№ 11 (194) Июнь (16–30) 2012 года.

Армяне юга России: история, культура, общее будущее

Просмотров: 4469

В Ростове-на-Дону на базе Южного научного центра Российской академии наук прошла научная конференция «Армяне юга России: история, культура, общее будущее». Она была проведена при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда. Организаторами конференции стали общественные организации – Региональная национальная культурная автономия «Нор-Нахичеван» и Ростовская-на-Дону национально-культурная автономия «Апага».

От конференции – к кафедре

Конференция не случайно проходила в донской столице, которая свой нынешний, современный облик обрела после слияния в декабре 1926 года двух городов – русского Ростова и армянского Нор-Нахичевана. В Южном федеральном университете на факультете регионоведения скоро появится кафедра арменоведения. Ожидается, что она откроется в 2013 году. Сейчас ЮФУ заключил предварительное соглашение с Ереванским государственным университетом. В последнем, в свою очередь, появится кафедра по изучению русского языка. Новый проект двух вузов поддержала армянская община Ростова.

Конференция вызвала огромный интерес – в ее работе помимо историков приняли участие искусствоведы, филологи, социологи и представители других гуманитарных наук. Многочисленные гости представляли не только города России – Москву, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Майкоп, Владикавказ, Пятигорск, Армавир, Саратов, Новочеркасск, Таганрог. Авторитетными делегациями была представлена Республика Армения. Особенно тепло местная общественность приняла не раз бывавшего на Дону В.Б. Бархударяна, автора по сути первой и пока единственной капитальной монографии по истории донских армян. Участники конференции сошлись во мнении, что по своему составу, по научному и организационному уровню подобные арменоведческие конференции в России ранее никогда не проводились.

В первый день работы конференции прошло пленарное заседание, на котором с приветственным словом к участникам обратились председатель Южного научного центра РАН академик Г.Г. Матишов, президент НАН Республики Армения Р.М. Мартиросян, генеральный консул Республики Армения в ЮФО А.Д. Гомцян, президент правления Ростовской региональной армянской национально-культурной автономии «Нор-Нахичеван» А.А. Сурмалян, председатель Ростовской-на-Дону национально-культурной автономии «Апага»» К.А. Казарян. Участники конференции прослушали ряд докладов и приняли участие в их обсуждении. По окончании официальной части гостей ждала широкая культурная программа, включавшая экскурсию в армянское село Чалтырь – районный центр Мясниковского района, где гости посетили местный историко-этнографический музей. Фольклорные коллективы показали гостям самобытное искусство донских армян.

Каждый доклад – открытие

Во второй день конференции работало две секции. Выступления ученых и представителей армянских общин России и зарубежья были особенно интересны тем, что касались не общих вопросов, давно уже обсуждаемых в научном мире, а конкретных проблем, изученных и проанализированных докладчиками. (В профессиональных кругах в таких случаях говорят, что «данный материал впервые введен в научный оборот».) Но все, вместе взятые, такие разные по теме исследования, как мозаика, складывались в общую картину прошлого и настоящего армянских общин не только юга России, но и всей остальной Европы.

Мишель Пазумян рассказал об армянской общине Франции, о ее интеграции во французское общество и о проблемах сохранения ею национальной идентичности. Профессор истории Парижского университета Клод Мутафян – об армянском населении Византийской империи, истории Киликийского царства и путях миграции армян в Западную Европу. Особый интерес вызвал доклад искусствоведа из Италии Вардуи Халпахчьян о нахичеванском художнике Г.И. Шилтяне. Своими впечатлениями о ярком научном событии делится молодая исследовательница из Токийского государственного университета Карен Хамада: «Я изучаю отношения между Армянской Апостольской и Русской Православной церквями в XVIII – начале XIX вв. Они складывались поначалу очень непросто, затем были полностью нормализованы, и особая роль в налаживании дружеских связей принадлежала архиепископу Иосифу Аргутинскому. Я читала его переписку с митрополитом Платоном».

Кстати, 26-летняя Карен Хамада продемонстрировала на конференции хорошее знание русского и армянского языков.

Черкесогаи – уникальный народ

Черкесские, или закубанские, армяне, так же как и все остальные армяне, называют себя «hay» («хай»). Между тем это совершенно уникальная этническая группа, образовавшаяся в конце 15-го века на территории северо-западного Кавказа (Краснодарский край и Адыгея). Многовековое проживание в адыгской среде привело к образованию особого этноса. В первой половине XIX века черкесогаи начали переселение на равнинные российские территории, где основали Армавир. Доклад ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН А.Е. Тер-Саркисян был посвящен истории и культуре черкесогаев. Докладчица остановилась не только на проблеме переселения армян на Северный Кавказ, но и подробно рассмотрела их этнографию – обычаи, жилища, обрядность, культуру.

Известный исследователь черкесогаев и истории города Армавира С.С. Ктиторов в докладе «Духовные центры армянской общины Армавира», опираясь на архивные документы, рассказал об армянских памятниках города.

Исполнительный директор РРОО «Нахичеванская-на-Дону армянская община» С.М. Саядов рассказал о гуманитарном проекте Нахичеванской-на-Дону армянской общины – Армянской электронной энциклопедии «Хайязг», которая представляет собой организованную систему, позволяющую оптимизировать навигацию и поиск нужного материала по истории, культуре, науке, общественной жизни армян в огромном массиве мирового информационного пространства.

Весьма оригинально в докладе Е.Ф. Кринко была освещена история армян юга России в сохранившихся памятниках истории и мемориалах, отражающих память народа. А о роли армянских общин в экономическом развитии Южной России рассказал патриарх русского арменоведения академик НАН Армении В.Б. Бархударян. В докладе П.А. Авакова (город Аксай, Ростовская область) были приведены уникальные факты, свидетельствующие о пребывании армян на донской земле в XVII-XVIII вв. еще до их организованного переселения из Крыма.

Нахичевани-на-Дону нет, нахичеванцы остались

Борьбе армянского города Нахичевань-на-Дону за сохранение национальной идентичности в конце XIX века посвятил свое выступление на конференции автор этих строк. Нахичеванцы старались избежать слияния с соседним Ростовом и стремились сохранить свои обычаи, культуру, систему образования. Однако это был неизбежный исторический процесс – создание современного Ростова. Самобытный армянский город стал Пролетарским районом южной столицы России, но все жители по-прежнему называют его Нахичеванью, а себя – нахичеванцами. Неудивительно, что доклады об известных армянских художниках и писателях, уроженцах Нахичевани – Мартиросе Сарьяне и Мариэтте Шагинян, сделанные директором музея М.С. Сарьяна в Ереване Ш.Г. Хачатряном и ростовскими учеными Н.С. Абдуловым и В.В. Смирновым, были выслушаны с большим интересом.

– Эта встреча весьма полезна еще и потому, что она наглядно продемонстрировала возможности – уже реализованные и потенциальные – армянских общин юга России, позволила обменяться опытом, – так ответила на вопрос о ее оценке конференции доктор политических наук, профессор Пятигорского педагогического университета Майя Арташесовна Аствацатурова.

Любая научная конференция – это не только выступления с докладами, это еще и новые знакомства, научные контакты. Все гости дали высокую оценку прошедшей конференции и выразили единодушное пожелание, чтобы она проводилась теперь регулярно.

Саркис Казаров, профессор Южного федерального университета, член оргкомитета конференции

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Отличный материал! На Дону и Кубани наша история, а не за Уралом. Вот, теперь и до Якутска наши добрались :(( А донским и кубанским армянам пламенный привет и респект!!!
  2. Да здравствуют армяне Юга России! А не сибирские и дальневосточные таборники.
  3. Спасибо! Пропагандируйте наши исторические общины, а не такие позорные недоразумения вроде армян Бугульмы, Комсомольска-на-Амуре или Камчатки. А сейчас еще и Якутии несуразной.
  4. Вы хотите вычеркнуть из списков армян десятки тысяч соотечественников? Это минимум глупо,а если глубже,то враждебно.Эти люди уже находятся далеко от Родины,их судьба так сложилась,и не всегда их судьба в собственных руках.Думвй когда говоришь!-сказал бы Фрунзик Мкртчян.
  5. Да Здравствуют ВСЕ армяне мира! Без их географического места пребывания.Молодцы якутские армяне,строят церковь на вечной мерзлоте.Уважаю сильных духом.
  6. А вы еще массово командируйте армян в Аравийскую пустыню или в Заполярье. Там неосвоенных земель хватает... Когда голова не работает - это печально. Радоваться такому армянскому "освоению земель" глупо, если у людей с головой не в порядке, или преступно, если они творят это целенаправленно. Я не про переселенцев, которые в поисках заработков и куска хлеба готовы на Луну отправиться (хотя в Армении и Арцахе с голоду НИКТО не умирает!!!). Я про тех, кто эту цыганщину приветствует и кто пытается обставить ее в цивилизованные рамки. И даже видит в ней что-то положительное. Арцах пустует, а эти Сибирь осваивают... Интересно, когда кончатся деньги у Ара Абрамяна и этот идеолог массового переселения армян в российскую глухомань перестанет возглавлять САР и вообще уйдет в тень? Мы такой умный народ, и такие нами управляют :(((
  7. Ара Абрамян - пустое место. Но он устраивает власти - и в Москве, и в Ереване. Пустое место!
  8. Но этот самозванец объявил себя лидером Всемирного армянского конгресса!!! Кто дал ему это право??? В спюрке его роль ничтожна, хотя сегодня в России самая крупная община. САР объединяет лишь группу людей, близких к Абрамяну. Выгоду свою они имеют. И занимаются такой глупостью, пропагандируя мизерные и не нужные армянские общины по всей России. Осваивают русские просторы :))) А донских армян я тоже уважаю.
  9. Спасибо проф. Саркису Суреновичу Казарову и его соратникам! Орлы! Прошло 700 лет... они - анийцы - все еще Армяне! А Ара Абрамян вчера приехал из деревни Малышка и уже заявил в Сочи: "Я - русский и горжусь этим!". Надо его передать русским. Теперь пусть они гордятся Араиком! Мы давно гордимся этим воздушным шариком.
  10. Деревенщина этот ваш Ара Абрамян и недалекий человек!!! Благодаря своим миллионам будет долго в кресле сидеть. САР - его частная контора.
  11. Арцах пустует из-за нерасторопности и безразличия армянских властей.В Арцахе не готовы принять несколько сот семей,не говоря о тысячах.Недавно армяне Киргизии изъявили желание переехать в Карабах,200 семей,но от переговоров к делу не перешли.А армяне Сибири и Дальнего Востока уехали,чтобы прокормить свои семьи и никто им не судья.
  12. Армяне голосовали за Путина не из-за Абрамяна
  13. Если бы Армения была демократическим государством, то власти вели умную и планомерную политику заселения освобожденных территорий, как в Израиле. Но нам до Израиля далеко. У нас у власти лавочники и ресторанщики. У них голова только своим бизнесом занята. Про историю с армянами Киргизии я тоже слышал. Все безрезультатно, поговорили и все.
  14. Да ладно вам... Причем тут национальность! Был бы работник хороший.
  15. Не надо лапшу вешать! Весь мир знает цену вашего "космополитизма". Нечего вам контролировать армян! Займитесь своими арабами!
  16. А вот лично меня удивила наш друг из японии Карен Хамада , я даже удовольствие какое то в душе почувствовал. Удачи тебе Карен ! :)
  17. Господин Филатов, не надо стравливать армян и евреев. Антисемитизм вообще занятие неблаогородное. А армянам Дона желаю всяческого процветания. И не надо никакой Сибири армянам!!! Надо быть ближе к дому.
  18. Дорогие друзья! Спасибо Вам за высокую оценку и доброжелательность! В организацию этой конференции мы, члены оргкомитета, вложили всю свою душу! После ваших добрых слов вырастают крылья и хочется следующую конференцию сделать ещё лучше! И главное: мы за ЕДИНСТВО, а не за разброд и шатания.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты