№18 (177) Сентябрь (16–30 ) 2011 года.

Каха Кукава: «Чтобы между Тбилиси и Ахалкалаки не было стены»

Просмотров: 5182

В конце августа 2011 года лидер оппозиционной грузинской партии «Свободная Грузия» Каха Кукава посетил Москву. Целью его визита были переговоры с главным санитарным врачом России Геннадием Онищенко, в результате которых было принято решение о том, что после прохождения сертификации Роспотребнадзора алкогольная продукция из Грузии будет разрешена к экспорту в Россию.

В ходе визита К. Кукава также провел неформальную встречу с рядом российских общественных деятелей, среди которых в том числе были политологи Андрей Арешев и Андрей Епифанцев, председатель сообщества «Джавахская диаспора России» Агаси Арабян и директор Российского общественно-политического центра, бывший заместитель министра иностранных дел РФ Федор Шелов-Коведяев.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты круглого стола, на котором обсуждались российско-грузинские и армяно-грузинские отношения.

Андрей Епифанцев: Каха, как Вы оцениваете нынешнее состояние российско-грузинских отношений? Какие, на Ваш взгляд, позитивные и какие негативные тенденции проявились в них в последнее время?

Каха Кукава: Позитивной тенденцией является то, что политический вектор общественного мнения в Грузии поменялся. Если еще пять лет назад антироссийские настроения в обществе были популярны, то теперь это уже не отражает реальность. Сейчас даже опросы, сделанные американскими институтами, показывают, что около 80% грузин поддерживают диалог с Россией. За этот диалог выступают сразу несколько политических партий, наш Патриарх и другие общественные силы.

Со стороны России мы тоже видим некоторые сигналы к нормализации отношений. В Грузии с удовлетворением были восприняты слова российского президента Дмитрия Медведева о том, что у России есть проблемы с грузинским руководством, но нет проблем с грузинским государством. Это дает надежды на то, что когда руководство страны сменится, то мы сможем урегулировать все проблемы.

В частности, вопросы восстановления торговли мы можем решать даже без налаживания политических отношений. В Грузии очень надеются на снятие эмбарго - для нескольких грузинских регионов это сейчас единственный способ начать развивать свою экономику и создавать рабочие места. Поэтому мне кажется, что начинать сотрудничество нужно именно с вопросов экономики, торговли, культуры, визового обеспечения, и таким образом постепенно мы сможем перейти к решению более сложных проблем, касающихся Южной Осетии и Абхазии.

Агаси Арабян: Если Ваша партия придет к власти, как Вы намерены решать проблемы прав национальных меньшинств, в том числе, конечно же, жителей Самцхе-Джавахетии? Не рассматриваете ли Вы возможность предоставления этому региону автономии?

Каха Кукава: Что касается жителей Грузии армянской национальности, то нашей твердой позицией является то, что мы должны обеспечить их права по европейским стандартам. Существует Конвенция по правам национальных меньшинств, и мы должны ее придерживаться. Часть требований этой Конвенции в Грузии уже выполняются, так, у нас очень много армянских, азербайджанских, русских школ, что, кстати, характерно не для всех стран постсоветского пространства.

Конечно, существуют определенные проблемы. В отношении самоуправления регионов нужно сказать, что сейчас армянонаселенные районы – Ахалкалакский, Ниноцминдский, Цалкский – формально обладают самоуправлением, но в реальности оно не действует, что является проблемой не исключительно армян, а всех грузинских регионов в целом – как таковые, принципы самоуправления в Грузии сейчас просто не работают.

Наш подход состоит в том, что в ходе административной реформы регионы должны получить реальные права на самоуправление. Армянонаселенные районы должны иметь такой же уровень самостоятельности, как и другие регионы Грузии – Кахетия, Имеретия, Картли и т.д. Мы не поддерживанием создание новой автономной единицы – это не будет хорошо ни для Грузии, у которой уже есть проблемы с автономиями, ни для самих армян, у которых в этом случае могут возникнуть разные политические риски.

Социально-экономические проблемы Джавахетии должны быть разрешены путем разворачивания там различного рода проектов, которые помогут армянам интегрироваться в грузинскую политическую и экономическую системы. К сожалению, сейчас это не так.

Агаси Арабян: Как Вы смотрите на возобновления движения по Транскавказской железной дороге, идущей из России через Абхазию и Грузию в Армению и перекрытой сейчас со стороны Грузии?

Каха Кукава: Открытие железной дороги однозначно входит в интересы Грузии и не входит в интересы правительства Саакашвили. Для него и для его команды это не экономический, а политический вопрос, т.е. демонстрация любого рода антироссийских настроений позволяет им зарабатывать политический капитал на Западе.

Я родом из Мегрелии – это регион, который граничит с Абхазией и через который как раз проходит эта дорога. Для жителей Мегрелии это настоящая Дорога жизни, пока она действовала, вся Западная Грузия хорошо жила, как только она прекратила работать, все обанкротились. Поэтому мы бы очень хотели, чтобы эта дорога опять заработала, но одного нашего желания здесь мало. Мы сейчас пытаемся возобновить торговлю между грузинскими сельскохозяйственными предприятиями и Россией даже без санкции Саакашвили, но открыть железную дорогу даже теоретически невозможно, тем более что, насколько я понимаю, ветка от Сухуми до Зугдиди сейчас разрушена и ее необходимо восстанавливать.

Андрей Арешев: Как известно, 2011 год – это год двадцатилетия распада Советского Союза. В постсоветских странах это событие сейчас подвергается тщательному анализу, и оценки, которые ему даются, зачастую или негативны, или окрашены в ностальгические тона. Скажите, с каким чувством граждане Грузии встречают эту дату?

Каха Кукава: Переоценка тех событий в Грузии тоже имеет место. Мы пытаемся понять, правильно ли мы вели себя в начале 1990-х годов, когда вошли в конфронтацию с Россией. Тогда у нас были более романтические подходы, мы думали, что мы должны бороться с империей и освобождать не только себя, но и другие народы. Сейчас мы настроены более прагматично, причиной чего, на мой взгляд, является то, что из всех пятнадцати республик Грузия в этой борьбе потеряла больше всех.

В Грузии не существует ностальгии по Советскому Союзу, но есть ностальгия по хорошим отношениям с Россией. Я часто спрашиваю американцев, как они могли добиться того, что если еще пять лет назад в Грузии было нельзя найти человека, который бы не высказывался негативно о России, то сейчас это все изменилось в обратную сторону? Мы осознали, что та Америка, которую мы знали по телепередачам и по радио «Голос Америки», на практике оказалась совсем иной. Теперь все больше общественных сил выступают за налаживание отношений с Российской Федерацией. Мы считаем, что ключи от решения двух самых больших грузинских проблем - возвращение потерянных территорий и безработица – лежат в России. НАТО и США никак не могут нам в этом помочь.

Федор Шелов-Коведяев: Ситуация в Закавказье в большой степени определяется столкновением интересов трех политических тяжеловесов – США, России, Евросоюза и крупного регионального игрока – Турции. Как должна вести себя Грузия с учетом соперничества этой большой четверки?

Каха Кукава: Мы уверены, что Грузия должна взять твердый курс на евроинтеграцию. Сближение с Европой, но не с НАТО. Мы видим, как резко негативно Москва воспринимает движение Грузии в сторону НАТО, но такое же сближение с Европой негативных чувств у нее не вызывает. К тому же, ценности, к которым мы стремимся – демократическая система, права человека, – это европейские, а не американские ценности. Наоборот, мы знаем, что в странах, куда приходят США, сразу начинаются проблемы с демократией, как это было с Афганистаном и Ираком, и понимаем, что такую же ситуацию они хотят создать и в Грузии.

Федор Шелов-Коведяев: Но ведь европейские ценности – это и гей-парады, и однополые браки…

Каха Кукава: Да, мы не выступаем за их запрет, но нам не нравится, когда государственные СМИ целенаправленно привлекают к этому вопросу внимание и чуть ли не пропагандируют это и не делают из подобных вещей государственную идеологию. Надо понимать, что Грузия все-таки является страной традиционалистской и такие вещи нашему обществу не очень свойственны.

Мы должны учитывать интересы других стран, но все-таки считать, что отношения с Россией для нас важнее. Так, грузинская экономика вообще может успешно развиваться только при открытости для нее российского рынка. Саакашвили много говорил о том, что мы перенацелимся на американский рынок, на европейский или на китайский, но ничего не получилось - в Европу и в Китай мы почти ничего не экспортируем, а американский рынок является для Грузии вообще просто виртуальным.

Что касается Турции, то усиление ее влияния в Грузии – довольно новая тенденция. В основном оно происходит под эгидой и под знаком НАТО, но все равно это влияние в Грузии не очень видно нигде, за исключением Аджарии, где все, что строится, принадлежит туркам и где на стройках работают турки, а грузины как-то отходят на второй план. Но я думаю, что проблема все же не в турках как таковых, а в грузинском правительстве. Если бы оно было самостоятельным и вело суверенную политику, то и турки уважали бы наши национальные интересы, но если сейчас они могут этого не делать, то почему бы и нет.

Андрей Епифанцев: Каха, как Вы считаете, что нужно изменить в отношении Грузии к армянской диаспоре?

Каха Кукава: Армяно-грузинские отношения для нас являются очень важными. Исторически в этом вопросе существуют какие-то фобии, и мне кажется, что от них нужно избавляться. Армяне составляют 7% населения Грузии, и игнорировать этот факт просто невозможно.

Сейчас, как вы знаете, в Грузии идет не очень серьезный скандал, связанный с тем, что Михаил Саакашвили якобы является армянином. Конечно же, это не так важно, но все равно показательно: нам нужно идти по пути Европы и делать так, чтобы и армянский представитель, и азербайджанский были членами правительства. Мы – первая оппозиционная партия, которая в нынешнем апреле отметила годовщину геноцида армян 1915 года. Это было очень деликатной темой потому, что в Грузии не все воспринимают вопрос армянского геноцида однозначно, но мы сделали это потому, что понимаем, что если с чего-то не начать, то стена между Тбилиси и Ахалкалаки так и останется большой проблемой для Грузии.

Материал подготовил Сергей Максаков

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 24 человека

Оставьте свои комментарии

  1. Кукава молодец,добился возвращения грузинского вина на российский рынок.Это важно для Грузии.
  2. Дай Бог, чтобы между нашими братскими народами не было непонимания. Аминь!
  3. В последнее время Кукава зачастил встречи с джавахетскими армянами в Москве. Наверно хочет, чтобы они помогли во время предстоящих выборов. Это нормально, только вот надо чтобы его партия на деле показала, что она положительного сможет сделать для Джавахети, а то на словах все обещают. На месте Кукава я бы выбрал один из актуальных вопросов которые ставят джавахетские армяне и проталкивал бы её. Это было бы и наглядно и для джавахетских более убедительно.
  4. Грузины сами должны умолять, чтобы Джавахк стал автономией. Только так можно остановить отток армян из Грузии и только так Джавахк сможет помочь грузинам не потерять Грузию. Посмотрите сами как хитро азеры и турки захватывают территории, Аджария уже потеряна, Борчалы (Квемо Картли) тоже, а теперь надвигаются на Самцхе или как они его называют Месхет.
  5. С Вами можно согласиться, логика есть, однако в случае придания Джавахети статуса автономии есть вероятность отделения этого края от Грузии, т.е. как это было с Абхазией и Ю.Осетией. В случае принятия такого решения, Грузии и Армении необходимо подписать соответствующий документ, гарантирующий и исключающий отделение и выход края из состава Грузии. Только в этом случае краю Самцхе-Джавахети можно смело присвоить статус автономии.
  6. Согласен с Семеновым,только как убедить в этом руководство Грузии?Кстати,и в Тбилиси большинство поддерживают дружбу с Турками.
  7. Мы коллективно прослушали радиорепортаж одного из лидеров джавахетских армян России, организованный Андреем Епифанцевым на радио "Голос России" и признаться очередной раз убедились. Исходя из передачи, можно сделать однозначный вывод, что армянофобия в грузинском обществе на данном отрезке времени является слишком востребованной, чтобы иметь шансы на исчезновение. Армяне края Самцхе-Джавахетии стали для грузинских националистов очень удобной мишенью и любые попытки убедить их в пагубности этой политики не увенчаются успехом. Бессмысленно опровергать очередную историческую фальшивку – вместо неё сразу же появятся еще три, бессмысленно напоминать им о многовековом братстве – они будут игнорировать этот факт, пересчитывая азеро-турецкие деньги. Единственно адекватный ответ грузинскому национализму в сегодняшних условиях – жесткая позиция в отношении вопроса демократии, прав и свобод армян, проживающих на территории Грузии, в отношении армянских храмов, оскверненных грузинскими вандалами из ГПЦ, в отношении всего армянского исторического и культурного наследия Грузии. Ну а во всем остальном армянам края Самцхе-Джавахетии и Грузии в целом следует набраться терпения, пока вышеперечисленные факторы не ослабнут и армяно-грузинские отношения продолжат свое развитие в ключе добрососедства и взаимопонимания. С уважением, еврейская община Москвы
  8. Спасибо за понимание и поддержку.Даже не верится,что евреи так глубоко понимают проблемы армян в Грузии.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты