Ереванский зритель рад гостям, но не ангажированным политическим изгоям, представителям уродливой музыки грязного эпатажа. А власти?
О том, что Армения и Грузия после начала специальной военной операции РФ на Украине стали эпицентрами «движа» российской опальной богемы, не раз писалось в электронном самиздате эмигрантского сообщества экспатов, гордо именующих себя то «белой гвардией», то модным нынче словечком «релоканты». Впрочем, понятие «богема» в данном случае весьма условно, поскольку искусство понаехавших дезертиров больше смахивает на капустники с задворок творческого андеграунда.
Еще недавно свои вояжи в Ереван артисты удачно совмещали с творческими командировками в соседний Тбилиси – вплоть до сентября 2022 года, когда Минкульт Грузии отменил анонсированные ранее концерты экс-звезд первой величины российской эстрады – признанных в РФ иноагентами Максима Галкина и Андрея Макаревича. А следом отпала надобность и в художественной самодеятельности известных в узком кругу звездулек, безуспешно пытающихся примоститься в тени своих именитых коллег. И хотя, по словам самих эмигрантов, в Армении нет запрета на их выступления, поскольку уровень творческой интеграции здесь значительно выше, чем в других странах, тем не менее к настоящему времени «большой движняк в плане концертов и записей заметно скис: кто-то уехал в третьи страны, кто-то устроился на более прибыльную работу».
Как отмечают понаехавшие в Ереван в статусе ВНЖ организаторы мероприятий, около 70 процентов эмигрантских тусовок составляют выходцы из СНГ, а точнее из России и Украины. Хотя промоутеры, как называют себя современные антрепренеры, прилагают все больше усилий для привлечения местного населения, в частности через соцсети, где контент даже переводится на армянский язык. Но избалованная именами артистов мирового уровня местная зрительская аудитория не спешит интегрироваться в эрзац эмигрантской культуры, и те, по сути, варятся в собственном соку.
«Выступлений в Ереване становится все меньше, что существенно влияет на билетную политику, а потому проводить здесь концерты становится все более нерентабельней, несмотря на доброжелательное отношение армян к иностранцам. Вдобавок препятствием для коммерческой окупаемости стала разобщенность эмигрантской и локальной аудитории. Поэтому организаторы пытаются привлечь на привозных артистов зрителей обоих полюсов. Но, к сожалению, в настоящее время концертный бум с участием экспатов чувствительно завял, – делится внутренней кухней один из устроителей подобных кампаний, пожелавший остаться неизвестным. – А ведь организаторы не преследуют коммерческих целей и занимаются благотворительностью на добровольных началах, отправляя заработанные деньги в фонды поддержки «героических украинских воинов», пострадавших от боевых действий, что уже может считаться мотивационным стимулом».
Но при всей своей доброжелательности армянское общество совершенно не вдохновила провокационная идея стимула, поскольку здесь хорошо помнят о поставках режимом Зеленского для азербайджанской армии запрещенных Женевской конвенцией фосфорных бомб, поджигавших Арцах с воздуха в ходе 44-дневной войны. Не забыты и «мотивационные» баннеры в Киеве «Карабах – це Азербайджан» и поздравления с «перемогой».
Но зато в параллельной вселенной супруга премьера РА Анна Акопян посетила с гуманитарной миссией украинскую Бучу, ставшую ареной известной западной постановки. А экс-посол РА на Украине Владимир Карапетян даже заверил тогда местную общественность, что официальный «Ереван и район Нор-Норк всегда будут поддерживать Бучу и другие общины, пострадавшие от российской агрессии».
Возможно, подобная подмена смыслов стала не столько катализатором, сколько откровенной отмашкой «бархатной» власти на прием Арменией экспатов разного окраса. По прибытии в Ереван те сразу же попытались привлечь к себе внимание различными демаршами. Но после первого года протестных шабашей у стен российской дипмиссии поняли, что местное население относится к их митингам довольно негативно, конкретно посылая понаехавших либералов по известному непечатному адресу.
