N 2 (137) Февраль 2009 года.

История принятия Арменией христианства

Просмотров: 16013

Дата полного обращения Армении в христианство или провозглашения последнего господствующей религией обыкновенно относится к 301 г., согласно наиболее точным хронологическим расследованиям. Новейшие авторы относят его даже к 285 г., но нет основания считать его более вероятным. Есть достаточное свидетельство, что Армения была первым государством в мире, где христианство было объявлено официальной религией, благодаря обращению царя, царской семьи, сатрапов, армии и народа.

Инициатором этого дивного обращения был святой Григор Партев, Григорий Парфянин, названный армянами Лусаворич, т.е. Просветитель – за то, что он просветил нацию светом Евангелия. Царь Тирдат, который разделял его апостольскую и просветительную деятельность, принадлежал к династии Аршакидов парфянского происхождения, к которой относился также отец св. Григора, и таким образом обращенного царя соединяли со святым родственные узы.

Дата полного обращения Армении в христианство или провозглашения последнего господствующей религией обыкновенно относится к 301 г., согласно наиболее точным хронологическим расследованиям. Новейшие авторы относят его даже к 285 г., но нет основания считать его более вероятным. Есть достаточное свидетельство, что Армения была первым государством в мире, где христианство было объявлено официальной религией, благодаря обращению царя, царской семьи, сатрапов, армии и народа.

Инициатором этого дивного обращения был святой Григор Партев, Григорий Парфянин, названный армянами Лусаворич, т.е. Просветитель – за то, что он просветил нацию светом Евангелия. Царь Тирдат, который разделял его апостольскую и просветительную деятельность, принадлежал к династии Аршакидов парфянского происхождения, к которой относился также отец св. Григора, и таким образом обращенного царя соединяли со святым родственные узы. Но еще более, чем общность крови, соединяла их могущественной связью вера. Незадолго перед тем в Персии произошел политический переворот, вслед за которым Аршакидов сменили Сасаниды. Однако армянская ветвь Аршакидов еще оставалась у власти. Надо было ее сломить, чтобы упрочить новую династию; но Сасаниды не были искусными воинами. Тогда некий Аршакид, князь Анак, вызвался убить Хосрова, царя Армении, своего близкого родственника. Совершив это убийство, он в свою очередь был убит армянскими сатрапами. Григор был сыном Анака, а Тирдат - Хосрова, и в 240 г., когда состоялись эти два убийства, оба были еще несовершеннолетними. Не входя в биографические подробности, скажем только, что Григор получил христианское воспитание в Кесарии Каппадокийской и что на долю Тирдата, воспитанного в религии своих предков, выпали превратности между римлянами и персами. В последний раз он вновь вступил на престол при поддержке императора Диоклетиана; во время празднеств, сопровождавших это избрание и организованных в Эризе в честь этого события, обнаружились вера и происхождение Григора, брошенного после жестоких пыток в казематы или колодец (Вирап) Арташата (Артаксата), где он оставался в заточении лет около 15. Он пережил это долгое испытание, и в этом обстоятельстве история видит яркое свидетельство вмешательства Провидения.

В это время в Вагаршапат, столицу Армении, прибыла толпа христианских дев под водительством святой игуменьи Гайянэ, спасаясь от гонений, обрушившихся на христиан в провинциях Римской империи. По общему верованию они явились из Рима через Палестину и Месопотамию; но можно с полным правом думать, что они скорее явились прямо из смежных провинций и, весьма вероятно, из Мицбина (Низибина), судя по деяниям святой мученицы Февронии. Выдающаяся красота одной из этих дев, святой Рипсимии, поразила царя, пожелавшего ею обладать. Но не говоря уже о сопротивлении, которое она оказала его покушениям, различные обстоятельства, как, напр., мученичество тридцати семи дев, припадки ликантропии, жертвой которых делался царь, бессилие лекарств, настояния сестры Хосровидухты, убеждавшей его молить о помощи Бога христиан, его исцеление, дарованное молитвами Григора, выпущенного наконец на свободу – вот ряд событий, последовавших одно за другим в продолжение последних месяцев 300 года и первых месяцев 301 г. и повлекших за собою обращение Тирдата, который, как ревностный неофит, поспешил объявить христианство государственной религией.

Григор, будучи простым мирянином, не имел в своем распоряжении ни миссионеров, ни многочисленного духовенства; а между тем на исходе 301 г. религиозная жизнь Армении совершенно преобразилась: идоло-служение почти исчезло, и христианство исповедовалось всеми. Трудно было бы подыскать объяснение для этого события, если бы не допускали, что ему уже предшествовало существование в стране христианства, как нами было замечено ранее.

Свидетельства этого удивительного обращения встречаются не только в рассказах современников и историков следующего века, но также среди существующих памятников, каковы церкви святой Рипсимии, святой Гайянэ и св. Марианы или Шогакаты, сооруженные в IV в. в окрестностях Эчмиадзина (древнего Вагаршапата), и гробницы замученных дев, равно как и относящиеся к этим событиям автентичные надписи.

Другое, не менее ценное свидетельство встречается также в истории Евсевия, говорящее о войне 311 г., которую император Максимиан Дажа объявил армянам за то, что они перед тем перешли в христианство.

Оказав столь блистательные услуги, св. Григор, естественно, был предназначен сделаться главою Армянской Церкви. Возведенный в это достоинство волею царя и нации, он был посвящен в епископы Леонтием, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в 302 г. Это событие подтверждено историками и национальным преданием. Но только это посвящение подало повод к распрям по отношению к его значению и отсюда – по отношению к сущности иерархических сношений между армянской епископией и кесарийской. По толкованию греков, армянский епископ был в подчинении кесарийского, и разлад, возникший между ними в V веке, следовало бы приписать схизме. По толкованию латинян, армянская епископия, которая при возникновении своем примыкала к кесарийской, впоследствии была возведена в автономную епископию лишь в силу привилегии, дарованной ей папою Сильвестром I. Не таково мнение армян, которые полагают, что армянская епископия была созданием апостольским и независима с самого момента своего зарождения. Достоверно, что она была только возобновлена св. Григором и освящение, полученное им в Кесарии, никоим образом не влекло за собою подчиненности или иерархической зависимости.

Те, которые пытаются сделать из Армении епископию, как подчиненную Кесарии, основываются на той гипотезе, что апостольская проповедь в Армении была якобы лишь временным эпизодом, который окончился вместе со смертью апостолов; что проповедь св. Григора велась лишь по приказу епископа Кесарии; и что, якобы, христианство утвердилось в Армении в первый раз лишь в четвертом веке. После сказанного нами мы не считаем нужным повторять доказательства официального существования христианства в Армении до св. Григора.

Что же касается мнимой привилегии, дарованной Сильвестром, она основана исключительно на одном апокрифе, составленном армянами во время крестовых походов. Этот апокриф имел целью защищать независимость армянской епископии, не задевая самолюбия папства, и в то же время - вызвать содействие крестоносцев для утверждения армянских владений в Киликии. Впрочем, все исторические данные - хронологические, критические и филологические - единогласно подтверждают лживость этого документа, в пользу которого теперь уже никто не высказывается. Изначальная независимость армянской епископии, которая непрестанно провозглашалась патриархами и писателями Армянской Церкви, засвидетельствована к тому же и другими обстоятельствами.

Известно, что система юрисдикции и обоюдной зависимости патриархов и митрополитов в Римской империи являлась слепком с гражданской организации префектов и проконсулов. Оба установления - гражданское и духовное - представляли точное подобие одно другому. Вследствие этого страны, не составлявшие органической части империи, остались вне организации патриархатов, в ней учрежденных. Вот как образовались вне империи независимые епископства Армении, Персии и Эфиопии.

Правда, что существование областей Первой Армении (Севаста) и Второй Армении (Мелитена), в границах юрисдикции Понтского экзархата (Кесария), часто могло вести к смешению названий; ибо эти две области были смешаны с Великой Арменией и Малой Арменией. Это заблуждение ясно обнаруживается, когда сравнивают заметки патриархатов со списками гражданских областей.

Не было момента, когда бы епископство Кесарии, равно как Антиохийское и Константинопольское, простирало свою административную или судебную власть на Армению в строгом смысле этого слова; и все, что в этом отношении встречается в посланиях св. Василия Кесарийского, относится исключительно к епископствам Никополиса, Саталы и т. д., расположенным от Понтского экзархата.

Кроме того, история церковных сношений между большими епископствами в начале IV века и до Никейского Собора 325 г. при добросовестном изучении не содержит в себе никаких указаний на вмешательства одной епископии в дела другой, и это не должно удивлять, так как каждый церковный округ был строго ограничен округом политическим, послужившим для него образцом.

С другой стороны, из истории IV и V вв. не видно, чтобы произошла какая-либо перемена в отношениях епископств Армении и Кесарии. Это отсутствие свидетельств дает право заключить, что одна и та же система самоуправления не переставала господствовать в этой Церкви с ее основания.

Действительно, все, что могли бы здесь формулировать защитники противоположного мнения, сводится к чистейшим гипотезам. Эти защитники основываются на таком порядке вещей, который никоим образом не был в том веке, о котором идет речь, но который относится к последующим векам. Во время византийского господства в Армении и позже, под влиянием крестовых походов, смутные и различно толкуемые случайности могли изменить отношения разных епископий: но случайности эти не властны были оказать какое-либо ретроспективное воздействие или извратить события первых веков.

Итак, посвящение св. Григора архиепископом Кесарии должно быть приписано случайному обстоятельству, может быть, даже личному желанию св. Григора, который получил воспитание в Кесарии. Это посвящение ни в каком случае не могло бы служить аргументом, из которого можно было бы вывести систему иерархических сношений.

Архиепископ

Магакия Орманян, 1911 год

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 121 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо! Надо больше писать об истории нашей церкви, ведь Армения первой в мире приняла христианство в качестве государственной религии. Армяне должны этим гордиться!!!!!!!
  2. Добрый день уважаемая редакция газеты Ноев Ковчег. Я давный поклоник вашей газеты. Читаю газету обычно от корки до корки и нахожу в ней очень полезных вещей. Мне особенно понравилсь статья "История принятия Арменией христианства". Такие статьи очень нужны не только тем, кто живет за пределами Армении, но и в самой Армении, потому что к сожалению не все армяни знают свою история. Буду рад и в далее читать такие статьи в любиой газете.
  3. Уважаемый Артак Ваникович! Мне тоже кажется, что наши армяне не очень много знают о нашей церкви. Более того, мы первые стали христианским государством, но сами армяне далеко не верующий народ. Для нас церковь - дань уважения традициям. Глубоко верующих людей я в Армении не видел. Традиция - святое. Детей крестить, венчание провести, при этом себя показать, деньгами швыряться - это в нашей крови. А вот истинная вера... Тут нужна культура, нужна духовность. Нужно воспитание в школе и семье. Пока этого я не вижу. И в церквоь люди ходят чаще всего не для души, не для общения с Господом, а по праздникам, в том числе для венчания и крестин. У нашего народа огромные проблемы с нравственностью и духовностью. Уж слишком силен в нас дух наживы и материализма!!!! Церкви есть над чем задуматься. Она пока тоже ограничивается лишь ритуалами и глубоко не вникает в состояние армянского общества. Хотя я уверен и в другом: за нашу церковь каждый армянин готов бороться и защищать ее. Так мы устроены.
  4. ААЦ нуждается в серьезной РЕФОРМЕ. Мы не можем даже удержать наше богатейшее наследие. Некого посылать в Вену и Венецию к мхитаристам. В России стоят построенные на народные деньги армянские церкви БЕЗ СВЯЩЕННИКОВ. Куда это годится!!! А нынешний католикос очень слаб. Уровень не тот. И за дело берется плохо.
  5. Все правильно написали.
  6. ААЦ так закостенела! Если ничего не предпринимать, то мы потеряем богатейшее культурное наследие нашей церкви. Но такой вот у нас католикос...
  7. Наша церковь занимается только своими проблемами. На морально-нравственный климат в стране им плевать. И против воров у власти церковь не выступает.
  8. В статье довольно смутно говорится о девушках Рипсимэ и Гаянэ. О роли сестры царя в принятии христианства. К сожалению, очень часто в церкви армяне могут разговаривать во время службы. Такого у славян не видел. Уж если они стоят на службе, то стоят хотя бы молча. Это я говорю об Одесской пастве. Очень грустно от этих мыслей. Мы очень много говорим о геноциде, но совсем не замечаем, что вера у нас превратилась в своего рода уклад жизни, т.е. многое делается не осознанно, автоматически. Нет рвения в познании Господа нашего. Это намного хуже, чем геноцид. А ведь мы потомки тех, которые погибали, но не изменили Христу. Поражает понимание сущности христианства армянами тех веков. И это в те времена, когда Библию переписывали вручную и противостояли на протяжении веков то зороастризму, то исламу. Гордость за первую церковь надо просто сменить на истинную веру и любовь к Богу.
  9. Вы правы, сегодня всего этого нет. А ААЦ не предпринимает шагов, чтобы возродить нашу церквоь и нашу веру в былом ее величии. Ничего не делают! Все идет по инерции. А проблем - море-океан!
  10. Проблемы нашей церкви, нашей духовности так мало интересуют читателей НК?
  11. Это что, экзамен по истории религии? "Дайте свою характеристику..." Есть у Вас что сказать - говорите! А то самое отвратительное армянское выпирает: давай не умничай! Делитесь мнениями, госопода-товарищи! Если вы неравнодушны к армянской истории, религии, вообще ко всему армянскому...
  12. Мы очень вяло отметили 1700-летие христианства в Армении. Это было в 2001 году. А все изза трагедии 11 сентября. Миру уже было не до первого христианского государства на планете. И покойный Алексий 2-й повел себя некрасиво. Гарегин 1-й хотел примирить его с папой римским. Но Алексий напомнил, кто в доме хозяин. Никакого примирения не последовало! Алексий заставил сделать так, чтобы он первый посетил Армению. А Иоанн Павел 3-й сидел в Казахстане, ждал, когда ему дадут добро на посещение Армении. Позорная получилась история. Христианская Европа и Америка равнодушно отнеслись к такому грандиозному юбилею. А ААЦ не смогла пропиарить этот юбилей как полагается.
  13. Извините, конечно же, Иоанн Павел 2-й.
  14. Да, это позорная страница истории нашей церкви. А Гарегин 2-й на реформы не потянет. Уровень не тот. И философия у него другая. Ему и так все хорошо.
  15. Да, с таким католикосом мы далеко не уедем.
  16. ВЫСТУПЛЕНИЕ КАТОЛИКОСА ВСЕХ АРМЯН “Я, католикос Армянско Грегорьянской церкви, Вазген, обращаюсь к вам, дети мои. Я, как и вы, удручен создавшимся положением в Нагорном Карабахе и думаю, что путь который выбрали руководители "Освобождения", в корне не верен. Если вести такую открытую борьбу, то мы, поставим под удар всю нашу долголетнюю деятельность и все народы поймут, что земля - это "Национальность", этого делать нельзя. Потом это борьба погубит нашу идею о Великой Армении. Она повлечет за собой кровопролитие в Азербайджане в Дагестане, где на сегодняшний день 700 тысяч наших братьев, укрепившихся на берегах Каспия. Армянский совет церквей обращается к вам с призывом бороться с этим заявлением как и раньше. Не секрет, что наши земли не все принадлежат нам, но придет время и это не очень далеко, когда не будет необходимости доказывать этого, наши земли необходимо заселять, а не завоевывать. Дети мои. На протяжении многих веков наша церковь верой и правдой служила великому армянскому народу и вы, приводя в дело это решение, покорились божьему величию. Благодаря мудрому совету, мирный армянский народ стал быстро расширять свои владения, как на юге, так и на севере Великой Армении. За последние 40 лет армянами заняты земли наших предков. На всем побережье Черного моря расселены наши армяне, их там 64 %. Постоянно и постепенно освобождаются земли Краснодарского и Ставропольского районов, а некоторые полностью заселены нашим народом. Например: город Армавир (Северная Армения) 80 %. Так мы вернем себе северную Армению и еще увеличим наши земли, если поступать разумно, как например город Нахичевань, под Ростовом будет заселена армянами. Умело действуя и расселяя на своих отечественных землях, вы скоро увидите, как сильна наша нация. Беспокойству в этом деле нет причины. Нас сильно поддерживает русская церковь, а вообще наших верующих и сторонников в Москве очень много, большинство из них занимают ключевые должности. Я уверен, что 400 000 армян в Москве и Московской области, что то значит. Дети мои. Мирно, тихо подумайте, уговорите местных жителей. Освобождайте плодородные земли. Укрепляйте, способствуйте увеличению кадров нашей нации как только можно. Занимайте руководящие посты, на это нам дал Бог ум и помогайте потом своим вернуть Великой Армении ее величие”. Выступление католикоса всех армян 12 июня 1988 года еще раз доказывает то, что конфликт в Нагорном Карабахе - это хорошо спланированная, заранее подготовленная акция, которую провело коммунистическое руководство Армении... Лидеры "Карабахского движения" для создания Великой Армении под прикрытием самоопределения нации довели его до той крайности, за которой начинается насилие, сепаратизм. К великому несчастью после выступления Вазгена страсти накалились до предела. Десятки безвинно погибших, сотни раненых, тысячи бездомных, обезумевших от горя и страха за своих детей и близких. Моральное, психическое и физическое истребления азербайджанцев продолжались до 1992 года пока в Армении не осталось ни одной азербайджанской души. Армяне не могли сдержать своей скрытой ненависти к мусульманам. После выступления католикоса очевидным стала и неспособность Центра, а также азербайджанского правительства влиять на события в Хайастане в отношении азербайджанцев, курдов-мусульман, грузин, русских и русскоязычных граждан этой республики. Безнаказанность тех, кто именует себя отцом армянской интеллигенции, способствовала дальнейшему углублению конфликта. Так, член корреспондент АН Армении Рафаэль Казарян, выступая во время многотысячного митинга на Театральной площади Еревана, заявил без обиняков: “Впервые за десятилетия нам предоставлена уникальная возможность очистить Армению”. Вооруженные до зубов разбойные банды стали грабить и убивать не только лиц другой национальности, но и самих армян, в первую очередь из смешанных семей и тех, кто помогал азербайджанцам избежать насилия армянских банд. Ничто не проходит бесследно: идеологическая выдуманная история сыграла злую шутку с армянским народом с помощью дашнаков и применением вооруженных формирований против народов Кавказа, России. События в Нагорном Карабахе и в самой Армении приобрели необратимый характер. Главное было сделано - Армения очищена от турков, Карабах захвачен сепаратистами-националистами, которые извлекли из этой трагедии максимальную выгоду. 9 апреля 1991 года президент Л.Т. Петросян своим указом поменял на свой (хайский) лад все старинные тюрко-албанские названия городов, районов и сёл Армении полностью захваченными ими.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты