Гига Зедания: «Прежде всего мы все граждане Грузии»
Интервью директора Института генеалогии и современности Университета им. И.Чавчавадзе Гиги Зедания газете «Ноев Ковчег»
– Отношения между Арменией и Грузией за последние годы существенно продвинулись. Тем не менее, чего сегодня недостает в армяно-грузинских отношениях, по Вашему мнению?
– Армяно-грузинские отношения в целом просто замечательны. Конечно, при этом существуют определенные расхождения, обоснованные разными внешнеполитическими ориентациями наших стран. В Грузии Армения воспринимается как пророссийски настроенная страна, но в нашей стране прекрасно понимают, что это расхождение не должно и не является решающим в наших добрососедских многовековых отношениях. За последние месяцы наши отношения стали интенсивными, участились взаимные визиты наших властей, есть все основания считать, что наши отношения сегодня лучше, чем когда-либо. Это особенно связано с пониманием того, что внешние пути развития сегодня становятся все более и более проблематичными, учитывая развитие ситуации внутри Европейского союза, который уже сильно подустал от расширения и даже начал разваливаться.
В некотором роде это также связано с более агрессивной настроенностью России по отношению к Грузии. Поэтому я думаю, что понимание того, что и у Армении, и у Грузии, в принципе, более близких союзников и друзей не может быть по определению, делает наши отношения гораздо более доверительными и теплыми, чем это было, скажем, год-два назад. При этом очень важно, что сегодня отсутствуют риски в пользу того, чтобы эти отношения каким-то образом будут подпорчены. Второстепенные же проблемы и расхождения для того и существуют, чтобы для их решения встречаться, общаться и еще более сближать наши народы.
– А как по части экономики?
– К сожалению, я мало знаком с тем, как обстоят дела в Армении. В Грузии же сегодня очень многое делается для обеспечения удобного транзита армянских автомобилей, грузов. Правительство стремится сделать туристическую зону на западе страны, которую посещают армянские туристы, еще более привлекательной и удобной. Строятся хорошие дороги и т.д. Мне кажется, что в любом случае экономическое сотрудничество между Арменией и Грузией просто не может не носить взаимовыгодного характера.
– Вы отметили прогресс в двусторонних политических отношениях. Существует ли обоюдная готовность и возможность для выработки какой-то единой позиции в отношениях с Россией?
– Достаточно непростые отношения между Грузией и Россией имеют мало общего с Арменией. И отношения между нашими странами, к сожалению, еще очень долгое время будут далеки от нормализации, так как никаких предпосылок для перемен я не вижу. У Москвы своя позиция, у Грузии своя, однако я более чем убежден, что наш конфликт с Россией не должен и не будет играть никакой роли в отношениях как Грузии, так и России с Арменией. Отношения между нашими странами для нас слишком важны, поэтому не думаю, что какие-то внешнеполитические обстоятельства способны оказать на них отрицательное влияние.
– Отказ грузинского парламента пролонгировать договор о транзите российских военных грузов вызвал бурю откликов в Грузии, Армении и, что особенно странно, в третьих странах. Вы лично усматриваете в этом проблему?
– Начнем с того, что, сделав все для открытия Верхнего Ларса, Грузия предельно ясно продемонстрировала, что для нее проблемы Армении далеко не безразличны. При этом в Армении должны понимать, что, будучи готовой к содействию во многих других аспектах, Грузия не будет поддерживать российские военные базы, обеспечивая транзит по своей территории.
– В армянской, грузинской, что немаловажно, российской и азербайджанской прессе периодически муссируются темы, связанные с проблемами населенного армянами региона Грузии Самцхе-Джавахетия. В чем причина такого пристального внимания к региону, учитывая, что его проблемы в реальности мало чем отличаются от проблем других регионов Грузии?
– Российскую позицию очень легко объяснить, так как с признанием Абхазии и Южной Осетии Россия потеряла рычаги давления на Грузию. Теперь в Москве хотели бы получить новый рычаг в виде Джавахетии. Что касается внутригрузинского видения проблемы, то наше руководство делает все возможное для улучшения ситуации в этом регионе. Со своей стороны отмечу, что этих усилий явно недостаточно, так как мы должны уделять гораздо больше внимания религиозным и этническим меньшинствам Грузии. Проблема Джавахетии – это проблема грузинской государственности, которая не имеет ресурсов для обеспечения достойных социальных, экономических, политических и культурных условий для достойного проживания собственных граждан. Но за последние несколько лет определенные, довольно важные шаги в этом направлении все же были сделаны. Особенно я бы хотел выделить официальную политику нашего руководства, направленную против этнического национализма, распространенного в Грузии с конца 80-х годов прошлого века. К счастью, в нашей стране быстро поняли, что этнический национализм не вписывается в ту политику, на основе которой можно строить грузинскую государственность. Поэтому сегодня и армяне, и азербайджанцы, и сами грузины являются прежде всего гражданами Грузии.
– В СМИ время от времени появляются слухи о продаже грузинского участка магистрального газопровода «Север-Юг», по которому в Армению поступает природный газ из России, азербайджанской компании Socar. Мол, азербайджанцы предлагают за газопровод сумму в 500 млн долларов, превышающую его реальную стоимость. Усматриваете ли Вы политический подтекст в этой возможной сделке?
– Сегодня вопрос продажи газопровода больше не стоит. Кстати, слухи о продаже газопровода ходили самые разные, например, азербайджанцы всерьез опасались, что газопровод купит Россия. И те, и другие слухи серьезно преувеличены.
Да, проблема действительно существовала, но она была связана с тем, что Грузия должна была покрыть внушительную часть своего внешнего долга в 2013 году, а это год проведения общегосударственных выборов. Поэтому властям нужно было найти решение проблемы, найдя средства для покрытия долгов. В качестве одного из способов покрытия долгов в политических кругах Тбилиси рассматривали именно продажу газопровода. Однако сегодня эта проблема решена, были выпущены государственные облигации, и платежи по внешним долгам Грузии были перенесены на отдаленные сроки. Необходимость в продаже газопровода отпала, по крайней мере, в ближайшем будущем.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии