№ 02 (149) Февраль 2010 года.

Карабахский вопрос в фокусе геополитических интересов

Просмотров: 7605

Карабахский вопрос по-прежнему остается одной из актуальных проблем региональной геополитики Кавказа, где сфокусированы интересы ряда ведущих и региональных стран и крайне противоречивыми остаются подходы конфликтующих сторон.

Основные посредники в лице России, США и Франции преследуют примерно одинаковые интересы к Южному Кавказу, включая вопросы геополитического и геоэкономического присутствия, где нефть и газ Каспия являются приоритетными аспектами их региональной политики.

В этой связи, естественно, актуализируется стратегическая значимость Азербайджана, поскольку это государство располагается на западном побережье Каспийского моря, обладает стратегически значимыми энергетическими ресурсами. И не важно, какое количество стратегических запасов нефти и газа в азербайджанских месторождениях, поскольку, как известно, малой нефти не бывает, нефть всегда выступает исключительно как политический фактор. Более того, ведущие страны то ли по инерции, то ли исходя из псевдопрагматических соображений, к сожалению, продолжают следовать печально известной политической традиции «разделяй и властвуй». Распад СССР и развал российского геополитического образования дважды в течение одного ХХ в. позволяет предположить, что Запад и дальше будет стараться ослабить Россию, в том числе путём нарушения интеграционных связей на постсоветском пространстве с российским стержневым участием, а также посредством вытеснения Москвы из крупных региональных энергетических и коммуникационных проектов.

США и ключевые страны ЕС, хотя и пытаются играть в некую демократию с Россией, вряд ли рассматривают ее в качестве равного геополитического партнера как на Южном Кавказе, так и в других регионах. Если Южный Кавказ рассматривается странами Запада и НАТО как важнейший регион в плане установления собственного контроля над местными ресурсами и коммуникациями для дальнейшего выхода в стратегически значимый регион Центральной Азии и блокирования России, то Россия в свою очередь пытается сохранить своё геополитическое присутствие в традиционных зонах влияния постсоветского пространства И карабахский вопрос позволяет оказывать влияние на геополитику и геостратегию региона.

Противоречивы подходы не только ведущих мировых стран, имеющих отношение к Южному Кавказу и карабахскому вопросу, но и ближайших региональных государств (прежде всего, Турции и Ирана).

Азербайджан для Турции – это выход в «большой тюркский мир» Центральной Азии, приобщение к стратегическим видам сырья, реанимация своей имперской геополитики с тюркской доминантой, некая альтернатива интеграции в ЕС и утверждение статуса региональной державы. Турция самым непосредственным образом оказывала выгодное для Азербайджана давление при определении статуса армянских территорий Нахичевани и Нагорного Карабаха в 1918–1921 гг., а после распада СССР Анкара вновь восстановила политику лоббирования интересов Баку. Турция старается формально и содержательно продолжать политику давления на Армению и сегодня требует увязать вопрос установления дипломатических отношений и открытия государственных турецко-армянских границ с вопросом о выводе армянских войск из зон безопасности Нагорного Карабаха.

Однако стратегические замыслы Анкары с ее доктриной неопантюркизма одинаковым образом могут не устраивать Россию и Запад, хотя США и Великобритания стараются использовать тюркский фактор для дальнейшего ослабления Российского государства, обострения внешних и внутренних угроз интересам безопасности России.

Иран также не может оставаться в стороне от политических и экономических процессов, происходящих на Южном Кавказе в постсоветский период, и вряд ли Иран согласится с проектами возрождения турецкой имперской геополитики с опорой на пантюркизм, вряд ли Иран устраивает переменчивая политика России в вопросе определения статуса Каспийского моря и российско-турецкий «сезонный роман». Монополизация карабахского вопроса со стороны новых геополитических игроков, будь то Запад или Турция, также вряд ли устраивает Иран. Но подчинение Нагорного Карабаха современной Азербайджанской Республике может негативно отразиться и на политической стабильности Ирана с учетом политических проектов «Боюк Азербайджан» (объединения современного и иранского Азербайджанов), инициируемых попеременно в Тель-Авиве, Вашингтоне, Анкаре и Баку.

В этой связи карабахский вопрос становится в фокусе региональной геополитики названных фигурантов одним из инструментариев воздействия на ситуацию на Южном Кавказе. Почему? Дело в том, что азербайджано-нагорно-карабахский конфликт (а точнее, азербайджано-армянский конфликт) есть следствие нерешенности армянского вопроса, вопроса армянских территорий. А посему за этой проблемой большой геополитический, геостратегический, геоэкономический и военный ресурс.

Политика давления на Армению по вопросу Нагорного Карабаха со стороны Турции может привести к обозначению не менее актуального вопроса статуса Нахичевани, которая по-прежнему остается автономией, хотя там уже не осталось ни одного армянина из-за политики Азербайджана, который продолжает транспортную блокаду Армении. А сегодня политика Азербайджана продолжает методичное разрушение материальных свидетельств, историко-архитектурных памятников армянской культуры на этой древней армянской земле. Такую же судьбу Баку и Анкара планируют и для Нагорного Карабаха, но согласится ли армянский народ?..

Позиция Азербайджана и прочих сторонников Баку сводится к выводу армянских войск из зон безопасности Нагорного Карабаха (фактически части территорий Нагорного Карабаха), возврату азербайджанских беженцев в Карабах и на заключительном этапе проведению в качестве фикции некоего референдума в плане определения статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Баку «обязуется» предоставить самую, каких не видел мир (а точнее, армяне), широкую автономию Карабаху.

Армения выступает за самоопределение Нагорного Карабаха в рамках независимого нагорно-карабахского (армянского) государства, сохранение войск в качестве гаранта безопасности НКР и подключение карабахской делегации в переговорный процесс с Азербайджаном.

Особое место в урегулировании карабахского вопроса конфликтующие стороны отводят России с учетом ее роли на Кавказе, проводимой политики, а также того обстоятельства, что Россия, будучи правопреемником СССР, несет полную политико-правовую ответственность за урегулирование конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве.

С конца 1990-х гг. Россия стала менять акценты в своей закавказской политике. Армения со своими скудными экономическими ресурсами и отсутствием прямых границ с Россией стала терять интерес для значительной части кремлевской администрации, особенно после грузино-югоосетинского конфликта 2008 г. Азербайджан же, напротив, с реализацией нефтяных проектов и выходом на мировой рынок стал все больше притягивать внимание Москвы.

Отдельные СМИ и эксперты (как российские, так и армянские), анализируя формат российско-армянских отношений, не решаются сказать, что между Москвой и Ереваном все же намечается если и не развод, то значительное дистанцирование.

Определяющим вектором российско-армянских отношений пока что остается преобладание военно-технической составляющей. Армения и Россия являются главными участниками ОДКБ. С формальной инициативы Армении Россия, после конфликта с Грузией, поддержала идею образования КСОР ОДКБ, хотя эта идея специалистам была известна гораздо раньше и та же Армения ее поддерживала. В России готовятся кадры армянских вооруженных сил и спецслужб, в Армении сохраняется российская военная база и продолжается совместная охрана границ, Армения вооружается российским оружием и боевой техникой.

Однако Азербайджан, не будучи членом ОДКБ, фактически получает возможность приобретать российское вооружение по тем же внутренним российским ценам, что и члены ОДКБ, в России по линии ПВО стали обучаться азербайджанские военнослужащие, поскольку именно российско-армянская система ПВО составляет одно из уязвимых звеньев азербайджанской армии. Россия, не имея сколь-нибудь серьезного военного присутствия в Азербайджане и построив современную Армавирскую РЛС, все же рекламирует Габалинскую РЛС в Азербайджане и всячески пытается задобрить Баку для военного сотрудничества.

Российские политические круги полагают, что партнерство с Азербайджаном гораздо выгоднее, чем стратегический союз с Арменией. Эта политика мотивируется возможностью получить доступ к азербайджанской нефти и газу, хотя подавляющая часть предоставленных российской стороне акций в азербайджанских нефтяных проектах принадлежит компании «ЛУКОЙЛ», которую государственной никак не назовешь. Расчет на Азербайджан позволяет России диверсифицировать транзит каспийской нефти и газа через российскую территорию, иметь положительное сальдо торговли как за счет энергоресурсов, так и продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности и машиностроения (например, российское машиностроение может получить новые заказы от набирающей обороты азербайджанской нефтегазовой промышленности), а также развивать железнодорожный транспортный коридор Север – Юг с выходом через Азербайджан на Иран. Ведущие российские компании и банки («ЛУКОЙЛ», «Газпром», РЖД, ВТБ и др.) получают перспективные контракты в Азербайджане.

Азербайджан декларирует возможность платы такой цены России при одном условии – в случае если Москва откажется от стратегического партнерства с Арменией и поменяет акценты в карабахском вопросе в пользу Баку. А тот факт, что в 2010 г. председательство в ОБСЕ переходит к дружественному для Азербайджана Казахстану, Баку надеется использовать в полную силу для внесения серьезного перелома в процесс карабахского урегулирования под эгидой Минской группы ОБСЕ.

Что ж, возможно, меняются не только акценты, но и региональная политика России по отношению к Армении. Сегодня, скорее всего, между Россией и Арменией развивается военное партнерство и намечается стратегический союз с Азербайджаном. И это право России, как и у Армении остается право на собственную безопасность и собственную политику выбора партнеров для обеспечения национальных интересов.

Россия, возможно, что-то и выиграет от союза с Азербайджаном, но очевидно также, что, потеряв Армению, Москва лишится существенных факторов влияния не только на Южный Кавказ, но и весь Кавказ. Потеряв Армению, Россия в перспективе получит активное развитие этносепаратизма не только на Северном Кавказе, но и в так называемом большом регионе Идель-Урал, поскольку турецкое влияние в южных регионах будет сложно удержать. Вряд ли Азербайджан сможет отказать тому же Западу в южном маршруте трубопроводных коммуникаций через Турцию, но, потеряв контроль над Карабахом, Россия утратит шансы влиять на возрастающие региональные амбиции Азербайджана, Запада и геостратегию региона.

Азербайджан, несмотря на российско-грузинский конфликт, продолжает запугивать Армению и Арцах своим многомиллиардным военным бюджетом, натовским обмундированием и грозным взглядом военнослужащих, выступающих в парадном строю. Не стоит недооценивать противника, как равно нельзя и переоценивать его. Российские (например, Александр Храмчихин) и иностранные военные эксперты не обещают Азербайджану успешный «блиц-криг» в случае возобновления войны с Арменией. А именно так будут развиваться военные события. Вслед за началом войны против Нагорно-Карабахской Республики Армения вступит в войну и признает независимость Нагорного Карабаха. Эта война сегодня может начаться так же внезапно, как и завершиться – неожиданно для военных стратегов Баку.

Паритет в военной силе и отсутствие перевеса в вооружении между Азербайджаном и Арменией с Карабахом пока что является сдерживающим фактором возобновления новой войны. Однако экспертные выкладки в СМИ вряд ли можно принимать за основу, поскольку преимущественно раскрывается официально продекларированное вооружение конфликтующих сторон советско-российского производства, за редким исключением отмечается наличие у Армении 4 единиц китайской РСЗО WM-80, скопированной с российской системы «Смерч». Правда, не упоминается и о значительных закупках азербайджанской стороной вооружения натовского образца (бронетехники, минометов, боевых вертолетов и т.д.) у Турции, Израиля и ряда западных стран, факт продажи Азербайджану ракетной системы Белоруссией, так сказать, союзника Армении по ОДКБ. Получается, в России организовано обучение азербайджанских военнослужащих, а в Белоруссии – продажа российского наступательного оружия тому же Азербайджану.

Возможно, перевес в боевой технике у Азербайджана сегодня все же имеется, но в Баку учитывают выгодный для обороны армянской стороны театр возможных военных действий (горный рельеф, контролируемые территории, эффективная система укреплений, ПВО, боевой дух и слаженность армянской армии), а также наличие в Армении российской военной базы, которой так или иначе придется реагировать на ситуацию в случае интернационализации конфликта. И в начале 1990-х гг. Азербайджан имел численный и технический перевес над Нагорным Карабахом, но в той войне Баку потерпел сокрушительное поражение. Конечно, за это время многое изменилось, и вооруженные силы Азербайджана значительно модернизированы, включая не только вооружение, но и систему управления войсками, обучения и логистики. Все это учитывает армянская сторона.

В политическом плане Армения может рассмотреть возможность своего участия для начала в качестве наблюдателя в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развития контактов не только с Ираном, но и с членом СБ ООН Китаем.

Международные эксперты, дипломаты и правоведы не могут не понимать, что Нагорный Карабах никогда ранее не входил в состав независимого азербайджанского государства. В советский период на части территории Нагорного Карабаха была создана автономная область в административных границах Азербайджанской ССР, который никак не являлся государством, а входил в состав СССР. Национальная политика Баку вынудила армян регулярно поднимать вопрос о статусе области и согласно советскому законодательству (включая закон СССР от 3 апреля 1990 г.) провозгласить 2 сентября 1991 г. Нагорно-Карабахскую Республику вслед за декларацией Азербайджана о независимости от 30 августа 1991 г. и его правопреемственности от АДР 1918–1920 гг.

Поэтому, когда говорят о территориальной целостности как ключевом принципе международного права при урегулировании карабахского вопроса, то вряд ли Карабах имел и имеет отношение к территории самого государства Азербайджан.

Сегодня сила – это нефть и газ. Но в этом и слабость тех, кто зависит только от этой конъюнктуры. Международное сообщество учреждает соответствующие организации и принимает законы не для того, чтобы их попирать. Армянский фактор в США и во Франции сравним с армянским фактором в России, если иметь в виду количественную сторону. Но во всех случаях – это сила, с которой придется считаться не только в Вашингтоне и Париже, но и в Москве. Армения развивает отношения с Россией и Западом, Китаем и Ираном, Армения вынуждена будет развивать свое стратегическое вооружение, и такая Армения будет сохранять влияние в региональной политике.

Александр Сваранц, доктор политических наук, обозреватель «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 32 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Да хрень все это. ХРЕНЬ!!!! Раскройте глаза пошире люди. Мир вовсе не нужен сильным мира сего с обоих сторон конфликта. Армян стращают азерами, нас - армянами. А сами карманы свои набивают. Спикулируют, так сказать, национально-патриотическими чувствами народов. Вот - врагами нас (лохов) сделали непримиримыми. Мир - эко конец всей этой вакханалии. Естественно, он не скоро наступит. Вспрочем, все зависит от нас самих.
  2. Мне лишь хочется, чтобы наши народы жили дружно и чтобы все эти проблемы исчезли раз и навсегда, но не силой а разумом.Жалко новое поколение армян и азербайджанцев , которые мало знаю друг о друге и если даже знают, то в основном негативно.Честно говоря мне как азербайджанцу иногда стыдно читать то, что пишут наши СМИ в Азербайджане и конечно многие армянские издания.Как же наши мудрые народы не могут все же найти выход из ситуации.... Мир и прцветания нам всем!
  3. Молодец, Намик, хорошо сказал, искренне. Дай бог!
  4. Вот если бы 3 % азербайджанцев думали так же как Намик, то дела в регионе обстояли бы совсем иначе !
  5. Мне кажется,мир в Карабахе не выгоден многим в Азербайджане,исходя из политических соображений,не исключаю и то, что и некоторым деятелям в Армении,также хочется напряжения.Но не всем...
  6. Вместе с тем азеры только пугают, чтобы народу показать, что они не смирятся с поражением. Но начать войну у них духу не хватит, да и Запад с Россией не дадут.
  7. А вот здесь вы как раз таки и ошибаетесь уважаемый. Зря что-ли Россия интенсивно снабжает Азербайджан самым модным вооружением. Да только до какого предела Россия будет помогать азерам. Идет ли речь об оккупированных районах, примыкающих к Нагороному Карабаху или же речь идет о возврате всех захваченных территорий, включая сам Нагорный Карабах.
  8. Народы хотят дружить,но слишком много пичкают негатива и нам,и армянам.
  9. Да, но чтобы запустить процесс нормализации трехсторонних отношений армянская сторона должна подписать протоколы.
  10. /Баку «обязуется» предоставить самую, каких не видел мир (а точнее, армяне), широкую автономию Карабаху./ А не пора ли Баку, в конечном итоге, озвучить «эту самую широкую автономию», которая является военной тайной азербайджанской политики? Что мешает Алиеву предложить «эту самую широкую автономию» законопослушным талышам, которые помнят своих талышских ханов?
  11. /….. армянская сторона должна подписать протоколы. / Владлен, если руководствоваться Вашей логикой, то получается, что у армянской стороны слишком много обязанностей и слишком мало прав.
  12. Талыши словно малыши нуждаются в постоянном опекунстве внимании и заботе, которой окружают их любящие азеры. Вот подрастут маленько, тогда и можно будет заводить разговор об автономии для талышей.
  13. К сожалению, талыши упустили свой исторический шанс в 1993 году. Кто им мешал сплотиться вокруг Гумбатова, активнее поддержать его, не дать еще слабой власти в Баку задавить ТМАР? А теперь им ловить нечего. Персы их поддерживают слабо, своими силами они смогут чего-то добиться только в случае если в Азербайджане опять наступит хаос, а надеяться на это сложно, так как теперь в этом уж очень незаинтересованы те, кому нужны каспийские нефть и газ.
  14. Хоас в Азербайджане не нужен талышам. Он только усугубит их положение, в котором за недавнее время начали налюдаться положительные тенденции. Регион твердыми поступями идек к процветанию.
  15. А Гумбатов и ему подобные воспользовались нестабильной ситуацией для достижения своих корыстных целей. Талышскому народу они кроме тяжелых проблем ничего не принесли. Впрочем, как и руководство самопровозглашенной так называемой "Карабахской республики арцах".
  16. Мустафа Кемаль (Ататюрк) основатель и первый президент Турецкой республики, сказал свое время, что независимость не дарятся, она завоевывается. Арцах завоевал свою независимость. Именно этого не желают понять поклонники Ататюрка в Азербайджане.
  17. Пусть Иран с их аятолой и президентом подумают о тех политических, экономических, культурных и пр. притеснениях, которым подвергается 30 миллионное азербайджанское населением южного Азербайджана. А потом уже думает о проблемах других суверенных светских мусульманских государств, не являющихся приверженцами исламского фундаментализма.
  18. Чисто азерская риторика! Да, видно сильно вас азеров задевает быстро развивающийся Иран! Сам себя выдаешь азерок кричя про "угнетения 30 миллионов азеров" и талышей якобы которые якобы еще "не доросли" до автономии! И кто это говорит, кавказкие азеротурки паразитирующие на нац. меньшинствах? Не смеши меня азер...
  19. В Азербайджане не только талышей притесняют. Но и удин, и лезгинов. Они копируют турков, которые ассимилировали все мусульманские нацменьшинства. Впрочем, Баку ассимилировал своих "младших" мусульман еще в советские годы. У кого есть гордость и самоуважение, те возмущались и противились ассимиляции. Основная же масса лезгин, талышей и удин проживала в деревне, отсталые и забитые. Многие под азеров легли. А вообще эту страну ждут национальные потрясения. А они еще о возврате Арцаха мечтают. Тут даже не дело принципа. Просто говорит их вековое армянофобство.
  20. Армяне никогда не позволят чтобы население Карабаха опять стало бы мишенью неадекватных азербайджанских деятелей.Пора понять этого.Если Азербайджан и Турция один народ и два государства( в чем я сильно сомневаюсь),то Армения и Арцах имеют такое же право быть отдельными субъектами, тем более, что в историко-правовом аспекте правда на нашей стороне.Лучше Азербайджану угомониться и стать терпимым государством и избавится от хановского режима Алиева.Бедный азербайджанский народ.В кого он их превратил.....
  21. Это точно, пусть угомонятся. Всем на Южном Кавказе от этого лучше будет. И им самим, азерам. А кого им выбирать в президенты, Тигран, пусть сами решают. Не надо вмешиваться в их внутренние дела. Нравится им Алиев - флаг им в руки. НЕ нам же с ним жить. А вот свой воинственный пыл им надо поубавить, это точно...
  22. "Я уже 30 лет занимаюсь исследованием конфликтов, и не слышал, чтобы потерянные территории удавалось вернуть, сидя за столом переговоров. Для меня примером возвращения своих территорий является Франция, которая в 1870 году по итогам войны с Пруссией потеряла Эльзас и Лотарингию почти на 50 лет. Всё это время французская дипломатия вела работу по возвращению данных территорий. Французы отдавали себе отчет в том, что один на один одолеть Германию им не удастся. Также как Грузии не удастся один на один победить Россию, и как Азербайджан не сможет остаться один на один с Арменией - Россия этого не допустит. Хотя я не сомневаюсь, что сегодня Азербайджан максимум за пару месяцев разбил бы Армению и вернул территории. Цель французской дипломатии заключалась в международной изоляции Германии, в том, чтобы разорвать тесную связь Берлина и Петербурга, поссорить двоюродных братьев - Вильгельма и Николая. Более того, французская дипломатия смогла примирить свои и российские интересы с Англией. В итоге Франция втянула Россию в ненужную той Первую мировую войну и вернула Эльзас и Лотарингию... (Азербайджану и Грузии) надо действовать по опыту Франции, но с поправкой, что на дворе 21-й век, и уже не обязательно вести войну за освобождение территорий... Обама в искупление своей вины за непризнанный "геноцид" будет жестко отстаивать интересы армян в вопросе открытия турецко-армянской границы и налаживания отношений между этими двумя государствами. В таких условиях будет очень сложно оказывать давление на Армению. Проще - купить согласие армян. Вопрос только в цене"
  23. Паскудные вы все таки люди, картвелоиды ну, ничего, вы еще свое получите!За пару месяцев говоришь, освободят Карабах от нас? Болтун ! Это мы твою сакартвело за два часа возьмем мандаринщики! После августовского позорища, весь мир увидел какие вы вояки! Вы с азерами лузеры Кавказа, единственное что у вас отлично получается так это на армянский сайтах кудахтать, да виртуальные войны вести!С огнем играете картвельщики...
  24. Хотя вы являетесь государственным лицом,к сожалению ваше мышление на уровне детсада.Вы враг грузинского народа,который не знает ни своей истории,ни истории соседей.Позор!С кем работает Саакашвили?
  25. constantine- mojet podelishsya opitom,rasskajesh kak ti poluchil STATUS BEJENZA V USA-skazal chto tebya poimeli azeri????
  26. Дебилом был им и сдохнешь азер! Я живу в штатах без статуса беженца в бей это в свой микроскопический мозг, елдаш.
  27. Анализируя посты, которые выдают азерботы в твой адрес(да и к сожалению, многие наши) я думаю, что вся эта тявкающая свора тебе попросту завидует.
  28. Если брать азеров, то это скорее всего, неприязненное отношение тем более, что я у них ярый дашнак им видимо так удобнее....А вообще,жить одному в штатах, да еще бы студентом, плюс ко всему этому, да еще во время жуткой рецессии, тут в пору плакать ,а не завидовать.Я это тебе точно говорю!Если кому и завидают,то скорее тебе, Термит!
  29. Скоро год как я в интернете. Чуть больше месяца у меня свой блог в ЖЖ. Читаю очень многих наших "авторитетов" от журналистики. Со многими дружу виртуально (в ЖЖ). Однако, такой колоритной фигуры как constantine, еще не встречал. В реальной жизни таких наших не мало. Лучше не связываться. А чтобы азеро-бараны не сказали что я подмазываюсь (вы это хорошо умеете делать) заявляю. У меня нормальный бизнес, если понадобиться хватит денег, чтобы тебя найти урод. Если ты в России конечно. Думаю ясно выразился. Если есть аргументы - выкладывай. А "косить" под нашего не стоит. Специфическая вонь вас выдает. Привет нашим. Честно говоря, комменты своих,читать интереснее. Они живые. Vox populy так сказать. (Вот занесло меня)
  30. Это все ваши дела. Просто мне интересно. А кому адресованы эти ваши угрозы?
  31. Да, Андрей, вы правы. Некоторых наших так заносит, одна ненависть к азерам. Да и своих они тоже ненавидят, если слишком миролюбив, и вообще никого не любят, кроме себя, самых-самых...
  32. Геворк, Вы не правы. Если Вы дадите слабинку, любой азер вас просто завалит. Вы для него враг и точка. Владлену советую не размышлять однобоко. Сonstantine - ему респект. Дальше не останавливаться. Что касается урода, то он то "косит" под нашего. То не косит. Отрабатывает свои манаты. Я как то похвалил одного нашего из штатов, а эта мразь азер-баранская пишет:-"Не подлизывайся, все равно визу не пришлет". Пещерное мышление пещерных людей. Два часа назад общался с профессором МГУ, в живую. Русским по национальности. Если кто либо из вас читал про логику Сократа, то читал труды его отца. Так вот он сказал, что у азербайджанцев сложился генетический парадокс. Что они не воспринимают никакую другую культуру кроме своей. Либо наоборот склонны к подчинению. Проблема в ментальности. Коротко говоря - либо уничтожение, либо подчинение. Что с армянской стороны так ставить вопрос, даже в голову не придет. Надеюсь меня поняли.
  33. Либо уничтожение, либо подчинение является основопологающим принципом в проведении внешней политики той станы, в которой живет профессор МГУ. Например всех чеченцев, которые незахотели подчинится - уничтожили.
  34. Либо уничтожение, либо подчинение является основопологающим принципом в проведении внешней политики той станы, в которой живет профессор МГУ. Например всех чеченцев, которые незахотели подчинится - уничтожили.
  35. Владлен, я же просил Вас не мыслить однобоко. Спросите у тех же чеченцев, что они думают. Я, например, выходец с Грозного. К России не отношусь с симпатией. Но размышлять как Вы, это что то.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты