№ 02 (149) Февраль 2010 года.

Бакинские короли театра, эстрады, цирка

Просмотров: 12293

Мало кто из поклонников популярной российской эстрадной певицы Ирины Аллегровой знает, что ее необычная фамилия – псевдоним. Вернее, это псевдоним ее отца – известного артиста театра музыкальной комедии Александра Григорьевича Аллегрова, которого по праву называли королем оперетты. Его настоящая фамилия Саркисов, но, как и многие театральные актеры, он придумал себе звучный, красивый псевдоним, который так отвечал его актерскому, да и человеческому характеру. Ведь «аллегро» в переводе означает «живой, веселый». Именно таким Александр Григорьевич был и на сцене, и в жизни.

Мало кто из поклонников популярной российской эстрадной певицы Ирины Аллегровой знает, что ее необычная фамилия – псевдоним. Вернее, это псевдоним ее отца – известного артиста театра музыкальной комедии Александра Григорьевича Аллегрова, которого по праву называли королем оперетты. Его настоящая фамилия Саркисов, но, как и многие театральные актеры, он придумал себе звучный, красивый псевдоним, который так отвечал его актерскому, да и человеческому характеру. Ведь «аллегро» в переводе означает «живой, веселый». Именно таким Александр Григорьевич был и на сцене, и в жизни. Он увлекся опереттой еще в юности, в довоенные годы, и стал, по существу, одним из создателей Бакинского театра оперетты, на сцене которого вместе с ним играли прекрасные актеры, в том числе Кеворкова и Шамкорян. А за роялем многие годы неизменно занимала свое место концертмейстера Седа Гянджецян. Аллегров был поистине любимцем бакинской публики, единственным актером, которого зрители встречали шквалом аплодисментов еще задолго до его появления на сцене, едва услышав за кулисами знакомый аллегровский голос. Из Баку он уехал после войны, когда в городе почему-то закрыли оперетту. Но в середине 50-х ее открыли вновь, и Аллегров, живший в Ростове, вернулся в родной город вместе с женой – тоже актрисой оперетты Серафимой Сосновской. 16 лет он блистал на бакинской сцене, став кумиром нового поколения любителей оперетты во многих городах страны, где его знали и почитали как одного из лучших отечественных представителей жанра музыкальной комедии. Ну, а в 1976 году заслуженный артист России и Азербайджана Александр Аллегров во второй раз и уже навсегда расстался с Баку, переехав вместе с женой и дочкой Ириной в Москву и став артистом Москонцерта. Александра Григорьевича уже нет в живых, но придуманная им фамилия постоянно украшает афиши. И «виновата» в этом его дочь.

Ирина, хоть и не пошла по стопам родителей – к оперетте ее не тянуло, но все же, как и они, связала свою жизнь со сценой. Она – заслуженная артистка России, одна из самых известных в стране эстрадных певиц.

В театральном мире Баку было немало известных актеров-армян. Достаточно хотя бы назвать народного артиста Азербайджана, актера Русского драматического театра Константина Адамова, который в течение многих лет был главным действующим лицом этой хорошо известной в стране бакинской труппы.

Я жил в Баку неподалеку от театров, был их завсегдатаем и часто посещал спектакли с участием Аллегрова и Адамова, получая огромное удовольствие от их игры. Но еще ближе этих двух театров к моему дому располагалось здание Бакинского окружного Дома офицеров (БОДО), в котором я занимался шахматами и музыкой. Музыкальная школа Дома офицеров, которой руководил профессор Шароев, славилась на весь город, многие ее выпускники становились потом студентами Московской и Ленинградской консерваторий. Я занимался у замечательного педагога – Аси Львовны Юзбашевой, многие ученики которой стали впоследствии известными музыкантами. Но, наверное, самой известной ученицей Аси Львовны была ее дочь – Наташа. Окончив Московскую консерваторию, она осталась в столице, была участницей многих престижных конкурсов, в частности, первого конкурса имени Чайковского в 1958 году. Проходя по своей улице, я еще в школьные годы часто слышал, как из расположенного по соседству дома раздаются звуки саксофона. Я, как и многие мои сверстники, останавливался и, словно завороженный, слушал популярные джазовые мелодии. В этом доме под номером 10 по улице Самеда Вургуна жил знаменитый бакинский саксофонист, легенда советского джаза, истинный король саксофона Владимир Сермакашев. Его музыкальные способности проявились очень рано. Уже в 3 года он играл на фортепиано, а в 5 лет сочинял композиции. Сермакашев был настоящим исполнителем-виртуозом. Звучание его саксофона было совершенно необычным, производило неотразимое впечатление на слушателей. Попасть на концерт с участием Сермакашева было крайне сложно, и те, кому это удавалось, могли считать себя счастливчиками. Счастливчиком мог считать себя и я, несколько раз побывав на концерте своего соседа, да еще и не один, а со знакомой девушкой.

Сермакашев в начале 60-х годов уехал из Баку. Короткое время он играл в оркестре Жака Дуваляна, а потом перебрался в Москву. Здесь, играя в популярном в ту пору в столице кафе «Молодежное» вместе с известными джазменами Алексеем Козловым и Николаем Громиным, он подтвердил славу лучшего саксофониста страны, становясь лауреатом фестивалей в Москве, Таллине, Праге. Его джазовые композиции «Вальс для Наташи», «Зимний вальс», «Танцуй со мной» исполняли не только советские, но и зарубежные оркестры. Джазмену такого масштаба было трудно оставаться в СССР, и он в 70-х годах уезжает на родину джаза – в Америку. И здесь он завоевал признание, выступая в различных ансамблях, в том числе с музыкантами легендарного Каунта Бесси. Сермакашева, который стал за океаном известен под псевдонимом Влад Вест, и в мекке джаза – в США называли блестящим солистом, виртуозом саксофона. Помимо Сермакашева в Баку было и много других прекрасных музыкантов-армян. Лучшими аккордеонистами города по праву считались Михаил Макаров (как и Сермакашев, и другой бакинский саксофонист Левон Аланакян, игравший одно время в оркестре Жака Дуваляна) и Эдуард Газаров. Великолепным мастером игры на ударных инструментах был Аркадий Дадашьян. Этот список можно продолжить, но сейчас я хочу вспомнить замечательного композитора Андрея Аванесовича Бабаева – автора опер, эстрадной музыки, музыки к кинофильмам, драматическим спектаклям. Вся жизнь его и творчество были связаны с Баку, но почетных званий в родном городе он, к сожалению, так и не получил. Впрочем, звания ему были и не нужны. Его музыку знала и любила вся страна, и это было лучшей наградой для талантливого композитора. Прошло более полувека с той поры, как на экраны Советского Союза вышли фильмы с написанной им музыкой – «Огонек в горах», «Судьба поэта», «Хитрость старого Ашира», «Я встретил девушку», но песни из этих кинолент живут и сейчас.

В конце 50-х годов на сцене Бакинского Дома культуры имени Шаумяна во время ничем вроде бы не примечательного концерта произошло знаменательное событие. Худощавый симпатичный юноша, немного смущаясь и нервничая, прочитал злободневный фельетон В. Медведева «Человека забыли». Это было первое публичное выступление Евгения Вагановича Петросяна – ныне народного артиста России, признанного мэтра отечественной сатиры и пародии. Он уехал из Баку очень рано, сразу после окончания школы, и поступил в Москве во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Уже во время учебы педагоги прочили ему блестящую актерскую карьеру и не ошиблись. Залы, где проходят его концерты, не могут вместить всех желающих послушать этого мастера сатиры, от души посмеяться вместе с ним и его женой – актрисой Еленой Степаненко. Одной из самых примечательных фигур театра Петросяна давно уже стал земляк Евгения Вагановича, еще один бакинец – заслуженный артист России Карен Аванесян. Выпускник Бакинского института искусств, он стал москвичом более 20 лет назад и сразу же обратил на себя внимание не только необычной внешностью, но и незаурядным талантом юмориста. Московский зритель давно уже полюбил Карена Аванесяна и с удовольствием ходит посмотреть на его миниатюры.

Об известных актерах-бакинцах армянского происхождения можно писать очень много. Я же хотел бы в конце своего рассказа упомянуть о знаменитой цирковой династии укротителей – Багдасаровых. Народный артист России Михаил Ашотович Багдасаров стал известным дрессировщиком еще в Баку, в местном цирке, куда пришел работать подростком. Прошли многие годы, прежде чем к нему пришла слава одного из лучших в стране укротителей, постановщика необычных спектаклей с участием хищных зверей, самый известный из которых – «Давид Сасунский» по мотивам древнего армянского эпоса. Сейчас Михаил Ашотович, давно уже ставший москвичом, – признанный ас циркового искусства, непререкаемый авторитет дрессинга. По стопам отца пошли и его дети – заслуженные артисты России Карина и Артур Багдасаровы. Их аттракцион «Тигры-шоу» в московском цирке на Цветном бульваре (с ним они гастролируют и по всей России, а также в странах СНГ) неизменно собирает огромную аудиторию, не перестающую восхищаться мастерством и мужеством отважных представителей знаменитой цирковой династии.

…Мне везло в жизни на добрых людей, чутких, внимательных учителей. Я всегда буду помнить и Асю Львовну Юзбашеву, и моих шахматных тренеров Владимира Андреевича Макогонова и Владимира Константиновича Багирова. Когда я учился в Азербайджанском политехническом институте, одним из моих педагогов был Завен Галустович Акопов (а его брат – Шаген Галустович – занимал пост проректора этого же вуза) – человек, умевший удивительно быстро находить контакт со студентами, хорошо понимать их. Более 40 лет спустя случай свел меня в Москве с Александром Завеновичем Акоповым – сыном моего учителя. Общение с этим замечательным человеком, унаследовавшим от отца доброту и чуткость, доставляет мне большую радость. Александр Завенович хоть и окончил Московский инженерно-строительный институт, но получил всероссийскую и международную известность совсем на другом поприще. В конце 90-х годов он был руководителем телеканала «Россия» (РТР), заместителем председателя ВГТРК. Возглавляя РТР, Акопов разработал и реализовал более 100 проектов, в том числе популярные программы «Жди меня», «Вокруг света», «Телепузики», сериалы «Простые истины», «Московские окна», «Марш Турецкого», «Кобра», «Бригада» и многие другие. В 2002 году создал и возглавил кинокомпанию «АМЕДИА», фильмы которой стали самыми рейтинговыми на отечественном ТВ. Продюсерские работы Акопова удостоены многочисленных наград Академии Российского телевидения, членом которой он является, призов Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, других известных кинофорумов. Когда-то заядлый игрок в КВН, участник программы «Веселые ребята» Центрального телевидения, Александр Акопов остался таким же веселым, остроумным и находчивым, каким был в годы далекой юности.

Перед читателем прошла целая галерея портретов моих знаменитых земляков - армян, игравших значительную роль в культурной жизни Баку. Большинство из них и по сей день работают на благо российской культуры. Успехов им, королям эстрады, сатиры, цирка, звездам театра и кино!

Валерий Асриян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 201 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Слов нет, Баку хороший был город, много там было талантливых людей. Сейчас там чушка на чушке.
  2. Это точно, одни чушки в Баку остались. Хотя город стал краше. Но основу городу заложили не эти зеленщики, а армяне, русские и евреи. Чушки и их потомки только пожинают плоды. Халявщики!
  3. Какие знакомые имена, мои родители часто с гордостью рассказывали о знаменитых земляках.
  4. Молодец Валерий Асриян! НЕ забывает свои корни и с теплотой пишет о бакинских армянах.
  5. О, Боже! Опять этот чушка азерский тут ругается. Сколько злобы у этого типа! Учили его в Баку НЕТИТУЛЬНЫЕ нации, учили, да толку мало.
  6. Бакинские армяне - супер! Остроумные, весеоые, беззаботные. Есть среди них шуртвацы, но есть и настоящие патриоты.
  7. Держите уровень, люди! Что за разговор - "ты чушка...нет, ты чушка". Баку - город с традициями, некогда промышленный центр Закавказья, и глупо отрицать то обстоятельство, что культура города развивалась именно благодаря его интернацональности. Не живи там евреи, армяне, русские, не будь империя заинтересована в добыче нефти, картина была бы совершенно иной.
  8. Так и есть! Только сегодняшние обитатели Баку - азеры и они все заслуги приписывают себе. Я тоже родом из Баку. И именно армяне с русскими и евреями строили этот город. А азеры сейчас переписывают историю и все заслуги присваивают себе. Эту серию статей об армянах Баку надо продолжать, назло азикам!
  9. Спасибо, Валерий! Шат шноракалутюн!
  10. Валерий Асриян скромно, без пафосности, но очень квалифицированно и с душой делает свое дело. Спасибо!
  11. Вот-вот! Вся беда бакинских армян в том, что они и "по сей день работают на благо российской культуры". А надо бы - на благо армянской культуры...
  12. Но ведь они граждане России, там живут... К чему такой упрек? Во время гастролей многие из вышеперечисленных артистов всегда напоминают о своем армянстве. А Карен Аванесян, например, посещает армянские церкви. Михаил Багдасаров выступал в армянских общинах с мини-концертом. Аллегрова охотно вела в Лос-Анджелесе "армянский Грэмми"... Если они не забывают о своих корнях - честь им и хвала. Не надо с них так сторго спрашивать. Они и в Баку мало "развивали" армянскую культуру. А сейчас тем паче.
  13. Бакинские армяне наши братья. Из их среды вышло много знаменитостей. Дай Бог, чтобы они всегда оставались Армянами! Успехов и счастья всем бакинским армянам!
  14. Большая часть российских армян, деятелей культуры, готова работать и на армянскую культуру, только местные армяне не всегда проявляют к ним интерес. Местным удобнее играть в свои игры, а тех считают "шуртвац", иногда завидуют, а кроме того важен и экономический фактор. Кто будет платить? Самим не хватает, чтобы еще и делиться с соотечественниками, которым и без того неплохо живется. Я говорю не о персонажах этой статьи. Есть люди менее известные, но не менее профессиональные в своей области. И не только эстрадники, и не только из Баку. Мы как-то привыкли судить по телевизору: раз мелькает в ящике, значит лучший. Ничего подобного. Один прикладывает массу усилий, чтобы попасть в ящик, а другой делает свое дело и времени на особо теплые отношения с телевизионным начальством у него нет. Подчас и желания тоже. Поверьте, говорю о том, что знаю. Вообще, ориентация на ящик - это удел обывателя, сидящего в кресле в домашних тапочках, тупо уставившегося в экран и иной информацией не интересующегося. Ему легче ориентироваться на преподнесенную на блюдечке оценочную шкалу, чем иметь свою собственную. Спасибо, конечно, автору за то, что кое-кому кое-что напоминает (я понимаю, это важно), но лично мне это средстаичстическое искусство, поданное с экрана, ни уму, ни сердцу.
  15. вот именно интернациональный Баку.А вы можете себе представить себе такой же Ереван?!Нет!Никогда!Потому что в Азербайджане никогда не было той националистической истерии что в Армении,что привело к тому что такой моноэтической СТРАНЫ как Армения,которую можно встретить только что в африканском континенте.И вы еще ставите нам в упрек что перечисленные здесь звезды выросли именно в Баку,сделали карьеру,уехали в центр,а мы здесь остались? А вы можете перечислить знаменитых неармян,начинавших карьеру в Ереване?фИГ!Да вы разве допустили бы такое?Вы забыли написать что многие бакинские армяне мечтают вновь побывают в Баку!Как выразился Роман Бабаян:лучший город на Земле.
  16. Как вы достали своим азерпропом! Может угомонитесь?Ты, еще имеешь наглость, называть наc африканцами после кровавых погромов армян, по всей стране? Не тебе азер, рот открывать и болтать про культуру!
  17. Костя, давай корректней и споконей! Они же пишут спокойно... Армяне мечтают вернуться в город своего детства, которого больше нет и не будет. Да, в Баку многие армяне состоялись как личности. Но дальше было - СТОП! Ты не титульной нации, и даже не русский с евреем, а исторически нелюбимый армянин. И все эти знаменитости и незнаменитости стали из Баку уезжать. Особенно с приходом к власти Гейдара Алиева, который ставил на все руководящие места только азербайджанцев. А армянам разве не обидно было, скажите? В вечных замах они ходили! В Баку были нечестные правила игры!!! Районские чушки имели огромную фору, не жизнь, а курорт! И еще я бы не стал сравнивать Баку и Ереван, мол, армяне вредные, туда никто не едет жить, а азербайджанцы - само гостеприимство. Нет, конечно! Там была нефть, там была работа. Вот туда и ехали. Причем приезжали не в Азербайджан, а в Российскую империи, потом - в СССР. А это большая разница.
  18. да ты наверно адвокат лихой!Умеешь концы увести и спрятать.так все таки ответь:почему Армения не смогла дать знаменитых и состявших личностей НЕАРМЯН?И еще,может в Ереване были руководители предприятий азеры,курды или грузины?Да какой там зам,даже низкие звенья возглавляли представители титульного "древнейшего" народа.А насчет сравнения с Африкой так это по моноэтичности.А что касается погромов,то я лично сам видел азербайджанских беженцев из Армении в ЯНВАРЕ 1988 года в Баку,в Баладжары,отправленных... ТОВАРНЫМИ вагонами.Это насчет культуры.С нами пошли посмотреть это "шоу" и мои соседи Самвел,Гарик и Эмиль.Они обалдели.Женщины,дети ,старики,старухи,женщины со грудными детьми,разутые,и это в январе, плакали,кричали,что им на сборы дали всего час в Армении.Проклинали Горбачева и гугарских(или кафанских,не помню) ментов.Видели бы в этот момент своих сородичей-бакинцев.Они только и говорили что это могли сделать только нелюди!А Самвел до сих пор помню сказал:Это беда,надо чтоб из Баку поехала делегация армян в Ереван и спросить тамошних руководителей:что же вы делаете,сукины дети?!Так и сказал.Так что это в отчасти и ихняя вина.Неужели из 200-тыс.диаспоры Баку не могли послать в Ереван или в Степанакерт человек 10-15 делегацию,что пркратить это все или заткнуть рот Капитукияну(прости боже)и Балаяну?На что надеялись?Или может они принимали их за чушек?А так в БАКУ до сих пор много русских(250-тыс),украинцев,грузинов.Приехали много арабов,англичан,французов и т.д.Бывший посол США уволился чтобы жит и работать в Баку.Так что НЕ НАДО.Сами посеяли,сами и ...Баку и сейчас интернационален.Как мне сказали бакинские армяне-цеховики:такие деньги как в Баку мы нигде не заработали!
  19. Ладно, сосед, не кипятись. Верно пишешь про своих. У вас своя боль, у нас боль Сумгаита и Баку... А про то, что Баку сегодня остается "интернациональным" - не смеши народ! Европейцы там - на работе, бизнес у людей такой. Арабы, турки, пакистанцы, китайцы - тоже на работе. Все это пришлын для Баку люди, чужие. Русских осталось не 250 тысяч, а около 60 тысяч. Практически все евреи выехали. Преимущественно бабушки-дедушки, которые доживают свой век... А твои ублюдки разрушили Армянское кладбище на Монтино. Эо как можно на костях людей строить дорогу, вай мама-джан!!!! Зачем, сосед, ты этих нелюдей защищаешь? Старого доброго Баку больше нет и не будет. Останутся только добрые или недобрые воспоминания о нем. АМИНЬ!
  20. Да здравствуют армяне Баку! А чушки навсегда останутся чушками. Даже в мерсах...
  21. К вопросу о знаменитых неармянах. Лариса Долина начинала карьеру в Ереване в оркестре К.Орбеляна. И не только она, если говорить об эстраде. Светлана Светличная родилась в Ленинакане. Если заняться этой темой специально, можно нарыть и другие имена. Журналисты, кинематографисты... Вот сейчас вспомнил сценариста-грека, который в 30 лет уехал в Москву и успешно работал в кино. Инородцы в Армении не притеснялись - во всяком случае в творческих областях. Писатель М.Овчинников издавал в год по книге и написал сценарий знаменитого 40 лет назад фильма "О чем шумит река". Другой вопрос, что инородцев было не так много, как в Баку. Но в Баку была работа, были деньги, о чем уже сказано моими предшественниками. Если же говорить о культурном центре Закавказья, то в строгом смысле им был все же Тбилиси, начиная с прошлых веков.
  22. Пользователь: Гариб [ Майор ] Группа: Администраторы Репутация: 107 Имя: Гариб Гарибоглу [ Мужчина ] Статус: Online Дата регистрации: Понедельник, 14.09.2009, 14:52 Дата входа: Суббота, 06.03.2010, 02:18 Дата рождения: 22 Июня 1941 [ 68 Рак ] E-mail: Адрес скрыт Страна: Los Angeles, California, Соединенные Штаты Подпись: Мое имя-Борьба,Моя цель-Победа! Жизнь,Борьба,Смерть и Бессмертие!!! SLISHISH "STUDENT" mojet napishesh kak ti poluchil status BEJENZA V USA- SKAZAL CHTO TVOYU ZADNIZU POIMELI AZERI?????
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты