Россия и США договариваются о мире, а Азербайджан готовится к войне с Арменией
Начнем с глобального – с Украины. Как заявил Трамп, если с Россией не удастся договориться – это будет большим разочарованием для всего мира. Сюда можно добавить, что часть этого мира, США и его союзники по НАТО, всячески раздували этот конфликт. Обманули с подписанием Минских и стамбульских соглашений, не пошли на выполнение своих обещаний по нераспространению НАТО на восток и всячески его раздували, помогая деньгами и оружием, чтобы инициировать, а потом как можно дольше затянуть эту войну. И потому возникает вопрос: кто и в чем будет разочарован?

Сегодня республиканцы во главе с Трампом, познавшим на себе выходки демократов, желавших упечь его в тюрьму, желают прекратить конфликт, понимая, что возможности печатного станка не беспредельны, коллективный же Запад с Британией в авангарде желают ее продолжения. Британия тут выступает лидером глобализма с двумя опорами: Демократической партией США, включающей в себя финансовую элиту с Федеральной резервной системой, Госдеп и ЦРУ, являющиеся одновременно инструментами глубинного государства – Deep State – и правительством Британии. Трамп уже продемонстрировал свое желание не только прикрыть инструменты Deep State, но и ликвидировать их в современном их виде. Что было хорошо проиллюстрировано закрытием основных программ USAID, потому что, как это «неожиданно» выяснилось, эта структура занимается государственными переворотами в различных странах, расходуя огромные неконтролируемые бюджеты. И последствия одного переворота – на Украине, – поглотившего сотни миллиардов долларов, Трамп пытается разгрести. Не забывая, конечно, свой бизнес-интерес, желая вернуть потраченное впустую украинскими редкоземельными металлами. Насколько это окупится – сложно сказать, но как информационный крючок работает.
Вторая опора глобализма – Британия – функционирует и, теряя опору в США, вынуждена во все большей степени рассчитывать на собственные силы, которых ей пока хватает. Не будем забывать, что она в течение двух веков владела Индией, существенно превосходящей ее по ресурсам и территории. Опыт колониального владения Америкой короче, она вынуждена была уйти, оставив там свое влияние. И, выйдя брекзитом из ЕС, она там тоже сумела оставить свое влияние. В Германии, например, победили на выборах глобалисты, и новый канцлер Мерц занял более радикальную позицию по отношению к войне на Украине, чем его предшественник Шольц, тоже, впрочем, не отличавшийся особым миролюбием.
Сегодня, теряя роль британского крейсера, возглавляющего американскую армаду, Британия становится все более откровенной в своих намерениях. Для того чтобы вернуть свой крейсер на лидирующие позиции, Британия желает поражения Трампа, для чего нужно сделать так, чтобы он не смог выполнить своего обещания прекратить войну. Американцы отдали свои голоса Трампу, выступившему с программой контроля миграции и расходования денег правительством, что должно будет привести к поднятию уровня американской жизни и ее упорядочению и разрешению украинского конфликта, расходующего американский бюджет.
4 года на выполнение этих задач кажутся достаточным сроком, но меньше чем через два года грядут промежуточные выборы в конгресс, и к этим выборам он должен прийти с какими-то результатами, иначе все его благие намерения будут блокироваться конгрессом с демократическим большинством. Более того, по традиции во время промежуточных выборов правящая партия, как правило, теряет места в конгрессе, а будучи обвиненной в невыполнении обещаний – тем более. Т.е. у республиканцев на все про все – меньше двух лет. И сейчас уже время работает против Трампа. И продолжение войны – это свидетельство того, что президент не в состоянии держать свое слово. У нас можно врать сколько угодно, но в США конкуренция между двумя партиями сильна, и если у демократов появятся козыри, то нет сомнений, что они их разыграют.
Тридцатидневное прекращение огня, к которому призывает Трамп, проблем не решает. Чему оно будет посвящено? Подготовке к миру или перегруппировке войск, дополнительной мобилизации и перевооружению? Детали переговоров спецпосланника Трампа Стива Уиткоффа с российской стороной пока не разглашаются, Путин заявил, что Россия согласна с предложением прекратить боевые действия, но есть много вопросов в рамках такого прекращения огня. В июле прошлого года 2 условия перемирия были озвучены Путиным на встрече с сотрудниками МИД: Украина выводит свои войска из четырех областей – Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской; даются гарантии невступления Украины в НАТО. На встрече же с высшим командным составом в Курской области Путин заявил, что тридцатидневное перемирие не должно использоваться для усиления позиций ВСУ, не должно быть новых поставок оружия и боеприпасов, и должен быть создан реальный контроль над выполнением условий перемирия и над линией соприкосновения почти в 2000 км. И если Украина согласится на все эти условия, то можно будет начать переговариваться. В противном случае боевые действия будут продолжены, и, как показывает обстановка, позиции Украины будут ухудшаться. Трампа как антиглобалиста в сложившемся понимании условия Путина, кажется, устраивают. Не зря украинские СМИ подняли вопёж – мол, Трамп их предал. Удивительно, насколько прочно мысль о том, что с Россией нужно воевать, засажена в украинские головы. Если же война будет продолжена за счет ввода в Украину европейских контингентов, то они, без опыта современной войны, плохо мотивированные, потерпят поражение, но Трамп к промежуточным выборам не успеет набрать позитивный рейтинг.
Военное поражение, на которое надеялся коллективный Запад, было, в их представлении, шагом к уничтожению России. Санкции, огромные жертвы, разрушенное хозяйство, голод и все то, что сопровождает войну, активность пятой и шестой колонн должны были бы привести к смене власти в России. Это и есть стратегическая цель украинского конфликта, украинцы тут выступают в роли прокси, им предназначено «в чужом пиру похмелье», не более того. И удивителен энтузиазм, с которым они взялись играть эту роль. Сегодня уже ясно, что этот сценарий не состоялся. Но если натовские контингенты вторгнутся на Украину, неважно, под личиной миротворцев или как-то иначе, и потерпят суровое поражение – все равно война продолжится, и Трамп после промежуточных выборов будет иметь противодействующий конгресс и, соответственно, бледный вид. А на следующих выборах к власти снова придут демократы со своим Deep State.
То, что на каком-то этапе провозглашенного стремления к миру премьер Британии, президент Франции и премьер Польши «вдохновились» стремлением Трампа к миру – ничего не значит. С не меньшим вдохновением в Лондоне, после провала Зеленского в Белом доме, было принято решение затянуть европейские пояса, чтобы не дать вой-
не угаснуть. Для Европы в этой войне моральных соображений нет, самое главное – это откуда взять деньги на восстановление ВПК или размещение военных заказов в США, как это предлагает Трамп, и продолжение войны. Боюсь, снова придется бросить в массы гитлеровский лозунг «пушки вместо масла». Опытным историкам ситуация может напомнить предвоенную, когда вся Европа работала на Гитлера, продолжателя дела Наполеона в создании единой Европы. И если бы он с полной дури не попер на СССР, то объединенная Третьим рейхом Европа до сих пор была бы украшена портретами Гитлера, по железным дорогам курсировали бы двухэтажные шпееровские поезда, а французы по-прежнему бы заваливали гестапо доносами.
В любом случае приближение сроков окончания украинской войны связано с уступчивостью российской стороны. Чем менее выгоден договор – тем быстрее можно прийти к миру. А если сильно затянуть – то через 4 года снова придется иметь дело с глобалистами. Причем с привычной версией глобализма. Это когда США стремятся к глобальной власти не сами, а ими пользуются как инструментом с полнейшим равнодушием к их будущей судьбе.
Заключение договора о мире губительно для Британии как одной из опор глобализма и, соответственно, для Deep State США. Любой союз России и США и усиление позиций Трампа приведет к тому, что республиканцы США с еще большим усердием начнут вскрывать неприглядные деяния глобалистов, что может привести не только к устным осуждениям, как это любит делать Запад на внешнем контуре, но и к реальным тюремным срокам. Трамп и комп. не могут установить, сколько и на что потрачено из тех колоссальных сумм, которые США потратили на войну и завиральные проекты по всему миру. И если начнут устанавливать, то кому-то явно не поздоровится. И потому Британия должна активизировать свои проекты плана «Анаконда», чтобы России жизнь не показалась раем. Россия должна будет либо купировать эти угрозы, либо отступить из Южного Кавказа до Северного, а в перспективе – и из Северного Кавказа тоже, оставив в опасности потенциальный Центральноазиатский фронт.
13 марта Пашинян дал интервью приглашенным за армянский счет турецким СМИ. Он отметил, что геноцид был, хотя ранее он пытался в нем усомниться, подняв волну протеста у потомков, переживших геноцид. Но тем не менее он полагает, что эта тема не должна быть во внешнеполитической повестке Армении. До этого турецкой стороной было заявлено, что не пришло еще время обмениваться посольствами и у Турции имеются к Армении два предусловия. Первое – это то, что Армения должна полностью выполнить алиевские требования. Второе – Армения должна отказаться от геноцида и преодоления его последствий. Т.е. Пашинян в турецком тренде.
Он также заявил, что все пункты мирного договора с Азербайджаном уже согласованы, но тут в игру вступил Алиев, заявивший, что не верит Пашиняну и у него есть требования, которые должны быть удовлетворены уже сегодня. Это изменение армянской Конституции, отзыв заявлений в международные суды, роспуск Минской группы ОБСЕ, открытие мегринского коридора, запуск в Армению 300.000 азербайджанцев – как бы «беженцев», 60 млрд $ репараций, сдача Баку «военных преступников», т.е. участников войн с Азербайджаном. В 17 пунктах договора о мире этого нет. И, поскольку доверия у Алиева Пашиняну нет, все его требования должны быть зафиксированы на бумаге. Т.е. Алиев выдвигает дополнительные условия. Пока эти.
Одна из турецких журналисток спросила, почему Армения никак не реагирует на то, что ее граждане находятся в азербайджанских тюрьмах? На что Пашинян ответил, что идет бурная работа, но, естественно, по закрытым каналам и потому она не видна. Думаю, что даже остаткам его электората подобные ответы уже кажутся не более чем деревенской хитростью. Если чего не делаешь – скажи, что делаешь в закрытом, в скрытом от посторонних глаз режиме.
Кстати, в понятие «военный преступник» может попасть и сам Пашинян со своей супругой, делегированной им во время войны в штаб Армии обороны Арцаха. Чем там занималась женщина, не имеющая никакого отношения к армии, не разглашается ни теми, кто в это время был в штабе, ни ею самой. А то, что Пашинян своим командованием обеспечивал Алиеву победу в войне, тот может особой заслугой и не счесть и предъявить требование на сдачу самого Пашиняна в ранге военного преступника. И тогда уже кто-то другой будет в закрытом режиме добиваться его освобождения.

Армянская сторона с энтузиазмом отмечает, что мирный договор готов к подписанию, Алиев выдвигает дополнительные требования. Отмечу, что один из двух пунктов договора, который стороны не могли согласовать, касается военного присутствия на армяно-азербайджанской границе представителей третьих стран. Т.е. чтобы Армения была полностью подчинена Азербайджану и любая его военная агрессия против Армении была бы обречена на успех. Кроме того, идет и информационная подготовка нападения. Хикмет Гаджиев, помощник президента Азербайджана, заявил, что цель Баку – безоговорочная капитуляция Армении, принятие и выполнение всех условий Азербайджана. Обсуждаемый в настоящее время текст так называемого мирного договора утратил актуальность, и, возможно, Азербайджан в ближайшее время выдвинет еще более жесткие ультимативные требования. Заявления Гаджиева прозвучали после встречи Эрдогана и Алиева в Турции, что ясно указывает на согласованность позиций. Отмечу, что Азербайджан при этом активно вооружается и проводит военные учения в различных форматах и с завидной периодичностью. Армения отвечает полнейшей расслабленностью.
Границы Армении Пашинян ослабил как мог. Он в прошлом году лично попросил Путина убрать с армяно-азербайджанской границы российских пограничников и опорные пункты российской военной базы. Т.е. расчищается путь для вторжения Азербайджана в Армению. Это не единственное его достижение в сфере безопасности. Пашинян как мог лишил армию боеспособности. Учения как экзамен готовности к боевым действиям не проводятся. После поражения не было ни одного учения с участием других стран. Азербайджан же проводит как минимум 10 учений в год как с Турцией, Пакистаном, так и… с Грузией. А учения своими силами, что конечно же условно, учитывая глубочайшую вовлеченность Турции в военные дела Азербайджана, так часты, что не поддаются счету. И понятно, что за требованиями Алиева стоят не международные инстанции, а собственная армия. И, дождавшись удобного геополитического расклада, он в традициях турецкой политики нападет на Армению. И вот тут гарантии безопасности, которые дали Пашиняну те, кто привел его к власти, могут не сработать. Тем более что у Пашиняна наверняка существуют личные договоренности, выполнение которых Алиева не устраивает, и Пашинян, как я уже сказал, может оказаться в бакинской тюрьме.
И тут возникает вопрос: а чем занимается политическая, в частности, парламентская оппозиция Армении? Объединение ее под знаменем отстранения Пашиняна от власти – это ложная повестка. Он обслуживает азеро-турецкие оккупационные интересы, и потому оппозиция не должна ставить задачу политической победы, которая является проектом политической конкуренции во времена, когда страна мирно развивается и ее суверенитету и развитию ничто не угрожает, вопрос только в программах достижения целей. Задача же Пашиняна в том, чтобы, выполняя азербайджано-турецкие требования, сохранить свою власть. И проблема тут перерастает в общенародную. Политические цвета сопротивления потери Армении не должны иметь значения, политическая конкуренция – это удел будущего, когда коллаборанты сойдут со сцены. Именно сплочение вокруг идеи освобождения от оккупации является необходимым для спасения Родины и армянских жизней. Эта воля народа, как кажется, будет учтена и в России, и в Иране, что очень важно. Необходимо создать силовые центры, которые возглавят движение против оккупации, это программа спасения, а не развития. И если такие центры появятся, объединенные идеей спасения, а не раздираемые политическими противоречиями, то замена правительства на национальное произойдет сама собой.
А если ставить целью не спасение Родины, а смену правительства политическими методами, то тут можно вспомнить, как Пашинян два раза захватывал власть, в том числе и после поражения в войне. Неважно, каков был объем фальсификаций, политическая победа оказалась за ним. Ситуация напоминает Москву времен Минина и Пожарского. Тогда была выбрана не политическая борьба, а попросту свержение семибоярщины, обслуживавшей польские интересы, и Россия сумела освободиться от польского ига. Пользуясь аналогиями, в Армении должно быть поднято не знамя политической борьбы, а знамя освобождения от азеро-турецкого режима.
Если о том, что в 2018-м в Армении утверждается оккупационный режим, говорили немногие, то теперь число тех, кто это видит, резко возросло, несмотря на огромную работу по переформатированию сознания, проделанную перед «революцией». И сегодня должна быть проделана информационная работа по внедрению в сознание народа права на восстание и самозащиту. После поражения в войне политические партии и общественные организации пошли путем политической борьбы и потерпели сокрушительное поражение на выборах. Т.е. был выбран неверный путь. Перевод борьбы с политической на восстание и самозащиту потребует времени, но если не начать это сегодня – завтра мы можем потерять Армению, и сюда придут турки, все цивилизационные заслуги которых сводятся к убийствам и грабежам.
Айк Нагапетян, политолог, военный эксперт, полковник запаса, Ереван
Оставьте свои комментарии