Конституционный суд Армении принял судьбоносное решение
Конституционный суд Армении принял решение о том, что армяно-турецкие протоколы соответствуют Основному закону страны. По словам председателя Конституционного суда Гагика Арутюняна, решение входит в силу с момента его оглашения и не подлежит оспариванию.
Во время зачитывания решения суда из зала были слышны выкрики: «Предатели!», «Вы не армяне!» Авторами выкриков были в основном сторонники традиционной армянской партии АРФ - Дашнакцутюн, некоторые из которых полагают, что историческое прошлое партии дает им монополию на признание армянином того или иного человека, политического или общественного деятеля. Те же голоса в зале Конституционного суда молчали, когда этот же суд принимал решение по итогам президентских выборов 2003 и 2008 гг., а также парламентских выборов 2003 года. Оказывается, не были предателями и те, кто в 2004 году отказался провести референдум о доверии президенту Р. Кочаряну, и те, кто сфальсифицировал итоги конституционного референдума 2005 года, и те, кто устроил кровавую бойню в центре Еревана в первый день весны 2008 года.
Очевидно, что зигзаги и изменения политического курса таят в себе немало проблем для АРФ-Дашнакцутюн, но оставим эти проблемы партийным боссам и избирателям. Лучше вернемся к самому решению Конституционного суда.
Собственно, текст, предоставленный Конституционным судом, состоит из двух частей: аргументационной части документа и собственно решения.
В частности, 4-й пункт аргументационной части документа закрепляет, что в рамках обязательства открытия сторонами общей сухопутной границы «обязательства Армении соотносятся с ответственностью Армении в обеспечении нормальной, естественной работы пограничных контрольно-пропускных пунктов и готовности обеспечить решение организационно-правовых и структурных задач». Таким образом, согласно разъяснительной части решения Конституционного суда, та часть протоколов, в которой закреплено, что Армения и Турция взаимно признают существующие границы, относится только к организации работ пограничных КПП.
В пункте 4а аргументационной части документа отмечено, что «Взятые в рамках протоколов обязательства, согласно международному праву, имеют исключительно двустороннее межгосударственное содержание. Они не могут относиться и с помощью различных ссылок и объяснений приписываться к взаимоотношениям с какой-либо третьей стороной». Точнее, Конституционный суд имеет в виду, что протоколы не могут быть увязаны с проблемой Нагорного Карабаха.
Согласно 5-му пункту аргументационной части документа, принятого Конституционным судом, на практике и в международных отношениях армяно-турецкие протоколы не могут быть прокомментированы и применены таким образом, чтобы вступить в противоречие с положениями преамбулы Конституции Армении и 11-м пунктом Декларации независимости Республики Армения. Напомним, что в 11-м пункте Декларации независимости Армении сказано, что «Республика Армения выступает за международное признание геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении».
Иначе говоря, идея о создании исторической комиссии, которая записана в армяно-турецких протоколах, не может получить практического применения в том невероятном случае, если вдруг стороны придут к той мысли, что геноцида армян 1915 года в Османской Турции не было. В этом случае протоколы могут стать процессом, противоречащим Конституции Армении.
Однако главным в документе Конституционного суда является не аргументационная часть, а собственно решение, которое гласит, что армяно-турецкие протоколы не противоречат Основному закону Армении. Именно эта часть является центральной, и именно она будет предъявлена главным внешним игрокам: Брюсселю, Вашингтону и Москве.
Аргументационная часть, политически более всего адресована на «внутреннее потребление» и для многочисленной диаспоры. Суть аргументационной части сводится к тому, что официальный Ереван в своей политике попрежнему:
– несмотря на предполагаемую ратификацию протоколов, окончательно не закрывает вопрос существующей армяно-турецкой границы, т.е. не снимает территориальных претензий к Турции,
– не увязывает нормализацию армяно-турецких отношений в рамках подписанных в Цюрихе протоколов с проблемой урегулирования нагорно-карабахского конфликта,
– не отказывается от политики международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении.
По сути, Конституционный суд Армении включил, в завуалированной форме, в аргументационную часть все оговорки официального Еревана, касающиеся армяно-турецких протоколов. Это означает, что в Национальном Собрании протоколы будут ратифицированы без каких-либо оговорок. Во время принятия решения парламентское большинство деюре будет ориентироваться не на аргументационную часть, а только на решение Конституционного суда о том, что армяно-турецкие протоколы соответствуют Основному закону страны.
АРФ-Дашнакцутюн, голосуя против ратификации армяно-турецких протоколов, одновременно будет утверждать, что благодаря своей борьбе она добилась принятия вышеупомянутой аргументационной части и тем самым минимизировала опасность, исходившую для армянского народа от протоколов, подписанных в Цюрихе.
В действительности же аргументационная часть документа, на которую ссылается АРФ – Дашнакцутюн, скорее всего, подготовлена группой юристов-профессионалов, которые сотрудничают с Конституционным судом и не имеют никакого отношения к традиционной армянской партии.
Во всей этой истории куда более ответственным выглядит позиция парламентского большинства в лице Республиканской партии, партий «Оринац еркир»/ «Страна законности» и «Баргавач Айастан»/ «Процветающая Армения», которые, поддерживая президента, акцентируют внимание не на малозначащую в правовом плане аргументационную часть, а собственно на решение Конституционного суда о соответствии протоколов Основному закону страны.
Говоря об актуальной оппозиции в лице Армянского национального конгресса (АНК), можно сказать, что она в целом поддерживает процесс нормализации армяно-турецких отношений, но критикует положение протоколов, связанное с созданием исторической комиссии.
Во всех случаях можно констатировать, что все правовые споры по армяно-турецким протоколам завершены и Национальному Собранию осталось только ратифицировать их, т.е. процесс переходит в чисто политическую плоскость. Здесь все карты у парламентского большинства, и, на наш взгляд, только политическое землетрясение способно воспрепятствовать ратификации армяно-турецких протоколов в Национальном Собрании Армении.
Давид Петросян, «Ноян Тапан», Ереван
В том случае, если Конституционный суд Армении не изменит своего решения, процесс урегулирования армяно-турецких отношений может быть заморожен. Об этом заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в ходе визита в Саудовскую Аравию.
Оставьте свои комментарии