Кто и зачем убрал из «Азбуки» портрет создателя армянского алфавита?
Очередной скандал разразился в армянском обществе, затронув на этот раз сферу образования, причем ее первую ступень, когда через письменность закладываются азы национальной идентичности. Как отмечают специалисты, именно в письменности отражаются уникальный способ восприятия мира, исторические ценности и культурные стереотипы нации. А сама письменность выступает как хранитель и транслятор этих ментальных установок, позволяя изучать национальный характер и его проявления в языке. Это в идеале. Но в армянском зазеркалье все обстоит с точностью до наоборот.

Первого сентября родители первоклашек вдруг обнаружили, что из «Азбуки» исчез портрет создателя армянского алфавита, ученого-языковеда, основоположника армянской литературы, письменности, национальной школы и педагогической мысли, просветителя, миссионера, переводчика Библии, теолога и святого Армянской Апостольской Церкви Месропа Маштоца. Последнее обстоятельство многие связали с гонениями «бархатной» власти на ненавистную им ААЦ, что недалеко от истины, хотя предполагает и другие, далеко идущие цели. Первой тревогу забила директор школы «Ай Аспет» Карин Тоноян, написавшая на своей странице в соцсети возмущенный пост в адрес мегаведомства: «Как директор школы, я официально требую объяснений от Министерства образования, науки, культуры и авторов книги: почему в этом году в букваре нет материала и иллюстраций о Месропе Маштоце?» Удивительным образом ответ не заставил себя долго ждать. Профильное министерство и автор букваря Астхик Балаян (издательство «Зангак») не только мгновенно откликнулись, но даже поблагодарили за ценное замечание.
А дальше следует необъяснимая подмена понятий. Возмущенных родителей, непонятливую общественность и строптивого директора школы в два голоса заверили в том, что утверждение об отсутствии в букваре упоминания Маштоца ложное, эти темы не исключены из школьной программы, а распределены по разным предметам и классам, так как МОНКС сочло нецелесообразным размещение «объемных текстов» в букваре. Также там объяснили, что методические указания по преподаванию тем «Изобретение письменности» и «Месроп Маштоц» включены в специальные пособия для учителей. Эти материалы не только содержат подходы к преподаванию, но и дают педагогам методическую поддержку, что соответствует государственным стандартам по направлениям «Языковое образование» и «Отечествоведение».
«Месроп Маштоц – сердце нашего учебника. Мы выбрали другие варианты его представления, раскрывая его характер после изучения первых трех букв. Сразу после изучения буквы «е» благодаря видео, размещенному под QR-кодом на 23-й странице букваря, дети видят его изображения, узнают о создании букв и целях патриотической деятельности Месропа Маштоца. Пройдя все буквы алфавита, ученики расставляют буквы в алфавитном порядке под песню, размещенную под QR-кодом на 104-й
странице, и одновременно слушают рассказ о Месропе Маштоце и созданном им алфавите», – написала автор «Азбуки» Астхик Балаян достаточно сложную не только для первоклассников, но даже для их родителей зашифрованную инструкцию по использованию простейшего букваря – нечто приближенное к тактико-техническому заданию по изделиям военной техники на оборонных предприятиях.
Впрочем, сетевая общественность откликнулась прицельным залпом по креативу Минобразования, разбив в пух и прах доводы современных просветителей. «Изображение Маштоца должно быть видно сразу в бумажном варианте, без дополнительных технологий. Использование QR-кодов – большая ошибка. Это касается не только букваря, но и всех новых учебников, в которых, по сути, отсутствует глубокое содержание», – написал один из пользователей, одновременно отметив, что, несмотря на то, что кириллица создана святыми Кириллом и Мефодием намного позже армянского алфавита, тем не менее в Болгарии она считается национальным достоянием и находится под охраной государства.
«В Ошакане тоже есть такой памятник, автором которого является известный армянский архитектор Джим Торосян. Как утверждают в МОНКСе, сюда привозят детей. Но разве разовая поездка может заменить ежедневное общение с создателем азбуки при открытии букваря на уроке? Хотя в нашей реальности и этого лишили школьников, заменив печатное изображение Месропа Маштоца на обезличенный QR-код. То есть детей изначально лишают возможности впитывать в себя наш культурно-просветительский код, который, в представлении школьников, теперь трансформируется в неопределенный виртуальный код без намеков на размышления и созидание национальной культуры. Эту возможность у подрастающего поколения просто отнимают!» – написал другой пользователь. Так же, как собирались в 2019 году отнять всю письменную культуру в Матенадаране, когда пришедшие к власти «бархатные» недоучки хотели сжечь старинные манускрипты из-за «скопившихся в них вредоносных вирусов и микробов».
Что касается нынешней ситуации, то в суперминистерстве отметили, что текущая версия букваря пока проходит апробацию. Это первый год его внедрения. Все замечания со стороны родителей и педагогов будут учтены при дальнейшей доработке учебного материала. Но нет ничего более постоянного, чем временное. В этой связи нелишне вспомнить учебник «альтернативной» истории Армении для 7-го класса авторства к.и.н. Смбата Ованнисяна, в котором, как отмечали эксперты и в пресс-канцелярии Св. Эчмиадзина, обнаружены концептуальные, методологические, научные, богословские и другие грубейшие ошибки. При всей скандальности его до сих пор не изъяли из школьной программы, и дети продолжают изучать сомнительную историю по Ованнисяну.

Как считают родители и эксперты, школа не должна быть испытательным полигоном для апробирования сумасбродных идей неквалифицированных «специалистов», которое проводят непосредственно на детях и наносят непоправимый урон образованию в целом. По мнению эксперта Атома Мхитаряна, система образования в Армении переживает глубокий кризис из-за хаотичности организации учебного процесса в школах. Образовательные программы нередко остаются несогласованными, учебников не хватает, а в отдельных классах вместо единого пособия используются два-три разных, выбор которых зависит от учителя или школы. Даже в пределах одного учебного заведения подходы педагогов могут существенно отличаться, что подрывает целостность системы. Но причина кроется не в учениках, а в самой системе. Хотя в этом, возможно, и заключается главная цель армянского образования от «бархатной» власти: лишить подрастающее поколение национальной истории, культуры, ценностей, поскольку так будет легче претворять в жизнь условия «мирной повестки» наших географических соседей.
Сергей Тигранян, Ереван
Оставьте свои комментарии