N 10 (133) Октябрь 2008 года.

Али Гасанов: «Карабахский конфликт затянулся, и пока обнадеживающих признаков не видно»

Просмотров: 3992

– Как могут повлиять последние визиты президента Турции Гюля в Армению и Азербайджан на процесс мирного урегулирования карабахского конфликта и дальнейшее развитие азербайджано-турецких отношений?

Позиция Азербайджана в этом вопросе известна: мы поддерживаем любые шаги, направленные на содействие урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Мы по достоинству оцениваем и последние шаги Турции в этом плане и надеемся, что они принесут эффект.

– Как могут повлиять последние визиты президента Турции Гюля в Армению и Азербайджан на процесс мирного урегулирования карабахского конфликта и дальнейшее развитие азербайджано-турецких отношений?

Позиция Азербайджана в этом вопросе известна: мы поддерживаем любые шаги, направленные на содействие урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Мы по достоинству оцениваем и последние шаги Турции в этом плане и надеемся, что они принесут эффект.

– Представляется ли реальным урегулирование этого конфликта в свете последних событий в регионе, особенно российско-грузинского конфликта? В частности, не отодвигают ли эти события карабахскую проблему на задний план?

Как известно, карабахский конфликт сильно затянулся, и пока особо обнадеживающих признаков здесь не видно. С другой стороны, в ходе грузино-российского конфликта Запад продемонстрировал, какое важное значение он придает принципу территориальной целостности. Наша же позиция остается неизменной: Азербайджан признает территориальную целостность всех государств, соблюдая при этом один из основополагающих принципов международного права, и считает, что именно на основе этого принципа должен быть урегулирован карабахский конфликт. К сожалению, неконструктивная позиция Армении, а также нерешительность и непринципиальная позиция международного сообщества привели к такому затягиванию проблемы. Надеемся, что отныне опасность этнического сепаратизма будет осознана и сделаны соответствующие выводы.

– Может ли Азербайджан рассчитывать на такую же поддержку Запада, какая была оказана Грузии, в случае каких-то радикальных шагов в решении карабахской проблемы?

Давайте не будем вести беспредметных разговоров. Сегодня налицо нарушение территориальной целостности и суверенных прав Азербайджана. Мы работаем над преодолением такого положения, в том числе и укрепляем обороноспособность страны. С другой стороны, очевидна позиция мирового сообщества.

– Президент Франции Саркози заявил, что Европейский союз намерен активнее участвовать в урегулировании карабахского конфликта, не желая повторения югоосетинского варианта. Насколько эффективной может быть роль ЕС в этом вопросе?

Действительно, усилия ЕС по мирному урегулированию карабахского конфликта могут принести плоды. Хочется надеяться, что ЕС и его ведущие члены, в том числе Великобритания, Франция и Германия, будут серьезнее подходить к такого рода проблемам и высказывать принципиальность при постановке проблемы территориальной целостности.

– Намерен ли обращаться Азербайджан за посредничеством к этой международной организации?

Мы не один год сотрудничаем с ЕС в этом вопросе, требуем восстановления попранных прав Азербайджана как в ЕС, так и других международных организациях, просим их о помощи. Так будет продолжаться и дальше.

– Сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайза в интервью «Голосу Америки» заявил, что Минская группа живет и сохранит свои функции в будущем.

Нужда в МГ и ее сопредседателях есть и будет. Не думаю, что из-за нынешнего состояния отношений США и России МГ приостановит свою деятельность. Этот орган создан как инструмент ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, и мы надеемся, что он будет действовать и дальше и что его позиция станет серьезнее. До сих пор МГ основное внимание уделяла усилиям по сближению позиций сторон, а это не может быть фундаментом реального урегулирования.

– Может ли представленная премьер-министром Турции Эрдоганом инициатива «платформы безопасности и сотрудничества на Кавказе» привести к сотрудничеству таких стран с проблемными взаимоотношениями, как Азербайджан и Армения, Грузия и Россия, Турция и Армения?

Впервые принципы мира, сотрудничества и взаимной ответственности на Кавказе были изложены в Тбилисской декларации, подписанной в 1996 году президентами Азербайджана и Грузии – Гейдаром Алиевым и Эдуардом Шеварднадзе. В дальнейшем был изложен ряд формул достижения мира на Южном Кавказе, преодоления напряженности, вызванной конфликтами и этническим сепаратизмом. Если Армения пересмотрит свою позицию и будет уважать принцип территориальной целостности, тогда платформа безопасности и сотрудничества на Кавказе может претвориться в жизнь.

– Как Вы оцениваете прошедшую кампанию выдвижения, утверждения и регистрации кандидатов в президенты?

Считаю, что и этот этап выборов прошел в демократической обстановке. Пока серьезных конфликтных ситуаций не было, все процедуры осуществлялись в соответствии с Избирательным кодексом, под взглядом местных и международных наблюдателей.

– На днях создан Центр сотрудничества оппозиции. Сумеет ли, на Ваш взгляд, оппозиция быть вместе до конца и извлечь пользу из этого единения? Кроме того, помогут ли запланированные оппозицией массовые акции помочь ей достичь поставленных целей?

Я могу лишь пожелать новому центру успехов.

Кямиль Хамзаоглу

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек