№11 (391) ноябрь 2025 г.

Бесноватость «бархатных» временщиков в отношении ААЦ объясняется боязнью потерять власть

Просмотров: 3067

Несмотря на то, что находящийся более трех месяцев в заключении предстоятель Ширакской епархии архиепископ Микаел Аджапахян так и не признал своей вины, ереванский уголовный суд 3 октября приговорил его к двум годам лишения свободы по ч. 2, ст. 422 УК РА за «Публичные призывы к захвату власти». Не обращая внимания на людей в зале, возмущенно скандирующих «Позор!» в адрес коррумпированной третьей власти, судья оставила обвинительный приговор в силе.

По словам адвокатов Микаела Аджапахяна, заказной политический характер процесса был понятен изначально, а потому вердикт суда тоже был предсказуем. Хотя обвинение так и не смогло доказать наличие призывов к захвату власти и насильственному свержению конституционного строя на основании интервью, которое дал их подзащитный два года назад изданию Oragir.news и которое сегодня легло в основу «бархатного» сценария мести. Во всяком случае, именно так общественность расценила то, что творилось в храме армянского правосудия.

«Во время процесса сторона защиты буквально на пальцах доказала невиновность архиепископа Микаела, поскольку спасти страну – это не преступление. Но, к сожалению, решение по этому делу выносится не в здании суда. Судья, как видно, не руководствуется элементарными правами человека, а находится под серьезным давлением», – считает адвокат архиепископа Ара Зограбян. Аналогичное мнение высказал и депутат от блока «Армения» Гегам Манукян, заявивший, что судебно-правовая система, находящаяся «в рабстве у премьера», через главу Следственного комитета, генпрокурора и других чиновников лишь исполнила политический заказ Никола Пашиняна.

Это стало более очевидным, когда к травле в соцсетях активно подключился сам премьер-министр, обвиняя архиепископа в нарушении одной из десяти библейских заповедей, якобы предписывающей Церкви быть покорной властям, то есть ему. Но как отметили в Первопрестоле, в известных скрижалях подобного и в помине нет. Очень скоро Пашинян переключился на моральный облик архиепископа, утверждая, что тот «уклоняется от правоохранительных органов, боясь того, что, если суд назначит арест на месяц-два, то тогда как он будет жить без женщины». Интимная тема – видимо, давнишний больной конек армянского премьера, поскольку еще памятны в народе его июньские угрозы показать Католикосу всех армян свои детородные органы. Не отставала от Пашиняна и присвоившая себе статус первой леди Анна Акопян, также отметившаяся в виртуальном пространстве записью: «Архиепископ, вы вообще знаете, что такое духовность?» Если бы чета Пашинян – Акопян знала, что такое духовность, то, прежде чем разглагольствовать на эти темы, освятила бы свой брак в церкви. Или на худой конец расписалась в ближайшем загсе, а не сожительствовала во грехе, вне церковных канонов и гражданского права на виду у всей страны. И главное – не тягалась бы с ААЦ, чья «исключительная миссия как национальной Церкви в духовной жизни армянского народа в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности» закреплена отдельным пунктом в Конституции светской Армении.

Приговор архиепископу Микаелу Аджапахяну, продолжающиеся призывы Пашиняна к свержению Гарегина Второго (которого он называет исключительно мирским именем – Ктрич Нерсисян) и замене его на собственную марионетку вызвали широкий резонанс не только в Армении, но и за ее пределами. Местные СМИ более категорично обозначили проблему противоборства власти с Церковью, расставив основные акценты в заголовках своих материалов: «Набат над Эчмиадзином», «Первопрестольный Эчмиадзин под давлением», «Попытка безбожников самоутвердиться за счет патриотов», «Мученики большой политики», «Мятежные иерархи». И если в истории Армении христианские священники подвергались гонениям и арестам в основном со стороны язычников, как, например, сыгравший ключевую роль в христианизации Армении святой Григорий Просветитель, то в новейшей истории независимой Армении – это первый случай, когда священник столь высокого чина получил реальный срок.

«Впервые в истории независимой Армении высокопоставленный священнослужитель попадает в тюрьму за свои слова и убеждения, что является одной из самых постыдных страниц нашей новейшей истории. Такая несправедливая расправа с духовным лидером является вопиющим примером нарушения морали и справедливости», – говорится в заявлении Всеармянского совета по сохранению Армянской Церкви.

По мнению экспертного сообщества, судья приговорила не только Аджапахяна, Церковь, но и всю страну. «За стойкость архиепископа я не тревожусь, поскольку уверен в нем. Гораздо больше меня беспокоят созданный прецедент развернувшейся сегодня безумной кампании против Первопрестольного Эчмиадзина», – отметил секретарь фракции «Честь имею» Тигран Абрамян. Как показал судебный процесс, стойкости архиепископу Микаелу Аджапахяну действительно не занимать. Уже на следующий день после вынесения приговора он передал через оппозиционных депутатов письменное обращение, в котором говорится: «Власть зла, состоящая из посредственностей и полных ничтожеств, а также обслуживающих их жалких приспешников, довела до конца очередной аморальный сценарий, незаконно осудив меня по надуманному делу. Это будет позором действующей «невласти». Обещаю стать более опасным, чем был до сих пор».

И хотя во властном лагере говорят о «зачистке» Церкви лишь от отступников веры, тем не менее, комментируя заявление Пашиняна: «Я возглавлю освобождение Церкви от антихриста», политологи называют творящийся беспредел очередной псевдореволюцией, такой же, как и в 2018 году под названием «бархатная». Кстати, уже тогда с попустительства новых властей «бархатные революционеры» устроили сатанинский шабаш в стенах Св. Эчмиадзина. В экспертном сообществе полагают, что личная неприязнь Пашиняна к Армянской Апостольской Церкви и священнослужителям связана с его боязнью потерять бразды правления на фоне авторитета ААЦ и, соответственно, желанием заменить их на своих карманных марионеток. Но в армянском обществе давно не считают правительство выразителем воли народа, особенно во внешней политике дрейфа в сторону Европы и турецко-азербайджанского тандема. Причем последняя позиция уже имеет достаточно четкие контуры, которые видны невооруженным глазом.

В последние время к «бархату» присоединились несколько расстриг, выпавших из канонического поля в силу неудовлетворенных собственных амбиций. В частности, бывший духовный пастырь Ованнаванка Арам Асатрян и его «коллега» Тарон Унанян, выступающие с антицерковными заявлениями и в целом поддерживающие антицерковную кампанию властей Армении. А лишенный сана священнослужитель Хорен Ованнисян (в миру Ншан) вскоре после выступления против Католикоса Гарегина Второго на «первой кнопке» армянского телевидения даже получил должность советника отдела по вопросам национальных меньшинств и религии кабмина РА.

В любом случае раскольники будут использованы властями в очередных провокациях, связанных с походом на Св. Эчмиадзин, и в смуте новых судебных процессов. Не случайно Пашинян недавно опубликовал в соцсетях резкие высказывания, в которых пригрозил «приструнить распутных священнослужителей», «криминальное олигархическое духовенство» и их «распутных благотворителей». Речь о российском бизнесмена Самвеле Карапетяне, «посмевшем» заступиться за ААЦ. Как отметил его адвокат Роберт Амстердам, арест миллиардера и председателя Ассоциации армянских предпринимателей лишь только за публичные высказывания в защиту веры является беспрецедентным случаем с точки зрения международной правовой практики.

«Обвинение состряпано в Диснейленде, и власти прекрасно это понимают. За 45 лет своей практики я еще ни разу не видел ни одного руководителя страны, как Пашинян, который использовал бы подобную лексику в отношении Церкви», – подчеркнул адвокат бизнесмена Роберт Амстердам, одновременно заметив, что этим шагом власти еще раз продемонстрировали собственную неуверенность и внутреннюю нестабильность.

В противном случае не томился бы в застенках армянского «правосудия» уже четыре месяца еще один священнослужитель – лидер движения «Священная борьба» архиепископ Баграт Галстанян. По словам его адвоката Сергея Арутюняна, архиепископу инкриминируют терроризм, беспорядки и узурпацию власти – статьи, которые не выдерживают критики, подчеркнул адвокат. Также представляющий интересы Србазана адвокат Ованнес Худоян отметил, что здесь налицо признаки преувеличения ложных сведений со стороны представителей власти и правоохранительных органов, фальсификации материалов и монтаж аудиозаписей. Кстати, случайно или нет, но за два дня до ареста Галстаняна премьер разместил в своем тг-канале материал о якобы готовящемся «террористическом захвате власти», назвав это «попыткой переворота мерзавцев».

По мнению политолога Вигена Акопяна, после проигранной войны Армения оказалась в статусе «несостоявшейся страны» и теперь находится под внешним управлением, а Пашинян и его правящая команда – всего лишь наместники, исполняющие политические заказы различных геополитических центров, где главными внешними распорядителями являются Турция и Азербайджан. Страх перед разоблачениями за ошибки и провалы семилетнего правления привели Пашиняна к железобетонному убеждению, что никто в мире ему не поможет, кроме Баку и Анкары, которые напрямую заинтересованы в том, чтобы он оставался у власти.

Особенно остро это ощущается перед выборами-2026. В результате в середине октября власти развернули очередную волну репрессий против Церкви. 15 октября силовики задержали 13 священнослужителей, среди которых духовный пастырь Сагмосаванка отец Парен Аракелян и предстоятель Арагацотнской епархии, племянник Католикоса епископ Мкртич Прошян. В ту же ночь суд вынес решение об аресте Мкртыча Прошяна сроком на два месяца.

«Бархатные» репрессии, по всей вероятности, уже вошли в свою активную фазу карательных действий против ААЦ.

Однако, опасность подстерегает не только священников, которых силовики могут скрутить в любой момент, но и тех, кто их защищает. В частности, 17 сентября при выходе из здания суда Шенгавитского округа впервые в адвокатской практике был задержан известный адвокат Александр Кочубаев, участвовавший в заседании по делу архиепископа Баграта Галстаняна и его семнадцати соратников по движению «Священная борьба». Сотрудники СНБ в масках уложили Кочубаева на землю, а затем увезли в неизвестном направлении. Позже стало известно, что в его отношении возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 490 УК РА за «Распространение сведений, порочащих честь и достоинство судьи, прокурора, следователя или иным образом причиняющих вред правам и законным интересам указанных лиц в связи с их законной должностной или профессиональной деятельностью». По решению уголовного суда Кочубаев арестован на два месяца. Поводом послужила запись адвоката в соцсетях с критикой властей и правоохранительных структур в связи с арестом предстоятеля Арагацотнской епархии и главы канцелярии. По оценке правозащитника, юриста Рубена Меликяна, подобные действия в отношении адвоката абсолютно недопустимы. «Это очень серьезный вызов адвокатскому корпусу. Мы требуем уважения к своей профессии. Вообще человека, а адвоката особенно, недопустимо задерживать подобным фашистским методом. Очевидно, что это политический диктат», – подчеркнул он. Худшие прогнозы по бесноватости «бархатных» временщиков начали претворяться в жизнь в лучших традициях сталинских репрессий. И хотя основная цель подобного насилия – посеять страх в народе из-за собственных страхов перед надвигающимся возмездием, в этой доктрине уличных «рюкзаков» есть большие бреши. Церковь для армян остается столетиями проверенным стержнем нации, и Церкви люди доверяют куда больше, чем властям.

Александр Маркосян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 3 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Предатели всегда были, есть и наверное, будут. На фото Арам Асатрян, современный Иуда, который готов продать всех. таких в Армении сегодня не мало.

Ваш комментарий

* Обязательные поля