№ 13 (172) Июль (1-15) 2011 года.

Вилен Захарян: о профессии, о жизни, о любви

Просмотров: 5987

«Мелодии Ширака», «Армянские сувениры», «Последний бросок», «Хижина надежды», «Поклонись наступившему дню», «Давид Тухманов», «Арно Бабаджанян – твой современник» — все это хорошо известные нам фильмы, их не раз показывало Армянское, а в прошлые годы и Центральное телевидение. Режиссер-постановщик картин заслуженный деятель искусств Армении Вилен Захарян давно живет в Москве, но связи с родиной никогда не прерывал. Недавно ему исполнилось 80 лет. За эти годы он снял около сорока фильмов, занимался преподавательской деятельностью.

– Вот уже 20 лет ты живешь вдали от родных мест. Какое чувство ты испытываешь? Правильным ли было решение уехать из Армении, ведь у тебя там были и имя, и авторитет?

– Я всю жизнь был предан профессии, за которую боролся с детства. Фильмы, созданные мною, с теплотой были приняты благодарными зрителями.

Но вот уже 20 лет я живу в Москве. И как бы ни было больно и грустно вдали от родины, все мои герои — армяне, мое творчество продолжается рядом с ними.

Но моя жена родилась в Москве, здесь родился и наш сын, и в годы, когда я активно работал, они продолжали жить в столице. Не только жили, но и всячески помогали мне осуществлять бесконечные идеи, которые возникали у меня. Я благодарен моей жене за ее терпение, за ее преданность, и самое главное, за правильное воспитание нашего сына.

Но профессия профессией, а с годами я почувствовал, как мне хочется семейной теплоты. Вот что сказал мой друг Фрунзик Мкртчян, когда я перед отъездом в Москву зашел попрощаться: «…Мне не хватает тепла, понимаешь? Мне не хватает согревающего семейного очага!» Да, это было сказано человеком, у которого сломалось семейное счастье.

– Может, произойдет чудо, и ты вернешься, побываешь в родных местах, встретишь друзей-однокашников. Давай поговорим, кстати, что для тебя дружба?

– Чудо вряд ли произойдет! Слишком многих друзей я потерял, а они были для меня вдохновителями и советчиками в работе. Настоящие друзья, с которыми я искренне делил радость и горе. Всю свою жизнь сердцем и душой всегда чувствовал их плечо. Что бы я ни делал, в каких бы ситуациях ни оказывался, они были рядом, за спиной – крепко и надежно оберегали меня. А теперь почти никого из них не осталось. И чудо вряд ли произойдет.

Приехать и не увидеть исчезнувший отцовский дом? Не увидеть осиротевший старый двор? Пройтись по родным местам и не поздороваться ни с кем? Не постучать в двери домов моих ушедших близких людей? Нет, мое сердце уже не выдержит такого.

– Сейчас твои фильмы по телевидению показывают не так часто, как раньше, и не так воспринимаются, особенно молодежью, которая теперь смотрит совсем другое кино. Тебе не обидно?

– Ну, во-первых, я искренне благодарен тем людям, которые все-таки вспоминают обо мне и ставят в эфир мои давние картины. Пусть это происходит редко, и неважно, как эти картины сейчас воспринимаются. Важно, что я, как режиссер и, самое главное, как армянин, пока живу в воспоминаниях моих зрителей, с которыми в далекие годы я со своим творчеством прошел по светлой и радостной дороге.

Что касается сегодняшнего зрителя, особенно молодежи, ее отношение к старым картинам вполне оправдано. Сейчас для них открылся совсем другой мир. Мир новых технологий, компьютеризации, мир новых идей. Разборчивость в сфере искусства стала нормой во всем мире. Естественно, современная молодежь стремится к новой жизни, и это правильно!

Только не советовал бы сегодняшней молодежи игнорировать прошлое в искусстве. Мы были честными и правдивыми в нашем творчестве. Нравственность и человеческая доброта были идейной опорой на экране. Была красивая, без пошлости, искренняя любовь. Мы ходили по несколько раз смотреть те подлинно народные картины, которые создавали наши великие мастера кинематографии. Мы и сейчас с огромным удовольствием смотрим шедевры отечественного кино. Смотрим, потому что, не уважая прошлое, не создашь новое!

– Представь себе, что к тебе вернулись силы и тот творческий потенциал, что появилась возможность еще раз, как говорится, сесть за «руль» и порадовать своих зрителей новыми работами. Ты готов?

– Создать что-то новое, покорить сердце зрителя, вернуть прошлую популярность – это возможно, только если… родиться заново.

Сегодня мое единственное утешение – это то, чем я сейчас занимаюсь. Пишу мемуары, автобиографию протяженностью в 80 лет. Длинный путь, который я проделал по жизни, он, как мне кажется, очень интересен. Он богат тревожными и радостными событиями. Рождение. Детство. Война. Школа. Институт. Работа. Женитьба. Рождение сына, внука. И наконец – заслуженный отдых. И всегда у меня были и удачи, и падения. Главное, что бы там ни было, в любом возрасте, я всегда стремился осуществить поставленную перед собою цель и всегда добивался успеха. Книгу о своей жизни я назвал «С родиной… Вдали от нее…»

С какими достойными людьми я встречался, снимая свои ленты! Прославленные армяне: артисты, режиссеры, композиторы, политические деятели, архитекторы, известные маршалы и, наконец, армянский народ, который всегда был в центре моего киноглаза. Вот и предлог для того, чтобы новое поколение прочло эту книгу и узнало бы очень многое обо мне. О профессии, о жизни, о любви. О долге перед родителями, перед детьми, перед людьми, перед обществом, к родине, которая взрастила тебя, озарила тебе путь.

– Какой ты представляешь сегодняшнюю Армению? Свой родной город Ереван? Каким видишь будущее нашего народа?

– У меня всегда было бурное воображение — это же часть моей профессии. Так что представить себе, какая она сейчас, моя Армения, я могу. Как подсказывает мое воображение, она стала великолепной, красивой. А мой Ереван – с новостройками и широкими улицами, прохладными фонтанами, памятниками, посвященными великим армянам. Прекрасно одетая молодежь, красивые невесты…

Я думаю, что Армения, как государство, со своей многовековой национальной культурой всегда должна быть важной для нас. Да, нас, армян, в огромном мире немало! Только надо беречь честь и достоинство народа, который гордо произносит слово «армянин»!

Шаген Захарян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

  1. На последний вопрос художник не ответил, он побоялся быть даже оптимистом. Видать, знает, что оснований для оптимизма нет.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты