Наш выбор – это великая держава и надежный союзник
Очередные президентские выборы в России стали свидетельством нового этапа политического развития страны. Активность граждан, сопровождаемая бурным обсуждением предвыборных программ кандидатов, митингами и шествиями сторонников и противников действующей власти, острой критикой сложившейся политической системы и экономической политики, – все это определило накал настроений в обществе.
События после парламентских выборов 2011 г. показали, что люди не хотят оставаться инертной массой и формально участвовать в политическом развитии государства, их не устраивает современное состояние общества, они желают стать активными партнерами государства.
В современной России проживает самая многочисленная армянская диаспора в мире – более 2,5 млн человек. В большинстве – это законопослушные граждане и добросовестные налогоплательщики, вдумчивые избиратели и политически сознательные россияне. Конечно, объективные причины нашей истории пока не позволяют утверждать, что армянская община в России достаточно высоко организована и имеет коллективно выверенные подходы и программы диаспорального развития. Если сравнивать с аналогичными общинами в развитых странах Северной Америки и Западной Европы (в тех же США, Канаде, Франции и т.д.), то армянство России находится в процессе самоорганизации, формирования эффективных гражданских институтов, развития деловых отношений с остальными частями Спюрка и традиционными национальными организациями.
Однако такие важные политические события в жизни общества и государства, как выборы президента, так или иначе, способствуют определению позиций гражданских институтов (включая и этнических объединений). Стало быть, и армянство России, как часть целого, не может оставаться в стороне от политического выбора.
Так уж сложилось динамикой последних 12 лет, что процесс становления армянских общероссийских общественных институтов пока что выразился в становлении и деятельности Союза армян России (САР) и ряда других региональных и иных организаций. К чести САР можно отметить, что данная организация в союзе с другими представителями армянской общественности пытается выразить свою позицию, поддержку кандидату В.В. Путину.
Оппоненты могут сказать, что САР – не есть все армянство, что САР не может выступать за всех армян России, что русские армяне – это такие же граждане страны, которые могут иметь другие предпочтения. Но не будем вдаваться в корпоративные интересы и противоречия. Главное, на мой взгляд, что армяне России, как и все остальное общество, стараются занять более активную позицию, что им не безразлично, как пройдут выборы.
Известный журналист Карен Хачатуров рассказывал мне, что в 1970-е гг. в странах Латинской Америки, и в Аргентине в частности, местная армянская община в целом была инертной к политической жизни страны проживания, армяне особо не ходили на многочисленные митинги сторонников и противников очередных хунт, не поддерживали ни левых, ни правых, а в дни, когда в городах шли активные митинги и закрывались предприятия, только армяне не закрывали свои магазины и продолжали торговлю, что, видимо, позволило им сколотить немалый капитал. На вопрос руководителя Компартии Аргентины, чем объяснить такую пассивность армян, политически мудрый К. Хачатуров отвечал, что армяне, видимо, далеки от политики, их горькая судьба с трагедией геноцида вынудила дистанцироваться от всякой радикальной политики и рассчитывать на самих себя. Да к тому же Компартия Аргентины вряд ли что-то могла предложить по решению армянского вопроса.
Я не случайно вспомнил этот эпизод. Когда ты не имеешь силы в плане экономической, политической и организационной консолидации, то вряд ли можешь играть в политику на другом поле, тем более, если от этого выбора мало что зависит в судьбе Армении и армянского вопроса.
Однако Россия – это великая держава, стратегический партнер Армении, важнейший геополитический игрок на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, от ее позиции во многом зависит урегулирование карабахского вопроса, безопасность Армянского государства и фактически решение армянского вопроса. Да и Россия – это наиболее близкая армянам по духу, истории и ментальности страна. Поэтому не стоит занимать инертную позицию.
Прежде всего, это интересы укрепления самой России как государства, развитие демократии и инновационной экономики, основанной на масштабной технологической модернизации производства, гармонизация межнациональных отношений, борьба с коррупцией, поддержание отечественной фундаментальной науки и образования, создание выгодных условий для потенциального инвестора, развитие конкурентоспособного рынка и бизнеса.
Из 2,5 млн армян большинство не являются представителями бизнеса, мне неизвестны имена армян из числа крупных бизнесменов, кто владеет мощными компаниями в сфере ТЭК или машиностроения, но, как гражданин своей страны, я полагаю, что экспроприация собственности мало что даст. Это путь в тупик, к параличу экономики, росту безработицы и социальным бунтам. Россия в ХХ в. исчерпала свой лимит на революции, которые, как оказалось, не приносят социального и политического блага, а отбрасывают общество на столетия назад. Новая волна приватизации пакетов акций известных госкорпораций, по справедливому мнению
В.В. Путина, должна способствовать появлению здоровой конкуренции и активизации частного капитала, что, в конечном счете, позволит обеспечить развитие экономики. Но Путин и против повальной приватизации, лишения государства контроля над стратегически важными объектами экономики в сфере оборонной промышленности и основными природными ресурсами. И этот путь, как мне кажется, сегодня наиболее оптимальный.
Другое дело, что нельзя не согласиться с коммунистами и другими политическими силами, кто подвергает резкой критике приватизацию по залоговым аукционам 1990-х гг., когда ничтожная часть общества нечестным путем приобрела огромное состояние. Предлагаемый налог на роскошь вряд ли кардинально изменит ситуацию в плане восстановления социальной справедливости. Мне думается, что перед крупным капиталом, который достаточно известен власти и оппозиции, необходимо поставить жесткий выбор экономической амнистии при условии возвращения части вывезенного имущества из России и конвертации их в реальное высокотехнологичное производство, строительство новых градообразующих предприятий в передовых отраслях экономики, являющихся локомотивами инновационного развития. В конечном итоге, они сами себе будут строить предприятия, но в России и для миллионов россиян, с высокой зарплатой. В этом и есть, на мой взгляд, социальная и политическая ответственность бизнеса. Ведь ради чего государство проводило экономическую реформу по созданию рынка и частного капитала? Ради того, чтобы меньшинство обогащалось за счет остальных и ни в чем себе не отказывало, а большинство представляло собой нищую полиэтническую массу? Но тогда мы не обойдем новые социальные потрясения, так нельзя строить сильное и великое государство, меньшинство не может избирать президента.
Что касается армянских предпринимателей в России, то к ним у общества такие же претензии. Они не до конца осознают, что бизнес должен повернуться лицом к нуждам обычных граждан, к зарплатам, к решению острых социальных проблем, к поддержанию интеллектуальной части общества и молодежи.
Великий Александр Манташев полагал, что состоятельные армяне обязаны думать о своем народе и Армении, способствовать возрождению национальной культуры и образования, национального государства и экономики. В противном случае вас всегда будут необоснованно обвинять в нечестном присвоении богатства, ставить под удар, минуя законы экономики и права (мол, нажились инородцы за счет нашей страны).
Капитал в национальном измерении должен являться не только средством обогащения, но быть еще и средством достижения национально полезных задач. Однако признаков такого корпоративного процесса практически нет. Вы вряд ли найдете значительные примеры патриотического проявления ответственности бизнеса по отношению к национальным проблемам, к проблемам рядовых людей.
Все кандидаты в президенты России, наверное, едины в необходимости развития высокотехнологичного производства, что должно иметь масштабный и системный характер. Россия способна вернуть себе лидерство на мировых рынках в таких отраслях производства, как фармацевтика, авиастроение, космос, атомная промышленность, судостроение и др. Но эта способность упирается в вопрос современных технологий, а где их взять? За рубежом в индустриально развитых странах? Но там особо никто не желает делиться, острая мировая конкуренция не предполагает продажу полного технологического цикла своему потенциальному конкуренту, ибо технологии есть основное средство конкуренции, то есть это та курица, которая несет золотые яйца. Остается активное развитие своей науки, технических школ и креативных работников. И такие примеры уже в России имеются, приносят первые положительные результаты, например, в том же Томске.
Важным программным положением политического курса В. Путина и других кандидатов является развитие нового геополитического и экономического проекта на постсоветском пространстве, связанного с Таможенным союзом и Евразийским союзом. Данный проект призван активизировать интеграционные процессы в СНГ при стержневом участии России. Однако, как мне кажется, настоящий проект в составе трех государств СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан) не может быть полноценным без участия стран Закавказья. В то же время присоединение Армении может позволить обеспечить геополитическую сбалансированность российской стратегии на Западе, Востоке и Юге. Но у Армении нет прямой границы с Россией, продолжается транспортная блокада со стороны Азербайджана. Новый союз должен стимулировать разблокирование Армении, иначе теряется всякий смысл.
Естественно, армянство России вправе ожидать от нового президента соответствующего понимания и внимания к тем проблемам, которые беспокоят более 2,5 млн человек. В апреле 2015 г. исполнится 100 лет геноциду армян в Османской Турции. Безнаказанность данного международного преступления способствовала совершению подобных чудовищных преступлений в отношении других народов мира, где особо выделяется по своим масштабам трагедия холокоста еврейского народа.
Именно по инициативе царского министра иностранных дел Сергея Сазонова еще в 1915 г., то есть в период совершения трагедии, Россия вместе с Францией и Великобританией осудила правящие круги Оттоманской империи за данное преступление, а решением Государственной Думы новая Российская Федерация признала факт геноцида армян. В США и Канаде существует практика, когда в День памяти жертв геноцида – 24 апреля – к армянам обращаются главы названных стран с осуждением преступления геноцида и выражением солидарности с армянским народом. В ходе многочисленных общественных и научных форумов армянская общественность России выражала целесообразность такого политического обращения и главы Российского государства, что будет иметь важное политическое значение и свидетельствовать о статусе великой державы России. Подобное обращение явится свидетельством приверженности России к ее исконной исторической традиции справедливости, защиты прав малых народов, противодействия современным преступлениям международной реакции на Ближнем Востоке. Конечно, армяне понимают современную конъюнктуру международных отношений, важность Турции как политического и экономического партнера России. Но никто не призывает к ограничению добрососедства и взаимовыгодного партнерства с современной Турцией, речь идет всего лишь об осуждении преступлений младотурок в начале ХХ века.
Безусловно, армяне заинтересованы в успешном проведении модернизации Вооруженных Сил России, поскольку сильная русская армия – это, прежде всего, баланс сил на мировой арене, это и безопасность Армении, мир на Кавказе, эффективное военно-техническое российско-армянское сотрудничество.
Важная политическая тема, которая не может не беспокоить, по крайней мере, интеллектуальную часть армянской общины, – это вопрос о возможности пересмотра Россией большевистско-кемалистских соглашений 1921 г., согласно которым Армения была разделена между Турцией, Азербайджаном и Грузией. То, что Армения значительно пострадала от этих решений, бесспорный факт. Но что же от этого выиграла Россия? Грузия избрала антироссийский вектор в своей политике. Азербайджан, по сути, также настроен на Турцию и ее сателлитов по НАТО, в Нахичевани и Аджарии уже нет русских войск.
В то время правительство Владимира Ленина не признавалось на Западе, впрочем, как и правительство Кемаля Мустафы-паши. С международно-правовой точки зрения Московский договор от 16 марта 1921 г. не имеет юридической силы. Это примерно то же самое, если президент Нагорного Карабаха и президент Приднестровья (которые, кстати, вполне легитимно пришли к власти, но их пока не признают как глав государств) сегодня возьмут да заключат соглашение о территориальном разделе Молдовы. Нонсенс, не так ли?
Сам прецедент такой ревизии или начало обсуждения самого факта подобной возможности, естественно, поднимут накал региональной политики, ужесточат политическую активность Турции и Азербайджана. Однако никто сегодня не говорит о возврате потерянных армянских территорий Армении. Россия их уступила – Россия вправе и потребовать их возврата под свою юрисдикцию. Не ублажать надо турок, а защищать свои права, как и в других случаях, тем самым укреплять статус великой державы.
Сегодня к месту и не к месту тот же Азербайджан и Турция нередко напоминают, что согласно договоренностям 1921 г., то есть по Московскому договору от 16 марта и Карсскому договору от 13 октября, Турция является гарантом автономий в Нахичевани и Аджарии. Но при этом эти господа почему-то «забывают», что одним из главных участников названных соглашений является Россия, а ее мнения никто не спрашивает. Эти договоренности имели силу, когда была советская власть и в Азербайджане, и в Грузии под началом России. Но сегодня нет советской власти, Грузия и Азербайджан провозгласили правопреемственность от национальных республик 1918–1920 и 1918–1921 гг. соответственно. Российская же Федерация – это правопреемник СССР, и голос Москвы по судьбе Нахичевани и Аджарии никто не может отнять.
Что же касается выборов, то каждый из нас, наверное, уже определился. Наш выбор – это стабильность и развитие, это сильное государство и динамичное общество, это гражданский мир и межнациональное согласие, это великая держава и надежный союзник.
Александр Сваранц, доктор политических наук
Оставьте свои комментарии