№ 9 (168) Май (1-15) 2011 года.

Под горою Арарат растет сладкий виноград

Просмотров: 4654

Литература Армении и «Литературная армения»

О бедственном положении культуры говорят постоянно. О незавидном положении литературы – время от времени. О катастрофическом положении журнала «Литературная Армения» – к концу каждого года, когда заканчивается скудная дотация и журналу в очередной раз грозит закрытие. Более чем скромное оформление некогда процветающего издания и его нынешняя периодичность говорят сами за себя, но даже в таком формате и с такой периодичностью его стало трудно издавать. В позапрошлом году вышло четыре книжки (раз в три месяца), в прошлом – три, в этом – ни одной.

Заместитель главного редактора, литературный критик Сергей Мурадян, тем не менее, каждый день приходит на работу в здание Союза писателей Армении (редакция на четвертом этаже), читает рукописи, общается с авторами, говорит по телефону и возвращается домой с невеселыми, подозреваю, думами. Сергей мой давний приятель. В 1975 году мы одновременно пришли в «Литературную Армению», вначале в качестве литсотрудников, затем стали заведующими отделами. Стоит ли говорить о том, что в ту пору и до того журнал имел совсем другой вес и другой масштаб. Как, впрочем, и сама литература. Тираж «Литературной Армении» доходил до десяти тысяч, он был вовлечен в общий имперский литературный процесс, продавался в киосках «Союзпечати» в Москве, Ленинграде, в других городах страны, его читали за пределами СССР, и что важно, не только армяне. Сотрудников было 9-10 человек, получали они достойную по тем временам зарплату. Гонорары авторам и переводчикам выплачивали не царские, но тоже вполне приемлемые.

«Литературная Армения» нередко предоставляла свои страницы авторам и материалам, которые по тем или иным причинам (чаще по идеологическим) с трудом пробивались в центральной периодике, и это повышало ее авторитет и популярность. Печатали О. Мандельштама, А. Белого, М. Волошина, С. Городецкого, В. Гроссмана, А. Битова, Ю. Карабчиевского… Эти имена сегодня часто вспоминают. Но вот пример более свежий: один из наиболее известных ныне русских писателей Михаил Веллер, проживавший тогда в Ленинграде, впервые опубликовал свой рассказ именно в нашем журнале. А первая его книга «Хочу быть дворником», вышедшая в Таллинне, была сразу же переведена на армянский. Добавлю, что в те времена писателям не надо было прилагать больших усилий к тому, чтобы их произведения переводили и издавали на других языках. Говорю об этом уверенно, имея в виду хотя бы собственный пример – не от избытка эгоцентризма, а из желания вести речь о том, что знаю не понаслышке. Мои рассказы, появлявшиеся в те годы в журнале, переведены на полтора десятка языков, и не надо было для этого искать связи, налаживать контакты или записываться в партию.

Сейчас много говорят о жесткой цензуре и партийном контроле той поры, о диктате «центра», об идеологическом надзоре, о беспощадной редактуре, о травле деятелей культуры и так далее. Иные говорят об этом с таким энтузиазмом, будто с младых ногтей страдали за правду. Оно, конечно, все это имело место, и во всем этом, справедливости ради замечу, играл роль также человеческий фактор: конкретные люди, стоявшие у руля, кого-то не любили, а кому-то симпатизировали. И если одни деятели культуры беспрекословно подчинялись диктату, да еще и проявляли инициативу, которая от них не требовалась, то другие находили окольные пути, обходя запреты, терпя лишения, но делали то, что душа велит. Были и третьи, они пытались играть в ту и в другую игру одновременно.

Серости и «середняков» хватало, но были яркие личности; снимали хорошее кино, писали талантливые книги, сочиняли замечательную музыку. Не надо упрекать меня в ностальгии. Нет ее. Есть, по здравому размышлению, вечная проблема выбора, которая дает о себе знать каждый раз, когда возникает необходимость компромисса между личностью и обществом, творцом и заказчиком, «я» и «мы» – при любой власти, при любом режиме. И если нет цензуры явной, дает о себе знать цензура скрытая, нет пропаганды прямой – проглядывает косвенная, нет зависимости идеологической – душит материальная. Кто платит, тот заказывает музыку, и от этого никуда не деться, независимо от того, заказывает ли музыку государство, олигарх или народ, который требует именно эту, а не другую трель. Не любопытен ли, однако, тот факт, что о вкусах народа, о его образовании и гуманитарном воспитании в ту пору заботились заметно больше, нежели теперь? Нет, граждане, тут не ностальгия. Тут пока еще не изувеченная склерозом память. Сравнения – вещь полезная. И вот вам еще одно, на этот раз без обращения к прошлому. Русскоязычные журналы «Таллинн» и «Новый Таллинн». Первый, хорошо нам знакомый, выходит с советских времен, второй – с 2005 года. Первый – литературный, второй – культурный. Есть также эстонский русскоязычный журнал в Интернете. В той самой Эстонии, которая, как уверяли суровые дяди в «ящике», категорически не приемлет и отметает все русское. У «Таллинна» несколько спонсоров, в числе которых Фонд культуры. Этот фонд, подпитываемый национальным бизнесом, как мне рассказали, кроме прочего, поощряет также издание книг. К примеру, периодически издается на русском языке (не за счет автора и с выплатой гонорара) проза нашей соотечественницы Гоар Маркосян. Богатой Эстонию не назовешь, и если такое возможно там, то почему невозможно в Армении? Вопрос риторический.

…Иногда я по старой памяти поднимаюсь по крутой лестнице на четвертый этаж Союза писателей. Встречаю на этой лестнице с рукописью под мышкой писателей, обликом сильно смахивающих на посетителей биржи труда эпохи немого кино. Я прихожу без рукописи. Навещаю Сергея Мурадяна. Мы за чашкой кофе беседуем о прошлом и настоящем, о Москве и Ереване, о детях, внуках, о здоровье, ну, и под конец о самом скучном предмете – о литературе. Почему скучном? Да потому что у литературы должен быть читатель. Если его нет, если прозу и поэзию читают и обсуждают преимущественно сами прозаики и поэты, то это то же самое, как если бы на сцене играли спектакль, а в зрительном зале сидела и аплодировала бы не занятая в этом спектакле труппа. Меня уверяют, что это нормально, что важен процесс и все со временем наладится. Союз писателей ведет активную работу: почти каждый день презентации, встречи, юбилеи. Процесс? Конечно, процесс. И книг издается сейчас не меньше наименований, чем прежде. Правда, мизерными тиражами. Книжных магазинов в Ереване пять или шесть. Здесь купят пару штук, там пару…

Если кто не знает, существует также писательская оппозиция. Она долго и упорно воевала с писательским руководством, и смысл этой войны никто не смог мне толком объяснить. Заменим одну власть другой, и литература расцветет – так я самостоятельно трактовал (или сознательно упростил) цели и задачи этой великой битвы. От начальства, конечно, что-то зависит, но менять его в расчете на решительные перемены то же самое, что вызывать к безнадежному больному одного врача, другого, третьего. Есть предел возможностей, и эскулап поддержит разве что иллюзию жизни. Произошла категорическая дегуманизация общества, процесс этот глобальный, его можно придержать, но не остановить, до тех пор, пока он сам себя не исчерпает. Появилось поколение, проповедующее иную шкалу нравственных, культурных, эстетических ценностей. Вопрос в том, как расставить новые ценности, совмещая их с прежними, как соответствовать времени и быть услышанным.

«Ну, и как? Есть конкретные предложения?» – спросит недоверчивый Сергей. На что я бы привел примеры. Но делать этого (а тем более давать советы) не стану. Во-первых, у каждого свой путь, свой ритм жизни, во-вторых, не дока я в делах предпринимательских, а продвигать на рынке печатное издание – это сегодня такое же предпринимательство, как и любое другое. Журнал «Иностранная литература» в 90-е загибался, его астрономический тираж упал в десятки раз, сотрудники разбрелись кто куда, заместитель главного редактора стал писать бестселлеры под псевдонимом Борис Акунин; остался в непрезентабельном, с кособокой мебелью кабинете главный редактор А. Н. Словесный, проработавший в журнале пятьдесят лет. Алексей Николаевич – я тогда писал статью о толстых журналах и захаживал в редакцию – ломал голову над тем, как распорядиться скромной дотацией, чтобы попасть если не к подписчикам, то хотя бы в библиотеки. В перестроечный период выходила серия малоформатных книжек «Библиотека Иностранной литературы», позже придумали новый ход: создание собственного издательства «Иностранка», выпускающего лучшие произведения популярных зарубежных авторов. Сейчас эта серия под названием «Иллюминатор» продолжает выходить под логотипом «Иностранной литературы», но она уже практически независима от журнала. Ее выкупили. А тогда этот ход, несмотря на жесткую издательскую конкуренцию, в известной степени себя оправдал.

Не удержался от примера. Серия книг под грифом «Литературной Армении» – реально ли это? Опять же где деньги взять? Кто читать будет? Одно дело Курт Воннегут и Умберто Эко, другое – «под горою Арарат растет сладкий виноград». Кого сегодня привлечешь «сладким виноградом»? Экзотика времен «дружбы народов» отошла в прошлое.

…Я взял в редакции подшивки журнала за последние два года, обещал прочитать и скоро вернуть. Прихожу через неделю и застаю Мурадяна если не в радостном (таким я его еще не видел), то, по крайней мере, в менее мрачном, чем обычно, настроении. Оказывается, нашлись деньги на первый номер этого года. Министерство культуры, поддерживающее журнал, подкинуло пару тысяч. Деньги небольшие, но и на том спасибо. Другие и такой суммы не получают, сказал Сергей. Значит, первому номеру этого года быть! Аллилуйя! А дальше? Затянуть пояса и ждать следующих алиментов?

Сегодняшняя «Литературная Армения» – это, по сути, два человека: главный редактор, поэт и переводчик Альберт Налбандян и его заместитель Сергей Мурадян. Формально существуют также отделы прозы и очерка – по редактору на каждый – те в редакции появляются редко, по мере необходимости. Есть также корректор. Какое-то время журналу помогал Союз армян России, однако помощь эта внезапно прекратилась. Причина неизвестна. Возможно, пришли к выводу, что бессмысленно поддерживать журнал тиражом в 500 экземпляров, в котором нет глянца и рекламы. Сто экземпляров расходится по киоскам Еревана, остальные рассылаются по адресам (в Ереванский славянский университет, например). Читают ли его студенты, не знаю. Полагаю, в той степени, в какой вообще кто-либо что-либо читает. По крайней мере, отмечу тот факт, что молодежь Армении, даже когда общается на русском языке в Сети, пользуется не кириллицей, а латиницей. Может, и «Литературной Армении» перейти на латиницу?..

Так кто же все-таки интересуется армянской литературой вообще и армянской литературой на русском языке в частности? Кроме самих литераторов, разумеется. Сергей Мурадян уверен, что следует ориентироваться на диаспору, то есть всерьез заняться распространением и подпиской за пределами Армении. И я так думаю. Для этого журнал должен, как минимум, стабильно издаваться. Кроме того, считают главный редактор и его заместитель, надо создать Совет попечителей. Работа в этом направлении уже ведется. Совсем немного денег потребуется от каждого из его членов, чтобы журнал, существующий более полувека, продолжал издаваться.

– На «Ташир» деньги находятся, и какие! – замечает Сергей, имея в виду роскошную церемонию вручения ежегодных армянских музыкальных премий в Кремле.

Сие торжество, призванное подчеркнуть широту нашего размаха, транслируется по армянскому ТВ; правда, о нем не ведают москвичи неармянского происхождения, за исключением публичных персон, которых приглашают в качестве почетных гостей. Находятся деньги и на царские подарки – квартиры, машины – звездам, которых пешеходами без крыши над головой никак не назовешь. Считать чужие деньги – не самое достойное занятие, но как гласит известная поговорка, деньги идут к деньгам, и это не правило даже, а аксиома. Пусть идут. Каждый волен распоряжаться собственным капиталом, как ему заблагорассудится. Но такого рода мероприятия в условиях нашего спартанского капитализма еще резче подчеркивают контраст между незначительной частью и основной массой населения, порождая у людей не восторг, а чувство тоски и безысходности. Это похоже…

– ...на пир во время чумы, - вставляет Сергей. – А восточные песнопения, которые звучат на этих концертах. Непонятно, откуда взялась эта отуреченная музыка. Да ладно, бог с ними, – машет он рукой. – Учитывая прежний опыт, мы решили не связываться с крутыми бизнесменами. Будем вовлекать в Совет попечителей предпринимателей среднего уровня. Они-то должны понимать, что такое литературный журнал и зачем он нужен. Тем более, что и суммы потребуются вполне для них приемлемые… Ознакомился? Какое мнение? – Это он меня спросил, когда я положил ему на стол подшивки.

– Публицистика и очерк интереснее, чем проза, – сообщил я осторожно.

– Меня это не удивляет.

– В прозе не нашел ничего нового, яркого, необычного, – продолжал я, осмелев. – Ощущение, будто все пишут об одном и том же с разной степенью мастерства. Две-три постоянно повторяющиеся темы, которые больше годятся для социальных или исторических исследований. Что-то показалось более интересным, что-то менее.

– Что именно?

– Не стану называть имен. Одних похвалю, другие затаят обиду. Да и не в этом дело. Как ни крути, опять получается «под горою Арарат растет сладкий виноград». Авторы будто соревнуются, кто больше любит родину. Какая-то хроническая озабоченность судьбами народа. Народ – всё, человек – ничто. Как и прежде, заданные правила игры. Только теперь другая игра. А настоящий художник играет в собственную, никому не ведомую игру. Есть хорошие тексты, но нет пищи для ума. Этакий поток армянского сознания. Если прозу и публицистику местами переставить, ничего, по-моему, не изменится.

Сергей сквозь очки сверлит меня взглядом. Сейчас скажет: «Однако, ты, братец, загнул». Но не говорит, и я заканчиваю:

– Большая часть имен знакома мне с советской поры. Пусть будут. Но неужели нет новых авторов, тем, направлений?

Сергей устал сверлить взглядом. Поправляет очки и объясняет с присущей ему неторопливостью, что новые авторы есть, что их надо переводить, за переводы платить, а публицистику надо заказывать и тоже платить – вот почему редакция вынуждена ориентироваться на самотек, выбирать из того, что предлагают. Отсюда вывод: материальная поддержка нужна не только для того, чтобы журнал существовал, но в не меньшей степени для того, чтобы он улучшался, обновлялся. Однако если хочется поговорить о процессе, поговорим, отчего не поговорить. Сергей, напоминаю, критик, время от времени печатается в своем журнале и в других изданиях. Без большого, правда, энтузиазма: не видит в том практической пользы. Не потому, что смехотворные гонорары, а потому, что литературной критики сегодня, как он утверждает, практически не существует, она никому не нужна. И все же он сделал диалоги с прозаиками – с Ваагном Григоряном, а также с Гургеном Ханджяном, которого, кстати, считают наиболее интересным из поколения пятидесятилетних. Что касается процесса, то он таков: как только представилась возможность, молодые и не очень молодые авторы стали активно перенимать свободный, раскованный западный стиль повествования. Модернизм, постмодернизм – все как полагается. Куража больше, нежели содержания, но поиск этот небесполезен. Как говорится, перемелется, мука будет.

Наверное, будет. Но я стою на своем: нужен читатель, а его в пределах любимой отчизны не видать. Ни армяноязычного, ни русскоязычного. То есть в небольшом количестве он все же имеется, но у него свои предпочтения. Захожу недавно к старой приятельнице – на столе книжка, изданная в московском издательстве. Вся Москва, говорит, читает, номинант «Букера», возьми, почитай. Я взял, проглотил за вечер. Действительно, интересно. Не сногсшибательно, но интересно. С ног сегодня вообще мало что сшибает. Почти ничего не сшибает. Затишье сегодня. В том и курьез. Думали, рухнет старый режим, и такой взлет пойдет, только держись. О чем раньше нельзя было говорить – скажем, да так, что чертям тошно станет. Сказали, наговорились. Чертям тошно не стало. Нам стало. Что дальше?

Знаете, какая самая актуальная цитата из классики? Не знаете? Карету мне, карету! Я не настолько романтичен, чтобы записываться в пессимисты, но в оптимисты тоже не гожусь. Предпочитаю ругаться, иногда матом, это успокаивает, и в этом, пожалуй, одно из преимуществ нового времени: ругайся сколько влезет, вреда от этого нет, пользы тоже. Хорошо молодым, для них будущее за линией горизонта. В прямом и переносном смысле (карету мне, карету). Будущее нашего поколения хорошо просматривается. Протяни руку – достанешь. Как говорил Юрий Олеша, на расстоянии шепота. Что дальше? Не знаю, как вы, а я, стоящий на тонкой грани между пессимизмом и оптимизмом, рассчитываю на шепот, при котором должен обостряться слух, и, чем черт не шутит, может, в этом случае еще при жизни услышим друг друга.

Руслан Сагабалян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 27 человек

Оставьте свои комментарии

  1. вот, перед нами типичные интелигентные рассуждения. О чём? Ни о чём! И вообще, поглядите люди добрые, какой чудовщный вред порой исходит от писателей и поэтов всех мастей и оттенков! Ужас натуральный если задуматься поглубже. Некоторые писатели, те кто мыслют, отравляют сознание читателей разными выдуманными идеями и теориями. Это раз. А природу как портют-то, спошной кошмар! Кто считал, сколько лесов извели на бумагу, сколько гидросферы и атмосферы загрязнили целюллозные комбинаты, чтобы издать книги и журнальчики разные?! Вот сочинения Сталина чуть ли не 600 миллионым тиражом глупые люди отпечатали - это сколько же деревьев срубили-погубили! А в лесах ведь медведи разные и прочие севрюги обитали! А без лесов, ведь, того, исчезают бедные твари. Вот так-то и приходить мысля: нету людей вреднее литераторов, и чем больше тираж - тем вреднее! Так что хороший писатель тот, у кого наименьший тираж.
  2. Izvinite za latinicu, za neimeniem na iPad e kirillici. Maxno, originaljno konechno, no bessmislenno. Potomu kak, esli bi ne izvodili bumagu na knigi ne imeli bi vi vozmozhnosti izvoditj Internet prostranstvo I zhili bi sredi medvedey, vprochem mozhet vesjma komfortno. A rassuzhdenita bolee chem "o Chem". Rassuzhdeniya konkretno o Tom, chto stalo s obshestvom, gde perestali izvoditj bumagu na knigi. Lesa vse ravno rubyat, medvedey strelyayut, tak chto izvodyat vse, krome bumagi. Rezuljtat- nalico.
  3. Интересный материал, в духе Сагабаляна - блестяще написанный и в точку! Но эти "размышлизмы", остроумные и дающие истинную картину незавидного существования единственного русскоязычного журнала Армении, не привели, к сожалению, к разрешению проблемы: а какие пути выхода из кризиса видит автор статьи? Констатация факта прозябания "Лит.Армении" и без Сагабаляна всем общеизвестна... Я сам будучи многолетним автором журнала и другом Налбандяна и Мурадяна (лишь на днях был у них и поздравил с появлением веб-сайта журнала), понимаю, что в их руках практически ничего нет - они смотрят уже годами в руку "благодетелей", но решение, на мой взгляд, в том, что,учитывая катастрофическое положение в культурно-издательской сфере Армении, когда даже самые интересные художественные произведения и научные труды на армянском языке, т.е. государственном языке страны, лежат мертвым грузом (в буквальном смысле) в оставшихся одном-двух книжных магазинах города, потому что читающее население (вернее интеллигенция, которая их могла бы покупать в силу своих интересов и потребностей), просто неплатежеспособно! Книг, энциклопедий и справочников, нужных и отлично изданных, в книжных магазинах и пассажах Еревана полно, но их чаще просто перелистывают и угрюмо кладут на место - их цены заоблачны для подлинного ценителя и читателя Армении!Как может, допустим, научный сотрудник, рядовой преподаватель, учитель или даже госслужащий, чьи зарплаты составляют 50 - 85 тысяч драмов максимум выделить из своего семейного бюжета 5-10-20 тысяч на заинтересовавшую его книгу? Что важнее для его семьи - ценная книга или хлеб насущный для семьи, в которой иногда кроме самого хозяина никто больше не работает? Ответ очевиден... Решение же, на мой взгляд, назревает такое: если в Армении нужно поддерживать какое-то русскоязычное издание, пусть львиную долю финансовых расходов возьмет на себя Российская Федерация - ведь в нынешних условиях существования РА и РФ как самостоятельных и независимых государств, в первую очередь, сама Россия должна быть заинтересована в пропаганде в других странах культурных, идеологических и общелитературных ценностей на своем языке! Ведь когда США, Франция или Германия хотят "владеть умами и обществами" в других регионах мира, они финансируют различные программы, фонды и т.п. в странах "третьего мира" (признаемся, что и Армения для них скорее "третий мир"). Выход, наверное, только такой. Армянские издания (т.е. на армянском языке)еле пробивают себе дорогу на местном рынке, куда уж армянскому правительству полностью финансировать русскоязычные издания, которые практически никто не читает в эпоху засилья Интернета и бесплатно! Думаю, все это мог бы сказать и Сагабалян, но в силу специфики "Ноева Ковчега", издающегося в РФ, не посмел резать "правду-матку"... А вообще спасибо за нужную и правдивую публикацию.
  4. очень хорошо и достоверно о роли разного рода интеллигенции в России сказал Алексей Толстой в своей эпопее "Хождение по мукам". Одним словом, большинство литераторов (Ленин, кстати величал себя в анкетах "литератором") это такие паразитирующие слои населения, которые не просто сосут соки из тела Отчизны, но и разрышают своими материализовавшимися в книгах и фильмах мыслями души и тело этой Отчизны. Сами губят мир и сами же и льют крокодильи интеллигентные слёзы. Вот журналист Шахинджанян предлагает от "телеящика" на пол-часика отдохнуть и т. п. Молодец, изобрёл чудесный трюк! Спрашивается, а кто в этих ящиках дегенеративные образы создаёт то ?! А кто угодно, кроме сталеваров и доярок. Фукусиму-1 тож не сапожники придумали - а умники разные, дарвинисы этакие. Одним словом, человечество идёт по тупикой тропе, а поводырями выступают литераторы, разные львы толстые и прочие интеллигенты. Хорошо что СССР разрушился - иначе сибирские реки повернули бы в Каракумы. Видите ли, писателям денег не дают на издание журнала! Самы зарабатывайте! Или у вас мозги расчитаны только на решение задач по переустройству земного шара? Не меньше.
  5. Судя по вашему нику, вы анархист и рассуждения ваши в том же духе. Во-первых, бумагу, сэкономленную на книгах, пускают на рекламные буклеты, так что леса страдают в любом случаяе. Во-вторых, писатели не занимаются научными проектами, и реки вспять поворачивали не они, а технари, а это принципиально иной класс. Они могут служить кому угодно и делать что уодно, так как нравственная шкала у них размыта. Настоящая литература обращена не к рацио, а к чувствам, к душе, она формирует нравственность, понятия о добре, зле, совести, чести. Автор прав - произошла дегуманизация общества. Хотя думается, это периодически происходит во все времена.
  6. да какой из меня анархист! Скорее - монархист. Знаете, просто я согласен с мыслью Жюль Верна, мол технический прогресс не должен опережать в развитии общественные нравы. И литераторам разным, думается, не место в самозванной роли учителей народа. Просто ужас наблюдать эти масштабы уничтожения "цивилизованным" человеком своей среды обитания. Так что, полнокрасочный рекламный буклет о хот-доге может оказаться по конечному сезультату и вовсе безобидней малотиражной брошюры Фурье по реформированию общества.
  7. Успехов замечательному журналу "Литературная Армения"!
  8. Очень жаль, что нет сегодня с нами известного публициста и писателя Вардгеса Петросяна. Если бы он был жив, ситуация была бы иная. Я не знаю чтобы он сделал, но я уверен, он что нибудь придумал бы. Когда он жил и работал, создавал гениальные произведения, он уже тогда опережал своё время на 30-40 лет.
  9. кстати в 2012 году будет отмечаться 500-летие армянской печатной книги, организационный комитет возглавляет президент Армении. По решению UNESCO, в 2012 году Ереван объявлен всемирной столицей книги.
  10. По поводу В.Петросяна. Писатель он был средний, но человек энергичный и прогрессивных взглядов. В его время Союз писателей действтельно процветал, но не надо забывать, что и время было другое. Отчего не поцветать, когда на гонорар от книги можно было купить недорогую машину и все расходы шли из госбюджета. Петросян был человек государственного масштаба, он вполне мог быть и министром культуры, и кем угодно. К.Демирчян к нему прекрасно относился и шел навстречу во всех вопросах. Я в тот период сотрудничал с Союзом. Что бы делал В.Петросян сегодня - трудно сказать.Сегодняшний Союз писателей - это по существу келья, островок книжников, мало стыкующийся с внешним миром и отстающий от него по многим параметрам. Мероприятия, о которых пишет уважаемый автор, интересны только участникам этих мероприятий, а приглашенные из России гости, за редким исключением, мало известны у себя на родине. Мир расширился, и популярные личности предпочитают другие маршруты. Хотя стоило бы постараться. Ведь удалось же устроителям кинофестиваля "Золотой абрикос" вытащить в Ереван известных на весь мир кинематографистов.
  11. Во-первых, хочу выразить признательность Альберту Налбандяну и Сергею Мурадяну за их верность и преданность армянской литературе, за их замечательный журнал "Литературная Армения", который переживает, как и вся наша культура, тяжелые дни. На этих людей молиться надо. Еще есть в Ереване замечательный критик, поэт и переводчик Георгий Кубатьян. Эти трое МИРОВОГО масштаба. Остальные армянские литераторы - после кончины Гранта Матевосяна - слишком провинциальны. Их мало кто знает. Спасибо журналу "Дружба народов", который время от времени дает кого-то из армян. Во-вторых, приятно видеть уважаемого профессора Роберта Багдасаряна. Его читать всегда интересно. Он символизирует собой крохотный островок армянской духовности, которую не истребит никакой ублюдочный рабиз. В-третьих, не соглашусь с Мишей. Не вина Налбандяна и Ко, что армяне перестали читать. Да, проводимые в Ереване литературные мероприятия не имеют большого резонанса. Но не забывайте, что Ереван - объявлен столицей переводчиков СНГ и Балтии. Там регулярно проводятся конгрессы издателей, писателей, переводчиков. Гости постоянно бывают на могиле Маштоца в Ошакане. И вообще эти мероприятия вполне сопоставимы с "Золотым абрикосом"... Ну а Вардгес Петросян (его застрелили, если кто не знал, у подъезда дома. Царство небесное!) успешно возглавлял Фонд культуры Армении. Но на большее вряд ли мог претендовать.
  12. Грант Матевосян - это очень мрачные тексты; не читаются. а дочка у него - и того хуже.
  13. Господа, я почти год стучусь во все двери средних и побогаче предпринимателей, и рассылаю письма, ни ответа, ни привета... а на одну квартиру для Собчак можно было бы и "Норк", и "Гракан терт" и "ЛитАрмению" содержать где-то лет 10, а там или осёл, или хозяин осла... Под письмом подписывались все интеллигенты, вопрошая: "А государство о чём думает?" А государство о спорте только успевает думать, не считая политики и ещё кое-чего, а наш духовный хлеб мы должны добывать сами...
  14. Я не говорил, что Налбандян виноват в том, что армяне перестали читать. Я сказал, что нынений литературный процесс (все мероприятия, которые перечислил автор и те, что перечислил Макс)сам по себе, а народ сам по себе. Ему дела нет до Праздника переводчиков,он эту литературу не читает, а читает в лучшем случае Коэльо. Кубатьяна знаю, он действительно прекрасный переводчик. И ГригорХанджян, между прочим, неплохой прозаик. А Ваагн Григорян, упомянутый в статье, давно живет в Литве. А больше всего удручает то, что будь армянская литература во сто крат интересней, чем она есть, она все равно не заинтересует читателей Москвы и Петербурга. К писателям с фамилией на "ян" у них заведомо пренебрежительное отношение. "Армянин" у них ассоциируется с любым другим родом деятельности, но никак не с литературой. В советские времена армянских авторов в Москве издавали и знали не только их коллеги. Помню,увидел в метро, как русский человек читает книгу Перча Зейтунцяна. Согласен с Максом, что сегодняшная армянская литература процентов на 90 провинциальна. Но оттого и провинциальна, что нет живыз контактов с внешним миром, а есть формальные внутрицеховые мероприятия.
  15. Максу: Спасибо, милый, за теплый отзыв обо мне. В меру своих сил продолжаю быть полезным "русско-армянской духовной дружбе", все более, увы, увядающей в силу политических огрехов и неувязок (в основном, по вине российской стороны)и потому скорее раздражающей чисто армянскую лит.элиту... Я лично уже почти 15 лет пытаюсь вступить в Союз писателей Армении, но не прохожу, так как пишу в основном на русском языке и, следовательно, по мнению вершителей судеб армянской литературы, видимо, не представляю интереса для армянской литературы. Хотя являюсь автором изданных 5 книг и массы статей на армянском и русском языке, представляющих не только "местную ценность"... В Армении есть прекрасная местная творческая интеллигенция (причем русскоязычная тоже весьма сильна своим интеллектуальным потенциалом), но она мало что может сделать в нынешних условиях, о которых я упомянул в своем первом комментарии. Всего доброго!
  16. С интересом прочитал Ваши комментарии к статье и почти во всем с Вами согласен,кроме одного.Являясь более 10 лет постоянным читателем "Ноева Ковчега",я не заметил особую осторожность со стороны Сагабаляна или редакции.В газете всегда много острых и даже смелых материалов и не считаю,что в данном случае Сагабалян придерживался какой-то специфики и зажал правду-матку.
  17. Нужно всячески поддерживать журнал ЛА! В диаспоре много состоятельных людей, особенно в Москве. Ведь ЛА является проводником русского языка, русской культуры.
  18. Уважаемый г-н Багдасарян, прискорбно,что В СП Вас не принимают только потому, что пишете на русском. Но есть же в том же Союзе русская секция или она тоже формальна? Вообще, русскоязычных армяноязычные не очень любили и в советское время, хотя культурная элита больше, чем наполовину, состояла как раз из людей русскоязычных. По поводу боязни сказать правду-матку согласен с Арамом. НК порой печатает не только патриотические, но и остро критические статьи, вряд ли так уж страшно было сказать о том, что Россия не способствует разивитию русскоязычия в Армении. По случаю вспомнился подчеркнуто ироничный материал Сагабаляна о кодексе москвича (не помню, как назывался). Хотя, конечно, есть предел правды, за который не переступишь, иначе наживешь неприятности.
  19. У нас при церкви есть библиотека, где по выходным для детей проходят занятия воскресной школы. В библиотеке хранятся подшивки "Литературной Армении" за 60-80-е годы. Люди сами приносили журналы. Оказывается, в Риге было немало подписчиков этого замечательного журнала. И сейчас продолжают приносить старые номера: умер дедушка-подписчик, умерла бабушка, больше этот журнал в семье не читают, а выбрасывать рука не поднимается. Очень жаль! Молодежь наша вообще не читает, только у компьютера. Надо всем армянским миром помочь Альберту Налбандяну и его товарищам. И вообще надо бережно относиться к нашим культурным традициям.
  20. К сожалению, наступило время лавочников. Все деньги делают и не читают настоящей литературы. Разве что макулатуру.
  21. Милый друг! Было бе неверным сказать, что я лишь "русскоязычный" автор и литератор. У меня масса статей и на родном армянском,которым я владею со дня рождения, поскольку коренной ереванец и большой патриот всего армянского (без дешевого, конечно, "ура-патриотизма"), я печатаюсь и в армянских газетах и журналах, но, естественно, в этом случае более скован в своем мастерстве и "лингвистических изысках"... Русская секция в СПА есть, но она малоактивна и не всегда "проталкивает" свои "кадры", есть и "внутрисоюзные" драчки, когда идут "напролом" те, кто обладает большими возможностями (и дружескими в писательских верхах, и финансовыми). К счастью, для меня быть членом еле дыщащего и раздираемого противоречиями СП Армении - вовсе не идея фикс, но все же обидно, когда какой-нибудь молокосос уже "член" только потому, что накропал пару маловразумительных стишков и рассказов на армянском и выпил пару бутылок водки "с кем надо"... А так - да здравствует Жизнь!
  22. Да и бог с ней, с этой русской секцией. Волнует упадок культуры в целом. Я из тех динозавров, которые все еще читают книги, но вместе с тем застревать в прошлом нельзя Название статьи уже говорит о том, что уважаемые литераторы в мировоззренческом плане все же застряли в прошлом. И не только они. По армянскому телвидению нет литературных передач, творческих вечеров, а если и затрагивается литературная тема, то это Паруйр Севак, Шираз, Сильва Капутикян... Литература сегодня ребует такой же раскрутки, как шоубизнес. Если появится к ней интерес, появится интерес и к литературным журналам. "Литературной Армении"надо помочь, но боюсь, те, от кого это завивист, в таких форумах не участвуют. Надежда на то, что кто-то со стороны посоветует обратить на эту проблему внимание.
  23. Господа, все дело в бедности нашей Армении. Военные расходы огромны. Блокада турок и азеров. А тут еще чудовищная коррупция. На культуру, в итоге, остаются крохи. Да, нужны литературные передачи на TV, нужны литературные премии. Но пока господствует рабисский шоу-бизнес! На фестивале ТАШИР награждают премиями совсем не бедных людей, но "значимых". Гарик Мартиросян - миллионер, можно было бы не дарить ему квартиру в Москве. Как и Собчак - в Ереване. Если Самвел Карапетян такой крутой меценат, мог бы ввести ежегодную литературную премию. Так бы подстегнул писателей, был бы у нас армянский "Букер". Или премию кинорежиссерам, ведь пока не было ни одного путевого армянского фильма, ни одного! Все лучшее армяне прекрасно снимают за рубежом, в России, Европе или Америке. Наша Армения превращается в культурное болото, как это ни больно осознавать.
  24. вероятно, армянские писатели всех мастей и оттенков периодически страдают не только от нехватки денег, но в значительной степени, от творческих кризисов. Интересно, как молодые писатели РА объясняют своё стремление писать?
  25. НЕ столько молодые литераторы, сколько молодые литераторши, обычно незамужние. А литературные премии в Армении есть, премия президента, госпремия, и еще какая-то новая. Премии получают, но народу это по барабану, он этих книг не читает, а этих писателей в гробу видел в белых тапках. Он занят добыванием хлеба насущного, у него нет лишних 1000 драм на книгу или жунал. В советское время люди не были богатыми, но не были также на грани нищеты, свободного времени навалом, читай книги, выписывай журналы, ходи в кино. Сейчас есть в Армении несколько глянцевых журналов для "золотой молодежи", есть даже армянский "Космополитен". Читателей, может быть, человек двести. Выходит глянцевый журонал "Ереван" - то же самое, лежит в киосках нетронутый. Но "Ереван" большей частью распространяется в Москве, а все презентабьельное и дорогое, что рассчитано на Армению, неизвестно для кого издается - чаще всего это отмывка денег. Не надо обвинять народ, он поставлен в такие условия, ему дали понять, что знание, ум и талант не прокормят.
  26. Фестиваль "Ташир" взбудоражил всех Позор с этими квартирами. Армяне долго возмущались. А что вы хотите от Самвела Карапетяна! Парень из деревни, удачливый бизнесмен. Вот и старается, как и другой бывший сельчанин Ара Абрамян, чтобы его признала московская великосветская тусовка. Вот и швыряют деньги налево и направо... Гарик Мартиросян мог бы отказаться от этой квартиры и передать деньги, скажем, в фонд больных детей Армении. Но оказался жмотом. Он человек талантливый, спору нет. Но жмот! Свои миллионы привез в Ереван и купил брату политическую партию. То ли Лиьеральную, то ли Либерально-демократическую. Короче, херню какую-то. Такую карликовую партию может купить себе любой карапетыч или гарикмартиросян, у которого лишний миллион завелся. ДЛя удовлетворения своего тщеславия или для бизнеса (наверное, брату Гарика надо было тоже крышевать свой бизнес, вот он и заделался главным лмберальным демократом Армении). Гарик стал слишком коммерсантом. Хорошо, что Комеди клаб воспринимают в Москве как армянский бренд. Это приятно. Но он мог бы помочь продвинуть в КВН армянскую команду. После ЕрМИ и Новых армян уже больше 10 лет не было ни одной армянской команды. Мог бы Гарик создать такой проект? Конечно! Но там престиж нации, но денег нет. А деньги Гарик полюбил крепко.
  27. что до "Камеди клаб", то в её продукции, по моему мнению, очень мало армянского - какои-то юмор подозрительный.
  28. человек пишуший, конечно будет писать несмотря на то публикуют его или, нет. зачем такой человек пишет? он и сам не всегда в точности знает. Можно было бы в РА издавать литературную газету, недорогую. Очень жаль, что в большинстве стран мира, интеллектуальная работа , как правило, не обеспечивает человека высоким доходом. что посоветовать? не ведаю. вот в Нигере нависла угроза голода? нигериец, конечно, будет думать о кореньях, а не чтении Ов. Туманяна./ Но всё наладиться, я уверен.
  29. Говорите, Гарик полюбил деньги. А кто их не полюбит, когда они текут рекой? Тут и родственники появятся, и друзья, и всем что-то от тебя нужно. Есть ли что-то армянское в Камеди клаб? Есть легкая ирония.Армянскую тематику в большом количестве российский телезритель не сегодня воспримет, а они работают на россиян. По поводу таширских подарков. На черта Ксении Собчак квартира в Ереване? Она что, поедет туда жить? Вы правы: все это делается для того, чтобы войти в "светские круги", стать равными им. Армяне сорят деньгами - пусть сорят, дураку ясно, что хотят из категории второго сорта перейти в категорию первого. Подарки примут, но снисходительное, ироничное к ним отношение останется неизменным. И не подарки это а по существу подношения.
  30. Все правильно говорите. Все эти самвелыкарапетяны, араабрамяны не имеют чувства собственного достоинства и национальной гордости. Русская элита воспринимает их как второсортных. Порода есть порода, а деревня есть деревня. Столько полезного эти двое могли сделать. Но делают только с рассчетом, чтобы их бизнес в России не был под угрозой. Они неуверенны в себе. Вот и ведут себя так.
  31. Их тоже понять можно. В нынешних условиях лавочку всякого предпринимателя могут прикрыть в два счета.Иноземцы не свои, они на правах гостей и останутся гостями,проживи в России сколько угодно,и они это прекрасно понимают.
  32. Правильно, апер, наших бизнесменов в Москве можно понять. Сочувствую им, так как в России к кавказцам относятся в целом плохо. Но эти двое не просто бизнесмены. Они позицируют себя как крупные армянские общественные деятели в России. Особенно Абрамян, президент САР. Но деревнский дух в них продолжает жить, а еще в них бизнесмен победил национальных лидеров. Вот и заискивают перед русскими, шестерят. Вот и дарят разным ксюшам квартиры, только вызывая ненависть у армян. Обидно на все это смотреть...
  33. Еще раз прочитал статью Сагабаляна и еще раз "почувствовал разницу". Тут прекрасный русский язык ("русский русский"). А на политические темы в НК пыжатся и умничают на "армянском русском". Но там важные темы поднимаются, чуть не судьба Армении решается. А у Сагабаляна - "всего лишь" какая-то литература. Нечто совсем не обязательное. Общество в Армении такое, читателей попросту нет! Сами знаете, кто сегодня правит бал в стране. Что же теперь, опустить руки и закрыть журнал, о котором здесь говорим? Ни в коем случае! Надо подбрасывать поленья (точнее - щепки) в чахлый костер нашей духовности и культуры, дабы он не погас окончательно. Мне понравилась идея с созданием Попечительского совета. Конечно, в его состав должны войти известные и по-хорошему амбициозные люди (не свадебные генералы типа Джигарханяна). 6-7 персон (см. ежегодный список 100 известных армян России в НК). Конкретный разговор с ними: поддержи журнал - войдешь в историю нашей литературы, дети и внуки будут тобой гордиться... В подписку в диаспоре не очень верю. Ведь пересылка журналов тоже чего-то стоит, и немалых денег. Впрочем, попробовать можно. Наконец, реклама. А почему ее нет в "Лит. Армении", разве это зазорно? Все российские толстые журналы ставят рекламу. И последнее замечание. Сагабалян пишет об эстонском опыте. Да, упомянутые журналы "Таллинн" и "Новый Таллинн" как-то выживают. Однако грант Фонда культуры получить не так просто. И журналы эти все же читают и худо-бедно покупают - русских в Эстонии все-таки больше, чем русскоязычных читателей в Армении. А вот в соседней Латвии журнал "Даугава", собрат "ЛитАрмении", давно уже приказал долго жить...
  34. Во многом согласен и с Вами, и с автором. Дело даже не в "Литературной Армении", а в сложившейся ситуации. Хорошо, рускоих в Эстонии больше, чем в Армении. Но ведь могли бы ограничится одним журналом и книги на русском не издавать. А издают не только русских авторов, но еще и армянку. В свое время читающих на русском в Армении было гораздо больше, чем в Эстонии, но в силу обстоятеьств они разбежались К тому же, русскоязычная культура в Армении имеет более давние традиции, нежели в Эстонии. Просто никто в развитии этой культуры сегодня не заинтересован, в том числе и РФ не заинтересована (ей бы собственную культуру на ноги поставить). Вообще, никому ни до чего дела нет - это общее положение вещей. Каждый копошится в собственном огороде. Если честно, не думаю, что современная армянская литература (так же, как литература других бывших союзных республик) может похвастаться великими достижениями, но процесс безусловно важен и поддерживать ео бюезусловно нужно.
  35. Важный это вопрос. Ведь людям нужны не только хлеб и зрелища. Нужна и культура. Посмотрите на Ливию. тАм был, наверное, самый высокий уровень жизни среди арабских стран, не считаю Эмираты, Кувейт, Катар. Бензин - копейки стоит, медицина и образование - бесплатны, за рождение ребенка семья получала кучу денег. Короче, Каддафи в своей джамахирии построил настойщий социализм. Но ливийцы поняли, что пузо сыто, но свободы нет. Посмотрели, как живут соседи, те же тунисцы, не говоря уже о ливанцах. Да, в Ливане воевали, но там не было страха, как в Ливии. И вообще людям захотелось что-то значить в этом мире. Ливия вообще не участвует в спортивном движении, не снимает кино, нет театра, нет достойных писателей. Одним словом, труба. Что-то подобное создают в Туркменистане Туркменбаши и его преемник (только народ там на порядок беднее, чем в Ливии). К чему все это я? Первоочередная задача Армении - защитить Арцах от ублюдочных чушек с Апшерона и создать рабочие места, чтобы люди не уезжали. Но не менее важно, чтобы культурное пространство в Армении не сужалось, а развивалось. Как на русском, так и на армянском.
  36. когда людям жить не на что, коглда вся надежда на детей, зарабатывающих в дальних странах, когда каждая встреча с врачом влетает в копеечку, когда страна превратилась в гетто, о какой к чертовой матери изящной словесности может идти речь?
  37. А тут речь идет, уважаемый, не об изящной словесности. Речь идет, как вообще сохранить КУЛЬТУРУ. Без нее мы превратимся в стадо животных, в скотов - тихих и буйных,в серую толпу, массу... Вы сами убежите из такой страны. Читайте внимательней посты!
  38. прямо какая-то истерия нагнетается в некоторых СМИ о якобы дегуманизации общества РА. не верьте таким оценкам - они недостоверны!
  39. без этой вашей "культуры" мы как-нибудь проживём, а вот без духовности и возвращения к христианским ценностям - точно худо будет людям.
  40. Господин Дополнение, слово "культура" закавычивают одни идиоты и недалекие люди (для малограмотных: в данном случае оно идет в сочетании - слово "культура"). В истории был один неврастеник, который при слове "культура" брался за револьвер. И не занимайтесь демагогией, собираясь возвращать духовность и христианские ценности без культуры. Это будет серая, безмозглая и малограмотная толпа, которая валом валит в церковь (типа духовные люди, к христианским ценностям тянутся). Нечто похожее мы наблюдаем не один десяток лет у мусульман. Афганцы из Талибана вообще супердуховный народ - эти выродки из крупнокалиберных пулеметов шмаляли по песчаным скульптурам Будды. Весь мир этот вандализм наблюдал. А ведь эта неграмотная шантрапа тоже вернулась (по-своему, правда) к духовности и своим религиозным ценностям. Так что, Дополнение, думайте прежде, а потом пишите. Кормить семьи надо, зарабатывать надо, но без КУЛЬТУРЫ все в скотов превратятся - от комедийных новых русских до уродов-шахидов. Культура там вообще и близко не была...
  41. видать вы такого разлива интеллигент, который ужаснётся при предложении демонтировать мавзолей Ленина. Культура культуре рознь - нельзя слишком серьёзно воспринимать творческие продукты всех этих грешных людей. чуточку ирония, самоирония и сарказм здесь не помещает.
  42. спасибо всему коллективу ЛА
  43. Гарегину. ливийцы как-раз к сожалению НИФИГА не поняли, и врядли поймут.
  44. согласен с товарищем, считающим, что духовность - это не церковь и не мечеть. Религиознай фанатизм не обогащает людей, а объединяет их в некую толпу, порой агрессивную. Я не против церкви, но культура - это другое.Это литература, театр, кино, музыка, живопись...Без культурной элиты народу не быть народом, и его, я думаю, сознательно лишают сближения с этой культурой. Она не предсказуема, а церковь предсказуема и потому безопасна. ЛА надо издавать и впредь, но им следует расширить свой кругозор, предъявлять читателю новое, необычное, порой шокирующее, а не идти по накатанному, по пути наименьшего сопротивления.
  45. если некие люди своим творчеством противостоят Творцу, то это это не "культура" - а "антикультура". практически всё армянское средневековое культурное наследие создано в рамках христианской традиции. разные бесовские театрализованные представления, например образец антикультуры.
  46. Стивен, ну что вы заладили про своего Творца! Тут некий Дополгнение считает, что времена тяжелые, жрать нечего, никакая культура армянам не нужна. Это неверно! Без культуры будет не нация, а толпа скотов. Типа обкуренных шахидов, которые орут "аллах акбар", изображая из себе духовных и религиозных (читай - праведных), и взрывают метро, вокзалы, дома... Эти ублюдки тоже говорят про Творца. Но культуры там нет и никогда не было! В их аулах культивировалась жестокость, право сильного (отбери у слабого!), презрение к неверным. И тоже под знаменем своего Творца совершали преступления.
  47. когда писателю "жрать" нечего, это ещё не причина чтобы не писать триллеры и пьесы. прочтите дневники Д. Хармса, он в последние годы буквально голодал, разрушался духовно и ... капитулировал; физическая гибель наступила чуть позже душевной. значит, он вероятно не совсем подлинный литератор был. а вот Заболоцкий в отличие от Хармса прошёл через ад - и прошёл. а шахиды здесь совсем ни к селу ни к городу - фанатики всегда проигрывают.
  48. А чо вы скажете о Феллини, который изображал церковь карикатурно? А что вы скжете о фильме "Искушени Христа", запрещенном католической церквью к показу? А что вы скажете об охоте на ведьм в те средневековые времена? Если бы искусство подчинялось догматам церкви, оно бы ни на шаг не продвинолось вперед. Творец и церковь - это не одно и то же. Писатель, следующий любым догматам - уже не писатель. Тем и хорош всякий хороший писатель, что у него свой взгляд на общеизвесные истины.
  49. Графа Толстого вообще отлучили от церкви. Это разве мыслимо!!!
  50. если бы Феллини снял карикатурный фильм по историям гибели своих детей - то он поступил бы как истинно творческая личность. У Акопа Джугаеци есть миниатюра "грешники в аду", там изображены, вероятно, разные феллинообразные.
  51. Дорогой Стивен, вы слишком категоричны. Полагаю, ошибаетесь, думая, что церковь выдает путевки в рай или в ад.
  52. ...И то по блату! Церковь совсем-совсем испортилась, Стивен. Слишком материалистами стали священники, слишкком сытно и красиво жить хотят.
  53. мы спорим совершено о разных вещах. это не категоричость - просто такое настроение позавчера было. / если бы гипотетические инопланетяне изучали землян по сочинениям Золя, они впали бы в шок.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты