Потенциал развития армянской экономики далеко не исчерпан
Интервью руководителя исследовательского центра «Альтернатива», доктора экономических наук, профессора Татула Манасеряна газете «НК»
– Г-н Манасерян, президент Саргсян пообещал освободить от налога на прибыль на 3-4 года любое инновационное производство, способствующее импортозамещению. Как Вы считаете, реально ли это?
– Как экономист я могу лишь приветствовать такое заявление. Очень надеюсь, что в скором времени оно отразится в наших законах, что позволит его осуществить на деле. Убежден, что в случае отсутствия налоговых привилегий буквально ни у одного частного субъекта не будет никакой заинтересованности развивать нашу экономику. Особенно это касается горных и приграничных регионов Армении, имеющих серьезные проблемы с инфраструктурой и другими факторами. При этом немаловажно, что создание подобной атмосферы стимулирует развитие реального сектора экономики, что позволит получать доходы, которые впоследствии все будут обложены налогами. То есть, частично пожертвовав фискальным планом сегодня, мы получим на уровень более высокую собираемость налогов завтра.
– Представитель МВФ в Армении Гильермо Толоса посчитал нецелесообразным ввод налоговых льгот, заявив, что это приведет к появлению новых рисков в выполнении фискального плана, который и так находится в Армении на низком уровне...
– Это вполне естественный отклик в ответ на апатичное отношение правительства к экономике. Не думаю, что с нашей стороны были предприняты серьезные попытки представить финансовым организациям реальную картину армянской экономики. Разъяснить им, что они сами, как кредитодатели, заинтересованы в развитии нашей экономики. Это парадоксально, но на протяжении последних 20 лет у нас не нашлось ни одного министра, который доступно разъяснил бы нашим западным партнерам, в чем суть подобных программ. Конечно, в первую очередь, это наша вина, а не МВФ или ВБ.
– Можем ли мы констатировать, что сегодняшнее состояние экономики, в частности малого и среднего бизнеса, уже не позволяет гаранту возврата внешних кредитов в лице государства выполнять свои внешние обязательства?
– К сожалению, можем, и главное, что в первую очередь это осознает президент страны, чего нельзя сказать о его кабинете министров. Рецепты управления экономикой, которые нам предлагаются Западом, сильно устарели. Парадокс ситуации в том, что эти рецепты не имеют уже полезного воздействия даже для самих западных стран, не говоря уже об Армении. На мой взгляд, мы давно уже дошли до ситуации, когда общий долг государства уже приближается к 50% ВВП. Практически за один последний год Армения почти утроила внешний долг. На 1 января 2009 года внешний долг составлял 1,5 млрд долл., а к концу 2010-го – 4,5 млрд. При этом, утроив внешний долг, мы практически не видим, на что вообще ушли эти заемные средства, настолько неэффективно их использовали. Предполагалось, что эти средства помогут нам с управлением обслуживания внешнего долга, но этого пока не ощущается. Для меня даже не столь важно то, сколько мы берем, сколько то, на что мы это расходуем.
– Власти и оппозиция дают противоположные прогнозы относительно будущего армянской экономики. Каков будет Ваш прогноз, учитывая ее сегодняшнее состояние?
– Не являясь сторонником пессимистических прогнозов даже при наличии самых худших сценариев развития экономики, я убежден, что ее потенциал еще далеко не исчерпан. Это особенно актуально, учитывая наличие диаспоры. Однако мне кажется, что, прежде чем говорить о политических гарантиях, для начала следует поговорить об образовании взаимного доверия между родиной и диаспорой. А для этого нужны некоторые предпосылки. Начнем с того,
что сегодня Армении остро не хватает профессионалов. В определенных кругах отсутствует искреннее желание вообще сдвинуть это дело с мертвой точки, так как профессионалы могут появиться лишь тогда, когда они будут востребованы, это я говорю вам как профессор. В Армении же люди заведомо приходят в вузы лишь для получения диплома, но не за самими знаниями, так как они не знают, где их потом использовать. В конце концов, ни один из министров науки и образования ни разу не обратил внимания на то, сколько у нас безработных, окончивших вузы за счет государства. Это абсурд, и ответственные чины, наверное, все же могли подсчитать, сколько государству нужно специалистов в реальности. Нужно провести детальную инвентаризацию всех ресурсов Армении. Нужна инвентаризация природных ресурсов, оценка всех недр, финансов, промышленности. Лишь после всего этого мы поймем, какие у нас могут быть конкурентные преимущества и чего мы хотим от международных организаций, от диаспоры и т.д. Лишь после сопоставления всего этого мы получим реальную программу экономического развития.
– Насколько эффективна политика Центробанка по сдерживанию инфляции монетарными методами, учитывая, что темпы инфляции продолжают расти?
– Критически относясь ко многим элементам политики Центробанка, тем не менее, отмечу, что даже в случае, если он будет проводить самую эффективную денежно-кредитную политику, обуздать инфляцию он не в состоянии. Наличие подобных порочных явлений, образующих реальное ценообразование, как монополии, олигополии и т.п. – лучший ответ на поставленный вами вопрос. То есть, на мой взгляд, здесь не в полной мере выполняются функции налоговых, таможенных органов, Государственной комиссии по защите экономической конкуренции. При этом ни для кого не является секретом, что «дешевая» национальная валюта способствует увеличению экспорта во всем мире. В случае с Арменией этого не произойдет, потому что наличие политики импортозамещения еще не означает автоматического стимулирования экспорта. Это две разные вещи. Понятно, что кто-то упорно стремится скрыть реальную ситуацию в экономике и финансах, сваливая все на одну-единственную структуру в лице Центробанка.
– Президент также заявил о необходимости серьезных реформ в экономике. По сути, было предложено взвалить на коммерческие банки такую головную боль, как льготное кредитование аграрного сектора, переживающего не самые лучшие времена. Способны ли коммерческие банки, имеющие избыток ликвидности, вытянуть аграрную или какую-либо иную отрасль экономики? Идет ли речь о традиционных половинчатых мерах по реанимации экономики или же наверху осознают, что эти припарки уже не помогут?
– Мы будем ограничиваться половинчатыми мерами до тех пор, пока правительство не перестанет имитировать бурную деятельность и не начнет реально работать. Люди, сидящие в министерских креслах, не выполняют элементарных директив, принятых еще в 2008 году. Правительство не выполнило ни одно из положений предвыборной программы президента. Поэтому президент должен не просить, как он это недавно делал, а требовать результаты, к примеру, у того же министра экономики, два года проваливающего сферу финансов. Что же касается кредитования аграрного сектора, то это всего лишь средство по спасению утопающего. Вопрос же, как это сделать, по-прежнему остается открытым. В этом вопросе я склонен сравнивать Армению не с ЕС или США, а, предположим, с тем же Казахстаном, где проводится индустриализация аграрного сектора, реальная инновационная политика, оживление малого и среднего бизнеса и у которого нам, бесспорно, есть чему поучиться. Тому же аграрному сектору можно помочь не только крупными банковскими кредитами, но и микрокредитованием, которое очень эффективно используется во многих странах СНГ, в том числе и в России. Таким образом, больших денег становится меньше, а маленьких больше, вот на чем следует ставить акцент.
При этом в сельском хозяйстве эти кредиты можно успешно осваивать лишь тогда, когда государство будет знать, что прежде всего следует развивать в Армении. Поэтому дело вовсе не в количестве выдаваемых кредитов. Комбанки в основном не выдают кредиты на подобные цели из собственных ресурсов, используя ресурсы, которые заимствует государство у других стран или финансовых организаций. Поэтому недопустимо, получив, к примеру, от KFW кредит под 0,75%, позволять комбанкам кредитовать ту или иную сферу экономики под 24%. Я так считаю, потому что, если под риском вдруг окажется возвратность кредитов, отвечать за это, в конечном счете, будет государство. Комбанки должны кредитовать экономику на условиях, приемлемых для государства. К примеру, по процентной ставке максимум до 10% и иметь при этом прибыль, в то же время позволяя этим длинным деньгам работать.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии