№ 15 (198) Август (16–31) 2012 года.

Праздники Армянской Апостольской Церкви

Просмотров: 1263

23 августа

Св. пророка Иеремии

Устами Иеремии, второго из т.н. «больших» пророков, Бог обещал заключить новый завет со Своим народом: «не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, что­бы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Го­сподь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они бу­дут Моим народом. И уже не будут учить друг дру­га, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более».

Современники Иисуса Христа принимали Его за одного из воскресших пророков: «Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Ие­ремию».

25 августа

Св. апостола Фомы

Услышав проповедь Христа, Фома по про­звищу Дидим (Близнец) последовал за Господом и стал одним из двенадцати Его апостолов. Фома отличался скептицизмом, проявившимся, в част­ности, после явления воскресшего Христа

учени­кам: «...Другие ученики сказали Ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но ве­рующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверо­вавшие».

После вознесения Христа Фома проповедовал в Сирии, Персии, Восточной Индии. По преданию, в индийском городе Мелипуре он крестил жену правителя города, за что был пронзен копьями. Со­гласно другому преданию, в III-IV веках его мощи были перенесены в месопотамский город Эдессу. С Эдессой имя Фомы связано косвенно – через историю царя Абгара, который отправил Христу послание с просьбой прийти и исцелить его от не­излечимой болезни. Именно Фома записал устный ответ Иисуса. Вот что передавал Абгару Христос: «Блажен, уверовавший в Меня, не видев Меня. Ибо обо Мне писано, что увидевшие Меня не уверу­ют, чтобы не видевшие уверовали и обрели жизнь вечную. Прежде надлежит Мне исполнить дело, на которое я послан. А когда вознесусь к Пославшему Меня, пришлю к тебе апостола Моего, да исцелит он тебя от недуга и да принесет с собою жизнь тебе и твоему народу».

26 августа

Обретение пояса Пресвятой Богородицы

По преданию, после Успения Богородицы ее пояс хранился в Иерусалиме, где в IV веке был об­наружен у некой вдовы. По приказу императора Аркадия пояс увезли в Константинополь, где воз­вели церковь Св. Богородицы. До окончания стро­ительных работ Аркадий хранил реликвию в драго­ценном ларце, запечатанном своим перстнем. После освящения нового храма реликвию положили в нем и утвердили посвященный ему праздник Обрете­ния пояса Пресвятой Богородицы. В средневековой Армении не считали этот праздник обязательным: хочешь праздновать – празднуй. Праздник вошел в календарь Армянской Церкви постановлением Ка­толикоса Симеона I в 1774 году.

28 августа

Свв. пророков Иезекиила, Ездры и Захарии – отца Иоанна Крестителя

Иезекиил (VII-VI века до Р.Х.) – один из четы­рех великих пророков Ветхого Завета. Иезекиил был призван к пророческому служению видением, в котором Бог явился ему на сапфировом престо­ле, укрепленном на кристаллоподобном своде и поддерживаемом головами четырех крылатых су­ществ. Всевышний протянул Иезекиилу свиток со словами «Плач, и стон, и горе», предвозвестив мно­гие бедствия израильтянам, вызвавшим Его гнев и ярость. Вслед за Даниилом Иезекиил поведал о будущем воскресении мертвых.

Ездра (V век до Р.Х.) – ветхозаветный еврейский пророк и священник-книжник. Ему принадлежит заслуга восстановления Иерусалимского храма, очищения сознания евреев от идолопоклонства, объединения народа под эгидой единого Божества. Является автором одной из книг, вошедших в Би­блию. Ему приписывается собирание священных книг и составление из них Ветхого Завета. Назван вторым Моисеем, провозгласившим три незыбле­мых принципа – Нация, Храм и Закон.

Священник Захария слыл человеком праведным, «поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Бездетному пожилому священнику За­харии однажды перед началом службы в храме явил­ся Ангел: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн... И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возмож­ности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим». Захария лишился дара речи, чтобы вновь обрести его лишь после рож­дения ребенка: «В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею... И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему... И тотчас разрешились уста его; и он стал говорить, благословляя Бога». Исполнившись Святого Духа, Захария стал пророчествовать о том, что его сын Иоанн – будущий Креститель Господень – явился в мир приготовить пути Спасителю, пропо­ведать всеобщее покаяние, «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их».

30 августа

Свв. Иоанна Предтечи и праведного Иова

Явление пророка Иоанна в духе и силе Илии были предсказаны ветхозаветным пророком Малахией: «Я пошлю к вам Илию пророка, пред на­ступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришедши, не поразил земли проклятием». То же подтверждает Христос: «Говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хо­тели... Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе».

Предтеча и Креститель Господень провел юность в пустыне, жил в пещерах, ведя суровую подвижни­ческую жизнь, до самого явления народу в качестве пророка. Иоанн призывал к всеобщей справедливо­сти и равенству. Всенародная популярность Иоанна навела учеников на мысль, что он и есть ожидаемый Царь-Спаситель. Иоанн же, осознававший свою миссию Предтечи, призывал их к терпеливому ожи­данию истинного Мессии: «Идущий за мною силь­нее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Себя же Ио­анн называл «гласом вопиющего в пустыне».

Вместе с другими пришел креститься к Иоан­ну Иисус Христос. На Иисуса пророк указал как на Сына Божия: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. Я видел Духа, сходящего с неба как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающе­го на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».

Основоположник армянской историографиче­ской науки епископ Мовсес Хоренаци (V век) на­звал Иоанна Крестителя «гражданином неба».

Праведный Иов – один из наиболее драматич­ных персонажей Ветхого Завета. Он был «непоро­чен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла». Желая погубить Иова, сатана спросил Бога: «Разве даром богобоязнен Иов? Но простри руку Свою, и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?». Бог позволил испытать Иова. Лишив праведника имущества и детей, сатана так и не смог вырвать из него хулы на Бога: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!». Для последне­го испытания сатана навел на Иова страшную про­казу. Ответ Иова подчеркивает веру в совершенство Господне и заведомую заслуженность ниспосланной человеку кары: «Неужели доброе мы будем прини­мать от Бога, а злого не будем принимать?» За такую веру и преданность Бог очистил Иова от проказы, наградил новыми детьми и добром сверх меры.

Календарь церковных праздников Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ, 2012 г.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 7 человек

Оставьте свои комментарии

  1. М. Хоренаци не популярный историк а "умелый" переписец истории в пользу Хаястана. Признанные миром историки о нем так отзываются и не берут его труды по истории региона в серез, многие факты в них искажены и сфабрикованы.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты