Музейная ночь в Ереване
В Армении настали теплые дни - земля и деревья оделись мягкой плотью зелени. По вечерам все больше народу стало стекаться к центру города, к «Поющим фонтанам». Все больше улыбок и радости можно прочесть сегодня на лицах соотечественников. И дело тут не только в настроении армян – по всему видно, что Армения стала нынче более предсказуемой и стабильной.
На этот раз вечерний Ереван был по-праздничному многолюден и ярок. С вечера 14 мая до полуночи шестьдесят музеев Армении присоединились к акции «Ночь в музее», которая проводится у нас в стране в седьмой раз. В нынешнем же году это ежегодное мероприятие, посвященное Международному дню музеев, прошло под девизом «Письменное наследие», что объясняется предстоящим событием: в 2012 году Армения отметит 500-летие издания первой печатной книги.
Фактически Ереван стал двенадцатым городом, провозглашенным ЮНЕСКО Всемирной столицей книги 2012 года.
Но вернемся к музеям. «Ночь в музее» впервые была проведена в Берлине в 1997 году. В 2002 году директор ереванского Музея Сергея Параджанова Завен Саркисян получил от директора музеев Франции письмо с предложением принять участие в этом международном мероприятии. Стало быть, музей Параджанова стал первым из музеев Армении, который вместе с 10 странами Европы провел акцию «Ночь в музее». С 2005 года Армения официально присоединилась к этой международной акции, креативная идея которой – показать широкой общественности ресурсы и потенциал современных музеев, отследить самые актуальные тенденции в искусстве, а также посетить места, в которые давно не удавалось попасть.
Это мероприятие стало причиной того, что в большинстве отечественных музеев, рядом с традиционными экспонатами, был представлен весь раритет: старейшие книги, уникальные экспонаты из музейных архивов. Устроители выставок ориентировались на конъюнктуру, сложившуюся на мировом художественном арт-пространстве. Музеями был обеспечен не просто ночной доступ к постоянным экспозициям, но и были представлены специальные проекты.
В отличие от прежних лет, в этом году в акции принимали участие и региональные музеи. Наше население, особенно в марзах, из-за финансовых средств не всегда может позволить себе посетить тот или иной очаг культуры. А в этот день охочая до зрелищ публика могла побывать на подлинном празднике искусств. Однако объять необъятное и посмотреть все представленные музейные программы было невозможно. Поэтому выставочные премьеры сопровождались как специальными программами – выставками одного дня, экскурсиями, мастер-классами (для детей – кукольными представлениями, интерактивными играми, показом мультфильмов), так и сопутствующими развлечениями: разнообразными музыкальными программами.
Пока в Национальной галерее Армении взрослые смотрели работы нашего соотечественника, американского скульптора Хорена Тер-Арутяна, дети тем временем неотрывно смотрели армянские мультфильмы, предоставленные Robert Sahakyants Production.
В галерее можно было увидеть и выставку ограниченного издания публикаций и произведений искусства 1991-2011годов Национальной галереи Армении.
Главная изюминка, которую галерея решила запустить в проект, – маленькие посетители своими руками создавали оригами для всех, кто пережил землетрясение в Японии. Корзина, полная бумажных журавликов, уже ждет своей отправки.
Приятным сюрпризом была премьера постановки английского алфавита Государственным театром пантомимы.
В Доме-музее Мартироса Сарьяна впервые была представлена цифровая экспозиция акварелей Сарьяна «Сказки и сны» и все рукописи его книги «Записки из моей жизни», сделанные в 1939-1940 годах. А после был организован показ слайдов и фотографий с недавней выставки работ Сарьяна в Третьяковской галерее. Ну, а затем по уютной музейной традиции, заложенной директором музея, внучкой Сарьяна Рузан Сарьян, ближе к вечеру состоялось чаепитие.
Оригинально подготовился к мероприятию и Дом-музей Ованеса Туманяна. Учащиеся Художественного училища им. Г. Даниеляна организовали выставку своих работ. С десяток этюдников стояли у входа в здание училища, предоставляя прохожим радость созерцания детских картин. Придумка неновая, но всегда эффектная. В одном из залов музея – рукописные воспоминания дочери писателя Ашхен Туманян о семье. «Воспоминания о семье» – так называлась выставка, где были представлены снимки и письма Ованеса Туманяна.
Детская программа «Звуки и цвета», проводимая в Доме-музее Арама Хачатуряна, также дала возможность молодым художникам показать, кто во что горазд.
Выступление ансамбля народных инструментов Центра искусств «Нарекаци» было слышно достаточно далеко от Дома-музея Аветика Исаакяна, где оно проходило. У входа в музей за считаные минуты скопилась очередь, которой предстояло не только дослушать концерт, но и ознакомиться с письменными воспоминаниями Ав. Исаакяна. Выставка фотографий города Ани XIX века приковывала внимание, никого не оставляя равнодушным.
Дом-музей Егише Чаренца предложил своим посетителям выставку, на которой впервые были представлены книги из личной библиотеки писателя. Вечер украсило литературно-музыкальное представление в исполнении актеров Театра Станиславского о письменных воспоминаниях Егише и Изабеллы Чаренц.
В Музее Ерванда Кочара посетитель смог получить полное впечатление о работах художника. Это и скульптуры, и графика, и произведения изобразительного искусства. Бесподобные пластические трансформации Кочара. Собственно, только в музее Кочара и в центре «Помпиду» можно быть очевидцем авангардного искусства Кочара под названием «Пространственное искусство». Для многих пришедших в музей Кочара работы его стали настоящим откровением.
Посетитель музеев в тот вечер нуждался не только в духовной пище, подсознательно он по-своему требовал и эмоциональной разрядки. Не случаен был шквальный натиск желающих побывать в Музее Сергея Параджанова – музее, способном высвободить фантазию зрителя. Помимо постоянной экспозиции, здесь были представлены новые документы о С. Параджанове, полученные с Украины.
В Музее современного искусства, где органично прослеживается путь к современности через наследие, прошел вечер памяти, посвященный основоположнику музея Генриху Игитяну. Персональная выставка фотографий Камо Нигаряна Meta Hallucinations также была посвящена Игитяну. Затем была музыкальная часть программы: женский хор церкви Св. Месропа Маштоца сменило выступление Левона Малхасяна. Джаз в его исполнении звучал без перерыва.
Совершенно иная картина в Музее истории города Еревана. Танцы под старенький патефон в фойе – «Вальс наших воспоминаний», пары вальсирующих легко и ненавязчиво подключали людей к общему бальному танцу. Был и показ старых фильмов об истории Еревана, а также картины, снятые в столице Армении. В их числе – первый звуковой фильм «Пепо». В этот день воспитанники Училища имени Коджояна дарили посетителям их портреты. Но самым необычным был экскурс «Ксенофон и армянское пиво», сопровождаемый дегустацией разных сортов пива...
Интересной была задумка сотрудников Дома-музея Дереника Демирчяна, взявшихся запечатлеть мысли Демирчяна в виде художественно оформленных открыток.
Две выставки – «Геометрические образы и формы» Иваны Шрамковой и «Песня земляных цветов» Акопа Акопяна открылись в Центре искусств Гафесчян.
Национальный музей-институт архитектуры Армении всецело обратился к архаике, составив сразу четыре экспозиции: «Армянский алфавит и наскальные рисунки», «Современная армянская и средневековая архитектура», «Первое небесное изображение на земле по письменным источникам» и «Памятные плиты Еревана как свидетели истории Еревана». Профессиональный подбор фотографий и тематическая согласованность создали необыкновенный изоряд, которому наверняка предстоит не меньше месяца быть представленным в здании Национального музея.
Ну, а главное хранилище образцов армянского книгопечатания – «Матенадаран», несмотря на представленную постоянную экспозицию, приняло рекордное число посетителей.
В музее «Эребуни» тем временем выступала Государственная капелла под руководством Оганеса Чекиджяна. Живое созвучие человеческих голосов завораживало, несло вверх, к небу. Символично прозвучал в музейном антураже и гимн Еревана.
К полуночи, презрев все обстоятельства, удалось вместе с туристами из Франции подняться высоко в крепость, откуда открылась сотканная из контраста предельной абстрактности и зримой предметности потрясающая панорама ночного Еревана.
Куранты на площади Республики пробили полночь. Желанный промоушен музеев с незакрытыми дверями, можно считать, удался. Акция эта продемонстрировала гармоническое тождество усилий и результатов армянских музеев.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии