№ 11 (170) Июнь (1-15) 2011 года.

Метрополитен – наша печаль и надежда

Просмотров: 4577

В марте 1981 года в г. Ереване под всеобщее ликование открыли первую линию метрополитена, которая начиналась станцией «Дружба» в конце улицы им. Маршала Баграмяна, проходила через всю центральную часть столицы и завершалась станцией «Давид Сасунский» у привокзальной площади. Всего она включала в себя 4 станции. Конечно, негусто, но ведь всегда с чего-то надо начинать.

Ереванцы смаковали это событие разговорами, как наш первый секретарь задабривал лично Леонида Ильича Брежнева, что вначале метрополитен назывался скоростным трамваем, что пришлось сделать приписки населения из близлежащих поселков для того, чтобы город стал миллионным, да и вообще какие мы, армяне, шустрые, и еще сотни других баек, переплетенных с полуправдой, по этому поводу.

     В период с декабря 1981 по декабрь  1989 г. было открыто еще 5 станций, а в 1996 году станция-депо «Чарбах». Протяженность линии достигла 13,4 км. Для полноты счастья оставалось соединить линиями метро основные жилые массивы города. Однако после развала Советского Союза финансировать строительство метрополитена в небольшой стране с ограниченными возможностями стало тяжело, тем более, что до мая 1994 года в Карабахе велись активные боевые действия и свободные ресурсы направлялись туда. Однако с тех пор прошло уже 17 лет, и за этот период, при желании, можно было сдать хотя бы 2-3 станции, не говоря уже о долгострое в Ачапняке и Давидашене, который мозолит глаза ереванцам уже 30 лет.

   Ведь строятся же в нашей стране и столице сотни километров неплохих автомобильных дорог, стоимость которых хотя и ниже подземных трасс метро, но уже сопоставима с ними, не говоря уже о наземных участках трассы.

Кстати, можно было использовать под метро уже готовую железную дорогу, таким образом, эта наземная часть метрополитена обошлась бы в разы дешевле. На отдельных ее участках рельсы сохранились и сейчас.

  Так в чем же дело? Почему же развитие метрополитена вообще остановилось? Причин несколько. И одна из них, на мой взгляд, следующая.    Очень многие влиятельные бизнесмены Армении, в том числе и депутаты парламента, являются владельцами различных автопарков такси и линий маршруток. Поскольку в своей жизни они руководствуются только личной выгодой, а не интересами страны, то эти люди саботируют все решения, связанные с развитием метрополитена, в самом зародыше.

   Большинство депутатов  парламента никогда не выступают на его заседаниях, никто вообще не слышал от них никаких дельных предложений и вне трибуны, а вся их работа сводится к лоббированию своих интересов и блокированию любых  идей, не приносящих им  личных дивидендов. В кулуарных беседах эти «деятели» обосновывают свою позицию по Ереванскому метрополитену его убыточностью. Но, во-первых, я вообще никогда не слышал о доходных метро, да и не это является целью их строительства, а во-вторых, кому в жизни встречался хотя бы один хозяйственный субъект, включая даже парикмахерскую или сапожную будку, который был бы рентабельным, будучи мало посещаемым клиентами. Но главная причина убыточности метрополитена, конечно, кроется в его малочисленных станциях. Человек не сядет в метро, если он должен долго добираться до него, а затем снова мучиться в пути после окончания поездки. Однако при разветвленности метрополитена многие жители предпочтут его, даже имея личный автотранспорт, особенно снежной зимой и знойным летом. Таким образом, метрополитен если не станет рентабельным, то, уверен, приблизится к самоокупаемости. А маршрутные такси будут за небольшую плату работать в коротком плече вокруг одной станции или соединять две, три, при этом заработок водителей только увеличится (опыт Москвы и др. городов).

   В Ереване проживает более одной трети населения и находится основная часть предприятий страны. Однако нельзя такой огромный (в масштабах Армении) людской и промышленный потенциал сосредотачивать в одном месте. Город плохо проветривается, чему еще больше способствовала хаотичная застройка его центра в последние годы многоэтажными зданиями-монстрами.

Фактически исчезло само понятие дворов, так как эти здания втиснуты тут и там на месте детских площадок, небольших дворовых бассейнов. Сейчас можно только говорить о пространстве между зданиями. Из-за строительства пристроек  в верхней части арок домов в большинство дворов в настоящее время невозможен заезд пожарных команд и другой тяжелой техники. Читатель, наверное, спросит: какое все это имеет отношение к развитию метрополитена? Прямое. Необходимо разгрузить город и особенно его центр, который задыхается. А сделать это может только метрополитен.

   Что касается роли метрополитена и других подземных коммуникаций в обороноспособности страны, то ее трудно переоценить. Я специально консультировался по этому вопросу с бывшим начальником Генштаба Вооруженных Сил Армении Норатом Григорьевичем Тер-Григорянцем. В случае военной угрозы метрополитен должен стать объектом гражданской обороны для населения, командным пунктом руководства страны, средством хранения и доставки грузов военного и гражданского назначения.

Если мы начнем развернутое строительство метрополитена, то это вдохнет жизнь в нашу экономику, наряду со строительством подтянутся другие отрасли народного хозяйства, ослабеет, в конце концов, миграция нашего населения, продолжение которой приведет нашу страну к печальным последствиям и без всякой войны.

   Вот вам и Временная Национальная Идея, во всяком случае, на ближайшие три десятка лет, пока не найдется что-то получше.

 Сурен Саркисян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 27 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Благодарите этих уродов, доморощенных армянских олигархов! Они с 90-х годов скупили маршрутки, делали бизнес хороший. Их "капсулы смерти" шли по тому же маршруту, что и поезда метро. Наварились гады!
  2. Это лучший материал номера, самый важный! О метро в Ереване давно ничего не писали. А автор называет вещи своими именами. 4 станции были при открытии метро в 1981 году, через 8 лет прибавились еще 5 станций. И все! За 20 лет независимости открыли только одну-единственную станцию "Чарбах". А все потому, что депутаты-бизнесмены лоббируют свои такси и маршрутки. Жаль, что автор не назвал их поименно. Пусть страна знает своих героев! Из центра все маршрутки надо вывести. По ходу движения поездов метро не должно быть маршруток. Метро - это признак крупного города, столицы. Надо им дорожить и его развивать. И эти долгострои завершить необходимо в кратчайшие сроки. Наверное, нигде в мире нет такого ужасного положения с метрополитеном, как в Ереване. Позор!
  3. А слабо назвать имена этих депутатов, которые лоббировали свои транспортные конторы во вред меторполитену, во вред нашему государству?
  4. Это стиль антинародного режима. Монополизм во всем. Не только наш метпрополитен от этого пострадал. А наш народ голосует за этих хапуг и рабизов.
  5. Вы правы, эти бандиты поделили всю страну между собой и кайфуют. А страдают государство, общество, народ. Метро и маршрутки - прекрасный пример.
  6. Во многом согласен с автором. Думаю, что многие ереванцы с удовольствием пересели на метро, был бы у них выбор. Я много путешествую и скажу честно, нигде в развитых странах не видел маршруток! Метро и автобусы работают сообща, давая возможность людям грамотно планировать свой маршрут. Что же у нас? Маршрутки, надежность и безопасность которых вызывает большое сомнение. Развитие метрополитена могло бы стать национальной идеей, хотя наши олигархи вряд ли это допустят.
  7. 10:10, 8 июня, 2011 Day.Az В редакцию Day.Az продолжают поступать письма от наших постоянных читателей с жалобой на водителей пассажирских автобусов. "Здравствуйте, уважаемая редакция Day.Az! Хотелось бы ещё раз поднять вопрос относительно самоуправства водителей автобусов в Баку. Водитель автобуса, следующего по маршруту №261, самовольно меняет маршрут следования. Вместо положенного маршрута: проспект Азадлыг - улица У. Гаджибекова - улица Р.Бехбудова, водители заворачивают с проспекта Азадлыг прямо на улицу Низами. По номерам ООО "Бакысярнишиннаглийят" и Департамента "Автонаглийятсервис" невозможно дозвониться. Прошу разобраться с данным фактом", - просит наш читатель по имени Мамед. За комментариями корреспондентDay.Az обратился к заведующему секретариатом Министерства транспорта АзербайджанаНамику Гасанову, но, к сожалению, нам до него дозвониться не удалось. По словам заведующего отделом безопасности ООО "Бакысярнишиннаглийят" Вагифа Исмайлова, водителям не разрешается самовольно менять маршрут следования. "Никто их не наделял такими полномочиями. Есть утвержденный маршрут следования, и все водители обязаны его соблюдать. Пусть ваш читатель позвонит на телефонные номера ООО "Бакысярнишиннаглийят" (561-76-29 и 562-77-02). Мы готовы проверить этот факт. В случае подтверждения, водитель понесет соответствующее наказание". По словам В.Исмайлова, в их структуру поступают жалобы на водителей. Все жалобы расследуются в оперативном порядке и на них даются ответы.
  8. В редакцию Day.Az продолжают поступать письма с жалобами на работу общественного транспорта в Баку. Один из наших читателей по имени Фаик пишет: "Водители управляют автобусом на высокой скорости, забывая о том, что везут пассажиров, а не картошку. Кроме того, на каждом шагу они производят посадку и высадку, порой даже останавливают посредине дороги. Думаю, что необходимо установить определенные правила, чтобы пресечь подобные случаи". Другой читатель утверждает, что каждый день, направляясь на работу, сталкивается с проблемой переполненных автобусов. "Проблемы переполненных автобусов можно было бы решить, пустив на линию в часы пик несколько автобусов подряд, но этого почему-то не делают. Пожалуйста, помогите обратить внимание соответствующих органов на эту проблему", - говорится в письме. Следующий наш читатель жалуется на хамство водителей. "Я почти каждое утро вынужден пользоваться услугами маршрутного автобуса №1, проходящего мимо "Шярг базары", "Яшыл базар" и следующего к конечной остановке, находящейся на пересечении улицы С.Рустама и проспекта Азадлыг. На днях примерно в 08:30 водитель маршрутного автобуса №1 (государственный номер 10- TG-222), споря с водителем маршрутного автобуса №63 на остановке у "Шярг базары", не обращая внимания на то, что в автобусе находятся женщины и дети, начал нецензурно выражаться. Затем, выехав на встречную полосу, перед "Яшыл базар" он создал большой затор. При подъезде к конечной остановке, видя, что там уже находится другой автобус, несмотря на мигающий зеленый свет светофора, водитель выехал на перекресток, тем самым парализовав движение транспорта, для которого загорелся зеленый свет. Такие факты имеют место каждый день, а в итоге страдают обычные пассажиры. Неужели нельзя взять на работу имеющих достаточный опыт водителей, которые не будут устраивать гонки между собой и рисковать жизнью граждан ради 20гяпик?" - возмущается наш читатель. В связи с поднятыми нашими читателям проблемам корреспондентDay.Az обратился к руководителю пресс-службы ООО "Бакысярнишиннаглийят" при Министерстве транспорта АзербайджанаСамиру Гасанову, который сказал следующее: "Хочу довести до сведения пассажиров, что после внедрения в Баку интеллектуальной транспортной системы в сфере пассажироперевозок будет наведен порядок. Сейчас, как известно, работы в этом направлении продолжаются. Завершение этих работ запланировано на вторую половину текущего года. Действия всех водителей будут нами контролироваться. Кроме того, хочу отметить, что если у кого-то из пассажиров имеется конкретная жалоба на водителя, пусть обращается в ООО "Бакысярнишиннаглият" или же позвонит на нашу "горячую линию" по номеру 562-77-02. Мы готовы расследовать поступающие к нам жалобы и принять соответствующие меры в отношении недобросовестных водителей". По словам С.Гасанова, водитель не имеет права нецензурно выражаться. "В таких случаях мы их предупреждаем, а при повторном нарушении отстраняем от работы. Пусть пассажиры нам сообщат государственный номер маршрутного автобуса, а мы, в свою очередь, примем меры против такого водителя", - заявил он. Кроме того, по словам нашего собеседника, в Кабинет министров направлены предложения касательно введения штрафов в размере 40-50манатов за курение водителями в автобусе, использование ими аудиоаппаратуры, посадку и высадку пассажиров вне остановочных пунктов. "В парламенте эти вопросы были рассмотрены, теперь эти предложения должны быть утверждены Кабинетом министров", - подытожил С.Гасанов.
  9. Ехпайр, а зачем равняться на худшее? Так можно успокаивать себя, потому что в Бангладеш и Афганистане еще хуже работает городской транспорт. А в Малави его нет вообще... Удивляют просто наши форумчане! Вот и Артем правильно все оценивает, а потом опускает руки: "Наши олигархи вряд ли допустят, чтобы маршрутки исчезли". А зачем их спрашивать, эту рабизоватую шантрапу, которая установила свои бандитские правила в Армении и которую, по примеру с русскими, стали в Армении то ли всерьез, то ли с подколом стали именовать олигархами?!!! Эта шантрапа - Гагик Царукян, ьрат президента Сашик, Доди Гаго, все эти коньячные и винные деляги и прочие. ЭТО ПОЗОР НАШЕЙ НАЦИИ! Их не спрашивать надо - а под зад пинком гнать из Армении. ПУсть азики себе берут это барахло. Пусть на Апшероне свои маршрутки запускают, свои бандитские правила устанавливают. А мы посмеемся...
  10. Будь моя воля, поставил бы к стенке всех этих уродов-олигархов - и с крупнокалиберного пулемета по ним огонь!!! Этих тварей, как горбатого, только могила исправит. Спасибо Сурену Саркисяну за статью.
  11. Согласен, что это самый лучший и самый актуальный материал номера. Вот такие уродливые правила игры на нашей Родине. Столица, миллионный город, а метро пустует. Нигде в мире такого нет. Но разговоры разговорами, а нужны действия. Эту уродливую ситуацию нужно изменить.
  12. Пустынный перон. Символичная картина для Армении. Надо срочно что-то делать. Армения для всех армян, а не для кучки грабителей-олигархов!
  13. очень может быть, что стереотип "кучка грабителей-олигархов" был изобретён где-то за пределами Армении, и теперь с успехом отпечатался в массовом сознании армян. все по поводу и без повода наши зомбированные единоплеменники объясняют заговором местных коварных олигархов.
  14. Приятель, ты с дуба свалился? А что, этих уродов, которые поделили всю Армению, в природе не существует? Разуй свои глаза. Заговор, видите ли, несуществующих олигархов придумали... Думай, когда пишешь! Эти шакалы ради обогащения не только метро загубят, но и что угодно. Деньги у этих выродков не пахнут.
  15. допустим, ваша олигархофобия имеет под собой некоторые основания. тогда, как же армянское общество докатилось до такого одичания? или, может быть, в Армении всё-таки есть и позитивные моменты?
  16. Большое спасибо, что не забываете СОЦИАЛЬНУЮ проблематику. Она в сотни раз важнее пустой болтовни разных там политологов и экспертов. Я бы, наппример, не печатал разных амаяков, аренов, давидов, арисов, пусть эти писаки самовыражаются и самолюбуются где-то в другом месте. А вот за Сурена Саркисяна спасибо. Он поднял острейшую тему. Продолжайте и дальше. Спасибо!
  17. Слов нет, газета подняла важную тему. Надеюсь, новый мэр Карен Карапетян коренным образом поменяет ситуация с общественным транспортом в Ереване. Его предшественники просто набивали свои карманы, торгуя землей в центре города. Я все удивляюсь, почему Ерванда Закаряна и Гагика Барсегяна не сажают в тюрьму. Это же коррупционеры из коррупционеров! Когда наш президент начнет чистку прогнивших верхов? Народ ЖДЕТ ОТ НЕГО.
  18. Спасибо за статью, давно не видел таких! Хотелось бы верить, что новый мэр действительно направит силы в нужное русло. У нас тут много чего надо менять, улучшать, но о метро как-то никогда и не задумывался.
  19. Спасибо! Продолжайте в том же духе. Острые социальные статьи нужны, как воздух.
  20. 5 баллов за наиважнейший материал.
  21. Правильно, так везде, ради собственной выгоды эти монополисты делают все во вред общественным интересам. Так и метро загубили своими долбанными маршрутками, где водитель от жадности впихивает людей, как селедок в бочку. А они унижаются, в таких диких услових едут. Запретить на хрен эти маршрутки. Оставить только межгород.
  22. Уважаемая редакция! Спасибо за острые социальные статьи. Они гораздо важнее, чем пустая болтовня якобы политологов. Напишите, пожалуйста, о ереванских КАССАХ АВТОВОКЗАЛА, которые не работают. Все отдали на откуп частникам. Никаких билетов нет. Пассажиры договариваются с водителями. Это уровень африканского малоразвитого государства. Никто не платит налоги из хозяев маршруток. Если платят - то в карман заинтересованных лиц из мэрии или правительства. Это позор! Пишите острее об этих безобразиях с указанием имен "героев", бизнесменов, которых надо сажать пачками. Или высылать в Азеристан.
  23. Все сделать просто. Вдоль линиии метро ЗАПРЕТИТЬ наземное движение маршруток. И еще показать МОЛОДЕЖИ, что метро - это модно, стильно, круто. И патриотично, ведь мы живем в столице!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты