№ 22 (181) Ноябрь (16–30) 2011 года.

«Кто не помнит прошлого, обречен пережить его снова»

Просмотров: 6842

Это был первый спектакль режиссера Бруно Фрейсине, в котором турецкий актер не только произнес слово «геноцид» – слово, на которое в Турции наложено табу, но и размышлял об этом. Фрейсине всегда интересовала политика. После знакомства с Питером Баллакяном – поэтом и писателем из США, который впервые добился того, чтобы в прессе прозвучало слово «геноцид» применительно к резне армян в Турции, он всерьез занялся изучением этого вопроса. Затем Фрейсине обратился к вопросу о вхождении Турции в Евросоюз и понял, сколько здесь скрыто «подводных течений». Случай свел его с живущей во Франции турчанкой – драматургом Седеф Эсери, которая в это время работала над созданием пьесы об «армянском вопросе»…

Спектакль «Наследники», поставленный театральными деятелями из Франции, Германии, Турции, Армении при содействии Евросоюза, прошел на сцене армянского Национального театра «Амазгаин». Герои пьесы общались между собой на пяти языках, на сцену выходили актеры четырех национальностей (субтитры выводились прямо на стены и облегчали восприятие текста).

После спектакля беседа с режиссером Бруно Фрейсине:

– До этого театрального проекта Вы поставили спектакль, посвященный событиям 11 сентября до войны в Ираке. Что Вас заставило на этот раз обратиться к теме трагических событий в Турции начала XX века и почему были выбраны именно эти страны?

– Потому что именно у этих стран исторически накопились друг к другу большие претензии. Для меня было важно узнать, как нации относятся к историческим фактам, как улавливают исторический смысл современных общественных коллизий.

Идея геноцида армян и идея геноцида вообще – темы актуальнейшие сегодня. Этот спектакль выносит на суд зрителя историю трех поколений, где первое поколение – разрушители, совершившие преступление, и их жертвы; второе поколение - дети первых, попытавшиеся скрыть преступление; и третье поколение, которое и несет на себе бремя вины. Именно последнему поколению предстоит определиться в выборе пути, принять и простить. Ему приходится проходить через обиду, недосказанность, боль, понимание… Настоящее, прошлое и будущее тянутся в одной упряжке. Именно поэтому автор пьесы Седеф Эсери не называет имен. Отсюда и размытость временных координат. По сюжету действие происходит в одной деревне, имя которой также не упоминается. Это собирательный образ страны, людей вообще. Встречаются астроном и археолог. Один исследует черные дыры в небесном пространстве-времени, другой – черные страницы земной жизни – ее истории в целом.

– Германия, пережив испытание судьбой – Первая и Вторая мировые войны, – нынче полностью приняла жизнь. При этом немцы не забывают о том, что было совершено германским фашизмом. Как по этому поводу высказался Серж Аведикян, то, как немцы чтут память, равносильно тому, как если бы Цицернакабердский памятник жертвам геноцида армян был установлен в центре Стамбула…

– Французы, например, до сих пор не хотят признавать своего прошлого потому, что они охотно и быстро подчинились Гитлеру. Немцы же покаянно бьют себя в грудь из-за того, что им до сих стыдно за газовые камеры и крематорий Освенцима… Сегодня мир действительно нуждается в тщательной инвентаризации своего прошлого. Для меня очень важно было понять, каково быть немцем в глазах француза, армянином в глазах турка, и наоборот.

Мне, к примеру, было легко в общении с армянами, но я представляю, как сложно было налаживать контакты Седеф и турецким актерам. Но для нас важно было, чтобы этот диалог состоялся. Слишком часто те, кто кричит правду безучастному миру, в конце концов, не выдерживают, умолкают или начинают сомневаться в ясности собственного рассудка. Случай представился, и мы не могли им пренебречь. Помните слова Джорджа

Сантаяны: «Кто не помнит прошлого, обречен пережить его снова»… Важно было начать этот диалог.

– Расскажите, как Вы познакомились с отважной турчанкой Седеф Эсери?

– Мне приходилось обсуждать тему геноцида армян с различными людьми. Я все хотел понять истинную причину того, почему Турция не может вступить в Евросоюз. Мы говорили на эту тему и с актером, режиссером и документалистом Сержем Аведикяном, который обратился к этой теме и в своем анимационном фильме. Во Франции мне посчастливилось познакомиться с драматургом Седеф Эсери, которая была родом из Турции, но проживала в Париже. До переезда во Францию она никогда ничего не слышала о геноциде армян, а узнав, испытала шок и возмущение. Она-то и объяснила мне суть происходящего, что все дело кроется в геноциде армян. У меня тогда возникла идея – познакомить Седеф с Сержем… Жаль, что у меня не было с собой камеры: надо было видеть диалог этих двух ярких и талантливых людей – сколько жестикуляции, сколько эмоций! Они говорили о наболевшем. Разговор дошел до того, что даже затронул тему взаимоотношений Франции и Германии – как сложен был их путь к примирению… Вот тогда-то у меня и возник план, которым я поделился с Седеф, взять за основу пьесы не только геноцид, но и другие события мировой истории, и в итоге, как единственно возможный путь, предложить идею примирения. Да, Франции удалось наладить отношения с Германией, а что если попытаться сделать то же самое с Турцией, хотя бы на уровне театра? И мысль эта стала постепенно приобретать очертания.

– Вы вместе с Седеф Эсери и Сержем Аведикяном более года путешествовали по Армении, Турции, Франции и Германии. Какие сделали выводы?

– Нам удалось собрать очень большой материал. А когда летом этого года мы организовали семинар в театре «Амазгаин», то по «закону коллективного равенства» пригласили на него молодых актеров из Германии, Франции, Армении, Грузии – по четыре человека из каждой страны. Немало было и волонтеров. Тема семинара – что думает молодежь из разных стран по поводу примирения «обиженных» наций. Мнения молодых меня потрясли широтой знаний, серьезностью отношения к теме и любознательностью. А когда мы оказались в Берлине, Седеф предложила молодежи, чтобы в рамках одного предложения они попытались высказать свое отношение и чувства на эту тему. Ответы были искренни и объективны, что еще более укрепило наше решение участвовать в театральном проекте. И я убедился, что «нет выше роскоши, чем человеческое общение», как это сказано у Экзюпери.

Теперь я уверен, что после ереванской премьеры, когда начнутся зарубежные гастроли в разных странах, люди наконец-то поймут необходимость преодоления не только географических границ, но психологических препон на пути реального примирения. Об этом, кстати, говорили и Анри Верней, и совсем недавно Шарль Азнавур.

– А это правда, что в молодости Вы брали интервью у Анри Вернея?

– Все верно. Мне было 18 лет, когда я был в гостях у Вернея. Я расспрашивал его о фильмах, а его вдруг унесло в детство. Он, повторивший судьбу тысяч армян Западной Армении, пространно рассказывал о том, что родился в Турции, как семья его сначала бежала в Грецию, а затем обосновалась в Марселе, после – в Париже. Помню, как он отчаянно заявил, что ненавидит тех армян, кто без устали повторяет: «Мы – маленький народ». От этого, как он выразился, даже большой народ в итоге может стать малым. Он говорил, что нытье так же скверно, как и самодовольство, самоудовлетворенность. Расти надо ввысь, безостановочно и постоянно, иначе – конец, иначе – смерть... Он говорил, и многое осело в моем подсознании. Кто знал, что через два десятка лет я вплотную подойду к армянской теме? Кстати, моя тетя была замужем за архитектором, у которого в роду были армяне. Так что очень может статься, что и у меня в жилах течет армянская кровь.

– Серж Аведикян был только исполнителем одной из ролей в «Наследниках», но ход работы над пьесой, весь процесс был запечатлел на камеру. Говорят, он собирается делать документальный фильм об этом. Во всем ли Вы с Аведикяном, как режиссеры, были едины во мнениях?

– С самого начала Серж заявил, что не будет вмешиваться в режиссерскую работу. Но Серж остается Сержем, и ему не удалось остаться нейтральным – у него ведь своя логика образов, своя логика идей. Так, первоначально по моему сценарию в финале спектакля должна была праздноваться армяно-турецкая свадьба. Но Аведикян так горячо и отчаянно стал противиться этому, что я вынужден был уступить. Уступил я ему еще и потому, что «армянская тема» была для меня «чистым листом», для Сержа же она была проекцией собственных чувств. Можно сказать, что мы с Сержем совместили иерархию ценностей, хотя у нас и наметились расхождения в подходах. И это, полагаю, естественно.

Что касается самого спектакля, то решено, что он должен побывать во всем мире. Так, весной будущего года спектакль «Наследники» целый месяц будет гастролировать на сцене парижского театра «Аквариум», после чего побывает в Берлине, Стамбуле, Диарбекире, Риме. Но более всего меня волнует, как примет его турецкий зритель. Понятное дело, что в Турции спектакль не воспримут однозначно, но у молодых, как у Седеф Эсери, должна найтись актерская смелость сказать со сцены правду, назвать вещи своими именами. Ведь правда может усилить самое главное чувство человека. И чувство это – совесть.

Кари Амирханян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 35 человек

Оставьте свои комментарии

  1. А мне понравилась идея возведения Цицернакабердского памятника жертвам геноцида армян в центре Стамбула))Вот тогда армяне психологически успокоются, а турки таким образом примут свершенный ими когда-то грех.
  2. Это очень хорошо, что нами заинтересовались европейцы - в особенности люди творческие...
  3. Василий Ш. ваша неадекватность и отрыв от реальности, просто пугает! А может это банальное не знание современной армянской истории включая самый трагичный период, Геноцид армян? Цицернакаберт в Константинополе, также реален как христианский собор в Мекке!
  4. спрашивается, для чего нужно это т. н. примирение турков с армянами? ради того, чтобы некие либерально мыслящие типы ощутили "гармонию и порядок" на Земле и т. п.? должен огорчить этих типов - армяне никогда не помиряться с османами. впрочем, примирение всё-таки возможно для армянина - оно означает психологическое покорение армянами своего прошлого ( когда гос-во турков будет лежать в развалинах, а сами турки - падут жертвой геноцида, осуществленного, например курдами). Но главное для армянина - это земли предков, а не какие-то интелигентные компенсации и извинения.
  5. Стивен, апрес, ты высказал единственную и абсолютную правду!
  6. Стивен, как здорово вы все разложили по полочкам! Был приятно удивлен вашим ответом! Браво!
  7. Супер! Я в восторге от материала.
  8. Хорошая страница получилась - что ни статья - новость и удовольствие. Спасибо редакции!
  9. Что Вы имеете ввиду говоря о "интелигентных компенсациях"?
  10. Дурь это настоящая! Компенсация не бывает интеллигентной или неинтеллигентной. Турки должны заплатить! Деньгами - конкретным семьям, землей - тоже конкретным семьям, которые были владельцами земель в Западной Армении.
  11. т. е. разные извинения, крокодильи слезы и т. п. со стороны турков - не нужны армянам. Нужна земля и ресурсная компенсация и ещё желательно, чтобы потомки палачей на своей шкуре испытали то, что испытали их жертвы.
  12. Значит должна быть война, чтобы как пишет Саркис"потомки палачей на своей шкуре испытали то, что испытали их жертвы".Вы представляете сколько прольется крови. Кому нужна эта война?! Мне не нужна! Неужели никак нельзя решить эту грызню между нациями без крови?
  13. да, будет война, но между турками и курдами. армяне будут наблюдать за этой мясорубкой с такими же чувствами, с какими смотрели, например, индийский фильм "Месть и закон". / Stiven
  14. А разве не курды были причастны к резне 1915 года? Вот оно и придет Возмездие
  15. Стивен, не надо писать глупости! Политика вообще не ваша стезя. Не ставьте себя в идиотское положение... А спектакль охотно посмотрел бы.
  16. принимаю все ваши упрёки и прошу прошения. просто, мне сложно забыть своих предков, убитых османами.
  17. 1.Г-н Б.Фрейсине, поставивший этот спектакль, отвечая на вопрос о том, почему его заинтересовала тема взаимоотношений между Арменией и Турцией, заявил:- "...у этих стран исторически накопились друг к другу большие претензии".Ни убавить не прибавить!Хотя, конечно, у турок к армянам есть претензии - например, почему выжили?почему сопротивлялись убийствам? почему не растворились? почему поднимаете вопрос геноцида? почему требуете возврата своих территорий? почему требуете финансовых компенсаций потомкам жертв? 2.Г-н Б.Фрейсине приводит пример примирения между Францией и Германией, приводит пример немцев, посыпающих свои головы пеплом за преступления гитлеровского режима.Мол, и вам так надо.Примириться.Вместе спектакли ставить на 5-ти языках, умиляться, Экзюпери вспоминать и тд. А в это время турок будет жить на армянской земле, пользоваться ее дарами и жиреть, а мы армяне удовлетворимся нынешней нашей маленькой территорией.Это по мнению г-на Б.Фрейсине будет правильно и справедливо.Хочется напомнить таким умникам, что т.н."примерение" между французами и немцами стало возможным только после наказания агрессора-преступного гитлеровского режима.Турки же, в отличие от немцев, никакого наказания за зверства в отношении армян наказаны не были.Почувствуйте разницу.Вот когда Турция понесет ответственность за свои преступления, реальную ощутимую ответственность в виде лишения части своей нынешненй территории в пользу Армении и в виде огромных финансовых репарация, вот тогда и только тогда произойдет истинное ПРИМИРЕНИЕ.Вот тогда будем с умным видом говорить о совместных проектах, спектаклях, об общечеловеческих ценностях и тд.
  18. Во-первых, большое спасибо Кари за такой цельный и интересный материал. Во-вторых, вопрос к предшественнику Гранту - а если будут освобождены прежние территории Армении, будет выдана компенсация и будет сделано все как подобает, плюс к тому же в Армении к тому времени откроются новые весьма прибыльные места работы, вы отправитесь в Армению жить?
  19. На следующий же день уеду.Жду этого дня.На берегу святого озера Ван буду дома и дороги строить.Буду превращать этот заброшенный курдо-турками армянский край в Швейцарию.Не сомневайтесь.
  20. Молодец, сынок! Пока есть такие убежденные и честные армяне, армянство будет жить.
  21. Грант! Вы - Человек!
  22. А Я не верю Гранту.
  23. А разве виновато сегодняшнее поколение турок за грехи, что творили их предки? Может надо дать им самим одуматься? И миссия г-на Б.Фрейсине очень актуальна в этом смысле.
  24. Дело в том, что никто не винит конкретных турок, родившихся после тех страшных событий и которые проживают в настоящее время, хотя и к ним есть большие претензии, начиная от блокады границ Армении и до пресловутого закона "Об оскорблении турецкой нации", от убийств Гранта Динка и лругих армян и до притеснений в отношении ААЦ и армянофобии в целом, и многое другое. Вина лежит на правопреемнице Османской империи - государстве Турция!Вот к этому самому государству и следует предъявлять претензии.И весь турецкий народ, который это государство создал и который является государствообразующим народом Турции несет ответственность за свое прошлое, за свои предшествующие поколения.Как, впрочем, и любой другой народ.Проживающие сейчас в Германии немцы ведь тоже сами никого не убивали и сами войны не развязывали и в этом смысле не виновны.Однако, Германия как государство-правопреемник гитлеровского Рейха понесло ответственность и территориальную и финансовую и ПРОДОЛЖАЕТ ЕЕ НЕСТИ до наших дней.А если встать на ту позицию, что, мол, нынешние турки не виноваты и , мол, сами должны понять и осознать и вернуть награбленное их предшественниками, то, понятно, что сами они, в результате внутреннего самосовершенствования НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ОСОЗНАЮТ И НЕ ВЕРНУТ! Думать так - это утопия. Если сегодняшние турки ни в чем не виноваты, то тогда тем более сегодняшнее поколение армян, лишенное 90% своей исторической родины не виновато, но реалии таковы, что наши земли у турок, а не у нас.И, как я понял г-на Б.Фрейсене, его устраивает такое положение дел.Дескать, посидим, повздыхаем, и согласимся, что не нужна нам наша земля, пусть у турок навечно остается, а мы будем с ними за это спектакли совместные ставить и рассуждать о толерантности.А турок будет продолжать пользоваться благами нашей земли и смеяться нам в лицо удивляясь нашей наивности,граничащей с глупостью.
  25. таких режиссёров нужно отправить на машине времени в 1915 год , чтобы почувствовали на какие темы пишут свои идиотские пьесы. кто простит турку - тот не армянин!
  26. знаете ли вы, кто такие янычары? нет, вы не знаете! янычары, это армия сатаны! турок не способен постигнуть смысл содеянного его предками Геноцида.
  27. турок - это турок, а армянин - это армянин, и никогда им не сойтись в одном духовном полёте.
  28. тот, кто хочет "помирить" армян с турками, хуже тех, кто спланировал Геноцид. Я, как чистокровный армянин, не могу принять мысль об примирении с турками. Эта мысль невыносима. Одновременно я готов примириться с азербайджанцами.
  29. невозможность примирения с турками для меня проистекает из того, что турки осквернили не только нашу память, но и душу армянина. Примирение - это выше моих сил; я не могу изменить "мысли сердца".
  30. я чувствую как "воспоминание геноцида" отпечатано у меня в генах - 50 процентов моих мыслей постоянно вертиться вокруг трагического прошлого моего армянского народа. Если я перестану думать о Геноциде - я перестану быть армянином. Это огромная проблема для турецкого социума.
  31. для турецкого - проблема в том смысле, что им рано или придётся ответить своей шкурой. а в аду для них места давно забронированы.
  32. Вот увидите, как только турки признают геноцид,все встанет на свои месте - отношения с ними из жестоко-ненавидящих сразу же станут братско-приемлемыми.И все будет забыто на корню. Как будто и вовсе не было геноцида.Разве нет?
  33. Любопытно - почему те интереснейшие гастроли, что проходят в Ереване после, минуя Россию "гуляют" по миру. В России ведь так много армян, которым все это как хлеб нужно?
  34. Подписываюсь 100 раз под этим мнением%"я чувствую как "воспоминание геноцида" отпечатано у меня в генах - 50 процентов моих мыслей постоянно вертиться вокруг трагического прошлого моего армянского народа. Если я перестану думать о Геноциде - я перестану быть армянином. Это огромная проблема для турецкого социума".
  35. Если эта принципиальность исходит от людей молодых,то это здорово,а если от зрелых,то это сильнее во сто крат.Мы армяне сумеем все,если объединимся, если сложимся в один кулак. И зная свои права, и зная кто мы и куда идем,сможем перевернуть весь мир.Вся проблема в том,что мы действует поодиночке,Другое дело,когда один впереди(как говорил Высочкий - тот кто впереди всегда один)и он возглавляет единомышленников.Надо скинуть с себя спесь и амбиции и идти вперед.И не обязательно кому либо что либо доказывать. Надо знать свое дело и знать куда идешь,какова твоя цель.Если наша молодежь будет такой же принципиальной до конца,наь не нужны поддержки разных деятелей культуры и тому прочее - они все равно до конца не поймут проблему,как бы не хотели и не старались.Нам надо своими силами и своим умом брать вершины и состоятся наконец.
  36. «Кто не помнит прошлого, обречен пережить его снова»-прекрасная фраза.Я записал ее в своем ежедневнике на 2012 год.Спасибо редакции!
  37. поколения советских армян, родившихся в 1920-60 гг., как правило, не чувствовали, не осознавали весь ужас геноцида. так сказать, подсознание армянина заглушало и переводило мышление на другие, жизнеутверждающие, темы. Это была защитная реакция менталитета армянина, что способствовало продолжению рода, на уничтожение которого, в конечном счёте и был нацелен геноцид. Полное пробуждение армянского сознания ещё впереди.
  38. Камбоджа: показания в суде дает лидер "красных кхмеров" 5 Декабря 2011 10:49 MCK Правая рука Пола Пота Нуон Чхеа дает показания в суде в Камбодже. Ему предъявлены обвинения в геноциде и других преступлениях против человечности. По словам Чхеа, "красные кхмеры" не виноваты в убийствах мирных жителей, поскольку все в те времена контролировал Вьетнам. По разным данным, около 2 млн человек - почти треть населения страны - в период действия режима были убиты или погибли от голода и пыток.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты