Приговорить к расстрелу
АРМЯНЕ В СТАЛИНСКИХ РАССТРЕЛЬНЫХ СПИСКАХ
В разгул политических репрессий в СССР в 1937–38 гг. у Сталина и его ближайшего окружения вошло в практику перед каждым заседанием Политбюро ЦК ВКП(б) в кремлевском кабинете вождя визировать «Список лиц, подлежащих суду Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР»: под 1-й категорией подразумевалась высшая мера наказания (ВМН), под 2-й – ссылка на 10 и более лет, под 3-й – от 5 до 8.
Отлаженный конвейер смерти работал безотказно: НКВД (Ежов) формировал списки, члены Политбюро визировали их, ВКВС (Ульрих) оформляла приговоры.
Так называемые сталинские расстрельные списки всплывали и позже – в 1940–42 гг. и даже в 1950-м. Ныне эти злосчастные списки хранятся в Архиве президента Российской Федерации (АП РФ). В них более 700 армянских фамилий.
Скорбный мартиролог армян продолжают:
Акопов Григорий Тигранович
03.05.38. Азербайджанская ССР . Кат.1
За – Сталин, Молотов
ЧЕКИСТ – КАНДИДАТ В ЧЛЕНЫ ВКП(б)
Акопов Давид Асланович
20.08.38. Москва–Центр, бывшие сотрудники НКВД. Кат.1
За – Сталин, Молотов
Список на 134 чел. представлен нач. 1
спецотдела НКВД СССР ст. майором ГБ
И.И. Шапиро
АП РФ, опись 24, дело 417, лист 248
На рассвете 7 января 1938 г. за ним пришли его же коллеги. 22 августа 1938 г. ВКВС СССР по обвинению в участии в антисоветской террористической организации он был приговорен к ВМН . Приговор приведен в исполнение в тот же день. Место захоронения – Московская область, полигон «Коммунарка». Реабилитирован 9 июля 1992 г. Главной военной прокуратурой РФ.
Обладатели знака ВЧК – ГПУ: 1937 г.
Знака «Почетный работник ВЧК – ГПУ (XV)» в 1937 г. были удостоены чекисты-армяне:
Абазов Ашот Григорьевич, лейтенант ГБ, начальник 6 отделения 4 отдела УГБ НКВД Грузинской ССР .
Абгаров Гурген Амбарцумович, лейтенант ГБ, начальник отделения 4 отдела УГБ НКВД Армянской ССР .
Арутюнов Самвел Давыдович, ст. лейтенант ГБ, начальник Октемберянского РО НКВД Армянской ССР .
Асланов Саак Степанович, лейтенант ГБ, начальник тюрьмы УГБ НКВД Армянской ССР .
Бабаян Хачатур Акопович, ст. лейтенант ГБ, зам. начальника Ленинаканского ГО НКВД Армянской ССР .
Вартанов Седрак Татевосович, ст. лейтенант ГБ, начальник Степанаванского РО НКВД Армянской ССР .
Галустян Константин Богданович, лейтенант ГБ, пом. начальника отделения 4 отдела УГБ НКВД Азербайджанской ССР .
Геозалов Гарегин Арутюнович, лейтенант ГБ, начальник Котайкского РО НКВД Армянской ССР .
Григорян Константин Григорьевич, лейтенант ГБ, начальник 8 отдела УГБ НКВД Армянской ССР .
Джамгаров Михаил Бахшиевич, лейтенант ГБ, начальник Агдамского РО НКВД Азербайджанской ССР .
Исраелян Арам Иванович, мл. лейтенант ГБ, пом. начальника отделения 4 отдела УГБ НКВД Армянской ССР .
Кобулов Амаяк Захарович, лейтенант ГБ, начальник отделения 4 отдела УГБ НКВД Грузинской ССР .
Маркарян Арам Никитович, лейтенант ГБ, начальник отделения 4 отдела УГБ НКВД Армянской ССР .
Матевосов Иван Иванович, ст. лейтенант ГБ, пом. начальника 7 отделения 4 отдела ГУГБ НКВД СССР .
Мнацаканян Акоп Семенович, лейтенант ГБ, пом. начальника 5 отдела УГБ НКВД Армянской ССР .
Тевосян Вартан Тевадросович, лейтенант ГБ, оперуполномоченный 5 отдела УГБ НКВД Азербайджанской ССР .
В 1937–38 гг. репрессиям подверглись и сотрудники органов НКВД. Только за период с сентября по декабрь 1938 г. попали в свою же молотилку 332 руководящих работника НКВД: 140 человек в центре и 192 на местах, в том числе 18 наркомов союзных и автономных республик. Большая их часть пошли под расстрел.
Естественно, что все осужденные лишились званий и наград, включая высшие ведомственные. 19 сентября 1938 г. приказом по НКВД СССР № 554 знака «Почетный работник ВЧК – ГПУ (XV)» лишен был и Акопов Давид Асланович. Тем же приказом было отменено награждение этим знаком чекистов-армян – Асланова С.С., Бабаяна Х.А., Галустяна К.Б., Маркаряна А.Н.
Все семь председателей ЦИК Советского Союза с секретарем ЦИК Авелем Енукидзе (стоит сзади), в 1935 г. Едва ли не всех этих политических деятелей ждал печальный конец. Слева направо: Файзулла Ходжаев (Узбекистан), Газинфар Махмуд оглы Мусабеков (ЗСФСР), Григорий Петровский (Украина), Михаил Калинин (председатель Президиума ЦИК), Александр Червяков (Белоруссия), Абдулло Рахимбаев (Таджикистан) и Недирбай Айтаков (Туркменистан). Ходжаева расстреляли в 1938 г., Мусабекова, тоже в 1938-м, арестовал и застрелил Берия. Червякова в 1937 г. обвинили в шпионаже, и он прямо в своем кабинете покончил с собой. Рахимбаева в сентябре 1937 г. задержали на параде, посвященном Дню молодежи, обвинив в том, что он якобы держит гарем, и расстреляли. Айтаков также стал в 1938 г. жертвой чисток. Петровский и Калинин своей смертью умерли после войны, но члены семей обоих прошли через лагеря. Енукидзе в 1935-м будет исключен из партии «за политическое и моральное разложение» и в 1937-м расстрелян.
По-разному сложились судьбы председателей ЦИК закавказских республик, входивших в состав ЗСФСР. Серго Мартикян (Армения) в 1937 г. подвергся аресту, получил свои 8 лет, но вскоре вышел на свободу, пережил Сталина на три года. Султан Эфендиев (Азербайджан) попал под расстрел в 1938 г. Филипп же Махарадзе (Грузия) в 1941-м – поразительно! – умер естественной смертью.
ПРИГОВОРЕННЫЙ К «ВЫШКЕ» ДВАЖДЫ
Акопов Иван Александрович
03.01.38. Грузинская ССР . Кат.1
Жданов за, Молотов, Каганович, Ворошилов
АП РФ, оп.24, д.414, л.156
03.01.38. Грузинская ССР . Кат.1
Жданов за, Молотов, Каганович, Ворошилов
АП РФ, оп.24, д.414, л.169
К своему удивлению, Ивана Александровича Акопова я обнаружил сразу в двух расстрельных списках от 3 января 1938 г., и оба эти списка были представлены нач. 8 отдела ГУГБ НКВД ст. майором ГБ В.Е.Цесарским. И в обоих – на 316 и на 300 чел. – шел он по 1-й категории. Накладка получилась.
В этот день, 3 января 1938 г., в отсутствие Вождя первым списки завизировал доверенное лицо Сталина, кандидат в члены Политбюро ЦК Андрей Александрович Жданов, а за ним – три влиятельных члена Политбюро. Сталин, лично визируя списки, это пагубное «За» ставил перед своей подписью, Жданов же, видимо, тушуясь, после. Да к тому же с прописной буквы. Остается добавить, что в этот приснопечальный день на подпись сталинской верхушке Ежовым были поданы аж 22 списка – на 2083 человека.
Мне удалось выяснить, что И.А. Акопов родился в 1904 г. в г. Сигнах Тифлисской губернии. До ареста (16.11.37) занимал должность руководителя треста «Грузпищестрой».
Имеются две версии: по одной, он был приговорен к ВМН , по другой – к 10 годам ссылки без права переписки. В его деле есть свидетельство о смерти, датированное 18 декабря 1944 г. Принимая во внимание, что ведомство Берия задним числом выдавало подобные свидетельства бессчетно, склоняюсь к мысли, что он расстрелян был 16 января 1938 г., в день вынесения приговора, или, как нередко случалось, на другой день.
Акопов Леван Георгиевич
15.09.37. Грузинская ССР . Кат.1
За – Сталин, Молотов
Акопов Николай Артемьевич
14.02.38. Грузинская ССР . Кат.1
За – Сталин, Молотов, Жданов
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ «АВИАТОП»
Акопов Николай Михайлович
20.08.37. Москва–Центр. Кат.1
За – Сталин, Молотов, Ворошилов, Косиор,
Каганович
Список на 98 чел. представлен В.Е.Цесарским
АП РФ, оп.24, д.410, л.226
Родился 21 сентября 1898 г. в г. Елизаветполь (Гянджа) Елизаветпольской губернии. Образование высшее, член ВКП (б). Наркомат тяжелой промышленности доверил ему руководить научно-исследовательской группой в тресте «Авиатоп», занимающейся разработкой новых марок высококачественных авиационных масел и топлива для нужд растущего военновоздушного флота страны.
«Авиатоп» был создан в системе Главнефти в мае 1933 г. Уже через год трест вобрал в себя восемь заводов, и все они размещены были на Кавказе.
Проживал по адресу: г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 132, кв. 49.
Арестован 23 июля 1937 г. Приговорен ВКВС СССР к ВМН 22 августа 1937 г. по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации.
Расстрелян 22 августа 1937 г. Прах захоронен на территории Донского монастыря г. Москвы. Реабилитирован 24 ноября 1956 г. ВКВС CССР .
Акопов Павел Михайлович
25.07.37. Азово-Черноморский
край. Кат.1
За – Сталин, Молотов
ВТОРОЙ СЕКРЕТАРЬ ЦК КП(б)А
Акопов Степан Егорович
19.04.38. Армянская ССР . Кат.1
За – Сталин, Молотов, Каганович, Жданов
Список на 69 чел. представлен
В.Е. Цесарским
АП РФ, оп.24, д.416, л.68
Родился в 1897 г. в г. Телави Тифлисской губернии. В 1921–1933 гг. работал в органах коммунистической партии и советской власти Грузинской ССР . С октября 1933 г. по октябрь 1935 г. он – второй секретарь ЦК КП Армении, член бюро ЦК, позже – первый секретарь Ереванского горкома партии. С сентября 1936 г. – вновь второй секретарь ЦК КП Армении. Делегат XVII съезда ВКП (б) (1934 г.) с правом решающего голоса. Проживал: г. Ереван, ул. Абовяна, дом 58. 23 сентября 1937 г. на вечернем заключительном заседании пленума ЦК КП (б) Армении, в работе которого принимали участие посланцы Сталина – А.И. Микоян, Г.М. Маленков и Л.П. Берия, было принято решение снять с поста первого секретаря ЦК А. Аматуни и второго секретаря ЦК С. Акопова, вывести из состава ЦК и исключить из партии, передав их в руки органов НКВД. Среди прочих выведен был из состава ЦК и исключен из партии и Николай Курсель – «за вредительство в строительстве».
Мало кто знает, что Николай Курсель в 1922 г. был приглашен в Армению на работу лично Александром Мясникяном и трудился так самоотверженно, что в 1931– 35 гг. он даже занимал пост заместителя председателя Совнаркома республики.
В передовице газеты «Хорурдаин Айастан» от 26 сентября 1937 г. утверждается: «Строительством каучукового комбината «Совпрен» руководили Н. Курсель и его ближайший друг С. Акопов, которые, прикрываясь «объективными» причинами, проводя свою вредительскую практику, поставили строительство «Совпрена» на грань срыва». Далее в передовой статье говорится, что, «пообещав нашему народу и лично вождю дать стране каучук не позднее 1937 года, они на самом деле оставили нам вконец разваленное предприятие, а это явное вредительство и бесконечные проволочки».
Пройдет всего два дня, и уже на страницах «Правды» появится разгромная статья ее собкора по Армении Михаила Котлярова – «Дела врагов армянского народа». В этом пасквиле есть и такие строки: «Аматуни приблизил к себе дашнакского агента Акопова, выдвинул его на пост второго секретаря ЦК КП(б) Армении. За свою гнусную подрывную работу Акопов получал из-за границы щедрые подарки – их привозил ему известный шпион-дашнак Шавердов».
К тому времени так называемый «шпион-дашнак» Шавердов Даниел (Дануш) Александрович (один из создателей Союза армянских социал-демократов в 1902 г., выпускник юрфака Петербургского университета, член Кавказского краевого комитета РСДРП (б) с октября 1917 г., в 1922–23 гг. – нарком юстиции и зам. предсовнаркома Армянской ССР , в 1921 и 1924–28 гг. – торгпред Армении и ЗСФСР в Турции, с 1929 г. – ответработник Наркомвнешторга СССР ) был арестован (23.02.37), предан суду и приговорен к 10 годам лишения свободы. Реабилитировали его 25 сентября 1954 г.
Что до Степана Акопова, то его «удостоили» ВМН 20 июля 1938 г. и немедля привели приговор в исполнение. Казнен был вместе с ним и Николай Павлович Курсель. Оба оказались в одном «Списке…» – Акопов под номером 3, Курсель под номером 37.
Акопов Яков Галустович
22.11.37. Грузинская ССР . Кат.1
За – Сталин, Молотов, Жданов
* * *
В декабрьском номере «Ноева Ковчега» за 2009 г. была размещена более чем краткая биография первого чекиста Армении Айвазова Николая Емельяновича (род. в 1889 г. в г. Сигнах Тифлисской губернии).
Вы удивитесь, но мне, как ни странно, повезло выйти на след Валентина Николаевича Айвазова – сына нашего первого чекиста. И этим обязан я супругам Перкон из Пятигорска – Ольге Ивановне и Геннадию Юрьевичу. Любезная чета выслала мне вырезку из газеты «Кавказская здравница» за 2004 год. Привожу выдержку из очерка «Легенда нашего курорта»:
«Имя профессора Валентина Николаевича Айвазова, без преувеличения, стало легендой на Кавказских Минеральных Водах. Врач-невролог высшей категории, ведущий научный сотрудник неврологического отделения Государственного научно-исследовательского института курортологии (ГНИИК), доктор медицинских наук, профессор, президент ассоциации неврологов на КМВ…
На свет Валентин Николаевич появился в январе 1929 года в Тбилиси. Он был младшим в семье, старше него были братья Спартак (родился в 1923 г., погиб в 1945-м в Кенигсберге) и Марат (родился в 1925 г., умер в 1990-м). В трагическом 37-м родители были репрессированы. Отец, Николай Емельянович, погиб в 1938 году в тбилисской тюрьме. Мать, Нина Львовна, была сослана в Казахстан. К счастью для мальчика, его, сына «врагов народа», не побоялись взять к себе жившие в Баку родственники, где он в 1946 году окончил школу с золотой медалью.
Его работа в области медицины началась с должности дежурного фельдшера. После окончания Ереванского медицинского института Валентин Николаевич три года трудился в отдаленных горных селах Армении. С 1959 года живет и работает в Кавминводах… С этого времени судьба Валентина Айвазова неразрывно связана с развитием пятигорского курорта. Пошли по стопам отца и дети: старшая дочь Нина окончила два вуза и работает педагогом-дефектологом. Средняя – Надежда – стала ветеринарным врачом, ныне живет в Канаде. Младший сын, Николай, окончил Ставропольский медицинский институт, врач-физиотерапевт…
Заведующая неврологическим отделением ГНИИК Любовь Анатольевна Череващенко выразилась более чем точно: «Валентин Николаевич является создателем школы современной курортной неврологии в нашей стране. Мы поражаемся его богатому интеллекту, мудрости и энергии».
Та же чета Перкон дала мне прямой телефон Валентина Николаевича в Пятигорске. В результате я выяснил вот что.
СУДЬБА ЧЛЕНА РСДРП с 1904 г.
Отец Николая Айвазова, Мелик, он же Емельян, был торговцем среднего достатка. Владел чудесным садом в два яруса, который славился на всю округу коллекцией редких сортов роз. Из погреба его дома аппетитно тянуло ароматом маринованного чеснока, такого вкусного, что есть его можно было даже с кожуркой. Весь погреб был заставлен длинными рядами больших кувшинов и карасов с этим кавказским «лакомством».
Вот из какого дома вышел в большой мир Николай Айвазов, старший из пяти братьев. Отец отдал его в городское училище Сигнаха. Когда Коленьке исполнилось 15, он почему-то примкнул к бородатым дядям из РСДРП , с их помощью создав в своем учебном заведении социал-демократический кружок. В 1906 г. в Сигнахе впервые прошла первомайская демонстрация, и колонну учащихся возглавил он. Окончив училище, пошел работать наборщиком в местную типографию и, конечно же, умудрялся там печатать большевистские прокламации и листовки. По настоянию отца махнул в Тифлис – на курсы бухгалтеров. Неугомонный Николай и там, в библиотеке при курсах, разводит пропаганду и создает партячейку. По возвращении в Сигнах, в ту же типографию, принимается еще и выбивать из имущих слоев общества деньги на нужды РСДРП . Естественно, вскоре он попадает в поле зрения царской охранки. Ему удается улизнуть в Тифлис, где он устраивается сперва в типографию «Прогресс», а затем в другую – «Культура».
В 1909–1912 гг. сближается с одним из соратников Ленина – Стасовым и по заданию партии вновь принимается за тиражирование листовок и прокламаций. Распространяет газету «Правда» и активно ведет сбор средств в фонд ее поддержки. В 1913 г. едет в Баку и в одной из типографий занимается набором журнала «Наш родник». Ввязывается в рабочие забастовки на нефтепромыслах Баку, организует в Сураханах кооператив «Самопомощь».
На мой вопрос Валентину Николаевичу, откуда ему известны такие подробности, он ответил: «А я почерпнул это из книги «Деятели революционного движения в Грузии», изданной в 1961 году в Тбилиси».
И вот что еще сообщил мой любезный собеседник:
«В 1916-м отец познакомился со Степаном Шаумяном, тесно общался с бакинскими большевиками и членами Бакинского Совета рабоче-солдатских депутатов. Его заметили и выдвинули в заместители председателя Баилов-Бибиэйбатского райкома партии.
В марте 1918-го, после победы Бакинской Коммуны, он мчится в Астрахань и громит там контрреволюционные банды. Оттуда в сентябре перебирается в Саратов, где ему предлагают место зампреда губернского суда. Но ненадолго: на сей раз едет биться с белогвардейцами на Украине. С чувством исполненного долга возвращается в Саратов и – прямиком… в Особый отдел IV Красной Армии. Отца 1920 год застает на посту начальника отдела ЧК Советского Азербайджана. В качестве уполномоченного Особого отдела теперь уже XI Красной Армии он оказывается в Зангезуре, где сталкивается с боевыми отрядами Гарегина Нжде.
С приходом советской власти в Армению он становится первым председателем ЧК. Но уже в начале февраля 1921 года его со спецзаданием забрасывают в меньшевистскую Грузию, где он, по ее советизации, назначается зампредом ЧК республики… Опять пошла партийная работа, потом ходил он в зампредах «Центросоюза», в управляющих «Металлосбыта». Арестовали отца, когда он занимал должность директора треста «Метиз» в Тбилиси».
Растроганный откровенностью Валентина Николаевича, я осмелился справиться и о судьбе его мамы. Вызнал, что была она дочерью Аслана Белуджева, хозяина рыбных промыслов в Закаспии – в туркестанских Чикишлярах. «Мою сероглазую красавицу-маму забрали, как и отца, ночью, но чуть позже», – сказал он, тяжело вздохнув.
Из «Книги памяти «Узницы АЛЖИРа»:
«Айвазова Нина Львовна Родилась в 1896 г., г. Баку; армянка. Приговорена 24 июня 1938 г. ОСО при НКВД СССР как ЧСИР к 8 годам ИТЛ. Прибыла в Карлаг 24.08.1938 из Тбилиси. В АЛЖИРе находилась с 24.09.1938 до 12.12.1945. Освобождена 12.12.1945».
Остается лишь напомнить, что АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины) входил в систему Карлага (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Именно здесь в начале 1938 г. на базе 26-го трудпоселка было открыто Акмолинское женское отделение, один из трех островов солженицынского «Архипелага ГУЛАГ», куда власть сводила тех, кто получил свои сроки заключения как ЧСИР (член семьи изменника родины). Два других лагеря для лиц этой категории находились в Мордовии и Томске.
Нина Львовна ушла из жизни в возрасте 90 лет, в грузинском городе Рустави, на руках у среднего сына – Марата.
На днях я получил бандероль из Пятигорска, а в ней была монография В.Н. Айвазова – «Вклад национальных диаспор (на примере армянской) в становление курортов Кавказских Минеральных Вод». Из нее я выудил изюминку:
в 1918–1919 годах, когда Николай Емельянович Айвазов служил в Саратовской губернии, работа свела его с Николаем Прокофьевичем Власенко, начальником милиции Вольска, одного из уездных городов. Воистину неисповедимы пути Господни. На перекрестках судеб их деда и отца Рита – внучка Власенко стала женой Валентина Николаевича...
Гамлет Мирзоян
Оставьте свои комментарии