№11 (391) ноябрь 2025 г.

Владимир Вартанов: Наша задача – боеготовый народ

Просмотров: 1964

Интервью с Вартановым Владимиром Левановичем, известным в медиасфере как Вова Вартанов, адептом концепции «армия – народ», предполагающей обучение и вооруженность всего населения страны, основателем организации «Искусство остаться в живых», или ВОМА – армянская аббревиатура названия, командиром батальона в 44-дневной войне.

– Азербайджан наращивает свой военный бюджет, в разы превышающий армянский, при полном отсутствии стремления к миру. Агрессивные заявления, военные маневры и так далее... Армения же, подверженная своему мирному курсу, сокращает военный бюджет на 260 млн долларов. В перспективе – сокращение численности армии. Мы готовимся к очередному поражению?

– Сразу уточню – не Азербайджан, являющийся регионом Иранского нагорья, а «бакинский режим». Увеличение военного бюджета у нас означает необходимость затянуть пояса. Бюджет заточен под внешний долг, который растет примерно на 1 миллиард долларов в год, и возникает проблема, как эти деньги потратить. И если применить к ситуации логику, то власть должна получить какие-то гарантии безопасности, если отваживается сократить военные расходы. Может, заявления Пашиняна о том, что армия занимает последнее место в безопасности страны, именно об этом. Каковы договоренности и с кем – не знаю. Они непубличные и, надо полагать, устные. На уровне джентльменских соглашений. И если наш джентльмен – это Пашинян, то другой джентльмен или джентльмены мне неизвестны. Разгоняется версия, что Пашинян собирается отдать Армению в обмен на гарантии личной безопасности, но это маловероятно. Кто возьмется обеспечить ему личную безопасность во время смуты или войны? Это как минимум спецборт, обеспечение безопасности взлета и посадки и т.д. Не исключено, что и у руководства Арцаха были некие гарантии безопасности – и где они сейчас? В бакинской тюрьме. Пашинян наверняка понимает трудности со своей безопасностью и вряд ли на это пойдет. И даже если Армения будет захвачена турками, а Пашинян назначен губернатором вилайета, то и в этом случае его безопасность под большим вопросом. Так что его ошибки в управлении я склонен объяснять неопытностью, а не предательством. А милитаризация Азербайджана, скорее всего, направлена против Ирана. Но в какой-то момент это может сработать как против нас, так и против России, все зависит от ситуации.

– Тем не менее приготовления Азербайджана серьезны. В инфополе появилась информация, что Азербайджан собирается привлечь к своим военным операциям 50.000 пакистанцев.

– Это возможно, вопрос тут упирается в деньги. Во время прошедшей войны они привлекли около 7 тысяч наемников. В основном туркоманов из Сирии и из Ливии, на половину которой турки имеют серьезное влияние. Добавлю, что после войны в Сирии туркоманские районы полностью ушли под турецкий контроль.

Может, у серьезных спецслужб есть более точные данные о численности наемников. Помогали азербайджанцам и разведданными, и управлением войсками несколько стран, повторив ситуацию 90-х, но в гораздо более развернутом варианте. В 90-х, как и сейчас, наемники выбирали сильных – это не только деньги, но и ощущение грядущей победы. Армения и тогда, и сейчас представлялась слабой. Тогда на стороне Азербайджана в дело включились и центральноазиатские республики, и

Украина.

– Что-то напоминает сегодняшний день.

– Туранский проект в Арцахе победил, не зря ответственный за него Эрдоган оспаривал победу Алиева, мол, это он отжал Арцах, а не Алиев. И русофобские настроения в Армении не получили бы того развития, которое они получили после сдачи Арцаха, который был сдан Алиеву с геноцидом населения, в жертву были принесены российский миротворцы, и вдруг отношения России и Азербайджана сильно напряглись. Азербайджанский самолет был только поводом, в обострении отношений замешаны внешние игроки, в частности Британия, влияние которой на Азербайджан велико, ее инвестиции в Азербайджан превышают его ВВП. И тут мой упрек в сторону нашего политического интеллекта, который привел к тому, что мы не разговариваем с сильными мира сего, а по щелчку кидаемся выполнять их распоряжения. При истинном народовластии мы смогли бы противостоять манипуляциям. И, несмотря на размах манипуляций у нас, я уверен, что есть достаточно весомая часть народа, сохранившая здраво-

мыслие.

– И в чем оно должно проявиться сегодня?

– Я полагаю, что нужно всячески избегать вооруженных мятежей, поскольку турки этим обязательно воспользуются и попытаются снова устроить геноцид. Уже не арцахский, а настоящий, с ятаганами. И потому я против того, чтобы армянин стрелял в армянина. Это право дано туркам, которое нужно у них отобрать. Желание ликвидировать Армению часто приписывается Пашиняну, но я все же не думаю, что это так. Его поза самодержца обусловлена его окружением и народом, который ему это позволяет. Его большинство в парламенте способно испортить любого, а абсолютное большинство – испортить абсолютно. Эта практика установилась до «цветной революции», и революционеры сумели ею воспользоваться в полной мере. Можно сделать выборы транспарентными, но для этого члены избирательных комиссий должны проявить твердость вопреки давлению власти. По моему опыту участия в выборах могу сказать, что твердость могут проявить не только опытные мужчины, но и хрупкие женщины. Так что выборы при определенной твердости можно выиграть, но для этого нужна работа, а не словоговорение. И главное – это отменить в Избирательном кодексе пункт о возможности захвата абсолютного большинства. 45% – это предел участия политической силы в парламенте. Понятно, что этот пункт можно обойти с помощью аффилированных с властью партий, но это тоже потребует работы и доказательств, что эти аффилированные с властью партии не являются ее клонами. Что тоже потребует работы.

– В обстановке чрезмерного доверия мирному настрою «бакинского режима», которого нет, даже наоборот, он все время озвучивает захватнические планы относительно Армении, какова здесь роль ВОМА?

– Наши функции описаны на нашем сайте VOMA CENTER. Главная наша задача – это подготовка призывника, что должно сильно облегчить задачу армии. Что-то вроде ДОСААФ. В дополнение к курсу молодого бойца выпускники наших курсов получают знания по полевой медицине, альпинистскую подготовку, что предопределено рельефом Армении, навыки по управлению беспилотниками и т.д. Для нас наиболее актуальны горнострелковые части, но они требуют иного уровня подготовки, начала которой получают те, кто проходит наши курсы. Одна из задач – держать население в тонусе, потому что конфликт может начаться по незначительному поводу. Но, имея подготовленное население, ты можешь не дать врагу пройтись по стране победным маршем.

– О подготовке горнострелковых частей. В чем их особенность, кроме альпинистской подготовки?

– Это части, действующие небольшими группами, и здесь большую роль играет их умение принимать самостоятельные решения. Вообще говоря, в сегодняшних

войнах гораздо большее значение имеют горизонтальные связи, нежели четко выстроенная вертикаль, когда решения принимают где-то наверху. Можно представить себе ситуацию, когда ты в ущелье и тебе нужно принять решение. В армиях, устроенных по прусскому принципу, со строго регламентированным поведением солдата, действующего исключительно по приказу сверху, ситуация легко переходит в катастрофическую. Армия должна быть приспособлена к решению тех задач, которые ей предстоит решать. Тут и особенности личного состава, и вооружение, и рельеф, и противник, которого нужно знать. Ни натовская, ни советская армия для нас не могут служить основой. И тут дело не только в вооружении, но и в принципах устройства армии, в которой горизонтальные связи имели подчиненное значение. Для нашей армии важна не только грамотность офицеров – они у нас достаточно грамотные, но и их умение принимать самостоятельные решения. Т.е. ходить строем в столовую, строем приветствовать начальство – об этом нужно забыть. Для нас наиболее актуальна концепция «армия – народ». Не народная армия, поскольку все армии народны, а именно армия – народ. Это боеготовый народ с оружием, который знает, что и как им нужно делать в случае военной необходимости.

– Вы давно являетесь сторонником этой концепции, но она до сих пор не принята.

– Притом что она имеет историческую основу. В XVIII веке в Сюнике во время восстания Давид-бека была реализована именно эта концепция. Пока говорится о концепции всеобщей обороны, но дальше слов дело не идет. А пока нет соответствующих законов, ВОМА работает на эту концепцию, потому что наша деятельность не замыкается в пределах курса молодого бойца для призывников, мы работаем со всеми слоями населения. Возрастные ограничения – от 16 до 99 лет, нужно только гражданство Армении либо этническая принадлежность. Есть право на обучение и у тех, кто имеет вид на жительство, и некоторые воспользовались этим пунктом, будучи иностранцами без этнической принадлежности к армянам. Остались довольны. Те, кто хочет остаться в живых во время боевых действий и уметь оказать сопротивление врагу, обращаются к нам. Случаются и военнослужащие, которым не хватает армейских знаний.

Мы готовим резерв, и когда в нас возникает необходимость, ко мне обращается начальник Генштаба с просьбой рекрутировать добровольцев, которые проходят подготовку и идут в армию. Бывает и так, что мы сами составляем военное подразделение и переходим в распоряжение Министерства обороны, получив номер части. Во время войны я был командиром батальона в составе армии, но в остальное время мы являемся учебным центром и лабораторией концепции «армия – народ», работающей на общественных началах.

– И как к вам обратиться?

– На нашем сайте выкладываются сведения о наборе и как на курсы записаться. Курсы проводятся без ущерба работе, в период обострения военной ситуации обращений бывает много, но после стабилизации волна обращений спадает, и нам приходится сокращать штат инструкторов. В подготовке несколько этапов, после первого месячного этапа остается половина, и так дальше. В программу входят тактическая медицина, альпинизм, физико-тактическая подготовка – смесь физкультуры и обучения обращению с оружием и т.д. На высших этапах это уже топография, навигация, беспилотники, выходы в поле и т.д.

– Актуальный вопрос – кто оплачивает банкет?

– Сборы от желающих. От больших сумм из рук в руки мы отказываемся, потому что в этих случаях у мецената может возникнуть желание перевести нас на положение личной ЧВК, что нас не устраивает категорически. Только через счета, указанные на сайте.

Беседу вел Арен Вардапетян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля