«Железный» Норайр Нурикян
По странному стечению обстоятельств эту казнь видели молодой литератор Алексей Пешков, вошедший в историю под псевдонимом Максим Горький, и десятилетний армянский мальчик Симон, позднее «прославившийся» под партийной кличкой Камо.
Через четыре года на следующей Олимпиаде в Монреале Нурикян вновь победил, установив мировой рекорд в двоеборье - 262,5 кг. «Этот скромный атлет поразил нас своим мужеством, выдержкой, - писал в «Советском спорте» журналист Дмитрий Иванов. - Чтобы войти в границы легчайшей весовой категории, ему нужно было убавить в весе на шесть килограммов. Он согнал вес, но силу сохранил, что редко кому удается». Двукратный чемпион мира и Олимпиад, чемпион Европы, 11-кратный рекордсмен мира, Герой Социалистического Труда болгарин Норайр Нурикян и на тренерском поприще зарекомендовал себя как выдающаяся личность, воспитав более двадцати сильнейших тяжелоатлетов планеты. Нынешний визит Норайра Нурикяна в нашу столицу связан с получением диплома почетного доктора Ереванского института физической культуры, который вручил ему ректор Ваграм Аракелян.
А вот генеральный директор республиканского училища олимпийского резерва Дереник Габриелян наградил Нурикяна и присутствующих на торжестве его соотечественников Пюзанда Касабяна и Ивана Иванчева - поверенного в делах Болгарии в нашей стране - юбилейными медалями своего учебного заведения. Как принято в таких случаях, много было подарков и речей. Затем фуршет, перед началом которого вашему корреспонденту удалось прорваться за эксклюзивным интервью к новоиспеченному доктору.
– Господин Нурикян, какие официальные полномочия сегодня возложены на Вас в тяжелой атлетике?
– Вице-президента международной федерации и генерального секретаря болгарской федерации.
– Как пришли Вы в большой спорт?
– Начал с баскетбола. Детство прошло в армянском квартале Сливена, где рядом с армянской церковью (старейшей на Балканах) располагались детсад и школа. В ней наравне с обучением армянскому языку и истории большое значение придавали занятиям физической культурой. Во дворе школы на баскетбольной площадке целыми днями гоняли мяч. Однажды на спор поднял штангу большее количество раз, чем школьные товарищи. Стал неравнодушен к штанге. В один прекрасный день вызывает меня директор школы. По дороге в его кабинет стараюсь вспомнить, в чем провинился. Но на удивление встретил там знаменитого тяжелоатлета Ивана Абаджиева, который предложил мне тренироваться у него. Он убедил, что с моим невысоким ростом не добьешься
успехов в баскетболе. Против была лишь мама, напуганная слухами о возможных тяжелых травмах. Но я уже дал слово директору и Абаджиеву и вскоре приступил к тренировкам. Через два месяца победил на юниорской спартакиаде Болгарии. Через три года в составе национальной сборной завоевал бронзовую медаль на чемпионате Европы в Варшаве, а на мировом помосте вошел в пятерку лучших. Первая медаль на чемпионатах мира досталась мне в 1971 году в далекой Лиме.
– Дважды удавалось Вам покорять тяжелоатлетический Олимп - в Мюнхене (в
1972 г.) и в Монреале (в 1976 г.). Какая из этих олимпийских побед Вам дороже?
– Разумеется, первая, в Мюнхене.
– Тогда Вы победили советского штангиста Дито Шанидзе.
– Он был моим другом и главным соперником. Дито вырос в армянском окружении и лучше меня говорил по-армянски.
– После триумфального 1976 года, когда Вы завоевали все золото планеты, неожиданно для многих перешли на тренерскую работу.
– Повзрослел, участились травмы. Надо было уходить красиво, на вершине славы. Абаджиев предложил стать его помощником в сборной. В 1990 г., за два года до барселонской Олимпиады, стал главным тренером национальной команды. Тогда в столице Каталонии мой ученик Иван Иванов удостоился золотой награды.
– В Барселоне еще один Ваш бывший подопечный - знаменитый Наим Сулейманоглу во второй раз стал олимпийским чемпионом. В каких взаимоотношениях Вы сегодня с ним?
– В самых теплых и дружеских.
– Среди кандидатов в сборную Болгарии значатся ли наши соотечественники?
– Армян нет, а вот турки есть.
– Отношение болгар к армянам?
– Очень хорошее.
– Ваше отношение к женской тяжелой атлетике?
– Женщина должна оставаться женщиной.
– Слышал, что и Ваша супруга неравнодушна к спорту? Если можно, пару слов о
семье Нурикянов.
– С Мери познакомился в аэропорту, где она провожала отца - Аршака Паляна, знаменитого у нас мастера авто- и мотогонок. Отсюда и тяга Мери к
автомобилям. Она хоть и юрист по образованию, но с удовольствием принимает участие в гонках, посвященных 8-му марта. Нередко в них побеждает.
Сына назвал в честь своего отца - Арамом. Он закончил мелконяновскую гимназию на Кипре и теперь лучше меня владеет армянским. Араму 27 лет. В университете Нью-Йорка он учится на математика. Сегодня он вместе со мной в Ереване.
– Когда Вы в первый раз посетили историческую Родину?
– В 1980 году перед московской Олимпиадой. До сих пор помню тот теплый прием.
– Думаю, нынешний Ваш визит окажется не менее доброжелательным и примечательным. Жаль, что он краткосрочный. В следующий раз приезжайте всей семьей и надолго.
– Спасибо за добрые слова. Читателям «Ноева Ковчега» передайте привет и наилучшие пожелания.
С Норайром Нурикяном приехал в Ереван и его двоюродный брат, легендарный бадминтонист Пюзанд Касабян, прозванный журналистами «мистер бадминтон». В прошлом году он, как и ныне его кузен, удостоился почетного звания доктора Ереванского института физкультуры.
Вице-президент Европейской федерации бадминтона, президент Балканской конфедерации бадминтона, президент Федерации бадминтона Болгарии Пюзанд Касабян - человек непостижимой энергии, взваливает на свои плечи все новые и новые обязанности.
– Недавно избрали меня консулом международной федерации, а также ввели в два его комитета: развития и маркетинга. Стал членом Олимпийского комитета Болгарии.
– По-видимому, не обошлось и без наград?
– Хуан Антонио Самаранч вручил мне диплом Международного Олимпийского комитета - за борьбу против наркомании, а правительство Болгарии наградило высшим орденом страны - «Стара Планина».
– Вы единственный активный бадминтонист – участник всех двенадцати чемпионатов мира. Несмотря на солидный возраст и положение в мире бадминтона, Вы все еще продолжаете выступления?
– Подошел к 60-летнему рубежу. На прошлогоднем чемпионате мира в Севилье последний раз выступал в парных соревнованиях. Теперь буду играть лишь в соревнованиях ветеранов.
– Видимо, произошли изменения и в национальной команде Болгарии?
– Состав ее значительно обновился, появилось много молодежи. Обе сборные ведут борьбу за возвращение в первую, элитную группу мирового бадминтона. Особенно неплохие шансы у женской команды.
– Нет ли в их составах армян?
– В составе сборных армян нет. А вот ваш лучший бадминтонист Айк Мисакян играет в нашей клубной команде.
– Слышал, что в программу следующих Панармянских игр включены соревнования и по бадминтону?
– По этому вопросу мы в свое время еще с незабвенным Ашотом Мелик-Шахназаряном пришли к согласию. Кроме Армении и Болгарии, наши соотечественники успешно играют и во Франции, и в России, и в Австрии, и в Дании, и в Греции…
Александр Григорян
Оставьте свои комментарии