И тогда, рассредоточившись по подвалам и полуподвалам под вывесками кафе и клубов, релоканты продолжили развивать свои интересы на эмигрантских сходках. Сюда же периодически приглашались выпавшие из российской светской хроники селебрити в статусе иноагентов, пытающиеся в Ереване сохранить лицо под лозунгом «искусство вне политики». Но вот без политики у них как раз не обходится, поскольку в последнее время концерты зачастую выливаются в публичные скандалы, во всяком случае, ушедшая осень стала тому подтверждением. При этом чем ниже строчка в табели о рангах заезжей «звезды», тем выше градус ее амбиций.
В частности, некогда популярная в России украинская певица Светлана Лобода*, осудившая СВО и сбежавшая в Европу, известна тем, что на своих концертах активно агитирует зрителей выступать против действий России на Украине. Ереванским зрителям она запомнилась не песнями, а устроенным скандалом.
Решив установить личный контакт с залом, исполнительница хита «Твои глаза» пригласила на сцену одну из фанаток. Ею оказалась россиянка Юлия. Узнав об этом, Лобода буквально набросилась на нее с требованием немедленно осудить действия российских властей против Украины. После отказа зарвавшаяся певичка буквально выгнала девушку со словами: «Если вы пришли ко мне на концерт, то обязаны во всеуслышание поддерживать мою позицию. В противном случае уходите с моего выступления, разговаривать с вами я не желаю». Зрительница ушла, показав на прощание жесты, называемые в виртуале дизлайками. Зато в реале впечатление усиливалось тем, что именно этим жестом verso pollice, или «палец вниз», в Древнем Риме зрители требовали смерти проигравшего гладиатора. Примечательно, что большинство присутствовавших не только поддержали гулом и свистом обряд гражданской казни певички, но и в знак протеста против провокации артистки покинули зал.
А вскоре выложенные в соцсети ролики набрали уже там огромное количество дизлайков и возмущенных отзывов: «За наши же деньги обнищавшая бабенка пытается навязывать нам свои идеалы. Гнать в шею таких из Армении», «Приехала, попробовала спровоцировать, провалилась, собрала деньги для ВСУ и свалила», «Кто пойдет на концерт этой Лабуды не забудьте прихватить тухлые яйца и прокисшие помидоры. Она того заслуживает», «Тщетные потуги залетной «дивы» не удивили, а возмутили. Она потерпела явное фиаско не только в Даугавпилсе или на Кипре, но и в Ереване. Теперь ей один путь из Армении: чемодан, вокзал и в Киев, где может требовать от своих соотечественников все что угодно», «Неужели непонятно, что десяток «бархатных» представителей власти позволили ей замутить это безобразие. Но нас более трех миллионов, и нам это не нравится», «Уверен, что она заранее поинтересовалась у организаторов: можно ли такое прогнать? И они ей позволили. Ведь она не дура и хорошо понимала, что за косяки рассерженные зрители могут и побить, но пошла на такой шаг».
Не менее категорично высказалась и директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты России Екатерина Мизулина, написавшая под видео свой пост: «Вот так ведет себя певица, которую еще совсем недавно с утра до ночи показывали по всем российским каналам. Человек, которому именно наша страна дала популярность и который бегал с корпоратива на корпоратив за гигантские гонорары от россиян. Просто фу».
Не успел затихнуть один скандал, как через несколько дней разразился другой, устроенный на этот раз группой «Порнофильмы»*, солист которой Владимир Котляров включен Минюстом России в реестр иностранных агентов. После 24 февраля 2022 года группа поддержала Украину, а вокалист Владимир Котляров* заявил: «Нам стыдно, что наше государство ведет себя как зарвавшийся гопник. Музыканты группы эмигрировали из России сразу после начала
войны, а гастроли за рубежом позволили собрать выручку для помощи пострадавшим украинским бойцам».
Сегодня завлекательные анонсы группы гласят, что она основана в 2008 году в Дубне, завоевала любовь тысяч поклонников и хорошо известна своими провокационными текстами и энергичными выступлениями. Хотя у музыкальных критиков другое мнение. Они отмечают «скудость применяемых в панк-роке мелодических и аранжировочных средств», а также банальность тексов, пресную подачу и узкую направленность политических лозунгов.
Впрочем, в Ереване подача песен не была пресной. Группа «Порнофильмы»* выдала для релокантской тусовки заказную политическую порнуху в жанре жесткого немецкого кино на музыкальный лад. Ничего разумного, кроме грязного эпатажа, уродливой музыки и ангажированного политического речитатива на потеху обосновавшимся в Армении изгоям, эти моральные уроды предложить не смогли.
Выступление группы шокировало не только местных жителей. Как написал в соцсети директор Российского центра науки и культуры (Россотрудничество) в Ереване Вадим Фефилов, утром на него обрушился шквал звонков и сообщений от знакомых, блогеров, коллег с расспросами о прошедшем в Ереване концерте одной панк-группы.
«Не буду лукавить, не знал об этом, но, зайдя в «соцсети», понял, что что-то пропустил. Оказывается, в известном ереванском кафе в центре Еревана состоялся концерт панк-группы с «дурацким», как сказал сам ее основатель, названием. На опубликованном в сети видео певун Котляров* исполняет на сцене песню с многократными нецензурными оскорблениями руководства моей страны. Меня в принципе немного удивляет, как совладелец кафе согласился на концерт группы с названием «Порнофильмы»*. Но не суть, панк-рок – маргинальная субкультура, не буду в это влезать. Но если честно, сомневаюсь, что американским совладельцам известной сети, древнему индейскому племени семинолы из резервации Оклахома, кому принадлежит право на франшизу, понравилась бы скабрезная брань, звучащая со сцены кафе, – написал он. – Глянул в интернет и выяснил, что средства на развитие Hard Rock Cafe были привлечены из Фонда государственных интересов Армении. И тут у меня возник вопрос: интересно мнение, например, мэрии столицы: соответствует ли подобный концерт целям армянского государства? И позволю себе высказать личную точку зрения: произошедшее никак не бьется с традициями и культурными кодами ереванцев».
Вопрос далеко не риторический. Вакханалии либеральных релокантов давно вышли за рамки политических, культурных, поведенческих, а по совокупности – хрестоматийных для нашей страны ценностей. Несмотря на то, что Армения остается гостеприимной и доброжелательной для иностранцев страной, тем не менее имидж изгнанников в эмиграции, какими пытаются представить себя новые экспаты, сегодня совершенно не впечатляет местное общество и вызывает естественное отторжение, но не из-за разности менталитетов, а из-за подобных выходок.
С другой стороны, нынешние власти смотрят на это сквозь пальцы. Санкционируя проведение митингов и низкопробных концертов агрессивных выходцев из России и Украины, одновременно финансируют их из государственной казны. В данном случае речь идет о Фонде государственных интересов Армении (ANIF), не раз замеченном в скандальных сделках. В частности, на его совести оглушительный провал, а вернее, разбазаривание миллионов долларов на проект по созданию армяно-арабского СП «Национальный авиаперевозчик».
По приблизительным оценкам, нанесенный материнским фондом ANIF и его двумя «дочками» государству ущерб оценивается более чем в 12 млрд драмов. Во сколько обходится армянскому налогоплательщику «зеленый свет» на разнузданную вседозволенность залетных «звезд» шоу-бизнеса, остается тайной. И это не учитывая морального ущерба, который наносят Армении набеги воинствующей творческой ОПГ, куда вошли российско-украинские экстремисты и иноагенты разного калибра.
В этой связи в социальных сетях разгорелась дискуссия на тему: может ли артист иметь свое мнение на то или иное политическое событие. Бесспорно, имеет, но только не навязывая его со сцены зрителям, а тем более в чужой стране. В противном случае подобные деяния подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса. Но в Армении для этой категории «артистов» закон почему-то пока не действует…
*Лица и структуры, обозначенные звездочками, являются в России иноагентами или экстремистскими организациями
Сергей Тигранян
Оставьте свои комментарии