Пентаграмма Нагорного Карабаха
Вооруженный конфликт на Кавказе вновь вывел в центр внимания мировой политики проблему урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе. В первой половине сентября количество встреч и заявлений на высшем уровне побило все рекорды. К тому же в Азербайджане официально стартовала кампания по выборам президента страны, что, естественно, накладывает свой специфический отпечаток на урегулирование взаимоотношений армян и азербайджанцев.
Матч века
В начале сентября внимание Еревана и Баку было приковано к отборочному матчу чемпионата мира по футболу, который проходил шестого сентября в столице Армении. До самого последнего дня аналитики, политологи, пресса гадали: приедет или нет на футбольное рандеву президент Турции Абдулла Гюль?
Вооруженный конфликт на Кавказе вновь вывел в центр внимания мировой политики проблему урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе. В первой половине сентября количество встреч и заявлений на высшем уровне побило все рекорды. К тому же в Азербайджане официально стартовала кампания по выборам президента страны, что, естественно, накладывает свой специфический отпечаток на урегулирование взаимоотношений армян и азербайджанцев.
Матч века
В начале сентября внимание Еревана и Баку было приковано к отборочному матчу чемпионата мира по футболу, который проходил шестого сентября в столице Армении. До самого последнего дня аналитики, политологи, пресса гадали: приедет или нет на футбольное рандеву президент Турции Абдулла Гюль? Напомним, что такое приглашение сделал своему коллеге лидер Армении Серж Саргсян, хотя уже долгие годы между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения и закрыта граница со стороны Турции из-за конфликта в Нагорном Карабахе. Тема возможной встречи президентов Армении и Турции вызвала шквал комментариев и откликов журналистов, экспертов, политиков. Официальная позиция Армении была благожелательной.
– Армения выступает за диалог без предусловий, – заметил член комиссии по евроинтеграции Национального Собрания РА Армен Ашотян.
Как власть, так и оппозиция сошлись во мнении, что это «уникальный шанс для того, чтобы разрушить тупик в армяно-турецких отношениях и выйти на новый уровень отношений».
В Азербайджане даже сама возможность потенциальной встречи вызвала резкое неприятие. Все азербайджанские политологи дружно обвинили Турцию в том, что она решает свои проблемы и относится к Азербайджану, как «к пасынку». В Турции пытались убедить соотечественников, что речь идет просто о футбольном матче и «не надо создавать проблемы там, где их нет». Тем не менее, матч состоялся, футболисты Армении проиграли турецким визави, а на стадионе присутствовал президент Турции Абдулла Гюль. Кстати, чтобы не вызвать еще большего раздражения как у себя в стране, так и среди азербайджанцев, Абдулла Гюль въезжал на территорию Армении со стороны Грузии. Руководитель страны в интервью турецкой газете «Today’s Zaman» заявил, что «мой визит сломал психологический барьер на Кавказе. Пригласив меня на матч, Саргсян сделал важный шаг. Если бы я не принял приглашение, весь мир говорил бы, что у меня не хватило на это духу». При этом он добавил, что на встрече с президентом Армении «подробно и детально» обсуждался нагорно-карабахский вопрос и «нынешняя конъюнктура благоприятна для урегулирования конфликта». Перед своим визитом в Азербайджан президент Турции Абдулла Гюль дал интервью агентству АПА, где, в частности, попытался успокоить и ближайших союзников на Кавказе.
В Азербайджане известие о состоявшихся переговорах президентов Армении и Турции встретили враждебно. Почти 90% респондентов, согласно отчету центра мониторинга «Мнение», оценили визит Абдуллы Гюля в Ереван негативно, считая, что президент дружественной страны чуть ли не предал национальные интересы Турции и Азербайджана. Такое же количество опрошенных граждан посчитали, что «ереванский вояж не будет способствовать разрешению нагорно-карабахского конфликта, а 93% опрошенных высказались против возможного открытия армяно-турецкой границы, закрытой с началом оккупации Карабаха и прилегающих районов Азербайджана». В таком же ключе отозвалась пресса Азербайджана, обвинив Абдуллу Гюля в том, что он проводит политику, «отдающую цинизмом», стремится к «имперским амбициям» и относится «к Азербайджану как к собственной провинции». Организация освобождения Карабаха в своем заявлении подчеркнула, что «руководство Турции ради своих интересов готово пожертвовать Азербайджаном и Карабахом. Эта позиция не присуща турецкому народу, а присуща турецкому руководству».
Разбор игры
Спустя несколько дней президент Турции Абдулла Гюль поспешил нанести визит Ильхаму Алиеву, для того чтобы проинформировать последнего о своих переговорах с Сержем Саргсяном и о продвижении инициативы Турции по созданию «Платформы безопасности и стабильности на Кавказе». Учитывая, что вслед за этой встречей в планах у азербайджанского лидера Алиева стоял визит в Москву к Дмитрию Медведеву, все ждали пресс-конференции президентов. По окончании встречи «с глазу на глаз» Ильхам Алиев и Абдулла Гюль выступили с заявлениями для печати. В частности, президент Азербайджана Алиев подчеркнул: «Мы еще раз убедились, что наши позиции – едины, наши интересы – едины и в наших взглядах на эти события тоже различий нет. Это очень важно».
– Мы хотим, чтобы этой оккупации был положен конец. Мы хотим решить вопрос мирным путем. Именно поэтому – несмотря на то, что более 15 лет переговоры идут безрезультатно, – мы по-прежнему привержены мирному процессу. Но вместе с тем ясно и то, что решение данного вопроса должно опираться исключительно на нормы и принципы международного права. Территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена, Вооруженные силы Армении должны быть выведены со всех оккупированных земель. Миллион азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев должны возвратиться на родные земли. …Вновь говорю: чтобы сделать это, просто необходимы воля и мудрые шаги политического руководства Армении, – заявил президент Азербайджана.
В свою очередь президент Турции Абдулла Гюль выразил надежду, что «проблема Нагорного Карабаха между Азербайджаном и Арменией найдет свое решение путем диалога, взаимопонимания и взаимных встреч. С этой точки зрения я вернулся после визита в Армению с надеждами. Несомненно, скорейшее освобождение оккупированных земель станет очень большим шагом, и с установлением мира и безопасности в этом регионе возникнет очень эффективное экономическое сотрудничество».
Вернувшись из Азербайджана в Анкару, президент выразился яснее. В частности, он сказал, что позиция Турции по нагорно-карабахскому конфликту не изменилась, и если верить турецкой прессе: «Армяне склонны к освобождению оккупированных территорий Азербайджана. На встрече с Саргсяном я почувствовал это. Конечно же, оккупация завершится, беженцы вернутся в родные края». Также по его словам, Минская международная группа по разрешению конфликта «уже 17 лет работает в направлении решения проблемы, однако никаких результатов нет. Нужно предполагать, что и как будет через 17 лет».
Президент Армении Серж Саргсян, комментируя итоги переговоров, заявил: «Гюль, в случае необходимости, готов содействовать урегулированию армяно-азербайджанских отношений, и я с радостью принял это, поскольку только ненормальный человек может отказаться от содействия». Министр МИД Армении Эдвард Налбандян подтвердил, что армянская сторона получила предварительный вариант «Платформы мира и стабильности на Кавказе», но «документ нуждается в подробном обсуждении».
Спустя еще шесть дней прошла встреча российского руководства с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Москве. Информация о ней весьма скудная. Вероятно, интенсивный торг вокруг карабахской проблемы продолжился.
Во-первых, Ильхам Алиев не стал делать упор на «территориальной целостности». Во-вторых, Дмитрий Медведев «выразил поддержку продолжению прямых переговоров президентов Азербайджана и Армении, заверил Алиева, что Россия будет и впредь оказывать необходимое содействие поиску взаимоприемлемого решения». Любопытное заявление вслед за этими переговорами сделал глава МИД РФ Сергей Лавров о том, что «признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не создает прецедента для Приднестровья и Нагорного Карабаха».
Итоги политического футбола
Таким образом, в урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха активно вовлечены пять государств: Армения, Азербайджан, Турция, США и Россия. Каждая из них преследует свои цели. С мая 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой Минской группы ОБСЕ и при посредничестве России, Франции и США ведутся пока безуспешные мирные переговоры. Последние события показывают, что Минская группа ОБСЕ тихой сапой уходит в небытие, а Россия, США и Евросоюз предпринимают самостоятельные политические шаги, даже не ставя в известность друг друга. Москве важно, чтобы официальный Баку вежливо, но твердо разъяснил своим соотечественникам, что призывы к разрешению карабахской проблемы силовым путем неприемлемы. Ни до, ни после президентских выборов, намеченных на середину октября 2008 года. Говорят, что прорабатывается вариант встречи Алиева и Саргсяна при посредничестве Медведева. Но смысл в таком диалоге возможен только в том случае, если стороны уберут из своего лексикона воинственные заявления и начнут думать, как решать проблему...
Инициатива Турции по созданию «Платформы» – это реальный шаг от военного противостояния к переговорному процессу. Если к этому подключится Россия, то создание альянса позволит Москве и Анкаре упрочить позиции в Кавказском регионе, тем самым ослабив влияние Вашингтона. Однако учитывая, что в рамках «Платформы» предполагалось и участие Грузии, то трудно себе представить, как за одним столом будут сидеть представители Москвы и Тбилиси, решающие вместе вопросы мира и спорных территорий.
– Месяц назад мы наблюдали, как в регионе содрогались камни – началась война между Россией и Грузией. В это дело оказались втянутыми даже большие государства. Нельзя сидеть молча в такой момент. Надо взять инициативу в свои руки, – заявил президент Турции.
Кроме этого, он добавил, что «Саргсян имеет добрые намерения и говорит с искренней убежденностью». По его словам, «Армения понимает, что она вынуждена сотрудничать со всеми странами мира, особенно с соседними странами. В противном случае в регионе не будет мира и Армения превратится в страну, которая препятствует установлению мира». Резюме интервью: «Надо покончить со старой политикой и смотреть только вперед».
Сергей Расов
Оставьте свои комментарии