№ 15 (221) Август (16-31) 2013 года.

Ричард Киракосян: Армения войдет в Европейский Союз, но останется стратегическим партнером России

Просмотров: 6241

Темой интервью с известным армянским политологом, директором Центра региональных исследований Армении Ричардом Киракосяном стало предстоящее в ноябре парафирование Договора об ассоциированном членстве между Арменией и Европейским Союзом (ЕС). Это тонкая тема, и основные сомнения в ней касаются того, может ли Армения состоять в ЕС, хотя бы и в ассоциированном виде, и одновременно иметь статус стратегического партнера России.

Многие российские и западные политики и эксперты говорят, что это невозможно. Армянские политики и многие эксперты считают наоборот.

Р. Киракосян представляет именно такую и, скажем честно, отчетливо прозападную точку зрения. Наверное, не все будут с ней согласны, но, как мы видим, она в том или ином виде сейчас преобладает в армянском политическом истеблишменте, и поэтому ее нужно знать.

– Господин Киракосян, спасибо, что Вы согласились ответить на наши вопросы и объяснить, что скрывается за очевидным креном Армении в сторону Запада, и дать Ваше видение, не ухудшит ли это отношения с Россией. Почему, по Вашему мнению, будучи тесно связанной с Россией во многих отношениях, Армения не воспринимает ее в качестве страны, с которой она хотела бы связать свое стратегическое, экономическое будущее, и стремится в ЕС? Что в ЕС для Армении есть такого, чего нет у России?

– Ответ на эти вопросы нужно искать в широком контексте. С момента получения независимости в результате распада СССР Армения постоянно боролась с рядом очень серьезных вызовов, происходящих из-за специфики «малого государства». От ее географической закрытости до состояния «виртуальной войны» с Азербайджаном из-за незаконченного конфликта в Нагорном Карабахе. Не менее серьезные вызовы были у Армении на сложном пути строительства своего государства, и амбициозные политические и экономические реформы только усиливали их опасность. Большую часть двух последних десятилетий Армения только и делала, что на пути к своей стратегической цели преодолевала препятствия, усиленные угрозой изоляции из-за закрытия двух из своих четырех границ.

Говоря конкретнее, Армения последовательно отстаивала свои интересы и в более широком смысле международной политики всегда следовала стратегии «малого государства», стремящегося расширить свои возможности путем увеличения своего поля для маневра. В этом ключе в последние десять лет международная политика Армении имела успех на почве лавирования между расширением стратегического партнерства с Россией и углублением отношений с Западом. Такая политика называется комплементаризмом и включает в себя стратегическую потребность в безопасности и защите, обеспечиваемую стратегическим союзом с Россией, хорошие отношения с Ираном и одновременно – расширение своей роли в рамках Евроатлантической и Западной систем безопасности.

Более того, несмотря на кажущуюся противоречивость, в действительности комплементарная политика является естественным результатом исторического прошлого Армении и ее современной геополитической ситуации. Стратегическое партнерство с Россией объясняется как историческими, так и современными причинами, в особенности закрытием турецкой и азербайджанской границ, что вынуждает Армению искать пути для торговли и экспорта, в том числе укрепляя связи с Ираном. Несмотря на то, что подобные противоречивые импульсы порой кажутся несовместимыми, политика комплементаризма обеспечивает Армении повышенную безопасность из-за встраивания в интересы традиционно конкурирующих между собой держав, лавирования между ними и их использования.

В рамках такой позиции общий крен Армении в сторону Запада и, более конкретно, ее желание подписать Соглашение об ассоциированных отношениях с Европейским Союзом являются важным шагом в развитие этой формулы. Он имеет положительное значение для расширения возможностей армянского государства и не должен рассматриваться как несоблюдение условий стратегического партнерства с Россией или угроза ему. Более того, усиление связей с ЕС ни в коей мере не противоречит армяно-российским отношениям. Так, например, в сфере обороны Армения является единственным государством – членом ОДКБ на Южном Кавказе и единственной страной в регионе, разместившей российскую военную базу, что подтверждает тот факт, что она является единственным надежным партнером и союзником России в регионе.

– Как Вы знаете, текст Ассоциированного соглашения Армения – ЕС не опубликован. Несмотря на то, что договоры редко публикуют до их подписания, есть общепринятая практика — обнародовать заранее основные условия наиболее важных для страны соглашений, чтобы общественность страны могла их оценить. Не думаете ли Вы, что причиной неопубликования Соглашения Армения – ЕС является то, что оно содержит некоторые тяжелые и негативные обязательства для страны, например, по отношению к Нагорному Карабаху или к России, которые власти хотят скрыть до их подписания?

– Нераскрытие условий Ассоциированного соглашения является явным упущением процесса, хотя бы потому, что позднее его все равно должен будет ратифицировать Европарламент. Мне непонятно, почему этот документ до сих пор не опубликован.

– Какие экономические изменения, по-Вашему, начнутся в Армении после подписания этого соглашения?

– В настоящее время Армения готова парафировать Соглашение об ассоциации и завершить переговоры по Соглашению о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС. Это особенно важно для Армении в условиях предотвращения последствий мирового экономического и финансового кризиса, вызвавшего в Армении серьезные экономические проблемы и резко закончившего период роста армянской экономики, измерявшийся двухзначными числами. Подписание данных соглашений дает Армении надежду на новые возможности, вытекающие из сближения с Западом и, в особенности, из-за большей интеграции в европейский рынок.

Произошло это в результате «комплементарной политики» Роберта Кочаряна продавшего РФ ряд стратегически важных активов и объектов. Если учесть наличие на территории Армении 102-й российской военной базы и, главное, неурегулированного карабахского конфликта, то Кремль сегодня, используя имеющиеся у него рычаги, имеет возможность менять политический курс Армении как ему заблагорассудится.

– Считается, что с экономических позиций Россия и ЕС являются конкурентами и выдвижение проекта Евразийского Союза делает это соперничество еще более явным. Как российские, так и европейские политики и эксперты заявляют, что Армения не может одновременно быть частью двух конкурирующих блоков. Что заставляет армянских политиков думать, что все они не правы и что Армения сможет стать частью систем, чьи интересы в значительной степени противоречат друг другу?

– Очевидно, что с приближением саммита ЕС в Вильнюсе в ноябре 2013 года Армения рассматривает тенденцию на более широкое вовлечение в систему ЕС, как появление новых возможностей для самого ЕС. После заключения Соглашения об ассоциированном членстве Армении в ЕС, включающем в себя Соглашение о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли и Договор об облегчении визового режима с ЕС, эта организация сможет получить большее влияние в Армении.

Также это даст ЕС больше законных оснований и рычагов экономического влияния для того, чтобы эта организация, в последние несколько лет уже ставшая основным торговым партнером Армении, получила еще большее влияние, исходящее из стремления руководства Армении не упустить такую стратегическую возможность. Мотивация Армении основывается на прагматичном признании факта наличия угрозы изоляции и снижения веса страны из-за закрытия двух из четырех ее границ и из-за непростых последствий неурегулированного конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Таким образом, Армения неуклонно расширяет свои стратегические возможности, используя политику осторожного сближения с Западом и продолжая неуклонно поддерживать традиционное стратегическое партнерство с Россией в целях безопасности.

Но в последнее время Армения получила новый вызов, заключающийся в том, что Россия начала увеличивать усилия по запуску своего Евразийского проекта, предназначенного для расширения реинтеграции постсоветского пространства. На фоне неуклонно увеличивающихся мощи и влияния России Евразийский Союз представляет собой попытку России консолидировать свое влияние в пределах так называемого «ближнего зарубежья» (термин, используемый в России для обозначения стран – бывших республик Советского Союза). Для Москвы это естественное развитие российских реинтеграционных проектов, начинавшихся на основе СНГ и получивших дальнейшее развитие в рамках проектов по созданию Таможенного Союза и Единого экономического пространства, где будет доминировать Россия.

По многим параметрам концепция Евразийского Союза является сырой и непоследовательной, с признаками отсутствия практических преимуществ для участников и даже какого-то смысла. Такая модель реинтеграции экономического, торгового и транспортного пространства не нова и представляет российский ответ на изменившиеся обстоятельства.

– Несмотря на то, что формальное приглашение Армении в Евразийский Союз пока не сделано, мы должны понимать, что это лишь вопрос времени. Что произойдет, когда это приглашение будет получено, если к тому времени Ереван уже будет связан обязательствами с ЕС? Будет ли Армения тогда выбирать, в каком блоке ей находиться? Если да, то каким будет этот выбор и почему?

– Россия имеет очень серьезное влияние на Армению, и ее давление на Ереван для обеспечения вступления в Евразийский Союз выглядит ошеломляющим. Но Армения уверенно отклоняла российские предложения, демонстрируя завидную политическую волю и настаивая на своем суверенитете, несмотря на то, что отказ Армении от Евразийского Союза является нехарактерным исключением из политики традиционного заискивания перед Россией. В стратегическом отношении Ереван начинает твердо отстаивать свои интересы перед Россией только в случаях, имеющих крайнюю важность.

– Сейчас Россия пытается удержать Украину от подписания договора об ассоциированном членстве с ЕС и публично заявляет, что если это произойдет, то Москва пересмотрит свою экономическую политику по отношению к Киеву. Например, установит ограничения на украинский экспорт, что очень негативно скажется на экономике страны. По-Вашему, что заставляет официальный Ереван думать, что она не может так поступить по отношению к Армении?

– Для России Евразийский Союз является попыткой реагирования на расширение ЕС вдоль границ России и неким ответом на успех программы «Восточное партнерство» ЕС. Но реакция Запада на Евразийский Союз неоднозначна. Кажется, что в Брюсселе и Вашингтоне его воспринимают по-разному.

Говоря точнее, по утверждению приглашенного исследователя в европейском Институте Карнеги в Брюсселе – Ольги Шумило-Тапиола, начиная с октября 2012 года основной смысл Евразийского проекта Россия видит в том, чтобы предстать перед ЕС в качестве более-менее равнозначного партнера. Сейчас этот проект зависит от трех факторов: вступит ли Украина в ассоциированное членство с ЕС, до какой степени Белоруссия и Казахстан смогут влиять на принятие решений в ЕС и последнее – как ЕС будет относиться к Евразийскому проекту и не приведет ли это отношение к ограничению возможностей сотрудничества с Москвой.

Если ЕС в основном воспринимает Евразийский проект скорее как новую возможность, чем угрозу, то США относятся к нему с большей настороженностью. Примечательно, что в декабре 2012 года госсекретарь США Хиллари Клинтон высказала опасения в том, что Евразийский Союз является не только стремлением достичь большей интеграции Евразии, но и «попыткой новой советизации региона».

Тем не менее, для постсоветских государств основой для формирования собственной позиции по отношению к Евразийскому проекту станут их национальные интересы, а не реакция на него Запада, которая будет учитываться ими в меньшей степени. Несмотря на это, Россия будет оказывать на них серьезное давление по присоединению к этому проекту. Хотя Украина представляет для Москвы государство, присоединение которого к Евразийскому проекту выглядит более значительным, чем присоединение Армении, но и отношение к нему Армении для нее тоже важно. Важность этого заключается как во влиянии этого процесса на будущее российско-армянских отношений, так и в качестве теста на то, насколько решительно Москва готова отнестись к данному вопросу. И даже если Армения может казаться лишь небольшим потенциальным игроком Евразийского Союза, ее настойчивость в том, чтобы не поддаться на российское давление, может повлиять на то, насколько успешно Россия будет в дальнейшем общаться с кандидатами на членство в этом объединении.

– Можете ли Вы привести пример любой другой современной страны, которая бы имела статус стратегического партнера с государством, имеющим настолько же большой объем обязательств, как Россия имеет перед Арменией, и в то же самое время входила бы в конкурирующий с ним блок?

– Современные тенденции реформы армии и системы безопасности Армении только подтверждают эффективность политики комплементаризма, в рамках которой внешняя политика страны должна уравнивать противоречия между нашим стратегическим партнером – Россией и нашей прозападной ориентацией. Это, в свою очередь, увеличивает стратегическую значимость Армении для Запада и одновременно умножает в глазах России ее вес, как надежного российского союзника в регионе. Несмотря на то, что Армения продолжает полностью зависеть от поставок российского вооружения, в т.ч. не нового, получаемого в рамках ОДКБ, в том, что касается военной доктрины, модернизации армии и ее обучения, Ереван твердо придерживается прозападной ориентации. В то же время Армения ведет себя осторожно, стараясь не вызвать у России опасений по поводу возможного крена страны на Запад. Она неоднократно отвергала появлявшиеся у некоторых людей стремления полноценного вхождения страны в НАТО. В этом отношении Ереван постоянно подтверждает свое желание следовать политике поддержания армяно-российских взаимоотношений и даже увеличения своей вовлеченности в действия блока ОДКБ, тон в котором задает Россия.

Но не исключено, что Армения столкнется с угрозой российского противодействия расширению ЕС в регионе Южного Кавказа. Эта угроза может исходить из того, что Россия будет воспринимать расширение ЕС аналогично расширению НАТО. Таким образом, настоящей проверкой для страны станет то, как Россия отнесется к увеличению влияния Европейского Союза в Закавказье.

– Как Вам кажется, что произойдет, если Москва скажет Еревану: «Вы вольны выбирать, к какому блоку примкнуть. Но если вы видите свое экономическое будущее с ЕС, то пусть он также несет на себе другие издержки вашего членства в этой организации – те самые, которые несу сейчас я. Пусть теперь Брюссель защищает вас, обеспечивает интересы Армении и Карабаха в Минской группе, дает вам дешевый газ, предоставляет бесплатно оружие на многие миллионы долларов, принимает неограниченное количество армянских трудовых мигрантов и т.д.»?

– До сегодняшнего момента руководство Армении проводило осторожную политику ведения переговоров с Европейским Союзом, избегая попадания в ситуацию прямого расхождения с целями, которые ставит для себя Россия. Например, в интервью российским СМИ премьер-министр Армении Тигран Саркисян, заявил, что нежелание страны присоединяться к возглавляемому Россией Таможенному Союзу исходит из нескольких факторов. Во-первых, это отсутствие границ с членами этого союза – Россией, Белоруссией и Казахстаном, во-вторых, по словам армянского политика, это понимание того, что структура экономики Армении выглядит иначе, чем у других членов

этого объединения, которые располагают серьезными запасами природных ресурсов и ведут политику поддержки внутренних производителей посредством высокого таможенного налогообложения. Позднее

Т. Саркисян добавил, что уровень таможенных сборов в странах ТС в два раза выше, чем в Армении, и что Армения была одной из первых стран СНГ, которые вступили в ВТО, в то время как «вступление в Таможенный Союз, в котором доминирует Россия, представляется очень трудным, если вообще возможным».

Ясно, что основным препятствием для этого являются противоречия практического свойства, наблюдающиеся между ЕС и Таможенным Союзом, являющимся основой Евразийского Союза. Полностью признавая те преимущества, которые несет для Армении соглашение о свободной торговле с ЕС, Ереван в то же время прислушивается и к предостережению уполномоченного ЕС по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон, которая ясно дала понять, что членство в ЕС и в Таможенном Союзе несовместимы.

Но Армения может столкнуться с еще большим давлением со стороны России по поводу своего вступления в Евразийский Союз. Усиление давления ожидаемо, но оно может оказаться запоздалым ответом России на укрепление связей Армении с Европейским Союзом. В широком смысле Москва может взять жесткий курс по отношению к Армении для того, чтобы, с одной стороны, послать твердый сигнал другим постсоветским государствам, пытаясь предотвратить подобные решения, а с другой – стараясь если не остановить, то замедлить продвижение ЕС в регион. Таким образом, настоящей проверкой для Армении станет вопрос, как противостоять стремлению России втащить себя в Евразийский Союз, одновременно продолжая заключать соглашения с ЕС.

– Некоторые эксперты заявляют, что для того, чтобы компенсировать потерю влияния на Южном Кавказе, которая произойдет вследствие подписания Арменией Соглашения об ассоциированном членстве с ЕС, Москва должна будет сделать политический разворот и улучшить свои отношения с Баку, что, очевидно, должно произойти вместе с некоторым изменением позиции России по Нагорному Карабаху. Вы считаете это возможным?

