень много сделали и делаете. Я думаю, что Вам удастся те проекты, которые Вы назвали, довести до конца – если не в 24-м году, то в 25-м и так далее. Я Вам желаю всего доброго и удачи.
– Да, я хотел бы еще сказать, что мы очень готовимся к будущему году. В 2024 году будет отмечаться 100-летие Национального струнного квартета имени Комитаса, официальным представителем которого в России является Фонд имени Арно Бабаджаняна. Мы их не раз приглашали в Москву и в другие регионы России. На будущий год будем отмечать 100 лет коллектива, который был основан Аветом Габриэляном в 1924 году силами студентов Московской консерватории. То есть место его рождения – Москва, Большая Никитская, 13, Московская консерватория. И мы хотим начать этот тур по России именно с Московской консерватории, будем отмечать юбилей этого коллектива, это наша гордость. Приглашаю к сотрудничеству всех, в том числе наших сооте-
чественников в регионах России. Мы планируем сделать тур по регионам России, чтобы показать наше национальное достояние.
И еще. Я знаю, что мы уже подходим к завершению 2023 года, и хочу всех пригласить на наш концерт 6 декабря – концерт, который мы будем организовывать в знак уважения к спасателям МЧС России (раньше это называлось Гражданская оборона), которые принимали участие в ликвидации последствий спитакского землетрясения. 35-я годовщина трагедии, и мимо просто невозможно пройти. Мы хотим проявить наше уважение к людям, которые пришли к нам на помощь 35 лет назад.
– Спасибо большое за интересную беседу.
– Спасибо.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии