Армагеддон откладывается на неопределенное время?
Во времена воинствующего атеизма расхожая фраза «Почем опиум для народа?» вызывала всякий раз одобрительный смех при виде киношного Остапа Бендера, запускавшего в отца Федора свой башмак. И хотя в новое время к представителям церкви вновь стали относиться с уважением, тем не менее цитата и сегодня не потеряла своей актуальности. Правда, в ХХI веке акценты сместились в сторону различных деструктивных сект, во множестве расплодившихся на территории бывшего СССР после падения великой или тоталитарной (кому что памятнее) державы.
Сегодня на улицах Еревана часто можно увидеть ставшую уже вполне привычной картину, когда дородные тетки с блаженной улыбкой на лице и кипой брошюрок в руках пытаются охмурить, невзирая на протесты, то одного, то другого прохожего рассказами о том, что Всевышний отметил их своей милостью. «Ты еще не знаешь, как Бог любит тебя. Ответь взаимностью, будь послушной ему тут и тогда там будешь счастлива», – сватала меня месяца три подряд в секту «Свидетели Иеговы» соседка, купившая, к моему несчастью, квартиру на одной лестничной площадке. Для меня же, атеиста по воспитанию и убеждению, остается непонятной логика бартерного (почти по Мефистофелю) обмена душ на исполнение желаний. Всегда грыз греховный червячок сомнения: «А почему бы не наоборот: сначала – мне тут, а потом – я там?» И гордыня, кстати, здесь совершенно ни при чем. Всего лишь житейская практичность и протест против объявившихся многочисленных мессий, назойливо, а порой и очень агрессивно агитирующих прийти именно к их «самой правильной святой вере». «Наиболее страшным откровением для меня стало то, что члены секты с презрением относятся к таким священным и важным понятиям, как родина, патриотизм, национальная идея. Единственное правительство, которому мы обязаны подчиняться – это руководящая корпорация в Бруклине, – вспоминает свое рабство в секте бывший приверженец реформаторов сорокалетний Гурген Аветисян. – Спустя буквально месяц меня уже стали пугать Армагеддоном». Кстати, что касается Армагеддона, то бруклинские переговоры руководства секты с Богом на эту тему, видимо, в очередной раз зашли в тупик, а посему на последнем конгрессе пастве опять было объявлено о переносе даты, причем в этот раз без указания конкретного срока призвания к небесной надежде. Так что Армагеддон, дамы и господа, в который раз снова откладывается, но уже на неопределенное время… А это значит, что нас неопределенное время опять будут пытаться вербовать заокеанские маргиналы, если, конечно, Закон РА и Армянская Апостольская Церковь вовремя не заступятся за своих граждан и прихожан.
По данным 2011 года, в Армении зарегистрировано 67 религиозных структур, девять из которых принадлежат Армянской Апостольской Церкви, а остальные сектам. Кроме того, функционируют более 100 неофициальных религиозных организаций, адептами которых в общей сложности являются примерно 350 тысяч человек, или 10 процентов населения нашей страны, что для неблагополучной в демографическом плане Армении является довольно внушительной цифрой. И хотя сегодня очень часто можно услышать мнение, что в нашей стране происходит переосмысление христианских традиций, тем не менее, за рамками проблемы остается анализ первопричины – почему армяне, традиционно исповедующие на протяжении тысячелетий армяно-григорианскую веру, сегодня идут в секты? Впрочем, ответ не могут дать не только психологи или политологи, но и сами адепты. Кто-то оправдывает это бездействием ААЦ, кто-то плохим социальным фоном… Многие считают, что в деструктивных образованиях используются приемы психотропного воздействия. «Я не исключаю возможности, что лидеры деструктивных сект могут применять по отношению к членам своих организаций, кроме скрытого гипноза и других психологических методов, еще и акустическое оружие, – заявил на одной из пресс-конференций глава общественной организации «Центр помощи и реабилитации жертв деструктивных культов» Александр Амарян. – Этот аппарат существует уже 30 лет. И даже у самого спокойного человека способен вызвать непредсказуемую агрессию. Предпосылками к зомбированию могут стать и учебные пособия». Какая-то доля истины в этом есть. Так, по его словам, около 90 процентов учебников сектантов напоминают инструкции для служб государственной безопасности. Многие из пропагандистов прошли курсы ораторской риторики в специальных заведениях, которые по иерархии образования соответствуют то ли советским ПТУ, то ли известным по зарубежным блокбастерам шпионским школам, где спецагентов готовят для подрывной деятельности, что, по мнению многих специалистов, довольно близко к истине. «Кто именно приезжает в Армению, какую работу осуществляют в нашей стране те или иные религиозные организации, занимаются ли они только проповедью или это ширма для другой деятельности, например разведывательной?» – размышляет настоятель церкви Святого Ованнеса отец Шмавон. Хотя, казалось бы, для таких размышлений существуют другие государственные структуры, в чьи непосредственные обязанности как раз и входит подобный анализ. Впрочем, подтверждением этой догадки может служить ряд «документов», которые предоставил известный в прошлом политик, а ныне председатель общественной организации «Христиане против нумерации» Хачик Стамболцян. Один из образчиков являет собой каталог всех жителей Еревана, проживающих на конкретной улице, в конкретном доме и в конкретной квартире. (В марзах тоже составлены аналогичные списки.) Рядом с фамилией аккуратно проставляются полные данные: дата и место рождения, социальный статус, семейное положение, время агитации и даже стенография ответа потенциального члена секты. Всезнающий КГБ просто отдыхает… Кстати, в приватной беседе со мной достаточно компетентный представитель Службы национальной безопасности заметил, что в их «конторе» хорошо известны и финансовые потоки, снабжающие тривиальные пирамиды, и отлаженные технологии психологического манипулирования сознанием обиженных или одиноких людей. По мнению источника, столь строгая организованность возможна только на основе хорошего финансирования. И хотя тема находится на контроле, тем не менее, открыто спасать человеческие души, а зачастую и жизни команды пока нет, потому что еще в 2002 году наша страна ратифицировала Европейскую конвенцию по правам человека на свободу вероисповедания, что, с одной стороны, дает ей приоритет в неопределенном будущем стать членом ЕС, а с другой – уже сегодня приводит к ослаблению собственной титульной религии, все еще не окрепшей после 70 лет советского атеизма.
Но как бы угодливо ни приспосабливались у нас к евростандартам, все равно периодически та или иная международная организация радетелей за права и свободы, отрабатывая свой кусок хлеба, обязательно находит повод состряпать очередной доклад, чтобы внести Армению в список стран, где существует религиозная дискриминация. Особенно в отношении все тех же «Свидетелей Иеговы». Именно с их подачи обычно говорится о «притеснениях» религиозных меньшинств. «Хочу подчеркнуть, что в Армении никогда не было антисемитизма и других подобных «измов»! У армян, имеющих свой глубокий культурно-исторический пласт, на генетическом уровне отсутствует проявление любой формы фобии или нетерпимости к другим народам, проживающим на территории Армении. Армяне очень толерантны и к другим религиям», – считает коренной ереванец, президент Еврейского культурного центра «Менора», заслуженный деятель искусств РА, композитор Вилли Вайнер. Не меньший интерес с точки зрения толерантности заслуживает и церковь молокан, проживающих на территории Армении вот уже лет 300. И даже старые ереванцы не могут привести в пример хотя бы один конфликт между армянами и русскими духоборами на почве религиозной неприязни, возможно потому, что молокане живут интересами своей собственной общинной жизни и не навязывают свои религиозные убеждения людям «не из их круга». А следовательно, не нарушают Основной Закон РА, в котором всем гражданам нашей страны гарантируются права и свободы, в том числе и на частную жизнь, в которую без спроса, нарушая все тот же Закон, бесцеремонно вторгаются религиозные нигилисты. Забывая об этике религий, они пытаются засвидетельствовать не вежливое уважение к визави, а назойливое навязывание своей сомнительной идеологии. Получая отпор, устраивают показательное шоу в мировом масштабе, изображая себя в роли обиженных. К большому сожалению, никто из пострадавших от сектантского «внимания» не обратился ни в местный, ни тем более в международный суд с иском о нашествии фанатиков, нарушающих наши права и свободы. Возможно, имея такой прецедент, в Ереване никогда бы не случилось преступление, выходящее за рамки всех религиозных и этических норм. 15 мая нынешнего года в церкви Святой Аствацацин (Богородицы) в ереванской префектуре Малатия-Себастия произошел инцидент, возмутивший большинство граждан Армении. Два представителя религиозной организации «Свидетели Иеговы» Андраник Маквецян и Самвел Григорян, вторглись во время службы в церковь и стали проповедовать свое учение. На запрет агитации в приделе церкви священнослужитель отец Есаи Артенян был избит «миролюбивыми святыми». В настоящее время полицией Армении ведется следствие, но иеговисты уже начали возню по накатанному сценарию – об их притеснении через лояльную к себе прессу. Комментировать не то что статьи, но даже заголовки – «Обыкновенный фашизм армянских властей по отношению к верующим», «Армянская полиция, прямо как Минерва» – можно считать лишней тратой времени. Пока не ясно, какое решение примет суд, но хочется верить, что справедливое. Хотя вопросов по-прежнему остается больше, чем ответов: почему молчит ААЦ, которая в первую очередь должна заступиться за своих прихожан, почему государство не видит, что нарушаются права граждан Армении, которым гарантированы права и свободы по Конституции РА? Как считает иерей Шмавон Гевондян: «Неполноценность законодательства по отношению к религиозным структурам позволяет действовать сектантам нагло. Наши чиновники почему-то боятся того, что могут подвергнуться каким-либо санкциям, если начнут запрещать то, что далеко от наших традиций и менталитета. Возможно, боятся, что их обвинят в отсутствии патриотизма по отношению к государственным планам о демократизации общества. Но ведь в 1999 году во Франции «Свидетели Иеговы» были запрещены, и Франция от этого не стала недемократическим государством». Кстати, так же поступили еще 30 стран с собственной ментальной религией – Китай, Северная Корея, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Индия, Израиль и другие, мудро установив на своих территориях жесткое табу для подобного рода «реформаторов», причем не в силу религиозной неприязни или нетерпимости, а по причине исторической традиции и уважения к своей собственной религии.
С другой стороны, брешью в законодательном поле Армении остается отсутствие принятого в международной практике определения «толерантная секта», деятельность которой не должна наносить ущерб государственным интересам и национальному самосознанию. И с этих позиций противозаконные действия должны наказываться адекватно, а Закон обязан конституционно защищать сохранность нашей национальной идентичности, о которой мы так часто, к месту и не к месту, любим говорить. «В России печатные издания «Свидетелей Иеговы» вообще запрещены, поскольку считаются экстремистской литературой. Но у нас в Армении они почему-то продолжают свободно распространяться», – удивляется Александр Амарян. Вопрос «почему?» действительно давно повис в воздухе. И хотя тревогу уже забили рядовые граждане, общественные деятели, психологи, социологи, тем не менее, государство и ААЦ пока предпочитают не втягивать себя в публичные дискуссии. Во всяком случае, на запросы в пресс-службу Святого Эчмиадзина о позиции церкви в отношении деятельности молодежного движения «эмо» ответ мы так и не получили, хотя в телефонном разговоре пресс-секретарь Первопрестола Тер Ваграм пообещал еще в конце прошлого года дать исчерпывающий ответ…
Между тем, по данным социологического исследования Хельсинкской комиссии «Свобода религии в Армении», из опрошенных 1040 человек 77,1 процента заявили, что отрицательно относятся к «Свидетелям Иеговы». Деятельность пятидесятников и мормонов не одобряют соответственно 41,3 и 39,6 процента респондентов. Не указана здесь секта Муна, зарегистрированная в Армении под названием «Федерация семей во имя мира и объединения во всем мире», и то, видимо, по причине международного спада ее авторитета.
Подписавшись без ограничений под Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, наши власти продемонстрировали тем самым свою приверженность идеалам «религиозной терпимости» в отношении сект всех мастей, однако при этом не заметили, что руководство тех же европейских государств ведет активную борьбу против засилья деструктивных культов и сект в своих странах. Было бы неплохо, чтобы именно этот европейский опыт наша страна тоже переняла для себя. Несколько лет назад один из руководителей Израиля заметил, что если бы его страна «следовала всем рекомендациям международных структур и подписывала многочисленные международные документы, то Израиля, как государства, уже давно не существовало бы». Правда, сказаны они были несколько по другому поводу, касающемуся легализации секс-меньшинств. Однако суть этой фразы сегодня вполне приемлема и для Армении касательно проблемы сектантства и совершенно не противоречит официально принятой стратегии национальной безопасности нашей страны.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии