От выживания – к процветанию
АРМЕНИЯ В 2020 ГОДУ МОЖЕТ ПРИМКНУТЬ К РАЗВИТЫМ СТРАНАМ. ЕСЛИ ПОЗВОЛИТ РУКОВОДСТВО
Проект «Армения-2020» сложился из встречи Рубена Варданяна с Нубаром Афеяном в Бостоне в 2001 г. – два амбициозных бизнесмена, российский инвест-банкир и американский венчурный капиталист, решили вместо разовой благотворительности создать программы развития Армении. Во времена, когда планирование было еще не модно - не забылась прежняя идиосинкразия к Госплану, надоевшему всем своим желанием спланировать абсолютно все и навсегда. Желание избавиться от планового коммунистического хозяйства тогда привело к желанию избавиться от планирования вообще. И только потом стало ясно, что свобода от планирования означает хаос, а человек непланирующий рано или поздно становится пациентом психиатра.
Арташес Казахецян, директор проекта «Армения- 2020»:
– У каждого участника есть свое видение будущего Армении. Все они собраны в 4 наиболее типичных сценария развития. И если три из них предполагают те или иные темпы развития, то четвертый сценарий, согласно которому все остается как есть, предполагает небольшую деградацию. И есть достаточное число людей, которые считают этот сценарий наиболее вероятным. Я к ним не отношусь -деградация в наших условиях означает угрозу национальной безопасности. А мы не настолько безрассудно храбры или преступно легкомысленны, чтобы себе это позволить.
Первые сценарии развития опубликованы в 2004 г. и включают в себя достаточно серьезные социологические и экономические исследования, сделанные, в частности, такой серьезной и потому дорогой консалтинговой компанией, как McKinsey&Co. Первый сценарий – «Из России – с любовью» предполагает практическое слияние с Россией и перевод на армянскую почву российских противоречий – борьбы сырьевой и инновационной элит и т.д. Будучи маленьким и, соответственно, более маневренным государством, Армения к 2020 году становится «витриной» или «визитной карточкой» российского инновационного проекта. Одно из следствий – с финансовой точки зрения Армения становится «кавказской Швейцарией» и офшором России. «Люди, а не города и дороги являются настоящим фундаментом цивилизации» - один из лозунгов проекта. Правда, авторы сценария не могут удержаться от соблазна регионального сотрудничества и открытия коммуникаций. Турцией при этом пришлось определенным образом «пожертвовать» - в сентябре 2007 г. там происходит исламская революция, в январе 2008 г. она выходит из НАТО, правда, летом 2008 г. благодаря согласованной работе американских и западных спецслужб к власти приходит светское правительство. Израиль тоже не может выйти из полосы нестабильности. Америка девальвирует доллар и отказывается от роли мирового жандарма. В общем, много чего, что сегодня кажется меньшей фантастикой, чем три года назад.
Второй сценарий – «Возвращение. Армения и Европейский союз» предполагает вступление Армении в ЕС. 13 января (Новый год по старому стилю) 2020 года Армения вступает в ЕС.
«Армяне связали свою судьбу с Европой и обеспечили свою физическую и экономическую безопасность в будущем, раз и навсегда покончив с ограничениями, навязанными своим географическим положением. Армения теперь у себя дома» - это финал сценария. Вместе с Турцией или нет – неясно. Главное, что европейский тренд Армении не вызывает особого противодействия ни у Америки, ни у России. Что же касается экономики, то к 2020 году Армения вполне в состоянии выйти на уровень душевого ВВП, приличествующий европейской стране. Правда, для этого многое предстоит сделать. Как Армении, так и ЕС. В исследовании McKin-sey&Co говорится, что господствующая коалиция властных группировок «кровно заинтересована в сохранении статус-кво и, следовательно, не заинтересована в проведении необходимых реформ». И если «этим интересам не будут противопоставлены улучшенный процесс выборов и широкое гражданское участие, страна не сможет сформулировать и реализовать всестороннюю стратегию экономических реформ». Таким образом, забота о развитии страны вновь ложится на хрупкие народные плечи. Для чего народу придется преодолеть эгоизм и скудость воображения олигархата.
Третий сценарий – «От выживания – к процветанию» наиболее экономически разработанный. Геополитические заморочки на этот сценарий имеют ограниченное влияние, основная его цель – повышение производительности труда и доведение душевого ВВП по индексу покупательной способности к $11 200. Учитывая скорую, «впереди планеты всей» девальвацию доллара в Армении, не нашедшую пока разумного объяснения, – не ахти какая сложная задача. Но даже ради нее придется многим пожертвовать. Сделать, например, внятной налоговую политику, лишить некоторых олигархов «политически мотивированных привилегий» в области выплаты налогов. Снизить НДС до 10-15%, стимулировать экспорт, для чего придется пожертвовать интересами олигархов – импортеров, имеющих огромное влияние в стране. И так далее. В итоге Армения может «позиционировать себя в качестве привлекательного бизнес-партнера как для ортодоксального Востока, так и для Запада». Что хорошо – проект не рассматривает мир с Азербайджаном и наличие больших грузопотоков в качестве залога экономического развития. Армения уже не первый год доказывает, что можно развиваться и не живя рядом с железной дорогой, по которой все время в противоположных направлениях что-то возят. Не исключено, что одно и то же. В частности, информационные технологии, по сценарному определению, не требуют постоянно мчащихся со свистом паровозов. Как, впрочем, и иные продукты наукоемких технологий.
И, наконец, сценарий четвертый, удручающий: «Тридцать лет с правом переписки». Политическая жизнь полностью профанирована и низведена до примитива, оппозиция ест из властных рук, олигархат победил страну, народ клянет судьбу, в очередной раз оказавшуюся к нему несправедливой. Способные развивать любую цивилизацию, по отношению к своей армяне оказались бессильны.
А.К.: У нас и вне сценарных наработок есть совершенно определенные рекомендации, стимулирующие экономический рост. В частности, в проделанном по нашему заказу исследовании компания Маккензи выделила сектора экономики, способные к наиболее интенсивному росту. Их оказалось 5 - туризм, банковская сфера, здравоохранение, ИТ и т.н. майнинг –горно-металлургическая промышленность. Если в этих сферах ударными темпами произвести модернизацию и смену ментальности, то можно будет их продукт учетверить в течение пяти лет. При этом бизнес этот будет, как это модно сегодня говорить, социально ответственным. Т.е. без угрозы экологии вообще и развитию человеческой личности – в частности.
– Но для этого нужен интерес власти к проектам. В то время как на презентации «Армении-2020» в 2004 г. участники ее были удивлены равнодушием правительства к проекту. Как бы оно само переполнено идеями, и чужие его не интересуют. Неужели что-то изменилось?
– Да. Причем в результате нашей целенаправленной работы. Мы пытались вызвать к себе интерес, и это нам удалось. Если вы затратили усилия и получили некий продукт, то о нем следует как минимум рассказать. Что мы и сделали в рамках своего медийного проекта. Кстати, многих людей вопрос о том, где ты видишь себя через 5 лет, ставит в тупик. Т.е. планирование для нас пока не стало привычным – мы еще мыслим категориями выживания. И потому основная идея проекта заключается в том, что если вы не знаете, чего вы хотите от своего будущего, то и действия ваши будут хаотичны. Как действия человека, не видящего цель.
– И кто из убедившихся проявил наибольшие способности в восприятии будущего страны?
– Более всего те, кто участвует в формировании экономической политики. Бизнес пришел к нам с Запада, и понятно, что связанные с западными бизнес-структурами организации проявили наибольшую восприимчивость к проекту. В 2005 году к проекту проявили интерес покойный премьер и президент страны, и мы начали координировать наши усилия с правительством.
– Руководство страны, и не только у нас, является выразителем олигархических интересов. По некоторым оценкам, около полусотни семей курируют половину ВВП страны. Пусть сотня – дело не в цифрах. Критерий Джинни у нас очень высок, и людей, способных влиять на принятие решений, немного. Олигархат везде характеризуется приматом собственных интересов над любыми другими. И теперь развитие, которое нас ждет – это то, что они способны себе вообразить. С одной стороны. С другой – они будут естественным образом сопротивляться новациям, которые так или иначе угрожают их благополучию.
– Наш проект не зависит от конкретных личностей. Есть основополагающая идея стратегического развития армянского общества и армянства в целом. Какое же политическое направление приведет к этому – не суть важно. Понятно, что одно может вывести общество на контрольные параметры раньше, другое – позже, но не в этом дело. Если те, кто стоит у власти, будут руководствоваться стратегическими проблемами развития, то все остальное становится менее важным и легче решаемым. Самое главное в том, что мы предлагаем – это долгосрочное планирование. Имея в виду, что невозможно достигнуть успеха без того, чтобы не иметь конкретной цели, достигаемой через 20 лет. Грубо говоря, мы рисуем определенный образ страны и потом уже – путь к этому образу. Отсюда и последовательность шагов, и график движения. Почти все страны, которые произвели экономическое чудо, исходили именно из такой методики. Кроме того, есть вещи, внушающие надежду. В частности, назначение министром промышленности г-на Ерицяна, человека высокой образованности и хороших деловых качеств. Развитие туризма, ИТ...
– Что касается туризма. Как-то исподволь произошло, что сегодня в Армению на уикенд приезжают большие группы как армян, так и неармян.
– Ну, не совсем исподволь. Нет перебоев со светом, зимой в гостиничных номерах тепло, летом прохладно. Народ у нас спокойный. Это – начальные благоприятные параметры. Но если мы хотим развивать эту сферу, то турист должен стать национальным достоянием. И если турист растерялся на улице, то долг каждого армянина состоит в том, чтобы подойти к нему и с оксфордским произношением или московским прононсом спросить, чем ему можно помочь. И вообще, если ты развиваешь туризм, то тебе не нужна дымящая индустрия в рекреационных зонах – с одной стороны. С другой – и казино, как рассадник криминала, надо вывести подальше от города. И вообще, расширить магистральные пути в городах, чтобы прилично выглядеть. Если выбраны приоритеты, то дальше все шаги делаются именно в этом направлении. Если строится туристическая зона, то строится комплексно. С уважением и к истории, и к функциональности. Без точечных застроек, способных извратить первоначальный проект. Необходима не только реклама, та, которая сегодня идет по CNN, но и изучение ее действенности. Тем более это необходимо для нас, попавших в CNN дважды. Один раз по поводу парламентского расстрела, другой - когда в Разданском ущелье спасали застрявшего в клетке медведя. А теперь уже позиционируем себя как туристическая держава.
– После легкомысленного применения либеральных рекомендаций выяснилось, что бизнес без нравственных представлений разрушителен. Что без государственного участия ни образование, ни наука невозможны. И пока шло осознание, на первый план вышла идея, что критерий успеха в армянском обществе от образования не зависит. Может, в подражание расхожему образу олигарха, который диплом имеет, но образованностью не блещет.
– Новые банковские продукты, фондовые операции, предполагающие прозрачность и точность, а не разборки «по понятиям» приводят к интеллектуализации бизнеса. Войдите в любую компанию, рекламирующую свои услуги на ТВ, и посмотрите, сколько там людей с хорошим образованием. С такими людьми невозможно исповедовать дурной провинциальный авторитарный стиль – разбегутся. И малограмотный и плохо воспитанный собственник со временем отделяется от управления. То, что происходит во всем мире. Иначе дурной собственник просто не сможет свою собственность сохранить. Начинаются общие правила игры, завоевывая для себя поле у «понятий». Я думаю, что неизбежно к собственнику придет осознание того, что формальное обладание богатством, которое можно наследовать по закону, выгоднее, чем незаконное богатство, превосходящее размерами формальное.
– Вы в своих исследованиях оперируете статистическими данными. Госчиновники предлагают всегда более радужную картину, чем она есть...
– Увы! Часто у статистической службы отсутствуют инструменты и методика для достоверной статистики. Мы пишем стратегию развития туризма… Но даже тогда, когда есть методика подсчета, бывает трудно добиться ее представления. Приходится проверять статистические данные иными методами, когда это возможно. И, тем не менее, несмотря на сложности, у нас есть достаточно глубокие, а главное – достоверные исследования нашей экономики.
– У Вас есть личные симпатии к предложенным сценариям?
– Мне более всего импонирует из предложенных сценариев «От выживания к процветанию». Напряженный, но реальный.
Беседу вел
Арен Вардапетян
Оставьте свои комментарии