№ 06 (153) Июнь 2010 года.

От горы Сотворения до горы Спасения

Просмотров: 6335

Мировая премьера фильма «От Арарата до Сиона», уже вошедшего в финал восьми международных фестивалей, состоялась 12 мая в Великобритании. Но сначала этот фильм увидел армянский зритель в ереванском кинотеатре «Москва». Это документальная полнометражная картина режиссера Эдгара Багдасаряна, оператора Рубена Гаспаряна, продюсера и сценариста иерея Месропа Арамяна, а также спонсоров фильма — гендиректора «ВиваСелл-МТС» Ральфа Йирикяна и директора американской компании «Flagship Ventures» Нубара Афеяна.

«Каждое начало – путь, каждый путь – начало» – звучит в фильме. Это – метафора, но за ней – история армянских паломников, которые еще в III–IV вв. с целью посещения Иерусалима шли от Земли араратской до Сиона. Ценой неизмеримых жертв и огромных стараний паломники приходили в Святую землю, чтобы стать свидетелями присутствия Бога на земле. Многие из них в дороге погибали. Видимо, не случайно этот путь назывался «махтеси» («видевший смерть»). Но паломников это не останавливало. Среди них были и те, кто, добравшись до Иерусалима, оставался здесь навсегда…

В IV веке в Иерусалиме появились первые армянские священнослужители. Затем уже Армянский епископский престол, заботясь о паломниках из числа своей паствы, стал строить постоялые дворы, в том числе и в Иерусалиме, множество монастырей, число которых в VI веке достигло семидесяти. В VII веке здесь была основана Армянская Патриархия, которую возглавил первый армянский Патриарх Иерусалима Абраам. Он не раз встречался с основоположником ислама пророком Мухаммедом. От последнего, взамен согласия платить подать, Патриарх получил специальную грамоту, согласно которой Армянская Патриархия получила церковь Св. Иакова (Св. Акопа) на священной Сионской горе, могилу Иисуса Христа и прилегающую к ним территорию с правом на неприкосновенность.

Нынче Старый Иерусалим состоит из четырех кварталов – еврейского, мусульманского, православного и армянского, каждый из которых имеет свой статус. По словам отца Месропа, история армянского Иерусалима всячески замалчивается с целью постепенного вытеснения армянского населения и приобретения территорий, принадлежащих Армянскому Патриархату или частным лицам. Подобные факты не раз имели место, в том числе притеснения армянской общины со стороны израильских властей, когда речь шла о реставрации старых зданий и строительстве новых на территории Армянского квартала. «Не случайно во время съемок фильма, – признается Эдгар Багдасарян, – постоянно возникали сложности, так как необходимо было иметь разрешение от первых лиц всех конфессий…»

В фильме ценно еще и то, что значительная часть представленных в нем исторических фактов не сохранилась в армянской летописи, и фактически важнейшие свидетельства армянской идентичности демонстрируются впервые. Авторитетные ученые– арменоведы, культурологи, археологи постоянно «в кадре»: они рассказывают о роли армян на Святой земле. Сам же сценарий фильма написан иереем Месропом Арамяном на базе многочисленных сведений из различных арабских, еврейских и греческих источников. Он свел содержание фильма в фокусную точку притчи: «Это как бы диалог двух библейских святынь: горы Сотворения и горы Спасения». «Главный герой фильма – паломник, – рассказывает отец Месроп. – Это его путь преодолела съемочная группа. Так что его история – уже и наша история».

«…Трудно было и в техническом плане: устанавливать краны, тележки, рельсы в местах большого скопления туристов и паломников: например, у Гроба Господня, во время ритуалов или выноса Благодатного огня во время Пасхи, который совершается раз в год», – рассказывает Эдгар Багдасарян.

Не обошлось и без мистики. Так, когда после съемки в храме Гроба Господня просмотрели фотографии, то на всех фото увидели запечатленный яркий луч света, который тянулся от могилы Христа до могилы Девы Марии. Один и тот же «дефект» был на всех картинках. Техники признавались: такой эффект обычно возникает тогда, когда, например, снимают горящую свечку при очень большой выдержке. Тогда все, что снято, выходит на фото размазанным и расплывчатым: не только свет, но и все изображение. А здесь на фотографиях и изображение было четким, и луч света. Операторы были в шоке: с точки зрения оптики и законов физики это было необъяснимо. Показали священникам, которые, в свою очередь, сказали: «Можете – опровергайте с позиций науки». Нам пришлось уверовать...

Главная авторская идея фильма: донести до как можно большей части людей факты, проливающие свет на армянский народ, его место в истории христианства. «Чтобы многочисленные паломники и туристы, приезжающие в Иерусалим со всех концов света, больше не задавались вопросом: что это за народ – армяне и что они делают на Святой земле, – говорит Эдгар Багдасарян. – Армянское присутствие на Святой земле уникально: Иерусалим – религиозный центр мировых религий, и здесь, в главных святынях, мы имеем равные права с мировыми христианскими конфессиями. Многие говорят: где ни копнешь – везде или армянская мозаика, или армянский крест. Кстати, мы снимали и в Египте, где есть армянские святыни. Так что важность картины очевидна. И не только для того, чтобы представить ее миру и притянуть историю «за уши», а прежде всего, чтобы понять, что с нами происходит».

«С другой стороны, фильм содержит могучий призыв к нашему народу, нашей молодежи – избавиться от комплекса маленькой нации, последовать по пути своих отцов и стать действительно хозяином истории», – продолжает мысль коллеги отец Месроп.

Особую лиричность и теплоту фильму придает голос всемирно известной певицы Лизы Джерард, которая предоставила несколько своих записей для музыкального сопровождения картины. Закадровый текст читает известный актер Эйдан Куин. «Он просто обнял нас с Эдгаром и сказал, что ничего подобного раньше не видел», – признался отец Месроп.

В фильме нет ни малейшей банальности, скуки, схематизма. Прекрасно построен кадр. И есть дисциплина мысли: показать миру армянское наследие и его историю, неразрывно связанную с историей мира. Хотя фильм повествует об истории армян, каждая его сюжетная линия неразрывно связана с историей мира. Как заметил отец Месроп: «Фильм – обо всех тех народах, чьи голоса затерялись в веках».

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 35 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Спасибо, очень познавательно!
  2. много нового узнал. Есть над чем задуматься.
  3. Очень хотелось бы увидеть этот фильм. Как можно связаться с Кари. Интересный материал не только для армян. Спасибо
  4. Спасибо, интересно было читать. Горжусь, что наши сняли такой фильм. Посмотреть бы его...
  5. он есть в инете www.bravo.am или дайте в гугле поиск по названию ! от арарата до сионаё найдете
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты