№ 3 (162) Февраль (1-15) 2011 года.

«В истории остается только культура»

Просмотров: 2354

18 января в московском Доме национальностей в рамках программы «Этнокадр» Армянское культурно-просветительское общество «Арарат» открыло фотовыставку Валентина Кузьмина «Памятники архитектуры Армении». Выставка продлится до 2 февраля.

Открывая выставку, Эмануил Егиаевич Долбакян, председатель Совета армянского культурно-просветительского общества «Арарат», сказал: «Армяне внесли огромный вклад в мировую цивилизацию хотя бы в виде архитектуры, и нам очень отрадно, что Валентин Александрович обратил внимание на Армению. Было бы замечательно, если бы он поехал еще и в Западную Армению и поснимал те памятники, которые находятся под угрозой исчезновения».

Валентин Александрович Кузьмин, архитектор, член Союза московских архитекторов, с 1980 г. занимается реставрацией памятников архитектуры. В 2002 г. министром культуры Российской Федерации он был назначен федеральным архитектором в Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Проводил обследование памятников архитектуры во всех северокавказских республиках, а также в Абхазии. Имеет публикации по истории архитектуры, участвует в международных конференциях, разрабатывает собственную версию архитектуры Кавказа. Фотовыставка является эксклюзивным проектом Московского дома национальностей. При поддержке Правительства Москвы Валентин Кузьмин в этом году ездил в Армению. Он любезно ответил на вопросы корреспондента газеты «Ноев Ковчег».

- Валентин Александрович, это ведь не первая Ваша выставка?

- Это пятая персональная фотовыставка по архитектуре Кавказа в Доме национальностей. Первая - «Приэльбрусье-Сванетия» - прошла в 1980-х гг. Еще были выставки «Средневековые памятники архитектуры Ингушетии», «Древние христианские храмы Кавказа», «Памятники архитектуры Абхазии».

Кроме того, мои фотографии из серии «Древние христианские храмы Кавказа» выставлялись в Новом Манеже, в Российской академии архитектуры, выставочном зале редакции журнала «Наше наследие», в Крокус-СИТИ. Я не профессиональный фотограф, деньги фотографией не зарабатываю.

- В каких местах на Кавказе Вы работали?

- Как автор проектов, я участвовал в реставрации храмов XIII в. Тхаба-Ерды и Алби-Ерды и замкового комплекса Вовнушки (финалист телеконкурса «7 чудес России») в Ингушетии, храмов X в. - Среднего в Архызе, Сентинского и Шоанинского в Карачаево-Черкесии, колокольни Успенского храма X в. в селе Моква в Абхазии.

- Каковы, по Вашему мнению, истоки армянской архитектуры?

- Сложный вопрос. Один источник, конечно, Византия, другой - Сирия, еще Малая Азия и Иран. Шатер считается изобретением сирийцев, потому что у них практически не было дерева, потом все это переехало в Иран, а их Ирана в Армению. Но это только гипотеза.

Интересна преемственность, например, в Грузии некоторые храмы строили армянские мастера. Джвари (храм Креста) - знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви. На этом храме есть каменный рельеф «Воскресение Христа». Так вот - такое же изображение я видел на обложке старинного армянского Евангелия.

Также грузинский храм Атенский Сион - его тоже построил армянский мастер. Так что, каковы бы ни были истоки архитектуры - мир един.

- Существуют ли для Вас в искусстве Армении загадки?

- Для себя я определенно решил: все, что написано об истории архитектуры Северного Кавказа, - это гипотезы. Правдоподобные и прочие, по преимуществу. Натурные исследования заставили усомниться в том, чтобы принять информацию предшествующих исследователей на веру.

Загадка - зачем строилось столько монастырей, ведь большая их часть не была приходской, а монастырской, они не ставили своей задачей христианизацию населения. Однако наиболее активно строительство велось в Х-ХII веках. Оно совпало с пиком развития Византийской империи, формированием цивилизованных государств в Грузии и Армении. На этот же период приходится расцвет торговли на Великом шелковом пути через Кавказ. Я пришел к мысли, что архитектура Кавказа обязана в первую очередь Великому шелковому пути.

Еще загадки: как добивались идеальной кладки? Почему в Грузии крыли храм черепицей, а в Армении - камнем, причем выбирали самый твердый камень - базальт? Чем обрабатывались тяжелые и необычайно твердые глыбы базальта? Каким образом армяне сумели подготовить огромное количество мастеров высочайшего класса - архитекторов, и почему такого явления нет в армянской живописи? Свою работу в 12-м номере журнала «Наука и жизнь» за 2010 год я назвал так: «Средневековый Кавказ - исчезнувшая цивилизация». И эта цивилизация полна тайн.

- Собираетесь ли Вы участвовать в реставрации храмов в Армении?

Пока не знаю, был бы очень рад, если бы поступило такое предложение.

- Каков девиз Вашей фотовыставки?

Девиз простой: в истории остается только культура - все остальное сгорает.

Ольга Савенкова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 5 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Но главный источник армянской архитектуры - конечно, в самой Армении. Местный источник. Некоторые влияния шли из Армении, а не в Армению. А живопись - мало что сохранилось, главным образом книжная сохранилась.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты