«Зеленый огонек» или «желтый номер» – особенности национального такси-сервиса
Уже несколько лет, как перегруженный транспортом Ереван не испытывает никаких проблем с такси — этот сервис в городе развит как никакой другой, машин много. Конкуренция позволила снизить цену за услуги, и теперь комфортная поездка по столице обходится так дешево, что принцип «время - деньги» полностью оправдывает трату двух-трех долларов для тех, кто не успевает угнаться за своими планами на автобусе или метро.
До недавнего времени я, как и многие мои сограждане, оставалась в полном неведении о реальном состоянии дел на этом рынке услуг. Подмигивание «зеленого глазка» многочисленных «антилоп гну» поначалу радовало. Оказалось, что я заблуждалась.
Однажды в середине 90-х годов мне довелось брать интервью у тогдашнего посла КНР в Армении. В разговоре «о перспективах взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической сфере» меня более всего поразила финальная, явно сказанная «не для печати», но очень искренняя фраза: «Сегодня в Китае столько незарегистрированных кооперативов, что проконтролировать всю их деятельность просто невозможно. Поэтому советую вашим соотечественникам быть более разборчивыми и покупать китайский товар с государственной сертификацией как гарантией качества, а не ширпотреб у представителей «челночной» дипломатии».
Как оказалось, сегодня та же самая ситуация сложилась с ереванскими такси. Контролировать рынок таксомоторов в Армении тоже некому.
Оказывается, внешняя атрибутика – традиционные «шашечки» на крыше и «зеленый глазок» на лобовом стекле, брендинг на капоте и номер телефона на дверце – еще не гарантия того, что вы сели в «настоящее» такси. Как рассказал мне бывалый водитель, назвавшийся Геной, весь этот антураж обходится в местных автомастерских не очень дорого и окупается всего за две-три удачные смены.
«Отличить леваков достаточно легко, если знать ряд признаков: в салоне настоящего такси обязательно должны быть рация, счетчик, бейдж водителя, визитная карточка сервиса, а регистрационный номерной знак – только желтого цвета», – поучал он.
Но я, например, с трудом различаю марки автомобилей, к тому же в Армении введено нескольких типов цветных (белых, черных, красных, желтых, голубых) номерных знаков, разобраться в которых без соответствующего ликбеза рядовому гражданину (а уж тем более гостю столицы) достаточно сложно.
Может быть, поэтому я, однажды обманувшись и приняв левака за легальное такси, попала в довольно неприятную ситуацию. На половине пути от центра города до аэропорта Звартноц водитель затребовал сумму, равную двойному тарифу. Мое удивление этим обстоятельством привело самозванца в ярость. Он безостановочно орал, что это его такси и его правила. В то, что я звоню в полицию (вот где очень кстати сотовые телефоны), сначала не поверил и, потрясая вытащенными из «бардачка» замызганными «корочками», кричал: «Да я сам майор милиции. А министр мой зять. Звони ему! А я посмотрю, как ты позвонишь! Ну, звони!». Однако, услышав диалог с полицейскими по включенной громкой связи, сник, что, впрочем, не помешало взять повышенную таксу со словами: «Мне надо детей кормить». Увидев, как, выйдя из машины, я делаю снимки, «герой» дал газу и смылся, превышая скорость.
Несколькими часами позже, просматривая фотографии с начальником пресс-службы полиции РА, я убедилась, что граждане и полиция видят подобные ситуации в разном свете. Полиция оскорбилась за честь мундира, так как офицер не может быть «бомбилой». Меня же больше волновал вопрос о том, как долго изгалялся бы этот хулиганствующий тип, окажись на моем месте пассажирка побоязливей или еще хуже – иностранка… К тому же очень хотелось знать, как начальник полиции Армении Алик Саркисян отнесется к известию о новоявленном родственнике. Да, в общем-то, никак. Потому что через месяц на мой очередной запрос полицейские вежливо отчитались, что указанный на дверце машины номер телефона сотового оператора заблокирован, а чтобы найти саму машину (с четко просматриваемым регистрационным номером!), необходимо заявлять ее в розыск. А это уже вне их компетенции. Короче говоря, культурно отфутболили. Хотя подозреваю, что водилу все же давно вычислили и, очень может быть, даже успели наказать.
Тем не менее, очертив круг заинтересованных инстанций, я стала настойчиво обзванивать и методично обходить их в течение всего следующего месяца. Как оказалось, столичная мэрия не занимается вопросом регистрации такси. Блюстители дорожного порядка могут остановить машину, но только за «свои» нарушения, например превышение скорости или создание аварийной ситуации на дороге.
Разобраться в механизме незаконного пассажирского извоза помог исполнительный директор общественной Ассоциации армянских такси-сервисов Ашот Геворкян. «Назвать сегодня точное количество работающих в Ереване такси-сервисов и индивидуалов частного извоза довольно сложно: постоянно кто-то закрывается, кто-то отрывается. Самозванцев вычислить в принципе несложно, но сделать с ними ничего невозможно из-за несовершенства правового поля. Чтобы изменить ситуацию, нужны совместные рейды дорожной полиции, транспортной инспекции Минтранса, налоговой структуры, службы стандартизации», – отмечает собеседник.
По итогам бесед с представителями названных структур оказалось, что такие рейды действительно проводятся, но вот цифры об их частоте у госчиновников почему-то сильно разнятся: от ежедневных до раза в полугодие.
В одном из ведомств источник, попросивший не называть его имени, разоткровенничался: «Дело в том, что часть сервисов под подставными именами принадлежит нашим депутатам. Покупка дорогостоящей машины сопровождается длительной процедурой лицензирования. Но бизнес торопится окупить приобретение. И машину ставят на линию с белым номером». Проследив в городе за количеством нелицензированных «белых» и лицензированных «желтых» номеров, даже невооруженным глазом можно заметить почти равное их соотношение. Особенно в вечернее время и особенно на окраинах города. То есть на каждые сто «настоящих» такси приходится сотня «левых».
В целом за два месяца хождения по ведомствам у меня собралось много полезной и бесполезной информации, однако вопрос о «левых» нарушителях так и остался открытым. Но зато выявился еще ряд проблем. Например, по признанию самих таксистов, многие из них в нарушение КЗоТа работают по 24 часа в сутки.
Возрастного ценза у армянских таксистов, в отличие от их европейских коллег, нет, поэтому за рулем автомобиля иногда можно встретить водителя, которому за восемьдесят. К тому же зачастую таксистами работают не профессиональные водители, а интеллигенты из числа бывших инженеров и учителей. Понятно, не от хорошей жизни, а от плохой «социалки». Отсюда и изъяны в обслуживании, считает Ашот Геворкян.
Между тем, в Министерстве транспорта отметили, что на постсоветском пространстве сектор пассажирских перевозок в Армении регулируется более либерально, чем в других странах. Хотя одновременно признали и существующие проблемы, объяснив их несовершенством законодательства и отсутствием единого контроля в этой сфере.
«В настоящее время мы руководствуемся Законом об автомобильном транспорте и подзаконными актами. Доработка нормативов постоянно продолжается. Унификация сделает их более эффективными. И хотя по итогам девяти месяцев в результате проверок уже выявлено более 4300 нарушений (в сравнении с 3700 протоколами за весь прошлый год), тем не менее проблема остается», – соглашается начальник транспортной инспекции Министерства транспорта и связи РА Альберт Согомонян, пожелав мне напоследок не садиться в нелицензированные такси.
Положим, я уже точно не буду пользоваться услугами такси с белыми номерами. Но как быть тем, кто впервые приезжает в Армению, туристам? Как рассказать гостям столицы об особенностях национального автоизвоза? Вряд ли их успокоит ответ о том, что неформалы внесены в соответствующую базу данных и в будущем их уже не будут принимать в солидные компании.
Правда, как сообщили в Министерстве транспорта и связи РА, сегодня для приезжающих в Армению иностранных туристов концессионер аэропорта Звартноц специально предусмотрел сервис пассажирских наземных перевозок. Руководство аэропорта заключило договора с несколькими лицензированными сервисами по заказу такси, обеспечив тем самым безопасный и комфортный проезд пассажиров к месту назначения. По крайней мере, теперь настроение восьмистам тысячам туристов (по данным Минэкономики республики) с первых минут их пребывания на нашей земле не испортят нагловатые «бомбилы», взимающие непомерную плату за проезд.
Наталья Оганова
Оставьте свои комментарии