История принятия Арменией христианства
Дата полного обращения Армении в христианство или провозглашения последнего господствующей религией обыкновенно относится к 301 г., согласно наиболее точным хронологическим расследованиям. Новейшие авторы относят его даже к 285 г., но нет основания считать его более вероятным. Есть достаточное свидетельство, что Армения была первым государством в мире, где христианство было объявлено официальной религией, благодаря обращению царя, царской семьи, сатрапов, армии и народа.
Инициатором этого дивного обращения был святой Григор Партев, Григорий Парфянин, названный армянами Лусаворич, т.е. Просветитель – за то, что он просветил нацию светом Евангелия. Царь Тирдат, который разделял его апостольскую и просветительную деятельность, принадлежал к династии Аршакидов парфянского происхождения, к которой относился также отец св. Григора, и таким образом обращенного царя соединяли со святым родственные узы.
Дата полного обращения Армении в христианство или провозглашения последнего господствующей религией обыкновенно относится к 301 г., согласно наиболее точным хронологическим расследованиям. Новейшие авторы относят его даже к 285 г., но нет основания считать его более вероятным. Есть достаточное свидетельство, что Армения была первым государством в мире, где христианство было объявлено официальной религией, благодаря обращению царя, царской семьи, сатрапов, армии и народа.
Инициатором этого дивного обращения был святой Григор Партев, Григорий Парфянин, названный армянами Лусаворич, т.е. Просветитель – за то, что он просветил нацию светом Евангелия. Царь Тирдат, который разделял его апостольскую и просветительную деятельность, принадлежал к династии Аршакидов парфянского происхождения, к которой относился также отец св. Григора, и таким образом обращенного царя соединяли со святым родственные узы. Но еще более, чем общность крови, соединяла их могущественной связью вера. Незадолго перед тем в Персии произошел политический переворот, вслед за которым Аршакидов сменили Сасаниды. Однако армянская ветвь Аршакидов еще оставалась у власти. Надо было ее сломить, чтобы упрочить новую династию; но Сасаниды не были искусными воинами. Тогда некий Аршакид, князь Анак, вызвался убить Хосрова, царя Армении, своего близкого родственника. Совершив это убийство, он в свою очередь был убит армянскими сатрапами. Григор был сыном Анака, а Тирдат - Хосрова, и в 240 г., когда состоялись эти два убийства, оба были еще несовершеннолетними. Не входя в биографические подробности, скажем только, что Григор получил христианское воспитание в Кесарии Каппадокийской и что на долю Тирдата, воспитанного в религии своих предков, выпали превратности между римлянами и персами. В последний раз он вновь вступил на престол при поддержке императора Диоклетиана; во время празднеств, сопровождавших это избрание и организованных в Эризе в честь этого события, обнаружились вера и происхождение Григора, брошенного после жестоких пыток в казематы или колодец (Вирап) Арташата (Артаксата), где он оставался в заточении лет около 15. Он пережил это долгое испытание, и в этом обстоятельстве история видит яркое свидетельство вмешательства Провидения.
В это время в Вагаршапат, столицу Армении, прибыла толпа христианских дев под водительством святой игуменьи Гайянэ, спасаясь от гонений, обрушившихся на христиан в провинциях Римской империи. По общему верованию они явились из Рима через Палестину и Месопотамию; но можно с полным правом думать, что они скорее явились прямо из смежных провинций и, весьма вероятно, из Мицбина (Низибина), судя по деяниям святой мученицы Февронии. Выдающаяся красота одной из этих дев, святой Рипсимии, поразила царя, пожелавшего ею обладать. Но не говоря уже о сопротивлении, которое она оказала его покушениям, различные обстоятельства, как, напр., мученичество тридцати семи дев, припадки ликантропии, жертвой которых делался царь, бессилие лекарств, настояния сестры Хосровидухты, убеждавшей его молить о помощи Бога христиан, его исцеление, дарованное молитвами Григора, выпущенного наконец на свободу – вот ряд событий, последовавших одно за другим в продолжение последних месяцев 300 года и первых месяцев 301 г. и повлекших за собою обращение Тирдата, который, как ревностный неофит, поспешил объявить христианство государственной религией.
Григор, будучи простым мирянином, не имел в своем распоряжении ни миссионеров, ни многочисленного духовенства; а между тем на исходе 301 г. религиозная жизнь Армении совершенно преобразилась: идоло-служение почти исчезло, и христианство исповедовалось всеми. Трудно было бы подыскать объяснение для этого события, если бы не допускали, что ему уже предшествовало существование в стране христианства, как нами было замечено ранее.
Свидетельства этого удивительного обращения встречаются не только в рассказах современников и историков следующего века, но также среди существующих памятников, каковы церкви святой Рипсимии, святой Гайянэ и св. Марианы или Шогакаты, сооруженные в IV в. в окрестностях Эчмиадзина (древнего Вагаршапата), и гробницы замученных дев, равно как и относящиеся к этим событиям автентичные надписи.
Другое, не менее ценное свидетельство встречается также в истории Евсевия, говорящее о войне 311 г., которую император Максимиан Дажа объявил армянам за то, что они перед тем перешли в христианство.
Оказав столь блистательные услуги, св. Григор, естественно, был предназначен сделаться главою Армянской Церкви. Возведенный в это достоинство волею царя и нации, он был посвящен в епископы Леонтием, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в 302 г. Это событие подтверждено историками и национальным преданием. Но только это посвящение подало повод к распрям по отношению к его значению и отсюда – по отношению к сущности иерархических сношений между армянской епископией и кесарийской. По толкованию греков, армянский епископ был в подчинении кесарийского, и разлад, возникший между ними в V веке, следовало бы приписать схизме. По толкованию латинян, армянская епископия, которая при возникновении своем примыкала к кесарийской, впоследствии была возведена в автономную епископию лишь в силу привилегии, дарованной ей папою Сильвестром I. Не таково мнение армян, которые полагают, что армянская епископия была созданием апостольским и независима с самого момента своего зарождения. Достоверно, что она была только возобновлена св. Григором и освящение, полученное им в Кесарии, никоим образом не влекло за собою подчиненности или иерархической зависимости.
Те, которые пытаются сделать из Армении епископию, как подчиненную Кесарии, основываются на той гипотезе, что апостольская проповедь в Армении была якобы лишь временным эпизодом, который окончился вместе со смертью апостолов; что проповедь св. Григора велась лишь по приказу епископа Кесарии; и что, якобы, христианство утвердилось в Армении в первый раз лишь в четвертом веке. После сказанного нами мы не считаем нужным повторять доказательства официального существования христианства в Армении до св. Григора.
Что же касается мнимой привилегии, дарованной Сильвестром, она основана исключительно на одном апокрифе, составленном армянами во время крестовых походов. Этот апокриф имел целью защищать независимость армянской епископии, не задевая самолюбия папства, и в то же время - вызвать содействие крестоносцев для утверждения армянских владений в Киликии. Впрочем, все исторические данные - хронологические, критические и филологические - единогласно подтверждают лживость этого документа, в пользу которого теперь уже никто не высказывается. Изначальная независимость армянской епископии, которая непрестанно провозглашалась патриархами и писателями Армянской Церкви, засвидетельствована к тому же и другими обстоятельствами.
Известно, что система юрисдикции и обоюдной зависимости патриархов и митрополитов в Римской империи являлась слепком с гражданской организации префектов и проконсулов. Оба установления - гражданское и духовное - представляли точное подобие одно другому. Вследствие этого страны, не составлявшие органической части империи, остались вне организации патриархатов, в ней учрежденных. Вот как образовались вне империи независимые епископства Армении, Персии и Эфиопии.
Правда, что существование областей Первой Армении (Севаста) и Второй Армении (Мелитена), в границах юрисдикции Понтского экзархата (Кесария), часто могло вести к смешению названий; ибо эти две области были смешаны с Великой Арменией и Малой Арменией. Это заблуждение ясно обнаруживается, когда сравнивают заметки патриархатов со списками гражданских областей.
Не было момента, когда бы епископство Кесарии, равно как Антиохийское и Константинопольское, простирало свою административную или судебную власть на Армению в строгом смысле этого слова; и все, что в этом отношении встречается в посланиях св. Василия Кесарийского, относится исключительно к епископствам Никополиса, Саталы и т. д., расположенным от Понтского экзархата.
Кроме того, история церковных сношений между большими епископствами в начале IV века и до Никейского Собора 325 г. при добросовестном изучении не содержит в себе никаких указаний на вмешательства одной епископии в дела другой, и это не должно удивлять, так как каждый церковный округ был строго ограничен округом политическим, послужившим для него образцом.
С другой стороны, из истории IV и V вв. не видно, чтобы произошла какая-либо перемена в отношениях епископств Армении и Кесарии. Это отсутствие свидетельств дает право заключить, что одна и та же система самоуправления не переставала господствовать в этой Церкви с ее основания.
Действительно, все, что могли бы здесь формулировать защитники противоположного мнения, сводится к чистейшим гипотезам. Эти защитники основываются на таком порядке вещей, который никоим образом не был в том веке, о котором идет речь, но который относится к последующим векам. Во время византийского господства в Армении и позже, под влиянием крестовых походов, смутные и различно толкуемые случайности могли изменить отношения разных епископий: но случайности эти не властны были оказать какое-либо ретроспективное воздействие или извратить события первых веков.
Итак, посвящение св. Григора архиепископом Кесарии должно быть приписано случайному обстоятельству, может быть, даже личному желанию св. Григора, который получил воспитание в Кесарии. Это посвящение ни в каком случае не могло бы служить аргументом, из которого можно было бы вывести систему иерархических сношений.
Архиепископ
Магакия Орманян, 1911 год
Оставьте свои комментарии