Когда болит душа…
Не знаю, как у вас, а у меня часто болит душа. Иногда по поводу, а порой и без повода.
Плохая погода, дождь, слякоть, хмурые лица, пробки на дорогах… Проезжая перекресток, вдруг видишь мальчика лет пяти-семи, порой старше – он подбегает к машине и просит денежку… И болит душа: как же так – мальчик, лишенный детства.
А порой болит душа потому, что видишь душевнобольных. Идет такой человек тебе навстречу – он что-то бормочет, порой грязно одет, всклокоченные волосы, бессмысленный взгляд… Если начнется разговор, через несколько секунд становится понятно: к тебе обратился душевнобольной.
Как мы относимся к душевнобольным?
Мы их обзываем психами, шизиками, спятившими – словом, сумасшедшими. А сумасшедших нет– есть больные, и пора бы это обществу понять.
Все болезни делятся на соматические и психические, душевные. С каждым годом душевных болезней становится все больше и больше.
О развитии общества можно судить и по тому, как оно относится к психически больным людям: как их содержат, как помогают выйти из кризисных состояний, насколько развита психотерапия и психогигиена, как проходит процесс реабилитации таких больных.
Вечный шум за окном. Выходишь на улицу – дышать от гари нечем. И люди, люди – все раздраженные, смотрят исподволь, с недоверием: сколько вокруг обмана!
А бывает так: семь бед – один ответ. Негде жить, уволили с работы, кончилась любовь, конфликт с детьми… Вот и начинается разлад души и тела.
Ты неверно воспринимаешь собственное «я». А отсюда – неадекватность поведения.
Кому-то кажется, будто за ним все время следят, пронизывают лучами, и как он ни старается, скрыться от этого не может.
На самом деле никаких лучей нет, но человек страдает и… не выдерживает.
Внутренний голос ему говорит: все бесполезно! Ты должен идти на мост и прыгнуть – другого выхода у тебя нет! И он идет на мост, и прыгает, и гибнет.
Психиатры справедливо считают, что любое самоубийство – это душевная болезнь.
Помню, очень давно случай, который произошел в Ереване. Я еду на машине по городу и вижу: бежит юноша, на ходу скидывает с себя шапку, шарф, перчатки, пальто, пиджак, брюки, рубашку, майку, трусы, носки… – и продолжает бежать, совершенно раздетый, по пустынным улицам. Я вызвал скорую помощь, а тут и милиция подоспела. Милиционеры хотели было скрутить юношу да пару раз дубинками пройтись: мол, что это за беготня голышом по ночному городу? А выяснилось, что юноша заболел – почти реактивное состояние. Ему все время казалось, что за ним кто-то гонится, преследует его. И кто-то говорит ему (галлюцинации): сбрось одежду, она не нужна, сбрось… Вот он и сбросил.
Юношу поместили в психиатрическую больницу. Через три месяца выписали. Вполне адекватный человек, умный, образованный, обаятельный, по профессии учитель. Оказывается, время от времени такие срывы у него происходят, особенно если долго не принимать лекарств.
Когда я наблюдаю за тем или иным политиком, порой возникает мысль: ведь это душевнобольной. Для него уход в политику – это бегство от реального мира. Излишняя жестикуляция, постоянный крик, сверхценные идеи – и вечное недовольство всем, что происходит вокруг.
Можно ли вылечить психически больных? Сегодня много лекарств, и если соблюдать предписания врача, то наступает ремиссия – порой продолжительная, по 5-6-7 лет, а то и больше. А бывает ремиссия короткая – многое зависит от обстановки, в которой находится больной.
Нередко перед наступлением психической болезни возникает депрессия. Если она затяжная, у человека возникает срыв, в результате – неадекватное поведение, реактивное состояние. Иногда болезнь приводит к распаду личности: больной не хочет ни с кем общаться, перестает ухаживать за собой, не ест, не пьет, с безумными глазами может ходить из угла в угол по квартире или, оказавшись на улице, бесцельно бродить…
У некоторых людей в депрессивном состоянии возникает беспричинная злость, обида - и наступает агрессия. С такими людьми надо быть аккуратнее: не обличать, не спорить, а постараться помочь, успокоить. Как правило, сам человек не понимает, что он болен, и тут родственники должны обратиться к врачам.
Все мы время от времени становимся свидетелями таких случаев: кто-то разделся, забрался на крышу и голым там расхаживает… Это все проявления болезни. А клептомания – когда обеспеченный человек дня не может прожить, чтобы не своровать…
К отклонениям относится и излишняя подозрительность – когда ты никому и никогда не веришь, всего боишься и во всех видишь врагов.
У бреда много оттенков: бред ревности, бред, связанный с манией преследования, бред сверхценности, когда тот или иной человек чувствует себя чуть ли не богом или сверхцелителем, хотя на самом деле и от религии далек, и лечить никого не способен.
Ведь это все душевнобольные. Сумасшедших нет, я повторяю, – есть больные. Относиться к таким людям нужно с пониманием, без презрения. А общество никак этого не может понять.
Задаю риторический вопрос: когда мы перестанем травмировать больных и их близких кличками псих, сумасшедший, шизик? Когда мы поймем, что слово может лечить, а может и покалечить человека? Не только слово доктора, но и слово матери, отца, сына, дочери, начальника, соседа, чиновника…
Вы можете себе представить, чтобы кто-нибудь издевался, иронизировал над человеком, перенесшим инфаркт?
Можно быть психически больным, но обойтись без стационара. Мягкая, добрая обстановка дома, поддерживающая терапия – и человек работает, спокойно живет. Но…
Изматывающие поездки на транспорте, где хамство стало нормой, скандалы с соседями, ругань в магазине, несправедливые упреки от родных – все это неизбежно приводит к срывам. Психотравма! Ее может нанести неосторожным словом юноша влюбленной в него девушке и девушка – влюбленному в нее юноше…
Патологическая ревность – это тоже болезнь. Душевная. Навязчивый страх, страх оказаться выкинутым из дома, выгнанным с работы… А если мы добавим к этому некоторые телепередачи, которые тоже приводят к психотравме, то легко понять, почему число душевнобольных не уменьшается, а увеличивается. (Я просто мечтаю о том времени, когда на телевидении появится передача «Полчаса спокойной жизни» или пятиминутка – «Гимнастика души».)
Казалось бы, говорю на медицинские темы. Общеизвестно: весной и осенью у психически больных (подчеркиваю, больных!) возникают обострения. И мы должны быть к этому готовы – мы просто обязаны помочь таким людям, хотя бы постараться их понять.
Как защитить свою душу от болезни?
Прежде всего надо вести себя с другими так же, как тебе хотелось бы, чтобы они вели себя с тобой. Конечно, психически больных от этого не станет меньше. Но число психотравм снизится, продолжительность ремиссии увеличится.
Гимнастика души…
Попробуйте так общаться с людьми, попробуйте!
Уверен: у многих из вас среди родственников, знакомых, коллег, к сожалению, есть душевнобольные. Так будем к ним терпимы, постараемся с ними общаться мягко, заботливо и внимательно. От этого мы и сами станем лучше.
Совсем недавно я говорил на эту тему с известным психиатром, руководителем Московского городского психоэндокринологического центра Степаном Нарбеевичем Матевосяном.
– Мы все забываем, что мы люди, – сказал он. – У нас нанести душевную травму – для некоторых удовольствие. Когда мы лечим психическое заболевание, то комплексно подходим к больному. Самое главное – не подавить болезнь, используя транквилизаторы, а помочь человеку осознать свой недуг и вместе с нами бороться за очищение. Неважно, связано ли это с алкоголизмом, наркоманией или недовольством собой из-за переедания и ожирения –
мы всегда можем помочь другому человеку, проведя цикл – порой он длится полгода, а то и год – психоаналитических сеансов.
Я давно знаю Степана Нарбеевича. У нас с ним один учитель – крупнейший психиатр страны, к сожалению, ушедший из жизни, Арон Исаакович Белкин.
Каждый начальник может стать психотерапевтом для своих подчиненных.
Каждый родитель может стать психоаналитиком для своих детей. Каждый человек может стать для другого человека «громоотводом».
Прошу вас: оглянитесь вокруг! Среди ваших знакомых, друзей, коллег, родственников есть душевнобольные?
Если такие есть – просто заклинаю вас: общайтесь с близкими вам людьми как можно мягче, душевнее, спокойнее, заражая других людей оптимизмом, верой в собственное «я». Самое главное – дайте другому человеку высказаться и не спешите заниматься резонерством и приклеиванием ярлыков. Право, от этого жизнь выиграет. Никто не застрахован от психических срывов.
Все знают отлично о правилах личной гигиены – чистке зубов, мытье лица, рук, ног, чистоте белья… Но мало кто задумывается о психогигиене. А об этом помнить надо постоянно.
Владимир Шахиджанян
P.S. Жду вас на своем сайте www.nabiraem.ru, где есть программа «СОЛО на клавиатуре», а также курс общения «Учимся говорить публично» и психотренинг «Гимнастика души».
На этом сайте я создаю сообщество интересных людей. Там можно знакомиться, общаться, влюбляться, а главное - помогать друг другу.
Тем, кто захочет мне написать лично, обсудить затронутую тему, высказать свое мнение, сообщаю электронный адрес: shahid@dol.ru
Не ответить на полученное письмо – все равно что не пожать протянутую руку. Обещаю ответить на все ваши послания.
Оставьте свои комментарии