– Мы уже ясно увидели тенденцию к улучшению отношения России к Азербайджану. Например, это последняя сделка на поставку Азербайджану вооружений на сумму около 1 млрд долларов, что может повлиять на хрупкую обстановку на Южном Кавказе. Несмотря на то, что эта сделка предоставляет Баку значительное количество наступательного вооружения, такого, как танки, тяжелая артиллерия и системы залпового огня, исходя из чисто военных соображений, только она одна не в состоянии нарушить баланс сил в регионе.

В долгом периоде наблюдается очень важное, но тонкое изменение регионального баланса сил, которое вызвано следующими тенденциями.

Во-первых, это объявленная и увеличивающаяся гонка вооружений, определяемая как значительное и неуклонное увеличение расходов на оружие (на что Армения обязана реагировать), сопровождаемое агрессивной риторикой и угрозой применения силы.

Во-вторых, это попытки Азербайджана приобретать в особенности наступательное вооружение, последним свидетельством чего служит недавняя сделка с Россией. Закупки такого оружия ведутся у разных партнеров, которые исходят только из соображений прибыли и которых мало интересует угроза возобновления военных действий.

В-третьих, наиболее «свежей» тенденцией являются участившиеся небольшие перестрелки и столкновения на границе, проводимые как часть политики Азербайджана по повышению готовности своей армии к вооруженным действиям.

Важно также более широкое понимание того, что Россия явно использует неразрешенность карабахского конфликта и нагнетает в регионе напряженность, чтобы получить большее влияние на Южном Кавказе. В этом отношении Россия не просто стала самым крупным поставщиком оружия Азербайджану, но также продолжает углублять свою военную поддержку Армении. Для Азербайджана Россия является важным продавцом современных наступательных систем, в то время как Армении Россия предлагает двустороннее сотрудничество и членство в блоке ОДКБ, что дает Армении серьезные гарантии безопасности.

Многие известные члены экспертного сообщества заметили наблюдающиеся изменения в расстановке сил в регионе. Эти изменения только подчеркивают ухудшающуюся ситуацию на Южном Кавказе. Если эту ситуацию оставить без ответа, это вызовет эскалацию напряженности и будет представлять угрозу стабильности в регионе.

На фоне проходящей пятой годовщины войны между Россией и Грузией увеличение напряженности между Арменией и Азербайджаном угрожает «возвращением» военных столкновений, а может быть, даже и развязыванием настоящей войны. Но, в отличие от войны 2008 года, риск начала этой войны виден уже заранее. Таким образом, несмотря на то, что международная реакция на сделку по продаже вооружения между Россией и Азербайджаном была не очень сильна, в регионе чувствуется явная необходимость проявления большей озабоченности по поводу происходящего изменения баланса сил на Южном Кавказе

– Какой совет Вы могли бы дать российским политикам и экспертам, чтобы они могли лучше понять армянскую сторону, и, наоборот, что Вы могли бы посоветовать армянским экспертам для лучшего понимания озабоченности России?

– В широком контексте есть несколько факторов, которые привели к изменению ситуации. Ярким примером является сделка 2002-2003 гг. – «активы в обмен на задолженность», серия сомнительных сделок, обеспечивших России контроль над ключевыми стратегическими предприятиями, доминирование в уязвимой экономике страны и последовавшее затем изменение первоначальных договоренностей в области вооружений, которое привело к увеличению срока пребывания в Армении российской военной базы, являющейся ее единственной базой в регионе. При помощи сговорчивых и лояльных армянских чиновников Россия смогла обеспечить контроль или прямое владение большинством энергетических мощностей страны, включая гидроэлектростанции, единственную атомную станцию и железнодорожную сеть. Еще до этого Россия приобрела армянские телекоммуникационный и горнодобывающий сектор.

Исходя из этого, по мере того, как на протяжении нескольких последних лет армяно-российские отношения углублялись, в то же время в Армении наблюдался рост озабоченности асимметрией отношений и отсутствием паритета, осложнявшихся усилением зависимости Армении от России.

Несмотря на то, что крепкие стратегические отношения между Арменией и Россией жизненно необходимы для Армении, вызванные такой политикой негативные последствия для национальной безопасности страны слабо принимались во внимание и практически не обсуждались правящими кругами Армении.

Беседу вел Андрей Епифанцев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 27 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Все это напоминает гадание на кофейной гуще... Мы абсолютно НИЧЕГО не знаем что будет включено в это самое соглашение с европейцами...
  2. Какое ещё вхождение в ЕС, где об этом говорится? Ливан, Иордания, Тунис и куча других стран что, тоже в ЕС вошли после подписания соглашения о свободной торговле ?
  3. Армению никто не приглашал в ЕС.Только ассоциативное членство,что дает возможность продавать товары на европейском рынке,которые не способны конкурировать с европейскими.Одновременно, Армения теряет российский традиционный рынок и остается у разбитого корыта.
  4. Со вступлением в Евразийский союз мы теряем не меньше...Просто Арам не в ладах с объективностью, ведь он же там живет,а шкурные интересы еще никто не отменял...
  5. Арам прав.Европа нам не друг и не враг,а так...А с Россией мы уже 300 лет.
  6. На каком основании Армения теряет российский рынок ? Вы что думаете, противовесов давления нету ? Пенделя под зад и национализация иранской трубы.. 300 лет с Россией это как ? Рабство в подкорку должно было въесться, да ? Стокгольмский синдром лечится, никакие истерики "на кого ты меня оставил" не помогут..Россия САМА сливает Армению...и слава Богу.
  7. Эти прошедшие триста лет не были подарком для армянской стороны,Вартан... Россия не является надежным союзником Армении вся история служит тому прямым доказательством и мифическая дружба Армении вряд ли поможет, в политике ее нет, только национальные интересы... С мышлением младшего брата, страна просто не сможет развиваться...
  8. Насколько армянские товары конкурентоспособны и нужны Европе? ответ однозначен-не нужны и не могут конкурировать ни по цене,ни по качеству.Одновременно теряем российский рынок.
  9. В то время как российские власти и близкие им круги уже открыто говорят о возможном давлении на Армению в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, Евросоюз опубликовал исследование, показывающее последствия подписания Соглашения о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле для Армении. «Исследование провела нидерландская компания Ecorys по заказу Еврокомиссии. В результате действия Соглашения национальный доход Армении вырастет на 2,3%, а ВВП в ближайшей перспективе - еще на 1.1%, предполагают авторы исследования.В результате ликвидации тарифных и нетарифных ограничений, выиграет и двусторонняя торговля. В частности, по мнению авторов, в случае подписания соглашения экспорт из Армении в долгосрочной перспективе вырастет на 15.2%, импорт – на 8.2%. Таким образом, постепенно улучшится и баланс внешней торговли Армении.Подписание соглашения окажет положительное влияние и на рост зарплат в Армении. Размер средней зарплаты вырастет в 2.6 раза, а цены снизятся от снятия торговых барьеров. В результате покупательная способность домашних хозяйств Армении в долгосрочной перспективе вырастет на 2,5%». ХВАТИТ нас пугать потерей российского рынка..НИКАКИХ оснований для этого НЕТУ.. а на безпредел база получит под зад.. Патовая ситуация, товарисчи азийопцы...
  10. Такое впечатление,что вы получаете зарплату за вашу проевропейскую агитацию.Время покажет пагубность ваших слов.
  11. Тигран приведенные вами цифры, более чем спорные... Скорее всего мы проиграем от экономического сближения с Европой, примеров доказывающих правоту моих слов реально много, это и Болгария, Латвия, Литва,Греция,Венгрия...Продукция выпускаемая армянской стороной, просто не выдержит ценовую конкуренцию с европейскими товарами... С другой стороны, я также не большой поклонник Е eвразийской химеры, от которой вреда будет не меньше...!
  12. Интересная точка зрения: http://arminfo.info/index.cfm?objectid=85464850-0E5D-11E3-81B30EB7C0D21663 И еще: http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=93731
  13. Сonstantine при чём тут Болгария и прочие страны ЕС ? Для того что бы выдерживать ценовую конкуренцию нужно иметь безпошлинный допуск на рынок.. что собственно и предполагалось договором о свободной торговле.. Теперь же нас будет иметь Роснефть..с чем всех казаков ефратских и поздравляю..ассимилянтская мразь.
  14. Сам ты мразь.Прошу модератора заблокировать или убрать Тнграна Мазманяна.Жаль,что такое красивое имя носит.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты