№ 13 (196) Июль (16–31) 2012 года.

Когда совет не в тягость 

Просмотров: 3931

В России активизировалась дискуссия о путях выстраивания межнациональных отношений и о необходимости написания государственной стратегии по этому вопросу. Непосредственный импульс этому процессу был задан в июне с.г. указом президента Путина о создании Совета по межнациональным отношениям при президенте Российской Федерации.

Следует отметить, что органа, ответственного за межнациональные отношения, в России не было с 2001 года – именно тогда упразднили Министерство по делам национальностей. Тот, старый, Миннац был далеко не идеальным – он был малоэффективным, далеким от реальной жизни, а министры там менялись так быстро, что зачастую не успевали узнать всех своих заместителей. При упразднении министерства небольшая часть его функций отошла к МВД и МИД, а основная сфера деятельности, повинуясь логике, что «национальности – это регионы и, значит, это региональная политика», перешла в Министерство регионального развития, где и был создан специальный департамент. Это еще больше усилило абсурдность ситуации – министерство, занимающееся экономическими и сугубо прикладными вопросами, такими как ЖКХ, жилищная политика, работа с дольщиками, тарифы на коммунальные услуги и т.д., оказалось обязано следить за национальной политикой и развивать ее!

Естественно, что в такой обстановке сложно было ожидать эффективной, да и просто активной деятельности в межнациональной сфере. Концепции развития межнациональных отношений писались (по-моему, их было около пяти), но ни одна из них не была внедрена в жизнь, в практическом плане деятельность этого департамента была постоянно окружена тайной, и, наверное, я не погрешу против истины, если скажу, что ни один эксперт точно не знал, чем вообще занимается этот департамент.

С его начальником – А.В. Журавским – мне приходилось сталкиваться на различных круглых столах. В своих выступлениях он неизменно уходил от любой конкретики и также неизменно и глубокомысленно вещал безупречные с точки зрения патриотизма и политкорректности слова, типа «Северный Кавказ – это часть России» и «Не надо ссориться, надо дружить». С подобными вещами невозможно спорить, но при всей своей правоте и стерильности они мало что вносят в улучшение межнациональной ситуации в стране.

Ну и в добавление к «картине маслом» можно сказать, что я лично знаю немало людей, которые посылали свои предложения по этой теме в департамент г-на Журавского, где они благополучно и исчезали.

В результате всего этого, начиная, наверное, с момента упразднения Миннаца, в обществе шла дискуссия о том, что подобный орган все-таки нужен. При этом немало экспертов и общественных деятелей выступали за его создание, а проправительственная общественность и само правительство – против.

Беспорядки на Манежной площади, произошедшие в декабре 2010 года, наверное, подвели черту под результатами межнациональной политики России и показали, что в ней все совсем далеко не так гладко, как об этом передает «Первый канал» телевидения. Но даже и тогда российские руководители не желали создавать подобный орган – я прекрасно помню одно из выступлений Д. Медведева, во время которого он четко и предельно откровенно сказал: «Нового Миннаца не будет».

Что же повлияло на то, что, несмотря на более чем десятилетнее стойкое нежелание иметь отдельный орган, занимающийся развитием межнациональных отношений, подобное решение все-таки было принято? Мне видится, что причина этого в резком всплеске антиправительственных волнений, который наблюдался в России начиная со второй половины 2011 года, и в осознании властью того, что немалая часть общественного недовольства приходится как раз на межнациональные отношения и, в частности, на политику по отношению к Кавказу. Именно это вынудило Владимира Путина уже во время собственной президентской кампании неоднократно заявлять, что теперь он уже готов пойти на создание нечто подобного. И вот избирательная гонка прошла, Путин сдержал свое слово, и подобный орган теперь создан. Насколько он отличается от того Министерства по делам национальностей и насколько он соответствует повестке дня?

Здесь важно отметить, что новый орган действительно не является аналогом Миннаца. Он представляет собой не бюрократическую структуру с должностями, окладами и служебными автомобилями, а «совещательный и консультативный орган при президенте Российской Федерации, образованный в целях обеспечения взаимодействия… органов государственной власти... общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации». Следует отметить, что цель национальной политики России сформулирована Владимиром Путиным в его предвыборных статьях, это – формирование общегражданской политической нации при сохранении этнокультурного многообразия народов России.

Для достижения этой цели участники совета должны будут заниматься самыми разными вещами – от концептуальных и стратегических, таких как разработка концепций национальной и миграционной политики государства, до координирования межнациональных вопросов среди государственных и общественных организаций и реагирования на ситуативные моменты, такие как периодически случающиеся в разных регионах всплески межнациональной розни.

Состав совета будет учреждаться президентом России и, как это видно даже из названия, будет иметь к нему непосредственный доступ. Члены совета станут работать в нем на общественных началах и не будут получать за это зарплату.

Что ж, казалось бы, направление правильное, совет создан и все идет хорошо. Однако в ходе общественной дискуссии выяснилось, что далеко не все эксперты и общественные деятели оптимистично оценивают перспективы деятельности нового органа.

Существует непонимание принципов отбора членов совета, и дело здесь даже не в персоналиях, а в соответствии логики подбора заявленным задачам. Из 50 членов совета практически половина приходится на руководителей крупных национальных диаспор, еще половина – на чиновников и только два места отданы представителям научных кругов, в частности академику В.А. Тишкову (кстати, одному из бывших министров упраздненного Министерства по делам национальностей) и Л.М. Дробижевой – одному из основателей российской этносоциологии, почетному доктору Института социологии РАН, и еще два выделены представителям популяризаторских кругов и медийным личностям – Н.К. Сванидзе и М.Л. Шевченко.

По мнению экспертов, почти полное отсутствие в совете представителей научного сообщества приведет к тому, что он не сможет работать над концептуальными основами межнациональной политики. В то же время доминирование чиновников и представителей диаспор может привести к возврату в ельцинские времена, когда чиновники начнут договариваться с диаспорами и взамен на обещание лидеров диаспор поддержать существующую власть пойдут им на уступки за счет ослабления позиций государства в целом.

В добавление к этому ряд независимых экспертов выразили сомнения в самой принципиальной возможности наладить межнациональные отношения в современной России. По их мнению, эта сфера общественной жизни в высочайшей степени зависит от общего состояния дел в государстве, а обострение межнациональных отношений, наблюдаемое в последнее время, является следствием кризисных процессов, протекающих в государственном аппарате и в обществе в целом. Без остановки этих процессов никакие косметические меры в самых разных областях общественной деятельности не будут иметь успеха.

В качестве одного такого критического пункта называется коррупция. В принципе еще Владимир Путин говорил, что зачастую вопросы, в основе которых лежит коррупция, принимают формы межэтнической розни. С этим утверждением бессмысленно спорить, но тогда, чтобы улучшить положение в области межнациональных отношений, следует в первую очередь не приглаживать вопросы межнациональной политики, а активно искоренять коррупцию, чего, как мы видим, к сожалению, не происходит, и именно этот факт настраивает экспертов на пессимистический лад.

Оценить работу нового совета мы сможем уже довольно скоро, его членам предстоит самым активным образом включиться в работу по разработке новой государственной концепции межнациональных отношений до 2020 года, утвердить которую, по словам Владимира Путина, нужно уже до конца этого года.

Думаю, в работу над этим документом активно включится и Союз армян России. Его руководитель – известный общественный деятель Ара Абрамян – вошел в состав Совета по межнациональным отношениям. Согласно интервью вице-президента Союза армян Левона Муканяна, российские армяне высоко оценили факт создания совета и готовы предоставить «пакет конкретных предложений для улучшения политики межнациональных отношений в Российской Федерации».

Андрей Епифанцев, политолог, обозреватель газеты «Ноев Ковчег»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

  1. С этим путинским Советом тоже все ясно - фикция, для галочки. А как еще можно подумать о такой структуре, если из армян они нашли самого достойного в лице... главы САР Ара Абрамяна :)) Жизнь у человека удалась - аж в Кремль вхож деревенский парень :)) Но что толку от этого нам, армянам???
  2. Да, Ара Абрамян - это круто :)
  3. Показуха :)
  4. Армяне, они тоже разные, кому польза,а кому нет... Что касается совета, то берут тех, кто на виду. Формально считается, что руководителя диаспоры выбрала сама диаспора, значит, она ему доверяет. Деятели науки и культуры давно уже не в почете.
  5. Никто Ара Абрамяна не выбирал. Он на свои деньги создал ООО "САР", вот и командует. Еще себя этот САМОЗВАНЕЦ объявил главой Всемирного армянского конгресса. Неслыханная наглость этой деревенщины!!!
  6. Неправда.Ара Абрамяна избрал съезд и на тех кто выбирал его руководителем САР,лежит вся ответственность за его сегодняшнее безразличие.Могу назвать некоторых уважаемых избирателей Абрамяна: академики Самвел Григорян,Арнольд Адамян,Аганбекян,Сенатор Артур Чилингаров,известный актер Армен Дигарханян,генерал Норат Тер-Григорян.Интересно,они сожалеют о содеянном?
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты