Вопросы организации армянства
В информационном пространстве все чаще встречаются «реалистические» и даже пессимистические прогнозы развития текущего «кризиса», которые получаются из простого сопоставления «плохих» и «хороших» сценариев. Дать оценку этим футурологическим сценариям трудно: кризисные процессы меняют представления о системах ценностей. В состоянии нынешней неопределенности вопрос адекватной ориентации национальной элиты приобретает основное значение.
Либеральная идеология уступает свои доминирующие позиции, и сегодня в ведущих странах формируется своеобразное многополюсное пространство, состоящее из сопоставления универсальных (либеральных, социалистических) и национальных идеологических постулатов. Национальная составляющая несет в себе информацию о самостоятельной цивилизационной единице и фактически является фактором, определяющим конкурентоспособность данного общества.
Новые реалии повлияли на глобализацию. Сегодня этот процесс провоцируется не из одного, а из нескольких центров, обладающих необходимыми духовно-интеллектуальными и материальными ресурсами. Подобный процесс предполагает и конвергенцию (взаимовлияние), и конфронтацию. В результате повышается уровень глобального «беспорядка», или «хаоса», и параллельно подчеркивается необходимость «цивилизационного диалога».
Эти изменения неизбежно отражаются на армянских реалиях. Для противостояния вызовам нового типа нам необходимо не только сконцентрировать все имеющиеся у нас средства, но и создать новые качественные ресурсы. Среди них, по нашему мнению, особое место должны занять разработки различных стратегий и технологий.
Нашу конкурентоспособность в мире можно обеспечить только при сплочении ресурсов РА, НКР и армянства. Однако нужно иметь в виду, что значительная (если не основная) часть этих ресурсов принадлежит армянам, проживающим за границей, часть из которых исповедует другие религии и говорит на других языках. В зависимости от места проживания различается также геополитическая ориентация армян. Определенные сложности в коммуникации вызывает также различие между «восточноармянским» и «западноармянским» языками.
Сегодня основной конструктивной и консолидирующей идеей армянства является армянская цивилизационно-историческая общность. В связи с этим замечу, что попытка сужения представлений об армянстве исключительно как об однородной этнорелигиозной группе однозначно противоречит нашим национальным интересам.
Наряду с этим следует осознать, что армянская цивилизация не однородна и восприятие мира у ее отдельных частей нередко разнится. Т.е. наша цивилизация относится к так называемым «расчлененным цивилизациям», вероятность разрушения которых, как известно, высока.
Не следует, однако, забывать, что любая кризисная, «отрицательная» ситуация содержит также новые возможности. В частности, многообразие армянства может быть поставлено на службу нашим национальным интересам.
Например, в условиях нынешней цивилизационной конфронтации армяне за рубежом могут выполнять специфическую миссию и превратиться в «реализаторов» интересов армянства в других геополитических и культурных зонах. Однако очевидно, что осуществление подобной стратегии возможно только при наличии высокого уровня национальной организации.
Вопросам организации армянства сегодня уделяется больше внимания, чем прежде. В частности, часто можно встретить ту мысль, что самым эффективным средством национальной организации является формирование «сетецентричной системы».
Концепция технологии «сетецентричных войн» была разработана в конце 90-х годов прошлого века сотрудниками американской корпорации RAND Дж.Аквилом и Д.Ронфельтом. В качестве исходной точки было принято положение о том, что в информационном обществе могущество государства (социума) в первую очередь зависит от возможности быть осведомленным, получить информацию, способности реагировать на нее соответствующим образом.
НОРАВАНК
«Нораванк» был основан в 2001 г. с целью проведения стратегических исследований, а в настоящее время является одним из крупнейших учреждений РА, работающих по типу современного «мозгового центра». Сотрудничая с ведущими специалистами Армении и зарубежья, наши эксперты стремятся совместить в своей деятельности национальные духовные и интеллектуальные традиции и новейшие достижения социологической и политологической мысли.
Согласно представлениям авторов, понятие «сеть» предполагает отказ от присущего индустриальному обществу метода иерархического правления «центр–периферия» и формирование не имеющей четкой структуры, т.е. неструктуризованной, системы, подчиняемой логике саморазвития и нелинейных процессов. В подобной системе «центр» отсутствует, однако каждое из звеньев, входящих в систему, может взять на себя функции руководящего «центра».
Предложенная RAND концепция привлекла внимание военных стратегов (Д.Рамсфельд, П.Вулфовиц), и очень быстро практическим внедрением этого концепта начали заниматься многие «мозговые центры». В Пентагоне был основан Департамент по реорганизации вооруженных сил, который, исходя из принципов сетевых войн, проводит реформы американских ВС и делает новые разработки. Отдельного внимания заслуживает доктрина «основанных на эффектах действий», формулируемая как «группа действий, направленных на формирование модели поведения друзей, нейтральных сил и врагов в условиях мира, кризиса и войны».
Использование «сетецентричных технологий» организации и управления требует от армянства критической массы интеллектуальных и организационных ресурсов и духовно-психологической боевой подготовки. Очевидно, что для владения этими ресурсами и их адекватного применения необходима интеллектуальная элита, обладающая соответствующими способностями. Характерно, что известный британский политолог Арнольд Тойнби обусловливает жизнеспособность цивилизаций именно наличием этого «творческого меньшинства».
Гагик Арутюнян
Оставьте свои комментарии