В Париже состоялся Третий съезд потомков западных армян
10 декабря 2011 года во французском Севре под Парижем прошел Третий съезд потомков западных армян, который учредил международную неправительственную некоммерческую общественную организацию «Национальный конгресс западных армян». Ее председателем стал Сурен Серайдарян. Сона Ягубян, Норат Тер-Григорьянц и Карен Микаелян избраны его заместителями. Съезд также избрал членов исполнительного органа – Национального совета западных армян, утвердил план действий организации на 2012 – 2013 годы. Съезд принял заявление, которое будет опубликовано в следующем номере газеты. О целях, которые ставит перед собой новая организация, объединяющая значительную часть армянства, рассказывает «Ноеву Ковчегу» Карен Микаелян.
– Карен, напомню нашим читателям, что первые два съезда западных армян состоялись в Ереване в 1917 и 1919 годах. Сохраняете ли вы преемственность в работе ваших предшественников и чем была вызвана необходимость созыва Третьего съезда западных армян?
– Людям, оставшимся в живых после резни в Турции, после Мец Егерна, погромов и депортаций, необходимо было решать вопросы выживания. Этому были посвящены съезд в Ереване и заседания Национального съезда в Париже с февраля 1919 года по июль 1920 года. Их организовал руководитель Национальной делегации на Парижской мирной конференции Погос Нубар Паша. В результате совместных усилий властей Первой Армянской Республики и Национальной делегации 10 августа 1920 года удалось добиться подписания Севрского договора. Увы, претворить в жизнь идею создания свободной независимой объединенной Армении не удалось, возможность, которую давал Севрский договор, использована не была. Почему – это отдельный, серьезный разговор, необходимый для осознания истинных причин поражений и потерь нации, неизбежный хотя бы для того, чтобы избежать новых.
– И армянский вопрос остался нерешенным на десятилетия... Готовы ли вы дать ответы на вопросы — что нам делать сегодня, возможно ли добиться своей цели, кто наши союзники в этом вопросе?
– Сегодня, к сожалению, не существует механизмов согласованного решения общеармянских проблем. В Восточной Армении воссоздана армянская государственность. Советская Армения стала независимым государством, Арцах (НКР с прилегающими армянскими территориями) освобожден. Восточноармянский вопрос – ликвидация блокады, подписание мирного договора с Азербайджаном – может быть решен. На мой взгляд, для этого есть компромисс: освобожденные армянские территории остаются за Арцахом, а остальные армянские территории – Нахиджеван, Шаумяновский район и др. – за Азербайджаном. Не начинается переселение беженцев, потерявших кров вследствие войны, спровоцированной Азербайджаном, армянская сторона не добивается осуждения геноцида армян в Азербайджане, не требует многомиллиардной компенсации за нанесенный ущерб. Это, как мне представляется, максимальный компромисс, на который могут пойти армяне. Конечно, Армения могла бы провести референдум, принять новую Конституцию и как правопреемница Первой республики предъявить территориальные претензии к Турции. Но Армения этого не делает, что можно рассматривать как разумный компромисс для начала переговоров.
В переговорном процессе можно достичь успеха, если вести переговоры в первую очередь с Кремлем, потом с Вашингтоном, с Европой, а не с Баку. Не Баку оккупировал армянские земли, а красный Кремль в 1920 -1921 годах незаконно передал эти земли Азербайджанской ССР. Поэтому и зашли в тупик переговоры при посредничестве ОБСЕ: США, Россия, Франция – не посредники, а стороны, каждая по-своему ответственная за конфликт. Не снимается ответственность и с армян – нам не хватает духа, чтобы, осознав свои права, добиваться единства между составными частями мирового армянства и его согласованных действий.
– А как же западноармянский вопрос, Ай Дат, как собирается его решать, как намерена добиваться справедливости организация, только что созданная в Париже?
– Исторически армянский вопрос означал совсем не то, что сегодня – в начале 20 века стояла перед нами задача возрождения армянской государственности в Западной Армении или в Киликии. К сожалению, подобные планы, реально разработанные и ответственно претворяемые в жизнь, отсутствовали у лидеров нации. И тем более ни у одной армянской политической организации не было планов создания армянской государственности на территории Восточной Армении - в Персии или в Российской империи. Наоборот, все действия армян России до октябрьского переворота 1917 года и разрушения ее большевиками, сводились к тому, чтобы оставить Закавказье в составе России, где национальное развитие не подавлялось так, как в Османской империи.
Поэтому армяне не были готовы к провозглашению независимости Советской Армении, а спюрк не был готов принять активное, соответственно своему потенциалу, участие в восстановлении страны.
Одной из первых задач Национального конгресса западных армян мы считаем признание нас на национальном и международном уровне полномочным и представительным органом западных армян. Со временем организация будет зарегистрирована в Экономическом и социальном совете ООН как неправительственная, будут созданы отделения в армянских общинах, в том числе в Армении.
Напомню, что после советизации Армении и прекращения работы Национальной делегации во главе с Погосом Нубаром Пашой, после отказа Турции на Лозаннской конференции предоставить «очаг для армян» в Киликии для возвращения беженцев западноармянский вопрос превратился в основном в борьбу за признание геноцида 1915-1923 годов. Некоторые страны признали этот факт и осудили это преступление. Более того, Европейский парламент решением от 18 июня 1987 года потребовал «оказывать давление на турецкое правительство с целью признания геноцида армян и содействовать установлению диалога между Турцией и полномочными представителями армян». Но по объективным и субъективным причинам западным армянам, к сожалению, не удалось сохранить полномочное представительство, которое отстаивало бы их законные интересы и права.
Армяно-турецкий диалог сегодня, на мой взгляд, может происходить на трех уровнях. Между властями Армении и Турции. Между армянами, гражданами Турции и ее властями. Между представителями западных армян – рассеянных по всему миру потомков бывших граждан Османской империи, и теперешними властями Турции.
Я знаю, что есть точка зрения, которая сводится к тому, что нынешняя Республика Армения должна представлять интересы всего мирового армянства, так как она является правопреемницей Армянской Республики 1918–1920 годов, подписавшей Севрский договор, и может предъявить претензии к Турции.
Однако лидеры нации, провозгласившие независимость Советской Армении и принявшие Конституцию РА, отказались от прямого юридического правопреемства. По Конституции Армении, ее действие распространяется на территорию бывшей Советской Армении и на ее бывших граждан. Советская Армения в течение десятилетий большевистской пропагандой упорно провозглашалась «единственной родиной» для всех армян. Нас убеждали, что армянский вопрос решен окончательно и безвозвратно, по-сталински, что все мысли о воссоздании другой Армении являются буржуазными и националистическими предрассудками. Этот синдром и сегодня не до конца преодолен.
РА не имеет территориальных претензий к своим соседям. Протоколы, подписанные властями Армении с Турцией, по моему мнению, не ущемляют интересов западных армян. Но Армения не уполномочена западными армянами предъявлять от их имени какие-либо претензии к Турции. Создание объединенного армянского правительства из представителей восточных и западных армян не состоялось из-за провала «армяно-армянских переговоров», имевших место в Ереване с 29 октября до 16 ноября 1919 года. Свободная независимая объединенная Армения, провозглашенная на сессии парламента РА 28 мая 1918 года, осталась несбывшейся мечтой.
Поэтому сегодня именно мы должны сформулировать национальные интересы потомков армян – бывших граждан Османской империи. Создать механизмы для защиты этих интересов и восстановления прав, попранных в начале ХХ века, сформулировать требования к Турции и определить, возможен ли с ней диалог и о чем конкретно. Все это требует огромной подготовительной работы. Необходимо определить размер нанесенного армянам ущерба, начиная с 1915 года, создать механизм, позволяющий добиваться его возмещения. Все это требует времени, больших усилий и средств.
Другой задачей конгресса мне видится содействие формированию из существующих общин мощной общедиаспорной организации, которая была бы способна нести ответственность за судьбу нации в целом, защищать ее интересы и права во всем мире.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии