Паргев Србазан: «Мы сильнее, когда мы вместе»
Aрхиепископ Паргев Србазан, благодаря своему непререкаемому авторитету, известен всему армянству мира как пастырь Арцаха. Пастырь, взгляд которого показывает силу души. В общении с ним сразу создается атмосфера понимания и доброжелательности. При этом он сосредоточен и одинок, как истинный мыслитель.
Aрхиепископ Паргев Србазан, благодаря своему непререкаемому авторитету, известен всему армянству мира как пастырь Арцаха. Пастырь, взгляд которого показывает силу души. В общении с ним сразу создается атмосфера понимания и доброжелательности. При этом он сосредоточен и одинок, как истинный мыслитель.
– Владыка, как, на Ваш взгляд, сегодня чувствует себя карабахец, прошедший войну? Ведь проблема Карабаха еще не решена, да и внешнеполитическая ситуация, складывающаяся вокруг него, тоже непростая...
– На предмет состояния духа – хорошо. Во время войны бывает закономерное состояние экстремального подъема духа. Но когда наступают мирные времена, человек отягощен ежедневными заботами, он занят обычными делами, и ему надо оставаться героем все те 24 часа в сутки, которые ему отведены, ибо это тоже испытание: на поле брани одно, а тут – совершенно другое. Я думаю, что последнее гораздо сложнее, чем испытание войной.
Что касается внешнеполитической обстановки, то все еще ведутся активные политические поиски возможностей окончательного мирного урегулирования конфликта. Важно то, что всем стало ясно, что миру альтернативы нет. Наша задача в том, чтобы найти, выработать приемлемые пути выхода из кризиса. Проблема должна решаться и в политическом аспекте, и в юридическом, и в моральном смысле. Наша церковь всегда призывала к миру. Бесконечные человеческие жертвы с обеих сторон могут лишь усложнить ситуацию, а дальнейшее силовое противостояние может иметь самые негативные последствия для всего нашего региона. Война – это начало конца. И духовные лидеры понимают это, быть может, даже лучше политиков. Вспомним фрагменты истории: когда конфликт только назрел, почти сразу же после трагических событий в Сумгаите, в Ростове-на-Дону была организована встреча духовных пастырей со всего бывшего Союза. После, в 1993 г., подобная встреча состоялась в Женеве при содействии Всемирного Совета Церквей. Более того, благодаря посредничеству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовные вожди армян и азербайджанцев не раз встречались в Москве...
– Черчилль говорил: «Мораль и политика несовместимы». Для него война была продолжением политики, только другими средствами. Собственно, мы знаем немало случаев, когда в политике искали не логику, а выгоду.
– Но в истории нашего народа были святые цари и святые князья, а также разные политические деятели, которые ставили во главу Закон Божий и мораль. Где правда – там и истина, а значит, там и Господь. Эту формулу должны взять на вооружение все политики, потому что аморальность политиков может привести ко многим бедам, даже к гибели государства. Вспомним крушение первой мировой империи – Вавилонскую башню или же потоп во времена Ноя... Да и зачем заглядывать так далеко? Падение мощной советской империи, создавшей питательную среду для возникновения аморальных идеологий. В это время преобладала не мораль, а идеология. Пора бы знать, что самая прочная опора – это моральные устои, и усиление любого государства должно начинаться с духовности, с морального возрождения.
– В карабахскую войну одних Вы призвали к вере, других – крестили, немало солдат благословили на подвиг ратный...
– Но были и те, кого потом приходилось отпевать… Причем часто – самых лучших из бойцов, ибо по закону свыше именно лучшие идут на заклание в жертву. «Герои уносят в могилу тайну своего подвига», – сказал древний философ.
По-видимому, герой, переходящий невидимую грань, которая отделяет жизнь от смерти, обретает такую волю, такие душевные силы, поднимается на такую высоту, которую нам, простым смертным, трудно осмыслить и понять. Очень важно осознание и того, что, если ты приводишь человека к вере, он должен всегда сохранять бдительность, чтобы не впасть в грех, в искушение. Он каждый день должен быть готов встретить смерть, принять ее чистым, покаявшимся. Апостол Павел завещал: «…в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; в нуждах святых принимайте участие… Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды… Все у вас да будет с любовью…» Война не ожесточила сердца карабахцев, напротив, большинство воинов именно в период тяжелейших боев обратились к вере. А ведь когда-то Нагорный Карабах был единственным регионом бывшего Союза, где вера была запрещена и не было ни одного действующего храма. Подумать только, до революции в историческом Арцахе было две тысячи действующих храмов, церквей и монастырей…
– Во время войны противник успел занять некоторые наши церкви, разрушить ценнейшие памятники. На их реставрацию потребовалось немало средств. Но за прошедший после войны период в Нагорном Карабахе благодаря Вам восстановлено и возведено более 30 церквей!
– Моя мечта, чтобы в каждом селе, как минимум, был бы действующий храм. Дом Божий нужен каждому арцахцу для очищения, ибо мы все непременно должны прийти к всенародному покаянию. И что отрадно, в строительстве церквей и в реставрации памятников нам помогают и простой народ, и местные спонсоры, и бизнесмены диаспоры.
– В ереванских школах постепенно вводится религиозное образование. Не все пока получается, нет профессиональных кадров… Но вот в Арцахе, насколько я знаю, не все обстоит благополучно. Знаю, что Вы были одним из инициаторов распространения Закона Божьего…
– Нагорно-Карабахская Республика – единственное на постсоветском пространстве государство, где основы христианства преподаются во всех школах в качестве обязательного предмета программы. На сегодняшний день почти в 170 школах Арцаха обучаются до 35 тысяч учеников. Кстати, для того, чтобы вычислить общее число населения, надо посчитать количество учеников в школах. А это, поверьте, неплохой результат. К тому же лет пять назад наблюдался явный отток карабахцев за пределы страны. Но вот уже почти год, как прекратилась эмиграция и начался процесс возвращения. Причем не только из так называемого ближнего зарубежья. К нам переселяются армянские семьи из Ливана, Ирана. Улучшаются социально-бытовые условия, обустраивается дорожная сеть, проводится газификация, включая самые отдаленные деревни. Восстанавливаются разрушенные во время войны села. Все это стало возможно потому, что в экономике Карабаха наметился явный перелом к лучшему.
– Неистребимая реальность нынешних дней – секта «Свидетели Иеговы». Наплыв и других сект в Армении, наверное, еще никогда не достигал таких масштабов.
– Это целый букет сект – их насчитывается несколько десятков. Наша Армянская Святая Апостольская Церковь одна противостояла сразу многим ветвям разного толка сект. Конечно же была попытка распространиться и у нас. Но мы не дали им сделать этого. По крайней мере, если они и есть, то их очень мало. Во все времена сектанты то становились могущественными, то исчезали. Но целостный образ им создать так и не удалось.
– Однако они умеют влиять на людей и кодировать их сознание весьма умело. Наша же церковь как будто пассивна, и служителям церкви остается уповать на Господа Бога…
– Да, к сожалению, сегодня у нашей церкви недостаточно сил, чтобы охватить все население, достучаться до каждой семьи, до каждого сердца. Нет необходимого числа священнослужителей, нет такого большого количества активных верующих, общин, которые могли бы нам помочь. Правда, некоторые шаги уже сделаны: религиозное образование ведется теперь уже не только в школах, но и в техникумах, институтах. Теперь надо подключать к делу все средства массовой информации, чтобы не осталось ни одной щели, ни одного незаполненного места. Надо заполнить тот вакуум, который был в течение 70 лет, в период коммунистического режима. Силой что-либо насаждать мы не имеем права – как- никак, мы развитое демократическое общество…
– Стало быть, зло не наказуемо?
– Зло должно быть остановлено – его надо в корне выкорчевывать. И церкви нашей это подвластно. Народ своими глазами видел, что делала церковь, например, во время блокады, войны. Вот сектантов тогда не было. Они появились тогда, когда начался мирный процесс. Именно сейчас они вовсю пытаются насадить чуждые, враждебные, опасные идеи: пытаются лишить наш народ права на самооборону, права защитить свою нацию, свою свободу, мешают родителям защитить своих детей, честь семьи. Я считаю, что церковь наша должна найти в себе силы и с новым вдохновением окормлять свой народ, взывать к согласию и единению, служить примером в этом своему народу, который, безусловно, нуждается в поддержке нашей Апостольской Церкви. Ведь преодолевать трудности можно, лишь имея Надежду, Веру, Терпение и Согласие. Сказано, что «Господь дает каждому крест по его силам…», а что касается испытаний, мы обязаны преодолевать их. Миссия церкви вечна и с течением времени не меняется.
Однако деятельности только церкви недостаточно. Перелистывая страницы армянской истории, когда были павликяне, тондракийцы, можно увидеть, как все вместе действовали против различных движений. Если сегодня нам не удастся создать единый фронт – молодежи, армии, власти, церкви, интеллигенции, – ничего не получится. Конечно, обвинять церковь легко, но обвинение – не решение вопроса. Я призываю всех сплотиться, создать единый национальный фронт для сохранения нашего духовного наследия. Надо помнить – мы сильнее, когда мы вместе.
Кари Амирханян
Оставьте свои комментарии