Эпоха Каро Алабяна
Есть в Москве удивительное сооружение, не имеющее аналогов в мировой архитектуре. Это – Театр Российской Армии, построенный в форме пятиконечной звезды. Воздвигнут он по проекту знаменитого советского зодчего Каро Семеновича Алабяна.
Известно, что «звездная» форма театра была выбором самого Сталина. Когда ему в 1934 году доложили об идее сооружения Театра Красной Армии, вождь, одобрительно кивнув головой, сказал: «Что же, идея хорошая. Красная Армия заслужила иметь свой театр. Но надо, чтобы облик его был оригинальный, говорящий о принадлежности театра к армии. Пусть здание будет иметь форму пятиконечной звезды».
Есть в Москве удивительное сооружение, не имеющее аналогов в мировой архитектуре. Это – Театр Российской Армии, построенный в форме пятиконечной звезды. Воздвигнут он по проекту знаменитого советского зодчего Каро Семеновича Алабяна.
Известно, что «звездная» форма театра была выбором самого Сталина. Когда ему в 1934 году доложили об идее сооружения Театра Красной Армии, вождь, одобрительно кивнув головой, сказал: «Что же, идея хорошая. Красная Армия заслужила иметь свой театр. Но надо, чтобы облик его был оригинальный, говорящий о принадлежности театра к армии. Пусть здание будет иметь форму пятиконечной звезды». Воплотить в жизнь это пожелание Сталина (носившее, как и любой другой наказ вождя, обязательный характер), придать театральным залам «звездный» облик было очень трудно. И все же одному из лучших архитекторов страны Каро Алабяну, который взялся (вместе со своим коллегой Симбирцевым) за выполнение сложнейшей работы, это блестяще удалось. Снаружи здание театра поражает своей фундаментальностью, а внутри созданы все удобства и для актеров, и для зрителей. И если многие специалисты утверждают, что Алабян – это эпоха в архитектурной жизни нашей страны, то Театр Российской Армии – одна из самых ярких достопримечательностей этой эпохи.
А начиналась жизнь этого человека в небольшой деревне близ азербайджанского города Гянджа. Именно здесь в бедной армянской семье и родился в 1897 году Каро Алабян. Отец Каро умер, когда сыну было девять лет. Чтобы прокормить Каро и его сестер, мать вынуждена была, не зная отдыха, работать портнихой-поденщицей. Видя бедственное положение семьи, юный Каро уже с 15-летнего возраста стал подрабатывать, чтобы помочь матери. Он работал репетитором, художником-плакатистом, разнорабочим. Причем совмещал это с учебой в Армянской духовной семинарии Нерсисяна в Тифлисе, куда поступил в 1906 году. Кстати, учился он там вместе с одним из будущих руководителей СССР Анастасом Микояном. Уже в те годы Алабян прекрасно рисовал с натуры, лепил разнообразные оригинальные фигурки из глины, воска, хлеба. В семинарии проявился и другой его талант – вокальный. Каро, имевший красивый голос и тонкий музыкальный слух, замечательно пел и не раз выручал своего однокашника и друга Анастаса Микояна, абсолютно лишенного вокальных данных. По воспоминаниям Микояна, они всегда стояли рядом на уроках пения, Анастас Иванович только открывал рот, имитируя пение, а пел за двоих Алабян.
Начавшаяся в семинарии дружба этих людей прошла через всю жизнь, выдержав самые тяжелые испытания. В годы Гражданской войны они вновь были рядом, и во время одного из сражений Каро (ставший в 1917 году членом Тифлисской подпольной организации большевистской партии) вынес с поля боя раненого Анастаса и тем самым спас ему жизнь. Пройдут годы, и член Политбюро ЦК ВКП(б) Анастас Микоян спасет от неминуемого ареста и возможной гибели архитектора Каро Алабяна. А 1923 году Алабян поступил в Москве на архитектурное отделение ВХУТЕМАС. Именно там, в годы учебы, зародилась его дружба с архитекторами М.Д. Мазманяном, Г.Б. Кочаром, В.Н. Симбирцевым, вместе с которыми впоследствии он построил многие здания в Москве и Ереване. Окончив институт, Алабян вернулся в Ереван, где как раз начиналось бурное строительство. Всего два года пробыл Алабян в Армении, но за это короткое время успел сделать многое. По его проектам (а он возглавлял Госпроект) в Ереване были сооружены Клуб строителей, жилой дом Электрохимического треста, Дом главного геолого-разведочного управления, многие другие объекты. Причем эту практическую работу Алабян совмещал с преподаванием на архитектурном факультете Ереванского политехнического института.
В 1931 году Каро Алабян, уступая настойчивым просьбам столичных коллег, понимавших, что такому талантливому зодчему нужны куда больший размах и масштабы, вновь уезжает в Москву. Именно здесь в 30-е и 40-е годы разворачивается его архитектурный и организаторский талант. Трудно перечислить все те общественные должности, которые он одновременно занимал, не переставая при этом заниматься активной творческой работой. Один из организаторов созданного в 1932 году Союза архитекторов СССР, Алабян многие годы – ответственный секретарь этого союза. С 1933 года он - бессменный ответственный редактор журнала «Архитектура СССР», с 1939 года – вице-президент Академии архитектуры СССР, а впоследствии глава созданной при президиуме академии комиссии по научно-техническим проблемам строительства, с 1944 года – член Комитета по делам архитектуры при правительстве СССР...
Что же касается творчества Алабяна в эти и последующие годы, то поражают разнообразие, интенсивность и география его работы. Его проекты охватывают многие города страны. Он проектирует Дом пионеров в Москве и (совместно с С.А.Сафаряном) павильон Армянской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, в котором широко использует проникнутые национальным колоритом формы древнего армянского зодчества. В годы Великой Оте-чественной войны Алабян возглавил проектно-маскировочную мастерскую, которая занималась маскировкой крупнейших промышленных и оборонных предприятий. А после войны Каро Семеновичу было поручено проектирование генерального плана восстановления Сталинграда. Проекты следуют один за другим, и остается только удивляться его поразительной работоспособности. Он проектирует здание Академии наук Армении, морской вокзал в Сочи, который и сейчас украшает этот город-курорт, участвует в конкурсе на проект главной улицы Киева – Крещатика. По проекту Алабяна сооружается комплекс правительственного центра в городе Фрунзе (ныне – Бишкек). В начале 50-х годов Каро Семенович занимается планировкой Ленинградского проспекта в Москве, осуществляет строительство вокзала в Воронеже, чуть позже приступает к реализации проекта застройки района Химки-Ховрино.
Работы Алабяна получают признание и известность не только в СССР, но и за рубежом. В 1936 году Британский Королевский институт архитектуры избрал его своим почетным членом-корреспондентом, а спустя год на Международной выставке искусств и техники в Париже Алабян получил высшую награду – Гран-при. В 1939 году в Нью-Йорке Алабян руководил строительством павильона СССР на Международной выставке и вскоре был удостоен звания почетного гражданина Нью-Йорка.
Каро Семенович был не только замечательным архитектором. Сильный, мужественный, прямой и принципиальный человек чрезвычайной красоты и обаяния, он, по свидетельствам очевидцев, производил неотразимое впечатление на всех, с кем общался. Его голос, походка, неторопливая манера разговора настолько покоряли, что от него невозможно было отвести глаз. «Моя бабушка, всегда восхищавшаяся отцом, любила повторять, что это был настоящий царь!» – вспоминает сын Каро Семеновича – Александр Алабян. Он имеет в виду бабушку по материнской линии, имевшую все основания гордиться своим зятем. А мамой Александра Кароевича была знаменитая советская актриса Людмила Целиковская. Интересна и романтична история ее знакомства с Каро Алабяном.
Первая жена архитектора – Виктория – умерла в 1947 году. Детей у них не было. Еще будучи студентом, в 1924 году Алабян встретился в Московском Доме культуры с талантливым режиссером и артистом вахтанговского театра Рубеном Симоновым. Завязалась дружба, прошедшая через всю жизнь. Они даже вместе с композитором Арамом Хачатуряном поставили в 1928 году спектакль по пьесе Пароняна «Дядя Багдасар», для которого Алабян сделал декорации. И вот уже после войны на одном из вечеров, которые устраивал Рубен Николаевич Симонов у себя дома, состоялось знакомство Каро Алабяна с Людмилой Целиковской – уже снявшейся в таких любимых всей страной фильмах, как «Сердца четырех» и «Антон Иванович сердится». Каро Семенович с первого взгляда влюбился в красавицу-актрису и со свойственными ему прямотой и решительностью в тот же вечер сказал Целиковской: «Вы будете моей женой!» Шел 1948 год. Целиковская в то время была замужем за не менее известным артистом Михаилом Жаровым, который ее обожал. У них не было детей. То ли этот фактор, то ли мужские чары Каро Алабяна сыграли свою роль, но так или иначе в том же 1948 году они поженились. А в 1949 году у Алабяна и Целиковской – наверное, самой красивой, эффектной супружеской пары страны – родился сын, которого супруги назвали Александром. Ребенок родился в 4 часа утра, а спустя всего два часа примчался безмерно счастливый отец, разбудил всю больницу и передал жене букет из 100(!) роз, которые для него ночью срезали в Ботаническом саду. Врачи и медсестры были буквально ошеломлены количеством и красотой роз. Казалось, в жизни знаменитого архитектора наступает безмятежная, полная одних только семейных и творческих радостей пора. Однако спустя уже два года после женитьбы над головой Каро Алабяна сгустились тучи. Ему грозит арест. За что?
Рассказывает Александр Алабян, сын Каро Семеновича: «Отец, изучив во время поездок за рубеж современные технологии строительства США, Франции, Италии, активно продвигал идеи разработки рационального жилья, чтобы вывести людей из коммунальных квартир. По этому вопросу у него были принципиальные споры с Берия и Кагановичем, который тогда курировал от Политбюро строительство. И вот однажды, рассказывал отец, ему позвонил по «вертушке» Берия и приказал взять на работу какого-то человека, будто бы архитектора. Отец переговорил с этим человеком и убедился, что тот имеет весьма слабое отношение к архитектуре и строительству. Но приказ есть приказ, и человек этот был взят на работу. А через месяц его арестовали за то, что он якобы был японским шпионом. И, естественно, ниточка потянулась к отцу. Над ним нависла угроза ареста. Готовился большой процесс против космополитов, и отец должен был попасть в число обвиняемых. В это время Микоян, который был в курсе событий, принял единственное решение, которое могло спасти отца. Он вызвал его к себе на дачу, вручил ему билет на самолет в Ереван с вылетом на следующий день и направление на работу в Армению «по поднятию национальных культурных кадров».
Отец даже обиделся - как это друг не посоветовался с ним, а в приказном порядке отослал из Москвы. И только потом стало ясно, что только это волевое решение Микояна спасло отца от ареста. Мама рассказывала, что перед отъездом папа на коленях просил у нее прощения за то, что оставляет жену с маленьким ребенком неизвестно на какое время практически без средств к существованию (мамина зарплата в театре была мизерной). Но у мамы всегда был очень стойкий и жизнеутверждающий характер. Она сказала: «Каро, не волнуйся, все у нас будет в порядке, как-нибудь проживем, возвращайся скорее, мы тебя очень будем ждать».
Отец вернулся примерно через год, его, конечно, за это время сняли со всех постов в Академии архитектуры, лишили статуса депутата Верховного Совета СССР. Однако поручили руководство мастерской в Моспроекте, которая занималась застройкой Ленинградского проспекта. А в 1953 году за работы по восстановлению Сталинграда папе выделили квартиру на улице Чайковского (сейчас Новинский бульвар), где наша семья живет уже более 50 лет».
Семья Алабяна – это и его сын Александр, и внук Каро, кстати, сейчас подготовившие к изданию книгу, которая будет называться «Архитектор Каро Алабян». Подрастает и правнук Дмитрий, видимо, перенявший от прадеда любовь к рисованию и лепке (он любит игры, где надо собирать интересные архитектурные композиции), а от прабабушки – музыкальные способности: он хорошо играет на рояле и поет. Кто знает, может быть, он станет актером или архитектором, унаследует славу Людмилы Целиковской или Каро Алабяна.
Каро Семенович ушел из жизни очень рано – в январе 1959 года, когда ему было всего 62 года. Страшная болезнь не пощадила этого сильного, жизнерадостного человека. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Для памятника специально из Армении был доставлен огромный кусок серого гранита. И все же лучший памятник Алабяну – его удивительные творения, украшающие облик многих городов, творения, которые служили и продолжают служить людям, вызывая в них чувство благодарности выдающемуся зодчему.
Валерий Асриян, Москва
Оставьте свои комментарии