№11 (391) ноябрь 2025 г.

Сохранение языка в диаспоре: опыт армянских школ московского региона

Просмотров: 1258

Изучение родного языка – острый вопрос для всех представителей армянской диаспоры, ведь именно язык является ключом к культуре и одним из важнейших элементов сохранения национальной идентичности. Рассказываем о том, как решается этот вопрос в московской общине сегодня.

Язык – хранитель культуры, отражение менталитета и закодированная картина мира. Возьмем, например, армянское «джан». Вроде бы переводимое: «дорогой», «душечка» и т.п. Вот только ни одному из переводов оно не равнозначно. Если в русском языке «дорогой» – формальность, «душечка» – фамильярность, то «джан» – это про уважение и добродушное отношение даже к незнакомцу. Так, слово за словом постигая язык, мы узнаем нацию и ее историю: ведь привычка жить с открытым сердцем возникает не по щелчку пальцев, она – следствие бережного и доверительного отношения к миру многих поколений армян.

История армянской диаспоры в Москве насчитывает несколько столетий: первое письменное упоминание относится к XIV веку, ряд исследователей говорят о существовании общины в регионе уже в VII веке. Так или иначе, но мы смело можем утверждать, что вопрос сохранения языковой идентичности для армян в России существует на протяжении многих веков.

В 1815 году в Москве было учреждено Армянское Лазаревское училище (также известное как Лазаревский институт восточных языков). Учебный план частного учебного заведения, помимо стандартных для того времени дисциплин, включал армянские язык и словесность, а также возможность изучать другие восточные языки.

В советский период большинство армян получали образование на русском языке, что создало условия для широкой интеграции в российскую культуру. Тем острее проявлялись необходимость и стремление сохранить родные традиции. В постсоветское время важнейшую роль сыграли первые воскресные школы, организованные при посольствах, храмах и культурных центрах. Например, школа при посольстве Армении в Москве, школа имени Григория Нарекаци при храме на проспекте Мира, а также воскресная школа «Айордеац Тун».

Серьезный вклад в решение вопроса внесли энтузиасты, которые открывали школы для своих близких в районах, где они проживали. Так, в 2001 году воскресная школа была открыта в подмосковном Реутове педагогом Эрануи Казарян. Позже в Москве по инициативе частных лиц появились и другие образовательные учреждения, такие как детский культурно-просветительский центр «Айбик».

Развитие технологий и, как ни странно, пандемия тоже сыграли большую роль: ориентация карантинного года на дистанционное обучение позволила многим освоить веб-пространство и сделать онлайн-обучение частью своей повседневности. Но это не панацея: как известно, человеку нужен человек и лишь живое взаимодействие внутри общины способно сделать изучение языка не просто запоминанием, проговариванием и оттачиванием, а настоящей культурной коммуникацией.

«Другой язык позволяет прожить еще одну жизнь. Сложно передать словами, но ты будто находишься совершенно в ином пространстве, где абстрактные идеи и даже визуальные образы формируются по-своему, совершенно не так, как ты привык. И, не зная языка, ты можешь понять смыслы или приблизиться к пониманию, но «прожить» не получится».

Андроник Папян, сотрудник Армянского музея Москвы и культуры наций

XXI век продемонстрировал, что не только благодаря цифровизации и компьютеризации образование становится доступнее. Главной движущей силой по-прежнему остаются идеалисты и романтики, миссионеры и просветители – люди.

Армянская школа «Ной» в Балашихе, основанная в 2015 году, представляет собой яркий пример успешной инициативы в области сохранения армянского языка и культуры в московской агломерации. Директор школы Зограб Саакян считает главным критерием успеха образовательного учреждения достижения учеников, и в первую очередь под ними подразумеваются как интеллектуальные, так и нравственно-этические победы: «Десять лет назад мы начинали с нуля, открывая армянскую школу выходного дня. На тот момент в Москве и области было всего несколько подобных центров, и нам приходилось невероятно сложно. Мы прокладывали путь практически в одиночку, ведь не было никого, у кого можно было бы спросить совета или перенять опыт. Но мы учились на собственных ошибках, и этот трудный путь оказался очень счастливым. Сегодня наша школа прочно стоит на ногах и имеет крепкий фундамент.

И я считаю, что наш пример должен вдохновлять других. Пришло время переходить от слов к делу. Взяв на себя эту миссию, я осознаю свою ответственность перед нашим народом, государством и всеми, кто нас окружает. Мы всегда верили, что наступит день, когда люди нас поддержат и присоединятся. Вместе нам будет легче преодолевать любые трудности и достигать новых высот.

Настоящая оценка нашей работы – это наши дети и те результаты, которых они достигают. Мы поставили перед собой высокую цель: воспитать поколение, которое будет успешнее, ответственнее, образованнее и лучше нас. К сожалению, в наше время таких возможностей не было. Поэтому я мечтаю, чтобы в каждом городе появился подобный центр, куда наши дети могли бы приходить и чувствовать связь со своими корнями. Уверен, что у наших воспитанников эта связь уже есть, и она очень сильна. Пройдет совсем немного времени, и мы увидим, что те дети, которые посещали наши центры, получат неоспоримое преимущество. Они будут не просто более успешными – они будут более целостными личностями».

«Мы поставили перед собой высокую цель: воспитать поколение, которое будет успешнее, ответственнее, образованнее и лучше нас. И уже десятый год идем к этой цели с единомышленниками».

Зограб Саакян, директор армянской школы «Ной»

В подмосковном Ногинске армянский язык изучают в образовательно-культурном центре при Союзе армянской молодежи Богородского городского округа «Амроц». Маруся Хачатрян рассказала о том, как появилась идея создания школы на базе союза и какие цели были поставлены: «Мы начали свой путь с создания Союза армянской молодежи (в 2019 году), потому что сами были юной, амбициозной командой молодых людей, желающей объединить армянскую молодежь, приобщить ее к культуре армянского народа и помочь ей гармонично интегрироваться в российское общество – не теряя при этом национальной идентичности, языка и понимания традиций.

С самого начала мы знали: достичь этой цели невозможно без создания полноценной образовательной среды. Так появилась идея открыть школу на базе нашего Союза армянской молодежи Богородского городского округа «Амроц».

Одной из важных целей, которую мы ставили перед собой при создании армянской школы, было не только обучение и приобщение молодежи к культуре, но и создание пространства для живого общения, дружбы и единства.

Мы верили – и продолжаем верить, – что, приходя сюда учиться, молодые люди будут знакомиться, находить близких по духу, влюбляться и, возможно, в будущем создавать крепкие семьи.

Ведь настоящая школа – это не только про знания. Это про среду, где рождаются связи на всю жизнь, где формируется не просто личность, но и будущее всего нашего сообщества».

«Одной из важных целей, которую мы ставили перед собой при создании армянской школы, было не только обучение и приобщение молодежи к культуре, но и создание пространства для живого общения, дружбы и единства».

Маруся Хачатрян, сопредседатель Союза армянской молодежи Богородского городского округа «Амроц»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля