№ 04 (151) Апрель 2010 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 5453

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.

1. Святой Григорий Просветитель – святой Армянской Апостольской Церкви.

Епископ и просветитель Армении в 302–325 гг.

Получил христианское образование в Кесарии. За исповедание христианства Тиридат велел бросить Григория в колодец Арташата (Артаксата), где тот был в заточении около 15 лет, прикармливаемый благочестивой женщиной. Между тем Тиридат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 г. крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В 302 г. Григорий был рукоположен в епископы, после чего построил храм в городе Вагаршапате – столице царя Тиридата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (то есть Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма.

Распространял христианство также в Грузии и в Кавказской Албании.









2. Аристакес I, просветитель, Католикос армян в 325–333 гг.

Сын Григория Просветителя. Родился и получил образование в Кесарии. В 325 г. Григорий Просветитель был приглашен на Первый Вселенский собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса, который вместе с еще одним посланником по имени Акритис привез в Армению Никейские постановления. Аристакес боролся против языческих традиций и обрядов, противостоял армянским нахарарам, которые не принимали христианство. Был убит в противостоянии с ними. Похоронен учениками в родном городе Тил, что сейчас в Западной Армении (ныне восток Турции).

3. Вртанес I, армянский Католикос в 333–341 гг.

Старший сын св. Григория Просветителя, стал Католикосом вслед за своим братом св. Аристакесом.

В годы его правления особенно усилилось политическое и религиозное давление на армян Персидской империи. Сопротивление Персии возглавил св. князь Ваче Мамиконян, которого благословил св. Вртанес.

Св. Вртанес ревностно распространял христианскую веру в тех провинциях Армении, где в его годы еще было сильно язычество, особенно в провинции Тарон. Он также считается основоположником идеи национальной Церкви.

Похоронен в селении Тордан в Западной Армении (ныне восток Турции).

4. Иусик I, армянский Католикос в 341–347 гг.

Сын Католикоса Вртанеса I, внук Григория Просветителя. Был женат на сестре царя Тирана. После смерти жены стал Католикосом. Впоследствии Иусик противостоял централизованной политике Тирана. Иусик не одобрял нейтральную политику царя к язычникам. Его резкие суждения и взгляды в адрес царя Тирана предположительно и стали причиной смерти.

Был похоронен в городе Тил, что сейчас в Западной Армении (ныне восток Турции).

5. Парен I, армянский Католикос в 348–352 гг.

После того как были убиты Католикос Иусик и, возможно, будущий предстоятель Церкви отец Даниил, Парен вместе с влиятельными армянскими нахарарами, в числе которых были Васак Мамиконян, Меендак Рштуни, Андовк Сюни и Аршавир Камсаракан, отправляются в Кесарию, где и проходит церемония назначения Парена Католикосом армян. По сведениям историка П.Бюзанда, Католикос Парен был истинным христианином, ученики которого после смерти похоронили его в Тароне, что сейчас в Западной Армении (ныне восток Турции).

6. Нерсес I Великий, Католикос Армянской Апостольской Церкви в 353–373 гг. Из рода Григория Просветителя. Один из отцов Армянской Церкви.

Как и его предшественники, образование получил в Кесарии. По поручению армянского царя Аршака II вел переговоры с целью воссоздания армяно-римского союза.

В качестве Католикоса армян Нерсес I Великий инициирует Аштишатский собор, первый собор Армянской Апостольской Церкви, состоявшийся в 356 г. в городе Аштишате области Тарон, важнейшем религиозном центре Армении. На соборе был утвержден ряд канонов духовного и светского содержания.

Нерсес I Великий активно участвовал в духовном возрождении Армении и был не только религиозным, но и общественно-политическим лидером, с именем которого связаны многие героические периоды истории Армении.

7. Шаак I, армянский Католикос в 373–377 гг.

Из дома Агбианосянов. Был епископом Маназкерта. Патриарший престол унаследовал при помощи царя Папа, который сыгнорировал советы и решения духовных лидеров Армянской Апостольской Церкви и самовольно назначил Шаака Католикосом. При Шааке I произошло убийство царя Папа. По сведениям армянских историков, Католикос Шаак не вмешивался в политические процессы и воздерживался принимать какие-либо решения относительно религиозных вопросов.

8. Завен I, армянский Католикос из дома Агбианосянов, был католикосом в 377–381 гг.

Брат Католикоса Шаака. Как и его предшественник, был епископом Маназкерта. Один из биографов того времени называет Католикоса Завена мудрейшим и светлейшим человеком. Однако примечательной роли в жизни Армении того времени Католикос Завен не сыграл. Сотрудничал с нахараром Манвелом Мамиконяном.

9. Аспуракес I, армянский Католикос из дома Агбианосянов. Католикос в 381–386 гг.

Стал Католикосом благодаря поддержке нахарара Манвела Мамиконяна. Активно боролся против агрессивной политики Римской империи. Поддерживал усилия армянского царя Хосрова IV. Пытался убрать с политической арены Армении царя Аршака III, который сотрудничал с византийцами и царствовал в западных регионах Армении. Благодаря деятельности Католикоса Аспуракеса Армянская Церковь продолжила играть значимую роль в жизни народа и страны.





10. Святой Саак I Партев – 10-й армянский Католикос в 387–436 гг.

По некоторым сведениям, св. Саак Партев родился в Константинополе, он был сыном св. Нерсеса, и его род принадлежал к потомкам св. Григория Просветителя.

Саак Партев стал предстоятелем всех армянских христиан как раз в то время, когда значительная часть их страны перешла под власть Иранской империи. Правители Сасаниды, исповедовавшие маздеизм, пытались подавить национальное и религиозное своеобразие подчиненного армянского народа.

При поддержке Саака Партева его сподвижник Месроп Маштоц создал армянскую письменность и начал перевод Библии. Саак Партев устраивал школы, издавал на армянском языке творения отцов Церкви и других писателей. С этого времени начинается быстрый рост армянской литературы. Как сообщает биограф Месропа Корюн, из школ, основанных святыми Сааком Партевом и Месропом, вышли многие ученые и писатели.

11. Святой Овсеп Вайодзорци, армянский Католикос в 437–452 гг.

Родился в селе Охоцим области Вайоц Дзор провинции Сюник. Ученик Месропа Маштоца. Активный деятель антисасанидского движения в 449–451 гг. Был избран Католикосом единогласно. Его поддерживали практически все армянские нахарары. Именно Католикос Овсеп ответил отказом на ультиматум персидского царя Йездигерда II, который всячески пытался заставить армян сменить христианскую веру. Католикос Овсеп вместе с некоторыми духовными лидерами побывал во всех регионах Армении, поднимая боевой дух народа. Был активным участником Аварайрской битвы. Предстал перед судом Йездигерда II, который обвинил Овсепа в непослушании. Был убит персами.

12. Мелите I, армянский Католикос в 452–456 гг.

Представитель дома Агбианосянов. Во время патриаршества Католикоса Овсепа состоял в церковной иерархии. Участвовал в церковных собраниях Шаапивана и Арташата. После Аварайрской битвы был избран Католикосом. Поскольку представители дома Григория Просветителя больше не значились в числе духовных лидеров страны, Католикос Овсеп настоял на назначении нового Католикоса из представителей дома Агбианосянов, чтобы Церковь, особенно в трудные для Армении времена, не осталась без предстоятеля. Именно тогда и была предложена кандидатура Мелите из дома Агбианосянов, которого поддержала и персидская руководящая элита. После избрания Мелите началось массовое преследование армянского духовенства, особенно той части, которая поддерживала аварайрское движение. При Мелите в церковной иерархии Армении появились сомнительные лица с проперсидской ориентацией, что вызывало гнев у населения.

Отдел культуры «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 24 человека

Оставьте свои комментарии

  1. ААЦ нуждается в фундаментальных РЕФОРМАХ. В противном случае она только будет ТОРМОЗИТЬ развитие армянского общества. ААЦ слишком ЭГОИСТИЧНА. Ее интересуют только церковные проблемы. А до общенациональных проблем ААЦ и католикос далеки. Не тянут...
  2. ААЦ надо реформировать!!!!!!!!!!!!!!!
  3. Христос воскрес из мертвых! Благословенно воскресение Христово! Хорошая идея - напечатать про наших предстоятелей от св.Григора и до наших дней.Пусть люди знают и понимают, какой гигантский исторический и культурный пласт, какая гигантская древнейшая традиция армянского христианства имеет место быть от святых апостолов Фаддея и Варфоломея.А реформировать не только ААЦ нужно, но прежде всего всех нас! Начнем с себя.
  4. Думаю, что последний католикос самый неудачный, потому что был ставленником араратской группировки Вазгена Саркисяна. Лучше бы пригласили некоррумпированного епископа из спюрка, как это сделали прежде, избрав предыдущим католикосом Гарегина Первого. Он был на порядок выше во всех отношениях, чем нынешний. Послушный он, удобный властям. И с кадрами в ААЦ не очень. Порой встречаешь такого священника, что удивляешься. Его интересуют только мирские блага, удовольствия от жизни, а не духовность и Господь Бог. Картина удручающая. Хотя Грант прав, надо начинать очищение с самих себя.
  5. Их, наших пастырей, сейчас больше интересуют мирские блага и удовольствия. Модная одежда, машины, красивые женщины, деньги... Увы, это наша горькая правда.
  6. Меня тоже огорчает ААЦ. Мало духовности, много материализма...
  7. АЦЦ - сегодня напышенная индейка в церковной блестящей мишуре, и очень далека от народа
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты