N 10 (133) Октябрь 2008 года.

Современная политика США на Кавказе

Просмотров: 6626

Оценив важное геостратегическое значение Каспийско-Кавказского региона, региональные и мировые державы активизировали свою политику в данном направлении. США, претендуя на роль единственной сверхдержавы в мире, проводит особенно активную политику на Кавказе.

Позиция США по вопросу Нагорного Карабаха

Геополитическое значение Нагорно-Карабахской Республики возросло в связи с близостью к «горячей точке» современных международных отношений – Ирану и поисками западными странами новых транспортно-энергетических коридоров в обход России. США с большой заинтересованностью следят за развитием армяно-азербайджанского конфликта.

Оценив важное геостратегическое значение Каспийско-Кавказского региона, региональные и мировые державы активизировали свою политику в данном направлении. США, претендуя на роль единственной сверхдержавы в мире, проводит особенно активную политику на Кавказе.

Позиция США по вопросу Нагорного Карабаха

Геополитическое значение Нагорно-Карабахской Республики возросло в связи с близостью к «горячей точке» современных международных отношений – Ирану и поисками западными странами новых транспортно-энергетических коридоров в обход России. США с большой заинтересованностью следят за развитием армяно-азербайджанского конфликта. Позиция Вашингтона складывалась как под влиянием проармянских симпатий, декларируемых армянской диаспорой в США, так и с твердым намерением скорректировать свою линию с точкой зрения такого важного союзника США в регионе, как Турция, поддерживающая в карабахском вопросе Азербайджан. Начав в конце 80-х годов с общего выражения поддержки права наций на самоопределение, которое можно было интерпретировать и как выражение лояльности к устремлениям карабахских армян, США в последнее время определенно склоняются к пониманию невозможности цивилизованного разрешения конфликта на основе территориальных изменений. По оценке американских специалистов, свою роль в эволюции американской позиции сыграли полученные через собственные (после открытия американского представительства в Баку) и независимые международные источники сведения, указывающие на наличие непримиримых настроений в Ереване и Степанакерте.

При анализе эволюции позиции США в карабахском вопросе и в целом отношения США к Армении и Азербайджану необходимо учитывать ту роль, которую сыграл подписанный осенью 1994 года «контракт века», открывший компаниям США доступ к нефтяным запасам Каспийского моря и прилегающих к нему районов.

В определении миротворческого потенциала США в карабахском конфликте проявляются различные подходы, основанные на придании решающего значения либо идеалистическим началам во внешней политике, ее приверженности праву и справедливости, либо материалистическим в виде заинтересованности всемогущих нефтяных компаний в азербайджанской и среднеазиатской нефти, а также ориентации на пантюркизм на государственном уровне.

Еще в 1992 году США приняли Закон о поддержке свободы (Freedom Support), который предусматривал предоставление экономической помощи государствам бывшего СССР с целью решения гуманитарных проблем, демократизации, помощи в построении рыночных экономик. В том же году Палата представителей Конгресса США приняла поправку № 907 конгрессмена Портера, запрещающую предоставление государственной помощи правительству Азербайджана до тех пор, пока Азербайджан не прекратит блокаду и «иные недружественные действия в отношении Армении». Президент Г.Алиев назвал решение Конгресса неожиданным на фоне шагов, направленных на расширение сотрудничества в освоении нефтяных месторождений на шельфе Каспия. В то же время США поддерживали инвестиции американских компаний в энергетический сектор Азербайджана – это было проявлением стратегии по диверсификации поставок нефти на международный рынок. Под нажимом американского нефтяного лобби уже в 1997 году в «поправку Портера» был внесен ряд исключений, позволяющих предоставление помощи Азербайджану по отдельным программам.

Уже к 2006 году половина инвестиций в энергетику Азербайджана приходится на американские корпорации.

Общая стратегия США в Закавказье, изложенная в «Стратегическом плане» внешней политики на 2007-2017 гг., предполагает активизацию политики на Кавказе, противостояние политике России по отношению к соседям, «особенно поддержка Москвой сепаратистских регионов Грузии и Молдовы, ее политическое и экономическое давление на Грузию и монополистическое использование энергии с целью влияния на соседей для установления контроля над их инфраструктурой и стратегическими активами». Видимо, подобные резкие выпады США против России явились еще одним катализатором активных действий М.Саакшвили и грузинской армии в августе 2008 года в Южной Осетии.

Азербайджанская дипломатия целеустремленно разыгрывает нефтяную карту. Азербайджанские источники приписывают так называемой «нефтяной дипломатии» активизацию интереса государственного руководства США к карабахскому урегулированию, его намерение перехватить у России роль арбитра в этом вопросе.

Но сегодня уже можно констатировать, что формула «нефть в обмен на Карабах» не привела к ожидаемым результатам. Расчет на то, что активная нефтяная дипломатия и необходимость реализации глобальных энергетических проектов будут стимулировать интерес США к скорейшему урегулированию конфликта, оказался несостоятельным. Для США сегодня более важным является не столько урегулирование конфликта, сколько окончательная геополитическая «приватизация» конфликтующих сторон и самого конфликта, с тем чтобы манипулировать ими в собственных интересах.

США и Грузия

В аналогичном ключе выстраивалась и американская оценка конфликтов в Грузии. После свержения З.Гамсахурдиа и прихода к власти Э.Шеварднадзе ситуация в грузино-американских отношениях несколько улучшилась. Престиж Грузии поднялся в американском общественном мнении и после удовлетворительного в основном урегулирования в 1993 году при посредничестве России конфликта в Южной Осетии, которого удалось добиться, сохранив принцип территориальной целостности Грузии. Более тесно начали развиваться американо-грузинские отношения после «революции роз» и прихода к власти в республике проамериканского президента Михаила Саакашвили. С 2004 года направление внешней политики Грузии резко изменилось в сторону более тесного сотрудничества с Западом в целом; при этом отношения с Россией начали ухудшаться. Курс на военно-силовое решение конфликтов и проводимая Тбилиси политика конфронтации с Россией обострили социально-экономические проблемы Грузии. В результате усилился отток работоспособного населения. По официальным данным, население сократилось на 1,1 млн человек, по данным оппозиции – более чем на 1,5 млн человек, причем из Грузии уехала наиболее трудоспособная и активная часть граждан. Около 20% населения Грузии не имеет работы, за годы правления Саакашвили эта проблема еще более обострилась. В настоящее время Грузия превращена в «государство с ограниченным суверенитетом» и в заложника трудно прогнозируемых глобальных геополитических изменений. Во многом благодаря отказу тбилисского руководства от самостоятельной внутренней и внешней политики перспективы развития ситуации в Грузии и на Кавказе в целом теперь во многом зависят от политики внешних по отношению к региону игроков – прежде всего США.

Главной задачей США и их союзников по НАТО является политическая интеграция трех закавказских республик, их вступление в евроатлантическое сообщество и, таким образом, полное вытеснение России из Закавказья. При этом вступление государств Закавказья в состав ЕС не предусматривается. Главным инструментом интеграции должен стать военный блок НАТО, и это ясно свидетельствует о приоритетах американской политики в регионе.

Кавказ должен стать следующим этапом расширения НАТО, и наилучшим вариантом для США считается одновременное вступление в альянс Азербайджана, Армении и Грузии. На это согласен нынешний режим в Тбилиси (уже проведен опрос общественного мнения с положительным результатом) и, с определенными оговорками, официальный Баку (требующий предварительного возврата Нагорного Карабаха). Особой продолжает оставаться позиция Еревана, и в настоящее время США делают все, чтобы изменить негативную позицию Армении в данном вопросе. Администрация Д. Буша не считает нужным отводить Москве какую-либо роль в будущем переустройстве К авказа. Обосновывается это тем, что решение имеющихся проблем в данном регионе с участием и при посредничестве России невозможно в принципе, так как Москва все еще «больна авторитаризмом и имперскими амбициями». Вашингтон предпочитает избегать прямой конфронтации с динамично развивающейся Россией. Поэтому борьба против «российского империализма» на Кавказе ведется путем поддержки союзных США местных политических сил. Наиболее активным союзником Вашингтона выступает грузинская правящая элита, целиком зависимая от своих зарубежных спонсоров.

В 2003 году между США и Грузией было заключено соглашение о сотрудничестве в военной области. В соответствии с данным соглашением переброска любой американской военной техники на грузинскую территорию должна осуществляться по первому требованию командования вооруженных сил США, которое пользуется полной свободой в ее дальнейшей передислокации. США получили право размещать в Грузии оружие любого вида, что серьезно нарушает баланс сил в регионе и создает угрозу международной безопасности. В настоящее время Пентагон стремится переместить свои войска из Западной Европы на Восток. Это позволит приблизить войска к богатым энергоресурсами регионам и потенциальным театрам военных действий. В этих условиях превращение Грузии в «кавказский авианосец США» может стать частью общей стратегии Вашингтона.

Грузинское руководство долгое время готовило условия для силового решения проблем Абхазии и Южной Осетии и продолжало вести активную пропагандистскую войну против России и непризнанных республик. М. Саакашвили заявлял о том, что грузино-абхазский конфликт имел характер «пограничной войны» между Грузией и Россией. Он отрицает имевший место в действительности этнополитический характер конфликта, обвиняет Россию в вооруженной агрессии против независимой Грузии и длительной оккупации части ее территории. В ухудшении отношений между Москвой и Тбилиси, после прихода к власти М.Саакашвили, проявляется как острота российско-американских противоречий на Кавказе, так и неоправданно завышенная оценка нынешним руководством Грузии собственной роли в региональной и мировой политике, которая базируется на слишком оптимистичных надеждах на помощь от США, НАТО и ЕС, на легкомысленной уверенности в скором вступлении Грузии в эти объединения. Нынешнее грузинское руководство целенаправленно стремилось осложнить роль России как гаранта безопасности в зонах абхазского и югоосетинского конфликтов. Эта роль предполагает сохранение российского военного присутствия, что нежелательно для Вашингтона, так как препятствует вытеснению России и наращиванию собственного, в том числе военного, присутствия на Кавказе. С помощью США военный бюджет экономически «несостоявшегося государства» – Грузии вырос с 50 млн долл. до почти 1 млрд долл в 2008 году. Грузия тратит на военные нужды 15% ВВП (по данным Стокгольмского института исследований проблем мира в среднем по всему миру эти расходы составляют 2,5%). Объявленная прибывшим 4 сентября 2008 года в Тбилиси вице-президентом Д. Чейни помощь в размере 1 млрд долл. «на восстановление объектов гражданского назначения», скорее всего, пойдет на восстановление развалившейся за неделю армии Грузии.

Попытка военного разрешения этнополитического конфликта в Южной Осетии средневековыми методами привела к развалу военной машины Грузии, фактической потере Абхазии и Южной Осетии, резкому обострению отношений с Россией. По образному выражению французского дипломата и государственного деятеля 19 века Талейрана, то, что совершил Саакашвили в Южной Осетии, «было больше, чем преступление. Это была ошибка», причем роковая для Тбилиси. Теперь вопрос о территориальной целостности Грузии будет решаться за пределами Тбилиси, без учета интересов Грузии. Конфликт на Кавказе всегда больше, чем конфликт. Со времен «холодной войны» отношения между США и Россией не были столь сложными, как сейчас. Как когда-то Д. Кеннеди в знак солидарности с пережившими блокаду западными берлинцами назвал себя «берлинцем», так кандидат в президенты - республиканец Д. Маккейн сказал: «Все мы - грузины». Для претендентов на президентский пост в США нашлось знаковое событие (российско-грузинский конфликт), они его используют по полной программе.

События в Южной Осетии высветили реальные мотивы Вашингтона. США в срочном порядке получили согласие Польши на размещение системы ПРО на своей территории, военная флотилия НАТО наращивает свою мощь на берегах Черного моря. Следует также отметить, что возможное посредничество в урегулировании конфликтов на Кавказе рассматривается в Вашингтоне как способ интегрирования в регион.

Семед Семедов,

кандидат философских наук

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 30 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Ну что тут говорить о турках и о турции. Они всегда были фальшивыми и двуликими, И таким образом всегда шли вперед и добивались своей цели. Сейчас действуют таким же образом, нам просто надо быть осторожным во всех отношениях. Народная мольва гласит: "Когда турок чувствует, что не может победить тебя, он льстиво целует твою руку, предлагая свою дружбу и братство, естественно ты расслабляешься и притупляется твое чувство ОПАСНОСТИ. Он потом легко схватывает твою голову, а душит через ШЕЮ.
  2. Достал уже, дорогой! Сколько можно одно и то же писать. Не любишь этих турок - иди пива попей! С такими вщглядами, как у тебя, надо Армении жить в нищете, самоизолироваться и формировать из всего мирного населения отряды фидаинов.
  3. Спасибо автору, толково все изложил. Он кто, азербайджанец, дагестанец? Молодец!
  4. Как отнесся бы американский народ к тому, что независимый государственный статус США, достигнутый в ходе войны за независимость против британского колониализма, стал бы предметом переговоров, причем без участия США, а другие державы заявляли бы, что урегулирование должно быть на основе восстановления территориальной целостности британской империи, а американский народ не является единственным источником суверенитета США, как подчеркнуто в Декларации независимости США 4 июля 1776 год?
  5. Молодец! Лучше не скажешь.
  6. Дорогие Армяне выдите , какому то АЗЕРБАРАНУ, который скрывает свое имя и ни подписывается, задели мои слова, в них вся правда. С турко-чурками и их подобными всегда надо разговоривать с позиции сыли, поймите мои Армяне, эти подлые, двуликие и пришлые турки другой язык ни понимают, Они просто хотят очередной раз обмануть нас, как например 1890 г., 1908-1912 гг., 1914-1915гг., 1918-1920-1921-1923 гг. Я просто удивляюсь, ну сколько раз еще подлый турок должен нас абмануть, чтобы мы наконец то поняли, что всю нашу энергию и Всеармянскю силу мы обязаны потратить на то, чтобы расчленить или на худой конец опустить турцию. Израиль тоже маленкая страна, но видите, что он сделал с Германией. У немцов ни плохая экономика, но в политике они тихие и безропотные удавы, потому что их опустил КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ МИР. А на последок на счет изоляции:Во превых есть дорога через Грузию и Иран, во вторых не смотря на своих недостатков, Серж вроды бы начал правильные шаги предпринять. Собирается строить новую автодорогу Ереван- Батумы и Ж/Д Армения - Иран. так что твое фалшивое вольнение, что мы находимся в соамоизоляции, это беспочвенно.
  7. Статья своеременная и нужная,автор-дагестанец,я постоянно читаю НК и если не ошибаюсь,эта уже его 3 публикация в газете.
  8. Умная статья. А вот разборки наши огорчают.
  9. Ты или тупой, плохо в школе учился, или провокатор. Такие как ты настраивают против нашей Армении весь мир. И в этих врагов видишь, и в других, теперь уже евреи виноваты. Антисемит доморощенный. Угомонись, не вреди Армении и армянству!!! Со своими провокаторскими штучками иди куда подальше!
  10. Надо Семедова чаще печатать.
  11. Арам отвечает адекватно, но лучше бы вы прекратили базар. Какая польза от взаимных оскорблений? ЛЮБИ ВРАГА СВОЕГО, КАК САМОГО СЕБЯ!
  12. Арам, нельзя так себя вести. Мы культурный народ. Не унижай Армению и армян. Мне стыдно!
  13. Хорошо пишет Самедов. Спасибо!
  14. Арам истинный ариец
  15. А мы сюда воевать пришли? Я то думал, что на этом сайте армяне обсуждают ситуацию на родине и в диаспоре, дискутируют, напоминают себе и остальным, что нельзя забывать свои корни... А мы оказывается воюем здесь. С азерами и сами с собой.
  16. Такова жизнь. Нам никто не позволит мирно беседовать. Надо быть готовым к войне, и, особенно, к миру.
  17. Ինչքան մտածում եմ հայ-թուրքական հարաբերությունների մասին գալիս եմ այն եզրակացության որ իրավիճակը տեղից շարժելու համար մենք հայերս պետք է սկսենք թուրքերին ուղղված թուրքալեզու քարոզչություն առ այն. 1. Որ Ցեղասպանության ճանաչմանը այլընտրանք չկա: Վաղ թե ուշ Թուրքիան պետք է ընդունի այդ փաստը որպեսզի առաջ շարժվի: 2. Ցեղասպանության ճանաչումը բխում է Անատոլիայի բնակչության շահերից, որոնք այսօր էլ գտնվում են ճնշված վիճակում իշխող վարչախմբի կողմից: 3. Ցեղասպանության չճանաչումը ձեռնտու է միմիայն այսօրվա իշխող քեմալական վերնախավին որը թաքցնելով անատոլիական ժողովրդներից իր անցյալը կերտել է կեղծ լեգենդ փրկիչ Աթաթուրքի մասին որը իբր փրկեց թուրքերին, բայց որը իրականում դարձրեց Անատոլիայի ժողովուրդներին ուղղակի Արևմտյան տնտեսական համակարգի պարզունակ կցորդ: Եվ չնայած այն բանի որ Թուրքիան արդեն 80 տարի է չի տեսել պատերազմներ, միևնույն է իր տնտեսական զարգացումով չի դարձել տարածաշրջանային տնտեսական հեգեմոն, այլ ուղղակի մնացել է տրանսպորտա-հումքային կցորդ: 4. Թուրքիան ինչքան էլ ռազմական հզորություններ կուտակի միևնուն է կմնա Գաղափարախոսական առումով շատ խոցելի պետություն: Քանի դեռ առկախ է Ցեղասպանության հարցը ցանկացած պետություն կարող է ազդեցություն ձեռք բերել Թուրքիայի վրա շահարկելով Ցեղասպանության հարցը: Իսկ Գաղափական խոցելիությունը նշանակում է նաև տնտեսա-ռազմական խոցելիություն: Այսպիսով Թուրքիան այլևս երբեք չի կարողանա դառնալ հզոր երկիր քանի դեռ չի ընդունել Ցեղասպանությունը: (Արամէ)
  18. Со знанием дела написано, спасибо редакции.
  19. ребята .здесь же хватает наверное трезвомыслящих людей. какой вам кайф слушать этого убогого придурка арама? да какой же он воин. засранец он. и место ему в психушке.неужели не видно что человек больной? вам его пожалеть бы.... а вы его хвалите. тем самым болезнь обостряется. а то ..ариец.. помогите лучше больному человеку. наверняка у кого то из вас есть знакомый психиатр. подкиньте адресок ему. может и воспользуется . а на том свете вам зачтется за доброту. здоровья тебе арам.
  20. То, что у Арама на языке, у других на уме; не тебе, клону Ататюрка, нас учить
  21. какой же ты грубиян. нет чтобы помочь своему товарищу попавшему в беду.... ан нет все туда же.
  22. Во первых это ты психический больной человек. Во вторих я вижу что моя правда задела твою задницу, это уже твоя проблема....
  23. «մենք Ի՞նչ ենք անում, հանգիստ նստած, սպասում ենք, որովհետև զինադադարից հետո առաջացել է բավարարվածության զգացում, թե մենք մեր գործն արել ենք, մենք հաղթել ենք պատերազմում, մեզ էլ ուրիշ բան չի մնում անել, քան սպասել, թե երբ Ա‎դրբեջանը կհասունանա Ղարաբաղի միջազգային ճանաչման համար: Ես մոտ ապագայում այդ հասունացումը չեմ տեսնում, որովհետև Ադրբեջանում հակառակ գործընթացներ են տեղի ունենում. այդ երկրի ռազմատենչ հայտարարությունները, հակահայկական տրամադրությունների ստեղծումը, հային որպես հավերժական թշնամի ներկայացնող քարոզչությունը չեն խոսում այն մասին, որ Ա‎դրբեջանը առաջիկա տարիներին պատրաստվում է որոշակի փոխզիջումների գնալ Ղարաբաղի հարցում»,
  24. "И горе тому народу, который заражен пессимизмом: он стоит на краю могилы. Кто виноват, географическое ли положение, христианская ли Европа, мусульманская ли Азия, судьба ли? Все, кроме нас?! Это умонастроение: жалуются, проклинают судьбу и бесконечно, бесконечно повторяют, что находимся мы на великих перекрестках и что плохи эти перекрестки. Но ведь здесь только одна жалкая истина, но сколько преимуществ взамен".
  25. Только взорвав один мост через Куру в Евлахе можно парализовать экономику Азеристана. А что говорить о нефтепроводе. О возможности такого удара должен заявлять президент Армении в ответ на заявление илхама сделанное на 24 октября, что "Создав мощные вооруженные силы, мы ускоряем и приближаем решение нагорно-карабахского конфликта". Бараны забывают о нашем географическом положении и последующей быстрой консолидации.
  26. Պատմականորեն թուրք տարրի առաջխաղացմանը նպաստել են անկումային վիճակում գտնվող կայրությունները: Սկզբից Աբբասյանները իրենց վերջին ստադիաներում օգտվում էին թուրք վարձկանների ծառայություններից, որոնք էլ ի վերջո գերիշխող դիրքեր զբաղեցրին Մերձավոր Արևելքում և խալիֆին դարձրին իրենց խամաճիկը: Հետո Բյուզանդիան սկսեց խաղեր տալ թուրք տարրի հետ , մինչև որ նրա գլուխը չկերան: Հիմա էլ Եվրոպան է օգտվում թուրքերի ծառայություններից:
  27. Մեր գործունէութեան մի մասը կայանում է նրանում, որ չէզոքացնենք թշնամական տեղեկատւական-հոգեբանական գործողութիւնները: Ինչպէս նաեւ նպաստենք, որ մեր ազգային նպատակների շուրջ ձեւաւորւի համահայկական համերաշխութիւն: Դրան հասնելու համար շատ բան է պէտք, բայց մենք աշխատում ենք գիտակցութեան վրայ:
  28. Հայկական վերնախավի մի մասի մոտ նկատվում են անձի երկվության խորացող նշաններ: Մի կողմից անընդհատ պնդում են փոխզիջումների ու հաշտեցումների մասին, ընդ որում երբեք հստակ չեն ասում այն սահմանը որից այն կողմ չեն գնա ոչ մի զիջման, մյուս կողմից մի աղմուկ աղաղակ են դնում երբ մի արտաքին ուժի ներկայացուցիչ կրկնում է նույն մտքերը որ իրենք են ամեն օր արտաբերում: Խորքային առումով վերնախավի ( վերնախավի մեջ մտնում է և՜ իշխանությունը, և՜ ընդդիմությունը, և՜ հասարակական ակտիվ գործիչները ) այն մասը որը զգում է որ ինքը այլևս ընդունակ չի ղեկավարելու երկիրը, կորցնում է հեղինակությունը, ունի ներքին ձգտում ինտեգրվել մի որևէ արտաքին ուժի հետ ( հիմնականում դեպի Արևմուտք ) հուսալով որ արտաքին ուժը իր վրա կվերցնի կառավարման բարդությունների մի մասը, և կթույլատրի տեղական «կառավարիչներին» ունենալ իրենց թեկուզ սահմափակ բայց կայուն չափաբաժինը: Բայց այս ձգտումը դեպի ինտեգրում ( որը հատուկ է շատ պետությունների վերնախավերին ) բախվում է մի երկաթբետոնե պատի, որի անունն է «թուրքական հարց»: Իրերի զարգացումը բերել է նրան որ մենք ամեն կողմից շրջապատվել ենք թուրքական տարրով և ցանկացած ինտեգրման փորձ ի վերջո հանգում է նրան որ այդ ինտեգրման թույլատրող չթույլատրողը դառնում է Թրքությունը: Բայց միայն թրքության գոյությունը չէ որ առաջ է բերում խնդիրներ աննպատակ էլիտայի համար: Խնդիրը էլ ավելի է բարդանում նրանով, որ մենք գտնվում ենք մի քանի մեծ քաղաքակրթական բլոկների արանքում: Այսպիսի պայմաններում ակնհայտ է դառնում որ ասենք Եվրոինտեգրացիայի մասին երազանքները սնանկ են դառնում , քանի որ կա Ռուսական կամ Իրանո-իսլամական գործոն: Նույն ձևի սնանկ են Ռուսաստան-Բելառուս, Եվրազես, և այլ տեսակի երազանքները: Այս թվացյալ փակուղուց ելքը շատ պարզ է: Հայկական վերնախավը պետք է դառնա ինքնաբավ և իր ձեռքը վերցնի իր ճակատագիրը: Այս աշխարհում ինքը ունի միայն ու միայն մի Հենարան: Դա հայ ժողովուրդն է, որի ստեղծագործ էության բացահայտումը ու օգտագործումը հնարավորություն կտա վերնախավին բարձրանալ հզորության մի այլ մակարդակի վրա: Այդ գիտակցության որոշ նշույլներ կան, բայց ճանապարհը նոր է ու անհայտ
  29. # geras on 30 Oct 2008 at 2:31 am И Россия и Запад толкают к одному и тому же, к Турции и сдаче семи районов. Разница лишь в составе миротворцев, но для нас результат- один, вытеснение армянского населения из НКР и поглощение Армении турецкой экономикой и политикой. Турция ключ для обоих и четко это осознает, и без соблюдения ее персональных условий и интересов ни Запад, ни Россия не смогут утвердится в Азербайджане, этой двери на Каспии. Тупик? Послать надо обоих, однозначно и твердо. Будет трудно, очень трудно. Но вполне реально. Несколько месяцев оттяжки обострят взаимные противоречия между сторонами и разрушат негласный консенсус по форсированному решению. Но наша проблема вовсе не в этой внешней давке в одном направлении, а во власти, которая боится и ненавидит собственный народ. Ибо без реальной поддержки и опоры ни одна власть не может идти на внешнеполитическую эскалацию и тем более на войну… Поэтому и мечется от Москвы до Вашингтона и обратно, ищет выхода там, где его нет и не может быть. Тогда как надо было идти на Оперную площадь к своему народу и попытаться наконец стать Президентом, а не числится им.
  30. правильно делаешь матах. подталкиваешь свой народ и так к неминуемой катастрофе. все правильно надо собраться на театральной площади . и орать и орать.... не отдадим карабах .. не отдадим ничего халва .. халва.. ой ..ой.. так вкусно вдруг во рту стало.
  31. Ай Памидор, вижу что ты вообще далек от политики. Здесь ни твое место чеши отсюда по дальше.
  32. 2. Անընդհատ փորձում են մեր գիտակցութեան մէջ մտցնել մի կործանարար թէզ, որ իբր մեզանից չի կախւած մեր ապագան, որ ամէն ինչ որոշում են այս աշխարհի ուժեղները եւ այլն, : Մենք պէտք է մեր գիտակցութեան միջից իսպառ ջնջենք այդ սխալ գաղափարը: Մեր հաշւին սակարկութիւնները պէտք է պարզապէս թոյլ չտալ եւ վերջ։ Այդպիսի սակարկութիւնների հետ հաշտւելը վերջին հաշւով կարող է մեզ կործանել: Ուրեմն՝ կը լինեն սակարկութիւննեեր այնտեղ, թե չեն լինի , պէտք է կազմակերպել արդիւնաւէտ դիմադրութիւն՝ բոլոր հնարաւոր միջոցներով: Անկախ նրանից, թէ որ ուժերն են քեզ պարտադրում, որ ուժերն են քո հաշւին սակարկութիւններ կազմակերպում, անկախ այդ ամէն ինչից՝ պէտք է դիմադրել, քանի դեռ մենք այդ դիմադրութեան հնարաւորութիւնները ունենք:
  33. ----------------------- Եթէ մենք չդիմադրենք, այլ նորից ենթարկւենք երրորդ ուժերի պարտադրանքին, չեմ կարծում, թէ այս անգամ հնարաւորութիւն կունենանք վերականգնւելու ապագայում եւ կառուցելու ամուր եւ անվտանգ Հայաստանի պետականութիւն։ Իսկ այսօր այդ հնարաւորութիւնները կան, քանի դեռ կան՝ պէտք է մտածել հէնց դիմադրութեան եւ ինքնապաշտպանութեան մասին, ոչ թէ մտածենք, թէ հեռու տեղերում մեզ վերաբերող ինչ որոշումներ են ուզում ընդունել: Դիմադրութեանը պատրաստ լինելը հարիւրապատիկ նւազեցնում է առկայ սպառնալիքները, հարիւրապատիկ աւելացնում յաղթելու եւ դիմակայելու հնարաւորութիւնները:
  34. Отцы наши говорили: С турком можеш дружить,но палку из рук не выпускай....Я лично еше добавляю для своих сыновей: Вообше не обшайтесь с ними и не покупайте ничего турецкого.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты